«Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными учащимися на уроках английского языка»
статья по английскому языку (7 класс) по теме

Качаева Юлия Валерьевна

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие творческих и одаренных детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

РЕФЕРАТ

«Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными учащимися на уроках английского языка»

                                           Выполнила:

                                               Качаева Ю.В.,

                                                                    учитель английского языка

                                                    МОУ «СОШ №8»  

Астрахань – 2010

Содержание

I. Введение                                                                                                             3

II. Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на уроках английского языка.                                           5

1. Общая характеристика способностей.                                                             5

2. Сферы личностного развития одаренных детей.                                            8

3. Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на младшем этапе обучения.                                             12

4. Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на среднем этапе обучения.                                               15

5. Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на старшем этапе обучения.      

5.1. Исследовательская деятельность старшеклассников                                19

5.2.  Кейс-метод в обучении английскому языку                                             26

6. Интегрирование на уроках английского языка при работе с одаренными детьми                                                                                                                     27

7. Требования к учителю при организации деятельности с одаренными детьми                                                                                                                     31

III. Заключение и выводы                                                                                     33

IV. Литература                                                                                                       35


I. Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в Мировое образовательное пространство. Проводится разработка новых образовательных стандартов II поколения. Действующие УМК по иностранным языкам приводятся в соответствии с общеевропейскими компетенциями владения языком. Понятие «языковой портфель» прочно вышло в методический арсенал педагогов. Современный учитель должен осознавать потребность в дальнейшем самостоятельном совершенствовании своего профессионального мастерства. Работа с одаренными детьми призвана дать учителю импульс к совершенствованию его профессиональной деятельности, побудить его поднимать выше планку требований к себе, искать и находить более оптимальные, интересные, удачные решения, использовать новые развивающие технологии. У одаренных детей отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Они умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, предпочитают интеллектуальные игры. Зачастую они лучше учителя разбираются в современных технологиях, особенно в том, что касается интернета и пользования компьютером. С одной стороны, работа с одаренными детьми стимулирует саморазвитие личности самого учителя, что подчеркивает актуальность выбранной нами темы. С другой стороны, одаренным, более способным учащимся бывает скучно на уроке, где из-за нехватки времени учителю не удается уделять им больше внимания из-за необходимости научить всех: и слабых, и сильных за столь короткий срок.

Таким образом, большое внимание начинает уделяться внеурочной работе с одаренными детьми, используя в полной мере их развитый интеллект, высокий уровень креативных возможностей, активную познавательную потребность.

Необходимо учитывать, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения, но и воспитания. Оно имеет собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющую его индивидуальность. Творческая работа с одаренными детьми доставляет удовольствие и педагогу, и самим детям. Ведь сейчас эти ученики составляют гордость нашей школы, а уже завтра смогут стать цветом нации, используя знания, умения и навыки исследовательской работы, приобретенные ими в школе.


II. Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на уроках английского языка.

  1. Общая характеристика способностей.

Одной из основных приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие творческих одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей в рамках и вне урока.

В 2009-2010 уч. г. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Астрахани» работала над темой «Проблема преемственности в урочной и внеурочной работе».

Темой самообразования мы выбрали в соответствии с темой общеобразовательного учреждения «Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми при обучении английскому языку». Результатом разработанной темы явилось участие автора в Интернет-эстафете педагогических идей «Палитра одаренности», которая проводилась 21 апреля 2010 г. Астраханским институтом повышения квалификации и переподготовки.

Современные ученые выделяют следующие характеристики одаренности:

  1. Учебные: владение большим объемом информации, большой запас лексики, свободные рассуждения на различные темы, понимание смысла и причины действия людей.
  2. Мотивационные: настойчивость в поисках решения задачи; ученик нуждается в минимуме указаний со стороны учителя, он упорен в отстаивании своего мнения, чувствителен к мнению других; не безразличен к правильному (неправильному), хорошему (плохому).
  3. Творческие: ученик любопытен и любознателен, задает много  вопросов; проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если ...); предлагает необычные ответы; не склонен принимать на веру решение без исследования.
  4. Лидерские: берет на себя ответственность, лидер в нескольких видах деятельности.

Данные характеристики позволяют помочь систематизировать представления учителя о способностях детей.

Рассмотрим более подробно понятие «способности».

Способности – это то, что не сводится к простому набору знаний, умений и навыков, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Существует несколько классификаций способностей:

  1. Природные (естественные) – это восприятие, память и т.д. Это специфические человеческие способности, обеспечивающие жизнь человека в социальной сфере.
  2. Общие – специальные. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности: развитая память, совершенная речь. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, лингвистические способности. Часто общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга.
  3. Учебные – творческие. Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения ребенком знаний, умений и навыков, формирования качеств личности.
  4. Творческие способности определяются созданием предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, изобретений, индивидуальным творчеством в различных областях человеческой деятельности.
  5. Способности к общению социально обусловлены. Нормальная жизнь и развитие человека невозможны без владения речью, без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать их самих и их поступки.
  6. Предметно-познавательные способности – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

Считаем необходимым отметить, что важным моментом в развитии способностей детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких, взаимно дополняющих друг друга способностей.

Дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы – создать условия для развития каждого ребенка. Неталантливых детей нет. Есть учителя, не умеющие раскрывать возможности учащихся.

Самое главное – одаренных детей надо уметь выявить. Как это сделать? Прежде всего, не упустить время. Мне это делать нетрудно, несмотря на то, что работаю в общеобразовательной школе. Наша школа работает в режиме эксперимента раннего обучения английского с 2005 года и включена в список общеобразовательных учреждений Астраханской области, участвующих в эксперименте по апробации УМК «Английский в фокусе» для 2-6 классов издательства «Просвещение».

Проводя уроки во втором классе уже после первого полугодия, давая разноуровневые задания, можно выявлять способных детей. А уже в конце 4-го класса в глаза бросается разница между понятием «способный» и «одаренный». Редким исключением могут быть дети, у которых одаренность проявляется гораздо позже. Их очень мало. Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

2. Сферы личностного развития одаренных детей

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Психолог Б.М. Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

В сферу личностного развития одаренного ребенка входят характеристики:

  1. Увлеченность содержанием задачи – это одна из ведущих характеристик одаренности. Деятельность выступает эффективным средством развития способностей, стимулируется интересом к ее содержанию.
  2. Перфекционизм – это стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям; это упорное стремление переделывать работу до соответствия самым высоким стандартам.
  3. Социальная автономность характеризуется степенью детской самостоятельности и независимости, готовность отстаивать свою точку зрения, стремление действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.
  4. Лидерство выражается в доминировании в межличностных отношениях, совместных делах, что дает опыт принятия решений. Ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя ответственность.
  5. Соревновательность – это склонность к конкурентным формам взаимодействия. Она проявляется в склонности или нежелании участвовать в конкурентных формам взаимодействия.
  6. Широта интересов – это разнообразные, устойчивые интересы ребенка, это основа многообразного опыта. Она проявляется в стремлении заниматься самыми разнообразными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в разных сферах.

Для познавательной сферы одаренного ребенка свойственны следующие процессы:

  1. Оригинальность мышления – это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Они проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (это рисунки, проекты, различные творческие работы, эссе и т.д.).
  2. Гибкость мышления – это способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи; это умение находить альтернативное решение проблем, менять направление поиска решения проблемы.
  3. Продуктивность (беглость мышления) – это способность к генерированию большого количества идей, разнообразные варианты решения проблем и продуктов деятельности (проекты, брошюры, рисунки, эссе).
  4. Способность к анализу и синтезу. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем, она может быть выявлена практически в любом виде деятельности.
  5. Классификация/категоризация – это психические процессы, которые имеют большое значение при структурировании новой информации, объединении объектов в классы, группы. Они проявляются в стремлении к систематизации добываемых материалов (составление таблиц, схем вопросительных предложений).
  6. Высокая концентрация внимания обычно выражается в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной настройки на восприятие информации. Она проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям.
  7. Память – это способность запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки. Преимущество имеет тот, не у кого большой объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию (запоминание грамматических правил, новой лексики; заучивание речевых клише, скороговорок, стихотворений).

На наш взгляд, только высокопрофессиональный педагог может, имеет право работать с одаренными детьми. Поэтому, важным аспектом в  работе с одаренными детьми является самообразование и саморазвитие педагога. Помимо чтения методических журналов, использования различных технологий обучения стараюсь не пропускать различные семинары, конференций, тренинги. Так, например, принимала участие в X НПК в ШОД им. А.П. Гужвина «Воспитание и обучение: поиск и развитие новых направлений» с выступлением на тему «Патриотическое воспитание на уроках английского языка: из опыта работы по использованию проектной методики». Данная работа опубликована в сборнике тезисов по итогам X НПК в 2008 г.

В 2010 г. автор принимал участие в семинаре-тренинге «Использование Интернета в обучении», «Роль мультисенсорного подхода в обучении языку».

В 2008 г. автор участвовал в заочном конкурсе педагогического мастерства среди педагогов иностранного языка, где получил сертификат о достижении им 4 уровня преподавания английского языка.

Рассмотрим более подробно организацию урочной и внеурочной деятельности одаренных детей. Определив таких ребят, учитель должен научить их думать, предпринимать все возможное для развития их одаренности. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Но большая часть работы идет через систему индивидуальных занятий, занятий в группах, где учитываются индивидуальные творческие способности. Автор старается развить и проследить творческую траекторию одаренного ребенка.

Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:

1  этап - мотивационный (2-4 класс)

На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.

2 этап (5-7 класс)

Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео - экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

3 этап (8-11 класс)

Вовлечение в исследовательскую деятельность - групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с теми учащимися, которые готовятся к выступлениям на научно-практических конференциях, к Фестивалю научно-исследовательских работ учащихся «Портфолио».

В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром развития психических процессов. Развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. Этот процесс сложный и длительный.

Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных ситуаций в сфере общения и поведении.

Нельзя упускать из виду тот факт, что одаренные дети далеко не всегда рано созревают, но напротив, имеют даже замедленный ход развития, так что одаренность в течение долгого времени остается латентной. Педагогу, ставившему своей целью воспитание одаренных детей, необходимо учитывать, что большие способности ведут к исключительности со всеми ее опасностями, в частности, к повышенному самосознанию.

3. Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на младшем этапе обучения

Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на уроках английского языка происходит постепенно.

На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе создаются альбомы-летописи семьи, класса, которые последствие можно собрать в один большой альбом или поместить на один большой стенд. Дети составляют тематические словари, рисуют диафильмы.

Во 2-ом классе после знакомства и модальным глаголом «саn» дети подготовили рисунки с описанием того, что они умеют делать хорошо. Скрепив их вместе, мы получили 2 альбома с действиями девочек и мальчиков. При изучении лексики «Действия человека» по УМК «Английский в фокусе – 2» предусматривается изготовление маски обезьянки Чаклза-героя, сопровождающего учеников на страницах учебника. Предлагаю желающим изготовить маски животных на свое усмотрение в соответствии со стихотворением, приведенным в учебнике. На уроке выяснилось, что желающие, а ими, как всегда, оказание более сильные, развитые дети, не только хорошо выучили стихи о животных наизусть, правильно их интонировали, но и изготовили чудесные маски соответствующих животных. В дальнейшем, большинство творческих работ, поделок учащихся начальной школы стараюсь использовать во внеурочное время при подготовке сказок на английском языке, оформлении стендов.

Еще одной формой работы на уроке где возможно применение исследовательской деятельности является отработка фонетических навыков, которая заключается в тренировке правильного произношения звуков, а также изучаются правила чтения английских гласных. Первоначально учащимся предлагается вспомнить буквы и звуки. Они должны назвать эти буквы, определить передаваемые ими звуки и привести примеры слов, где они используются. Автор использует буквы, вырезанные из бархата, из пористой резины, плакат-постер. Во внеурочное время детям предлагалось оформить буквы английского алфавита как-либо необычно. В ответ на это моя методическая копилка пополнилась буквами из пуговиц, пластилина, фольги, природного материала, проволоки и т.д. Это, с одной стороны, развивает мелкую моторику детей, а с другой стороны, позволяет проводить изучение алфавита нестандартно. Так, например, можно не глядя достать буквы из коробки, определяя их на ощупь. На внеклассном мероприятии «Праздник алфавита» дети охотно демонстрировали свои достижения. Группа сильных учеников изъявила желание изготовить карточки для тематического алфавита подобраны слова по теме «Еда». Использование в работе таких «вкусных» слов не только способствует их лучшему запоминанию, но и способствует развитию познавательного интереса к изучению иностранного языка, вызывает положительные эмоции.

В 3 и 4-м классах продолжается работа по созданию тематических альбомов. Ребят очень увлекает деятельность подобного рода. Во-первых, вклад каждого участника не останется незамеченным, а в результате получается настоящая рукописная «книга». Во-вторых, свои мысли и чувства можно выражать при помощи английского языка. Позднее получившиеся альбомы по темам «Мои летние каникулы», «Мой любимый сказочный персонаж», «Мой самый лучший день» используют в качестве иллюстрированного материала на уроках.

Сильные ученики в начальной школе уже способны сами подготовить тематические кроссворды, ребусы. В 2009-2010 гг. мои ученики 4 «А» класса впервые участвовали в международном игровом конкурсе «The British Bulldog.»

Способностью предвидеть, брать на себя ответственность, руководить своими действиями обладают лишь зрелые, сформировавшиеся личности, притом далеко не все. Если начать развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Важно продумать систему поощрении за активную деятельность учащихся. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены, хотя поощрение может носить чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы) заставляет ребят трудиться в течение учебного года.

4. Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на среднем этапе обучения

Такая разносторонняя работа начальной школы не может и не должна прерваться в среднем и старшем звеньях. Переход из начального в среднее звено школы психологи и педагоги называют кризисом. И для этого, несомненно, есть основания. Успеваемость у многих учеников падает, интерес к учебе снижается, общение между сверстниками становится более напряженным, а сами дети – тревожными, часть непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от нас, взрослых. Учителям английского языка МОУ «СОШ № 8 г. Астрахань» считают, больше повезло в этом отношении, т.к. с 2005 г. мы участвуем в эксперименте по раннему обучению иностранному языку. За период обучения в начальной школе нам удается ближе узнать детей, определить их способности, познакомиться с родителями.

Период адаптации для ребенка при переходе из начальной в среднюю школу проходит менее болезненно на уроках английского языка, т.к. он уже знаком с учителем, его требованиями. Учитель продолжает знакомить учеников с правилами самоорганизации, самостоятельного планирования времени как на уроках, так и дома. На наших уроках часть звучат вопросы учителя: «Что нужно повторить, чтобы выполнить дома это упражнение?», «Слова по какой теме необходимо вставить в пропуски, где их можно найти в учебнике?» и т.д. Такая работа помогает ученикам формировать свое «Я» через проявление интереса к жизни, достоинствам своих друзей, воспитывать способности к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Подход к исследовательской деятельности в среднем звене становится более традиционным.

Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.

Примером такой работы может стать, например подготовка экскурсии в форме презентации, где одни ученики являются гидами, а другие играют роль туристов - иностранцев.

Каждое общеобразовательное учреждение обладает своим неповторимым «духом», традициями. Считаем, что изюминкой нашей СОШ №8 г. Астрахани является ежегодное проведение Дня Науки, причем мы стараемся охватить деятельностью учащихся всех возрастов. Конечно, этому празднику предшествует огромная работа по подготовке исследовательских работ, организации учащихся, выявление одаренных детей в той или иной сфере. День Науки всегда начинается очень торжественно. После вступительной части ученики средней школы провожают первоклассников и воспитанников подготовительных групп близлежащих детских садов по станциям, представляющими собой школьные предметы, изучаемые в старшей школе. В интересной форме дети знакомятся с этими предметами, материал всегда подается в доступной форме, но в, то, же время не является просто развлекательным. Уже третий год подряд автор вместе с учениками 6-7-х классов готовит станцию «Английский язык». Каждый год мы выбираем различные темы. Так, например, нами проводились следующие станции: «Hello, English!», «Nursery Rhymes». В 2009-2010 гг. совместно с учителем русского языка и литературы нами была организована станция «Филология», где мы обратили внимание первоклассников на большое число заимствованной лексики из английского в русский язык. Силами учеников

7 «Б» класса детям была показана сказка «Three Bears», но название ее не сообщалось заранее. В конце выяснилось, что все дети поняли содержание сказки, вспомнили ее русское название, хотя сказку они слушали только на английском, полностью незнакомом им языке. Проведение подобных мероприятий позволяет выявить детей одаренных не только лингвистически, но и обладающих артистическими способностями, умеющих выступать перед незнакомой аудиторией.

Это имеет также и положительное воспитательное значение, позволяет глубже осуществлять преемственность урочной и внеурочной деятельности.

Современные методики преподавания иностранного языка характеризуются поисками таких средств и путей обучения, которые бы обеспечили учащимся знание не только программного языкового материала на основе формирования у них прочных практических навыков, но и позволили бы выйти за рамки школьной программы, повышая при этом мотивацию к изучению языка.

Одной из современных технологий преподавания иностранного языка, отвечающих вышеперечисленным требованиям, считаем метод проектов, используемый нами при обучении английскому языку на протяжении нескольких лет.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи...);
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;
  4. Структурирование содержательной части проекта;
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

В работе над проектами участвуют ученики 5-9-х классов. Темы для проектов носят чаще всего лингвострановедческий характер. Однако и сами учащиеся активно участвуют в разработке тематики, предлагая или изменяя ее. Таким образом, были предложены темы «История Дедов Морозов разных стран», «Далекая и близкая Австралия», «20 знаменитых россиян», «Рождественское угощение». Определяется ученик или группа учеников, изъявивших желание работать над проектом, составляется рабочий план, распределяются поручения внутри группы (поиск литературы по теме, компьютерный набор текста, адаптация перевода, оформление).

В процессе работы над проектом ученики пытаются размышлять, усваивают новую языковую информацию, приучаются к самостоятельности. Под руководством учителя учащиеся средней ступени обучения стараются устанавливать межъязыковые отношения, делать обобщения, учатся реферировать текст научно-популярного характера, приобретают навыки литературного перевода английского текста.

Проект может быть оформлен в виде альбома, плаката, компьютерной презентации.

Так, например, результатом изучения темы «The World of Animals» стало создание тематических альбомов, посвященных фауне Астраханской области: млекопитающим, птицам, рыбам и рептилиям.

Естественно, словарный запас 5-классников является не вполне достаточным для выполнения этого вида работы. Тем отраднее было наблюдать использование учениками дополнительной лексики, подбор иллюстрированного материала, своих рисунков или фотографий.

  Таким образом, современная проектная технология позволяет повысить уровень мотивации учащихся к изучению предмета, формировать у них навыки учебно-исследовательской деятельности, так необходимые в дальнейшем, делая урочную и внеурочную работу плодотворной, творческой.

5. Преемственность в урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на старшем этапе обучения

5.1   Исследовательская деятельность старшеклассников

Психологическая особенность раннего юношеского возраста – устремленность в будущем. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление учеников старшей школы строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы. В рамках учебно-воспитательного процесса происходит первичное формирование элементарных навыков планирования и целеполагания.

На завершающем этапе средней общеобразовательной школы, как правило, у большинства детей полностью меняется восприятие учебных предметов:

  1. учащиеся 10-11 классов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью;
  2. промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности старшеклассников и повышению степени их самостоятельности;
  3. на старшей ступени обучения активно развивается на основе рефлексии свое собственное самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».

Перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Чтобы сформировать у одаренных учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность одаренных учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.                           

Применение исследовательских методик позволяет решить эту                                 дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Всё это заставляет обратить особое внимание на формирование у обучающихся исследовательских личностных навыков на уроках иностранного языка.

2010 г. прошел в России как год празднования 65-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне. На уроках английского языка мы не смогли остаться в стороне от этого. В г. Астрахань в 2009-2010 уч. гг. проводился городской конкурс сочинений на иностранных языках «Астраханцы в летописи войны», где мы с учениками приняли активное участие. Однако старшеклассники не остановились только на участии в заочном конкурсе, но предложили подготовить компьютерные презентации и выступить перед школьниками среднего звена. Мы подготовили и провели внеклассное мероприятие, посвященное Великой Победе, в школьной библиотеке, где были подготовлены стенды с уникальными военными фотографиями, книгами о войне. Ученики 10 «Б» класса выступали перед восьмиклассниками. Один из учеников рассказал о боевом пути своего прадедушки, тяготах и лишениях, выпавшими ему во время войны.

Другая ученица подготовила исследование «Великая Отечественная война глазами детей», где рассказала о нелегкой судьбе многодетной семьи Климочкиных, о том, как каждого ребенка затронула, наложив отпечаток на их дальнейшую судьбу. С этой работы мы приняли участие в Интернет - эстафете педагогических идей «Палитра одаренности» в 2010 г. Восьмиклассники проявили живой интерес во время внеклассного мероприятия. Подобные мероприятия, где в роли наставника выступают старшеклассники, а учитель выполняет роль консультанта – организатора, проводятся нами регулярно.

Предполагается, что полученный опыт собственно организации исследования будет использован старшеклассниками «во взрослой жизни»: институте, будущей профессиональной и научной деятельности.

Система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития.

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность одаренных  учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  1. развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  2. формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  3. выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  4. воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  5. помощь в профессиональной ориентации;
  6. самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения.

Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Организацию исследовательской деятельности одаренных учащихся мы понимаем как одно из важных условии развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое.

Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:

Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом учащимся необходимы хотя бы минимальные языковые знания.

Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя - научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Выбирая тему реферата или исследовательской работы, старшеклассники руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск  стенгазеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  1. Работы должны быть выполнены самостоятельно.
  2. Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
  3. Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
  4. Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.
  5. Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
  6. Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.

Так, например, в 2010 г. мы с десятиклассниками впервые участвовали в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», что вывело нашу исследовательскую работу с одаренными детьми на более высокий уровень. Мы получили возможность не только поделиться своими наработками, но и познакомиться с исследованиями школьников со всех стран России. Наряду с этим, продолжаем на протяжении нескольких лет регулярно принимать участие в школьных научно-практических конференциях. Исследовательская деятельность как одна из форм организации обучения позволяет построить образовательный процесс с учетом индивидуальных, личностных качеств ученика, способствует развитию креативности детей, повышает познавательную мотивацию, расширяет и углубляет знания по учебному предмету.

 С точки зрения внутренней организации, учебное исследование школьника является целенаправленной деятельностью. Как и любая другая деятельность подобного рода, она связана со следующими составляющими:

  1. внутренним представлением цели;
  2. мотивацией;
  3. критериями достижения цели и организацией процесса;
  4. основными операциями и действиями, направленными на реализацию цели;
  5. последовательность операций и действий;
  6. контроль за исполнением операций и получением промежуточного результата;
  7. коррекцией операций или представления цели;
  8. критериями прекращения реализации действий;
  9. фиксацией результата деятельности.

В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями!

5.2. Кейс-метод в обучении английскому языку

В переводе с английского Case означает:

1.     Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте — пакет документов для работы студентов);

2.     Ситуация, случай, казус, в ряде случаев - их сочетание (в нашем варианте - набор практических ситуаций, которые должны изучаться студентами).

Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Кейс-метод можно использовать уже с 5 класса, когда накоплен достаточный словарный запас.

Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Как правило, исходя из накопленного педагогического опыта, именно одаренные дети становятся своеобразными «генераторами идей», подсказывая и направляя одноклассников. Примером подобного кейса может послужить рассказ «Who's there?» из учебника «Enjoy English – 8» авт. М.З. Биболетова, где восьмиклассникам предлагается определить причину того, почему космонавт потеря сознание и упал в обморок. Также им нужно представить сове продолжение рассказа.

Разумеется, кейс-метод используют и при коммуникативно-ориентированном обучении языку, когда школьникам предлагают для анализа те или иные коммуникативные ситуации. При этом исследуется и анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии и идиоматики, механика обмена репликами и др. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык.

6. Интегрирование на уроках английского языка при работе с одаренными детьми

Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества - сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Вот и автор пытается на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям. Большую помощь в этом оказывает использование межпредметных связей на уроках. Интегрирование с музыкой. Использование музыки и пения на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций. Существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и музыкального слуха. Использование музыкальных текстов способствует развитию слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата. В этом направлении я начинаю работу с песенных упражнений, пропевания скороговорок, ведь именно они ориентированы на отработку артикуляторных особенностей гласных и согласных в структуре слов и на стыках слов, на формирование навыков интонационной выразительной речи. На следующем этапе перехожу к исполнению песен на уроках и во время внеклассных мероприятий, начиная с простых (Jingle bells, Merry Christmas) до песен из репертуара «The Beatles». Любят ребята и обыгрывать песенки («Clap your hands!», «Apples and Bananas», «Old Macdonalds»), что позволяет использовать непроизвольное внимание детей и непроизвольную память, даёт возможность создать на уроках непринуждённую, творческую атмосферу, а также решать не только языковые, но и общеразвиваюшие задачи. Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят.

К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга. Уроки в средних старших классах строятся на межпредметных связях с русским языком и литературой, которые позволяют обеспечить максимальную эффективность уроков английского языка, способствует интеллектуальному развитию учеников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, развивает литературный талант. В УМК «Английский в фокусе» авт. В. Эванс, Дж. Оби для 10-11 классов большое внимание уделяется знакомству с отрывками из произведений знаменитых английских и американских писателей, таких как, О. Уайлда, Ш. Бронте, Ч. Диккенса, М. Твена, Т. Харди, Дж. Лондона, Дж. Свифта, Э. Несбит, Г. Уэллса и др. Обрадовало меня как педагога и удивило старшеклассников использование в учебнике 10 кл. отрывка из рассказа А.П. Чехова «Душенька», что, несомненно, является отличительной особенностью этого УМК. Старшеклассники уже наслышаны о том, что на Западе известны и любимы произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Теперь им представляется возможность познакомиться с переводом рассказа на английский язык, сравнить его с оригинальным текстом. А все это, не что иное, как одно из проявлений «диалога культур», взаимообогащение, что способствует познавательной активности.

Учащиеся самостоятельно переводят отрывки из произведений великих писателей, причём оценивается не точность перевода, а стиль написания. Очень нравятся ребятам конкурсы стихотворных переводчиков, которые я провожу, начиная с 5 класса. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. Учащиеся осознают, что иногда в литературном переводе нельзя сохранить все подробности оригинала. А средствами родного языка нужно передать основной смысл переводимого стихотворения. Интегрирование с биологией, экологией. В своей работе я активно использую проектное обучение, так в 5 - 6 классах ребята готовят журналы о своих питомцах, где размещают фотографию домашнего животного, рассказывают о том, как за ними ухаживают.

Школьники постарше знакомятся с рассмотрением определённых явлений - «тропические леса», «парниковый эффект», «озоновые дыры», создают плакаты и рефераты об исчезающих животных из Красной книги. Каждый год с 8-классниками провожу конференцию на тему «Экология нашего города», где каждый ученик играет определённую роль - журналиста, эколога района, врача и т.д. результатами работы становятся экологические плакаты, листовки. Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера «Великобритания», «США», «Австралия» и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями (О.Кромвель, адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук). Одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А иностранный язык относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо. Поэтому на уроках использую историческое лото, географические квизы (quiz), например, догадайтесь, о ком это было сказано и по какому случаю: 1. «Он был не только великим мореплавателем, но и великим оратором». (Христофор Колумб). 2. В 1498 году, когда Фердинанду было 18 лет, другой португальский моряк ... достиг Индии. (Васко да Гама). 3. Он был человеком, кто дал свое имя Новому Свету, который с тех пор назывался Америкой. (Америго Веспучи). 4.Он назвал океан Тихим. (Фердинанд Магеллан). 5. После того, как он составил карту Новой Зеландии и объявил ее британской территорией, он отправился на запад. (Джеймс Кук). Подобные задания можно предлагать и о великих учёных (физиках и химиках).

Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я и пытаюсь делать на своих уроках.             

 

7. Требования к учителю при организации деятельности с одаренными детьми

Организация урочной и внеурочной деятельности с одаренными учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

  1. положительное отношение к ребенку;
  2. проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  3. признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора;
  4. оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  5. учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

Учитель должен быть:

  1. творческим;
  2. профессионально грамотным;
  3. способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  4. интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  5. владеть современными образовательными технологиями;
  6. умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  7. владеть компетентностным подходом к обучению;
  8. умеющим развивать компенсаторные способности учащихся

Учителю характерны:

  1. желание работать нестандартно;
  2. поисковая активность;
  3. знание психологии одаренных детей;
  4. готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми;
  5. признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе;
  6. стремление к интеллектуальному совершенствованию;
  7. создание на уроке и во внеурочной деятельности доверительных межличностных отношений;
  8. признание прав учащегося на ошибку;
  9. обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми в общеобразовательной школе, мы должны еще отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.

Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.

Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий. Это дело университетов. Наша главная цель работы - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.


III. Заключение и выводы

В данной работе мы рассмотрели преемственность в организации урочной и внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на уроках английского языка.

Нами дана характеристика отличительных черт одаренного ребенка, его познавательных процессов, сферы личностного развития. Также рассмотрены классификации способностей в отношении одаренных детей.

Нами проанализированы возможности использования различных современных педагогических технологий на младшем, среднем и старшем этапах обучения. Приведены примеры творческих заданий учащимся, подробно проанализирована организация внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся. Также нами выделены особые требования к педагогу, организующему работу с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы.

Считаем, что создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.

Мы постоянно размышляем над тем, какая из технологий обучения наиболее эффективна в данной конкретной ситуации. Работая над данным рефератом, прихожу к следующим выводам:

  1. Необходимо повсеместное проведение диагностики детей на предмет выявления одаренных и способных детей, определить их творческий потенциал, интересы и способности.
  2. Максимально развивать способности и творческий потенциал одаренных детей на основе дифференцированного подхода в обучении.
  3. Учителю нужно с помощью разнообразных технологий согласовывать свои приемы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ученика.
  4. Необходимо расширить число формы работы с одаренными учениками: участие в интеллектуальных игровых конкурсах типа «The British Bulldog», марафонах, очных и заочных олимпиадах, научно-практических конференциях.
  5. Шире использовать возможности интегрирования английского языка с другими школьными предметами.
  6. Обязательно вовлекать одаренных учеников в исследовательскую деятельность через внутренние познавательные мотивы, создание ситуации успеха и уверенности.

IV. Литература

  1. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 г.
  2. Аттестация учителей иностранных языков общеобразовательных учреждений: метод. рекомендации / [авт. – сост. А.В. Овчинникова и др.] под ред. Л.Я. Олифиренко. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / Педагогические технологии. – 2005.
  4. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. 8-е издание. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Минск, Вышэйшая школа, 2005.
  5. Обучение для будущего: учебное пособие. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.
  6. Тезисы ХНПК «Воспитание и обучение: поиск и развитие новых направлений», - Астрахань, ШОД. – 2008.
  7. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
  8. Школа молодого учителя / авт. – сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159 с.

VIII. Уровень гражданской активности.

Учитель обладает высокой гражданской активностью, занимает активную  жизненную позицию, регулярно участвует в выборах в местные и общероссийские органы власти. Является членом профсоюза с 1995 г.

В 2008 г. перечислила однодневный заработок в Фонд празднования 450-летия г. Астрахани. Всегда активно участвует в субботниках по благоустройству города. В летний период 2007, 2008 и 2009 г. была ответственной за летнюю практику школьников.

В 2009 г. перечислила свой однодневный заработок в акции «Здравствуй, школа!» по сбору средств для помощи малообеспеченным семьям с детьми первоклассниками. С 2005 г. является ответственным организатором в аудитории при проведении ЕГЭ. За этот период работы в качестве тестотехника не вызывала нареканий. Учитель отличается высокой исполнительной дисциплиной.

С 2009 г. является членом Педагогического клуба «Первое сентября».

В июне 2010 г. была назначена воспитателем в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе СОШ № 8 г. Астрахани. Проявила себя хорошим творческим организатором деятельности детей, организовывала конкурсы поделок из природных материалов, викторины, инсценировки.

В 2010 г. активно приняла участие в сборе одежды людям, пострадавшим летом 2010 г. от лесных пожаров, а также перечислила свой однодневный заработок в Фонд помощи жителям Рязанской области, утратившим имущество во время пожаров.

В октябре 2010 г. приняла участие в мероприятии «Круг любви и единения», приуроченном ко Дню Города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Презентация на тему:"Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время"...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

В данной презентации рассматриваются пути работы с одаренными детьми, достижения и результаты всех учителей школьного методического объединения, данная презентация-плод работы учителей ШМО учите...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Индивидуализация обучение как условие развития способностей одаренных учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются проблемы  в работе учителей с одоренными детьми.   Предлагается несколько способов выявления одаренности и различные формы и выды работы с одаренными дет...