"Влияние здоровьесберегающей среды на познавательную активность учащихся"
материал по английскому языку (5 класс) по теме

Карпова Юлия Борисовна

Обобщение опыта работы над данной темой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ipp.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный психолого-педагогический проект.

на тему: «Влияние здоровьесберегающей среды на познавательную активность учащихся».

Учителя английского языка и классного руководителя 6-а класса Карповой Ю.Б.

Содержание:

  1. Постановка проблемы.
  2. Цели и задачи проекта.
  3. План реализации проекта.
  4. Обоснование способов решения проблемы.
  5. Описание полученных результатов.
  6. Анализ результативности проекта.

 «Если Вы хотите, чтобы жизнь улыбалась Вам,

подарите ей сначала свое  хорошее настроение и здоровье»

Б.Спиноза

                                                                                                                                                                             

  1.             Здоровье понятие многогранное. В прошлом быть здоровым означало не быть больным. Сегодня люди осознают, что данное понятие более объемно. Оно включает физическое, психическое, нравственное и социальное здоровье. Здоровье подрастающего поколения - это, прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого - низкий уровень активности учащихся на уроках.  Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровье сберегающими образовательными технологиями.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности; физкультурно-оздоровительной; экологической. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможный проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

 Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок  - практически достижимая норма детского развития.
  2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход-основное средство оздоровительно - развивающей работы с учащимися.

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Поэтому одним из направлений работы Новой школы является «Здоровье».

Основной целью является создание такой обучающей, воспитывающей, развивающей среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимально творческой самостоятельности, активности.

Ведь не зря В.А. Сухомлинский сказал:

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка-… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья приобретают особое значение.

По данным исследований  школьников 1 места занимают болезни костно-мышечной системы и органов пищеварения. 3-е место - заболевания нервной системы и психические расстройства. Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, во сне, пребывании на воздухе. В сочетании с напряженным характером учебы, объемом учебной нагрузки – все это выраженные психотравмирующие факторы.

По данным Министерства образования и науки, 40% детей не хотят ходить в школу, 50% - не удовлетворены школьными знаниями и только 10% радуются встрече с учителем.

По результатам исследований, проводимых педагогом-психологом Богатиковой Л.А.       12.10.08     в 5-а классе, на тему

 «Диагностика сформированности познавательной активности: мыслительных процессов, памяти, внимания учащихся 5 «А» класса»,  с заданием  справились:  (%) учащихся.

  1.  Слуховая память:  62%
  2. Зрительная память: 68%
  3. Мышление (классификация):  62%
  4. Анализ и синтез:93%
  5. Скорость мышления:   68%
  6. Внимание: 60%

            См. Приложение 1.                  

                                                                                                                                             

Основные компоненты здоровьесберегающих технологий:

  1. личностная ориентированность:

 обеспечивать приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром; создавать условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке; способствовать приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

помогать развитию  рефлексии собственной деятельности и ее результата;

  1. психологическая и физическая безопасность
  2. гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность
  3. направленность на формирование здорового образа жизни:

 обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к  ценности; содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни;

помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни.

2. Цели проекта:

  1. Создание направленности на формирование здорового образа жизни.
  2. Развитие познавательной активности (внимания, мышления, памяти и воображения) школьника.

    Задачи проекта

1) Создание здоровьесберегающей среды и условий для духовно-нравственного развития школьников посредством дифференцированного и личностного - ориентированного подхода к обучению.

    2)    Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности.

3) Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений.

  1.  План  реализации проекта:

В 6-а классе в 2009-2010 уч. г.

№        

Мероприятие

Дата проведения

1

Учебные занятия в здоровьесберегающей среде.

В течение года

2

Поход в лес

11.09

3

Классный час  «Я и мой класс» (Психологический климат в классе.)

14.09

4

Беседа-диалог «Как избежать ДТП. Правила дорожного движения».

21.09

5

Игра-беседа «Я выбираю здоровье».

19.10

6

Учебная тема по английскому языку «Наше здоровье зависит от нас».

ноябрь

7

Классный час «Безвредного табака не бывает».

9.11

8

 Беседа «Профилактика детского травматизма  зимой».

14.12

9

Открытый урок английского языка на тему «Здоровье лучшее богатство»

16.12.09

10

Классный час-беседа «Твое здоровье и питание».

19.01

11

Классный час-беседа «Твое здоровье и личная гигиена»

9.02

12

Поездка на каток

13.02

13

Открытый урок английского языка на тему «Как быть здоровым?»

25.02

14

Классный час-конкурс «Безопасное колесо»

9.03

15

Конкурс проектов на английском языке «Я выбираю здоровье».

16.03

16

Классный час « Как бороться с плохими привычками».

27.04

17

Игра «Сюрпризы лесной тропинки. Правила пожарной безопасности»

11.05

  1. Основные направления работы по проекту:
  1. Урок – зона психологического комфорта.

      Релаксационные  упражнения.  Похвала учителя. Игровая методика.          Ролевая игра.

  1. Личностно-ориентированный и дифференциальный подход.
  2. Двигательная активность ученика.  Физкультминутки.
  3. Поддержание интереса к учению.  

 Метод проектов. Использование ИКТ.

  1. Структура рациональной организации урока.

  1.  Урок – зона психологического комфорта.

С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. Я стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку. И в этом мне помогают зарядки-релаксации. Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению освоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок. Вместе с тем идет работа над фонетикой, лексикой и грамматикой.

I like the sun,

I like the spring,

I like the birds,

Those fly and sing.

Я считаю очень важным, чтобы у детей не появилось чувство страха, боязни перед новым предметом. К сожалению, это явление наблюдается среди малышей. Для этого использую элементы аутотренинга, внушаю им, что они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им легче будет усваивать новый материал. Например: положив одну руку на голову, а другую на грудь, нужно проговорить: «Я все могу, я ничего не боюсь, я должен научиться читать, писать и говорить на английском языке». Считаю, что в средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна в начале урока или в середине, потому что многие из учащихся ещё не могут «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает,  необходима психологическая поддержка. Центральной задачей является регуляция собственных эмоций.

Пример комплексной релаксации. Продолжительность 3-5 минут.

Sit comfortably. Close your eyes.

Breathe in. Breathe out.

Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing.

Просмотр мультфильмов на английском языке также стимулирует интерес учащихся к уроку, настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

Релаксивные упражнения на дыхание - один из серьезных и необходимых моментов урока в младших и средних классах. Если ребенок научен правильно использовать возможности своего дыхания, то в его речи не будет неоправданных провалов, пауз. Например:

  1. Звуковая дыхательная гимнастика.
  2. Различного рода вдохи и выдохи.
  3. Дыхание животом.

Песня хороша на всех этапах  и уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было спеть хором, легко запомнить мелодию, слова. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню мы учим лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем фонетику языка. Песня активизирует функции  голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.

Например:

I can play the piano,

Piano, piano,

I can play the piano,

And you can play with me!

I can sing and I can dance,

Sing and dance, sing and dance,

I can sing and I can dance,

And you can dance with me!

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. « Это один из механизмов выработки творческого сознания, которое не пассивно следует какой-либо заранее данной программе , а  ориентируется в сложном многоплановом континууме возможностей». Психологи утверждают, что  «игра остается важным типом и уровнем функционирования личности, условием сохранения его психического здоровья и полноценной созидательной деятельности». Организация ролевого обучения, игровых ситуаций направлены на  повышение мотивации и эффективности обучения. Игра- дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Например, игры-пантомимы.

  1. При изучении алфавита - изобразить букву головой (причем, один изображает, другие отгадывают).
  2. Изобразить любимое животное (тема “My pet”) движением, мимикой, голосом, жестами.
  3. Изобразить действия,  которые выполняем каждый день (тема “My day”)

Эти игры используются для развития координации частей тела, пространственно - временных ориентировок. 

После освоения темы «Спорт» в 3 классе я проводила КВН на  эту тему.     Игру-соревнование «Место, где я живу» - в 5 классе после завершения  работы над  этой темой.

Можно внести элемент игры в систему контроля – за правильный ответ ученик получает жетон. В конце опроса это упрощает подведение итогов и выставление оценок, а у тех учащихся, кто не смог набрать достаточное количество жетонов появляется шанс на следующий урок улучшить результат и суммировать баллы. Это позволяет включить в работу большее количество детей, причем включить в обычный опрос элемент состязательности, конкурентности. Эта форма опроса нравится даже учащимся 8-9 классов.

Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Использование ролей позволяет педагогу управлять воспитательным, формирующим и корректирующим развивающим воздействием на ученика. В результате проявляется творчество учащегося, раскрываются его потенциальные возможности . Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры  ( Больница, Аптека, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами.) Они забывают о своём психологическом дискомфорте.

Драматизация ещё один вид релаксации на уроке английского языка. Она способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей.

Похвала и эмоциональность  учителя.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

  1. улыбок,
  2. уместных остроумных шуток,
  3. использования поговорок,
  4. афоризмов с комментариями,
  5. музыкальных минуток и т.д.

  1. Личностно-ориентированный  и дифференциальный подход.

Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода, ведь при личной заинтересованности поддерживать общение и выполнять заданное намного легче, чем в принудительном порядке.

Личностно-ориентированный подход ставит в центр учебно-воспитательного процесса школьника, учет его способностей, возможностей и склонностей. Это достигается за счет дифференциации и индивидуализации обучения, использования новых обучающих технологий.

Личностно-ориентированное обучение предполагает индивидуализацию обучения и изменение ролевых отношений в системе учитель-ученик. Открытое,  доверительное,  построенное на смыслах, общение в системах учитель- ученик,  учитель- группа,  ученик-ученик.  Важным компонентом общения является признание равноценности и равнозначности всех участников общения, вовлечение учащегося в диалог с акцентом на смысловую направленность диалогового мышления. Тем самым реализация данного принципа в учебной деятельности создает предпосылки для развития творчества ученика, предопределяет его активность, способствует раскрытию его потенциальных возможностей.

Личностно-ориентированный подход - это обучение с радостью и осознанием необходимости общения на иностранном языке. Это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего “я”. Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся общение просто необходимо. Ведь общение - это коммуникация, обмен мнениями и мыслями. При организации общения лучше применять такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. дают обучаемым возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

Принцип личностно – ориентированного общения  подкрепляется принципом коллективного (группового) взаимодействия, который перекликается с идеей сотрудничества. Использование этого принципа способствует постоянному (ежеурочному) познавательному и развивающему обогащению учащегося, формированию его адекватной самооценки.

На моих уроках осуществляется учет личных интересов и особенностей ученика, возможность выбрать свой уровень, объем  заданий и форму работы. Например, индивидуальную или групповую работу, презентацию или письменную работу.

Пример,

6 класс. Домашнее задание по теме «Времена Года»

  1. Написать сообщение на тему «Моё любимое время года» (Основа предложена в учебнике)  -  3 балла.
  2. Иллюстрированный коллаж на тему «Одежда в разное время года»  - 4 балла
  3. Проект  или презентация на тему «Занятия в разное время года» (групповая работа)   -5 баллов
  4. Устное сообщение по теме (10-12 предложений)    -5 баллов.

  1. .Двигательная активность ученика.  Физкультминутки.

  Физкультминутки повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.  Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Они проводятся по мере уставания детей. При проведении динамических пауз, игровых моментов, физминуток учитель должен учитывать особенности класса, тему урока, основные этапы урока, психологическое состояние детей. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15-20-я минута урока. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. На начальном этапе я провожу по 2  физкультминутки за урок, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками на английском языке. Вслед за учителем или диктором ученики повторяют слова, речевые клише, предложения. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.)

Например,”Have you ever seen the moo-moo”?

Come to tea

Have a look at me

The moo-moo you will see

Moo-moo! Attention!

Moo-moo! Begin!

Right arm! Left arm!

Зарядка для глаз:

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile

Your eyes are happy again!

  1. Поддержание интереса к учению. Метод проектов. Использование ИКТ.

Основной целью своей работы считаю достижение каждым учащимся уровня языковой компетенции по английскому языку через формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности. Главным «инструментом»  в процессе обучения английскому языку является урок. Мы рассматриваем урок как место раскрытия способностей и таланта учащихся, место, где идёт систематическое  увлекательное знакомство с иными культурами и традициями.

 Для  повышения мотивации в старших классах подходит метод проектов. В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательский, творческий и информационный.

Например, в 2009-2010 уч. году  учащиеся 11 класса  представили проект на тему «Я критик»

При работе над темой «Могут ли люди обойтись без тебя» в 7 классе учащиеся выполнили проект «Свой маленький бизнес», «Мой идеальный друг»

В 6 классе мною проведены открытые мультимедийные  уроки  с представлением учащимися своих проектов на тему: «Как правильно одеваться в разные времена года», «Здоровое питание», «Спорт и здоровье», «Олимпийские игры 2010», «Традиционная еда в Ванкувере», «Спорт в Канаде».

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании , организации и контроля своей деятельности. Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе её изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого частника проекта, что влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации. Представление готовых проектов проходит с использованием  компьютера и мультимедийных презентаций.

Модель овладения иноязычным общением, которую я использую в Методе проектов, обозначается следующим образом « Синтез – Анализ – Синтез». Эта модель предполагает, в отличие от существующего в педагогике последовательного (линейного) и пофрагментарного усвоения изучаемого предмета, «движение» и овладение учебным материалом от целого к части и далее к новому, качественно иному целому, что полностью согласуется с объемами и распределением учебного материала в средствах обучения (УМК) и специально разработанной технологией. Именно такой путь в овладении учебным предметом соответствует современному компетентностному подходу, так как создает уже на начальном этапе обучения возможность самостоятельного использования учащимися полученных творческих умений, навыков, знаний. Модель  «Синтез – Анализ – Синтез» ломает существующие стереотипы в отношении отбора, объёма и распределения содержания учебного предмета.

Именно эта новая модель используется мной при разработке технологии обучения по теме «Здоровый образ жизни». При этом очень легко избежать рутинности и научить детей способам само стоятельного получения информации, приобретения и использования знаний. Система самостоятельной работы включает работу с учебником и дополнительной литературой. По мнению ученых, радость, которую мы испытываем, занимаясь интересным делом, сильнейший стимулятор иммунной системы.

Так как именно личная заинтересованность в изучении иностранного языка является основным фактором успешности при обучении, применение компьютеров на уроках является одним из средств повышения интереса к обучению. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания до тренировки определённых умений и навыков подготовки мультимедийных презентаций.

Компьютер является одним из средств достижения высокой мотивации при обучении английскому языку. Специфика предмета обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажёром, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти.

 На своих уроках английского языка я применяю различные элементы ИКТ. Упражнения для овладения диалогом имеют функцию  самоконтроля и поэтому позволяют учащимся работать с такого вида упражнениями самостоятельно. Наиболее распространённые  виды работы, это:

  1.  Прослушивание диалога одновременно с прочитыванием его в режиме выделения каждого произносимого предложения другим цветом.

  2.  Аудирование диалога с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.
  3. Диалог со свободно конструируемым ответом. Такой диалог обеспечивается обучающей программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос с тем, чтобы последний мог “узнать” и "оценить" правильность ответа.
  4.  Диалог с запрограммированным ответом. Такой диалог обеспечивается несколькими ответами, один или два из которых являются правильной реакцией на сказанное. Если же обучаемый выбирает неправильный ответ, то в программе есть реплика, которая не только поправит обучаемого, но и сделает это в юмористическом режиме. Такие реплики неизменно вызывают положительную реакцию обучаемого и служат для более стабильного запоминания нужного умения.
  5.  Вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит в том, чтобы участвовать в воспроизведении части диалога, используя в качестве основы языковой материал, содержащийся в диалоге и показанный на экране компьютера в диалоговом окне. Производится запись произносимого материала диалога, которую можно прослушать для оценки качества воспроизведения диалога. При этом обучающей программой имитируется полное участие обучаемого в диалоге.

При работе над лексикой, грамматикой и синтаксисом  возможны такие виды работы, как:

  1. упражнения на заполнение пропусков. Обучающая программа предлагает обучаемому набор предложений с пропусками. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

  1. запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
    2) переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;

  1. упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

  2. упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом. Недостатком такой игры является невозможность переместить в необходимое место любое слово, перемещённое ранее последнего без коренной ломки всего предложения;

  3. упражнения в виде игры “ Охотник “, которая может быть в таких вариантах:

  1. выстрел производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);

  2. выстрел производится после написания слова.

При этом время, отведённое для этого, может быть и строго ограничено, и не ограничено совсем;

Мультимедия-выступление, т.е. выступление с опорой на мультимедиа-презентацию широко используется и мною, как учителем, и учащимися различных ступеней обучения для представления своих проектных работ.

В этом случае использование ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения, повышает активность учащихся, создаёт комфортную среду обучения, мотивирует учащихся и создаёт условия для самостоятельной работы, создаёт условия для развития индивидуальных творческих способностей ребёнка.

Использование ИКТ на уроках расширяет сферу деятельности, как учителя, так и учащихся.   На уроке фрагментарное использование компьютера учителем стало уже привычным делом, и,  порой заменяет доску и мел.  

  1. Структура рациональной организации урока.

Факторы урока

Уровень гигиенической рациональности

1

Плотность урока

60%-70%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

3

Средняя продолжительность различных видов деятельности

Не более 10 мин

4

Частота чередования видов деятельности

Смена не позднее, чем через 10 мин.

5

Число видов преподавания

Не менее 3

6

Наличие эмоциональных разрядок

Не менее 3

Данная структура подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь  хороших результатов.

Число видов учебной деятельности, используемых учителем:

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

  1. опрос учащихся,
  2. письмо,
  3. чтение,
  4. слушание,
  5. рассказ,
  6. рассматривание наглядных пособий,
  7. ответы на вопросы,
  8. решение примеров, задач,
  9. практические занятия и т. д.

Число использованных учителем видов преподавания:

  1. словесный,
  2. наглядный,
  3. аудиовизуальный,
  4. самостоятельная работа и др.

Норма - не менее трех за урок.

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

  1. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
  2. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

Темп и особенности окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

  1. учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
  2. учитель мог прокомментировать задание на дом,
  3. попрощаться со школьниками.

Приведенная ниже таблица содержит необходимые элементы эффективного урока.

Вход

Как?

Выход

• Эмоциональная поддержка

• Диагностический контроль

• Оценка медико-психологического состояния ребенка

• Постановка учебно-

образовательных и

воспитательных целей

Учить всех по-разному:

• вселить уверенность

• научить системе самостоятельной работы

• различные виды уроков с методико-психологическим обоснованием содержания

учебного материала и состояния учеников

• вариативность проверки и контроля

обученности

Три уровня

образования:

• базовый  (отра-

жен в стандартах)

• продвинутый

(для сильных)

• компенсирую-

щий (для слабых)

Проводя беседы, классные часы и игры по здоровому образу жизни, я касаюсь таких тем как вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. При этом достигаются следующие цели:

  1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью, воспитание взаимопомощи.
  2. Развитие силы воли, творческих способностей.
  3. Ознакомление со способами укрепления здоровья.

  1. Описание полученных результатов.

Качественно нового результата обучения и воспитания мы не можем добиться отдельными инновационными методическими приемами или даже технологиями. Только системный подход, взаимосвязь и взаимозависимость теории и практики, всех компонентов методической системы, реализующихся как в организации содержания учебного предмета, так и в технологии, могут дать полноценное достижение целей обучения и воспитания как прогнозируемых результатов.

По моему запросу педагогом психологом  Богатиковой Л.А. было вновь проведено исследование познавательной активности  учащихся 6-а класса

По данным исследования, проводимого в 6-а классе 15.02.2010 г. на тему: «Сформированности  познавательной активности: мыслительных процессов, памяти, внимания учащихся 6 «А» класса»  количество справившихся следующее:

  1.  Слуховая память:  68%
  2. Зрительная память: 81%
  3. Мышление (классификация):  72%
  4. Анализ и синтез:93%
  5. Скорость мышления:   81%
  6. Внимание: 63%,

См. Приложение 2.

Это  свидетельствует  о повышении познавательной активности у учащихся 6-а класса в среднем на 7%.

Ребята лучше усваивают новый материал (лексические единицы, грамматические формы), приобрели произносительные навыки.

Повысилась мотивация, активность на уроках, творческая самостоятельность и  как следствие эффективность обучения.

Динамика качества знаний по английскому языку в 6-а классе:

Класс

Качество знаний, %

Динамика,

6%

6-А

4 четверть 2008-2009

1 четверть 2009-2010

2 четверть 2009-2010

88

94

94

6

Сравнение количества пропусков по болезни учащимися 6-а класса показало:

1 четверть 2009-2010 уч. г.-  8 человек  (105 часов по болезни)

2 четверть 2009-2010 уч. г. 4 человека  (28 часов по болезни)

6.Анализ результативности проекта.

Данный проект по своей типологии является внутришкольным. Охватывает учащихся, занимающихся английским языком у Карповой Ю.Б., в том числе учащихся 6-а класса .

По своей длительности он долгосрочный. Но, уже анализируя итоги работы за 2008-2009-2010 уч.г. (1 полугодие)  можно убедиться в  его результативности.

 Значит, работу по проекту необходимо продолжать, обновляя новыми методами, приемами и технологиями.

Приложения.

Приложение 1

N

Фамилия, имя

ПАМЯТЬ

МЫШЛЕНИЕ

ВНИМАНИЕ

слуховая

зрительная

классиф-ция

анализ и синтез

скорость мышления

объём

1

Балюк Костя

Низкий  

Н\ср

Средний

Низкий

Н\ср

Низкий

3

Большакова С.

Средний

Средний

Средний

Высокий

В\ср

Высокий

4

Иванова Настя

Н\ср

Низкий

Низкий

Высокий

Низкий

Н\ср

5

Исакова Лена

Средний

Средний

Н\ср

Высокий

Средний

В\ср

6

Кирсанов Д

Низкий

Низкий

Средний

Средний

Средний

Средний

7

Кошелева Таня

Средний

Средний

Н\ср

Высокий

Н\ср

Н\ср

8

Мерзликина Ю

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Н\ср

Н\ср

9

Морев Я.

Низкий

Средний

Н\ср

Высокий

Средний

Средний

10

Мракин Илья

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Средний

Н\ср

11

Окружнов С.

Средний

Средний

Высокий

Средний

Средний

Н\ср

12

Поляничева В.

Средний

Средний

Средний

Высокий

Средний

Средний

13

Рубцова Юля

Н\ср

Средний

Средний

Н\ср

Средний

Низкий

14

Сазанова Н

Средний

Низкий

Средний

Высокий

Средний

Средний

15

Сакулин р.

Низкий

Средний

Н\ср

Высокий

Н\ср

Низкий

16

Юсупов М.

Средний

Высокий

Н\ср

Высокий

Средний

Средний

Справились:

62%

68%

62%

93%

68%

50%

Приложение 2

N

Фамилия, имя

ПАМЯТЬ

МЫШЛЕНИЕ

ВНИМАНИЕ

слуховая

зрительная

классиф-ция

анализ и синтез

скорость мышления

объём

1

Бахтина Алина

Средний

Средний

Средний

Н/ср

Средний

Низкий

3

Большакова С.

В/Ср

Высокий

Средний

Высокий

В\ср

Высокий

4

Иванова Настя

Средний

Средний

Средний

Высокий

Средний

Н\ср

5

Исакова Лена

Средний

Средний

Средний

Высокий

Средний

В\ср

6

Кирсанов Д

Н\ср

Н\ср

Средний

Средний

Средний

Средний

7

Кошелева Таня

Средний

Средний

Н\ср

Высокий

Средний

Средний

8

Мерзликина Ю

Средний

Н\ср

Высокий

Средний

Н\ср

Средний

9

Морев Я.

Н\ср

Средний

Н\ср

Высокий

Средний

Средний

10

Мракин Илья

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Средний

Н\ср

11

Окружнов С.

Средний

Средний

Высокий

Средний

Средний

Н\ср

12

Поляничева В.

В/Ср

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

В\ср

13

Рубцова Юля

Средний

Средний

Средний

Н\ср

Средний

Низкий

14

Сазанова Н

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Средний

Средний

15

Сакулин р.

Н\ср

Средний

Н\ср

Высокий

Н\ср

Низкий

16

Юсупов М.

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Справились:

68%

81%

72%

93%

81%

63%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Как развивать познавательную активность учащихся

В реферате отражены некоторые моменты, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся на уроках технологии....

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Влияние самостоятельной работа на качество знаний и развитие познавательной активности учащихся

Как самостоятельная работа влияет на повышение качества знаний и развивает познавательную активность учащихся...

Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности учащихся

Использование элементов зачётной системы при организации зачётных уроков. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся....