Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку "Игра как средство развития языковых навыков"
методическая разработка по английскому языку (6 класс) по теме

Сухарева Лидия Павловна

Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку в 5-6 классах предназначена для внеклассных занятий по английскому языку в общеобразовательной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

              «Средняя общеобразовательная школа №40»

 

                                                                                                 

                         Дополнительная образовательная программа

обучения английскому языку

«Игра как средство развития языковых навыков».

Срок реализации : 1 год                              

Программа рассчитана на детей   5-6 классов                                

Автор: учитель английского языка Сухарева Лидия Павловна

 

                                                 г. Астрахань

                                                     2012 год

   

1.  Пояснительная записка

В жизни современного общества иностранный язык занял важное место. Владение английским языком, как  международным, становится необходимостью в жизни, работе, отдыхе, путешествиях. Дети хотят общаться с иностранными сверстниками, пользоваться Интернетом, получать больше информации, комфортно чувствовать себя в любой стране.

    Для многих учащихся привлекательными являются не только нетрадиционный процесс изучения английского языка, а также познавательный интерес, стремление к общению и новому типу отношений.   Таким образом, основные цели и задачи данной программы направлены на формирование у обучающихся: 1) элементарной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах:  говорение, аудирование, чтение, письмо 2) основной коммуникативной культуры т.е учащиеся научатся ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливым и доброжелательным речевым партнёром. 3) положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Английский язык». В данной программе все эти цели и задачи осуществляются через игру. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребёнка в особенности.  Для детей игра – это, прежде всего увлекательное занятие. Этим оно и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результате обучения. Игра создаёт возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному  речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Игра развивает умственную и волевую активность, требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

    Особенностью данной программы является то, что она ориентирована на ребенка со средними способностями. Программа не усложняется трудным материалом, является почти развлекательной. Она несёт в себе немалое нравственное начало, так как делает овладение английским языком радостным, творческим и коллективным. Данная программа не дублирует школьную программу, а идет параллельно с ней, в помощь ей, помогает ребенку стать всесторонне-развитой, гармоничной личностью. Программа предназначена для обучения  детей 10-12 лет, рассчитана на год (34 часа).  Одно занятие в неделю по 40 минут. В группе может заниматься 10-15 человек. Основной формой  является комбинированное занятие, которое может включать в себя:

- организационный момент;

- разминку;

- работу над произношением;

- упражнения на повторение, закрепление  предыдущего материала;

- введение нового материала;

- тренировочные упражнения;

- подведение итогов.

        Целью данной программы является  содействие формированию и развитию общеязыковых, интеллектуальных, познавательных  способностей детей, создание условий для нравственного развития личности ребенка в процессе обучения английскому языку на основе приоритетного применения игровых методов, приемов и форм.  Всё это соответствует основной цели обучения иностранному языку – развитие коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной.

        Это определяет целый комплекс воспитательных, развивающих и учебно-            -образовательных задач, которые должны быть реализованы в  обучении. Задачам воспитания и развития детей  подчинены все компоненты учебного процесса. Основой для достижения  воспитательных, развивающих и образовательных задач является практическое овладение иностранным языком.

        Воспитательные задачи предполагают: воспитание у детей интереса к изучению иностранного языка, формирование навыков учебной деятельности, умения коллективно решать поставленные задачи.

Обучение иностранному языку вносит вклад в общее гуманитарное развитие личности: воспитывает в духе мира, доброжелательного отношения к другим народам и странам.         

          Развивающие задачи состоят в развитии у детей мышления, эмоций, воображения, памяти и формировании осознанного отношения как к родному, так и к иностранному языку. У детей формируется   коммуникативность, как свойство личности, произвольность внимания и запоминания, лингвистическая наблюдательность, самостоятельность, планирование  речи, самоконтроль.  

        Учебно-образовательные задачи состоят в формировании навыков самостоятельного решения коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики, предложенной программой, и в приобретении элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка .  

        В процессе изучения языка у ребенка  закладывается основа для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности- аудировании, говорении, чтении, письме. На ранней стадии изучения иностранного языка она включает в себя следующие коммуникативные умения и навыки:

- развитие намеренного запоминания, а именно: воспроизведение слов и простейших речевых моделей, заучивание наизусть рифмовок, односложные ответы на вопросы;

- навык внимательного слушания собеседника и адекватная реакция на его вопросы;

- умение выразить свою точку зрения в пределах изученных слов и выражений;

- осознанное восприятие устных высказываний преподавателя, партнера по диалогу;

- умение повторить слова и выражения за аудиозаписью;

- употребление соответствующего количества грамматических структур, овладение правильным произношением и накопление определенного лексического запаса

 Отличительные особенности программы.

  На каждом этапе предполагается широкое использование игр, методов и приемов. Кроме этого занятия могут проходить в форме игры, соревнования, открытого занятия, концерта. Особенностью методики является разнообразие активных видов детской деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Большое место отводится игре с элементами двигательной активности: веселая зарядка, песенки с движениями. Также  могут быть использованы следующие формы:

- учебно-тренировочные занятия,

- беседы,

- концерты, конкурсы,

- праздники, игровые программы,

Виды занятий - групповые

 Использование языковых игр обеспечивает возможность привести методику обучения языку в соответствие с психологическими особенностями учащихся и сделать занятие более эффективными и увлекательными.

Используемые на занятиях игры очень разнообразны:

- подвижные игры ( зарядка, игра « Превращение в животных», игры на внимание), стихи и песни ,сопровождаемые движениями;

- игры с мячом (вопрос - ответ, перевод слов и предложений) ;

-настольные игры (лото, карты, карточки);

-сюжетно- ролевые игры, инсценировки;

-игры со сказочными персонажами;

-музыкальные игры;

-викторины, кроссворды, чайнворды.  

Данная программа состоит из двух этапов: 1) подготовительные игры     (грамматические, лексические, фонетические и орфографические), способствующие формированию речевых навыков; 2) творческие игры (аудитивные и ролевые), способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Грамматические игры занимают по объёму более трети пособия, поскольку овладение грамматическим материалом, прежде всего, создаёт возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием. А затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики.

Игры второго этапа тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Именно в этих играх могут быть проявлены характерные качества речевого умения – возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков. В процессе ролевой игры происходит одновременное совершенствование и развитие навыка в использовании языкового материала, но это на данном этапе – периферийная задача, главное – это общение, мотивированное ситуацией и ролью. Поэтому ролевой игре отводиться место на завершающем этапе работы над темой.

Коммуникативный подход к преподаванию английского языка требует создания реальных ситуаций человеческого общения. В условиях школы это не всегда возможно. Вот тут-то на помощь приходит искусство театра. Игра-драматизация помогает детям преодолеть «языковой барьер», создаёт не принудительную обстановку, помогает отработать интонацию, позволяет развивать образную, выразительную речь ребёнка, развивает артистизм, а также творческую, умственную и волевую активности. Данная программа помогает детям общаться и вместе с учителем стать участником одного процесса.        

Ожидаемые результаты

Ребенок должен в процессе обучения овладеть английским языком как средством общения в пределах изученного материала, научиться им пользоваться в устной форме. Это включает в себя понимание звучащей речи на слух – аудирование и выражение своих мыслей на иностранном языке – говорение.

В области аудирования дети должны:        

- различать звуки слышать долготу и краткость ритм, ударение;

- понимать элементарные высказывания на слух в естественном темпе, указания педагога, связанные с ведением урока,  стихи и песни в звукозаписи.

В области говорения учащиеся должны:

- правильно  произносить звуки, слова, словосочетания и предложения, имитировать интонацию, логическое ударение;

- уметь сочетать данное слово с уже известными словами, делать короткие высказывания;

- уметь реагировать на вопрос собеседника - диалогическая речь, делать несложные высказывания – монологическая речь;

         

- выполнять требования и указания педагога;

- работать в разных режимах ( индивидуально, в парах, в группе );

- контролировать и оценивать свои действия и действия своих товарищей;

- соблюдать культуру общения;

- играть с соблюдением правил;

- понимать и реагировать на устные высказывания педагога или партнера по общению в пределах тематики, обозначенной программой;

- полностью понимать короткие сообщения монологического характера, построенные на знакомом языковом материале.

        В области говорения:

- уметь составлять диалог –игру по изучаемым  темам;

- делать монологические высказывания (8-10 предложений);

- употреблять формулы речевого этикета.

        В области чтения и письма дети должны:

- знать и уметь писать знаки транскрипции;

- практически освоить звуко- буквенные соответствия;

- знать что такое открытый и закрытый слог;

-уметь читать слова по правилам чтения, писать их;

- писать и читать простые словосочетания и предложения

         При обучению английскому языку важная роль отводится контролю как средству, позволяющему судить о достижении промежуточных и конечных целей обучения. Поскольку речевая компетенция имеет несколько уровней организации, то и объекты контроля так же должны быть разноуровневыми. В их качестве должны выступать как речевые умения ( аудирование, говорение, чтение, письмо), так и лежащие в их основе речевые  навыки (произносительные, лексические и грамматические), а так же технические навыки чтения и письма. В ходе образовательного процесса осуществляется мониторинг не только учебных, но и воспитательных результатов. По итогам результатов должны проводиться объяснения, комментарии, индивидуальная и групповая работа по коррекции ошибок.

 

        Формы подведения итогов работы по теме могут быть разные: открытое занятие, соревнование, игра, постановка сказки, концерт

2.  Учебно  – тематический план.

 

     Тема

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1. О себе

      2

        1

        1

2. Школа.

      2

        1

        1

3. Семья

      3

        1

        2

4. Времена года

     2

        1

        1

5. Мой день

     3

       1

        2

6. Внешность.

      2

        1

        1

7. Животные.

      2

        1

         1

8. Новый год.

      3

        1

         2

9. Спорт

      2

        1

          1

10.Посуда. Сервировка стола

      3

        1

         2

11. Профессии

      3

       1

          2

12. Транспорт

      2

        1

          1

13.Практические итоговые занятия

      5

       

          5

 

 

 

3. Содержание изучаемого курса

                     

  1. « О себе».

       Беседа об английском языке. Англоговорящие страны и их основные достопримечательности. Для чего мы изучаем английский язык. Правила поведения на уроке.

Рассказ о себе (имя, фамилия, возраст, город, страна.) Знакомство. Рассказ от имени сказочного персонажа. Место проживания животных из мультфильмов  

 ( лес, река, сад, дом, зоопарк, Африка.) Знакомство сказочных героев.

 Речевые образцы : Who are you ?

                             I am a girl (boy).

                             What is your name ( surname) ?

                             Where do you live?

     I live in London.

     How old are you ?

                     I am  ( 6, 7).

Грамматический материал : образование специальных вопросов, употребление        вопросительных слов.

Произношение звуков: [h], [u], [α:], [w], [r].

Рифмованный материал: « What is your name?»

     2.  «Школа»

      Название школьных принадлежностей. Сбор Незнайки в школу. Речевой этикет в школе.

Речевые образцы: I need …                                          

Грамматический материал: Указательные местоимения this,  that

Произношение звуков: [w], [ð], [n], [u:], [r].

Рифмованный материал: «What is this ? It`s a school-bag.»

     3 .«Семья».

    Состав семьи. Имена членов семьи. Семья сказочного героя.

Речевые образцы: I have a mother.

                         I have no brother.

                         Yes, I have.

                          No, I have not.

Грамматический материал:  союз and

Рифмованный материал: « I have a father…»

Произношение звуков:  [ θ ], [ h ] ,[ æ] ,[ð] ,[ә].

Письмо: Hh, Ii, Jj. Kk, Ll,

4. «Времена года»

Названия времен года. Их  описание  .Выражение своего отношения к природе. Повторение слов по теме « Цвет».Преобладающие цвета в каждое время года.

Речевые образцы: What season is it ? It is summer.

                                                              Spring is green.

                                                       It is  cold ( hot, cool ).

Грамматический материал : употребление  предлога in -  in summer,

                                         нулевой артикль в названии времен года.

Произношение звуков: [ŋ], [ı:], [s], [z], [m].

Рифмованный материал  « Spring is green».

5. «Мой день».

      Распорядок дня школьника. Любимые занятия. Любимые блюда на завтрак и обед. Повторение дней недели.

Речевые образцы:   I get up at …

                                 I wash my face.

                                 I have my breakfast (dinner). I like to eat…

                                 I go to school. I like to read (to draw, to count)

                                 I go to bed at …

Грамматический материал:  нулевой артикль с днями недели.

Письмо и произношение:  Оо-[ou], Pp-[pi: ], Qq- [kju:],Rr- [α:].

Рифмованный материал: «Breakfast in the morning»

    6. «Внешность».

    Название частей тела человека. Забота о своем здоровье.                                                                                                              

Речевые образцы: I wash my face.

                        Draw a big face!

Грамматический материал: foot- feet « мн.ч.»

Произношение звуков: [∫], [u:], [ı:], [h]. [αu] ,[εә ]

Рифмованный материал: «Hands up, hands down…»

    7. «Животные».

    Названия животных, их умения. Выражение своего отношения к ним. Загадки о животных.

Речевые образцы: What do you see?

                         I see a fox.

                         I have a cat.

                         I like a frog. It is green. It can jump.

Грамматический материал: употребление местоимения it при описании                                                животного, исключения множественного числа

                                    имен  существительных  a mouse-mice.

Произношение звуков: [h], [ŋ], [m], [n], [ı:]

Рифмованный материал: «Довелось однажды мне…»

                                   «Хоть ты в Африке и не был…»

                           «В зоопарке рассмешить…»

    8. «Новый год и Рождество».

    Особенности празднования в России и англоязычных странах. Обычаи и традиции.

Речевые образцы: Happy New Year!

                 Father Frost

                 A New Year  Tree.

Рифмованный материал:  «Father Frost…» 

Произношение звуков: [f], [dʒ],[æ], [e], [ð ], [ j ].

Письмо: Aa, Bb, Cc, Dd, Ee.Ff, Gg,

     9.«Спорт».

     Названия разных видов спорта. Любимые виды спорта.

Речевые образцы: What do you like to play ?

                               I like to play tennis.

                               I like to ski.

Грамматический материал: закрепление навыка употребления  предложений в настоящем продолженном времени (Present Progressive )

Письмо и произношение:  Kk- [kei ], Ll- [el ], Mm-[em], Nn-[en].

Рифмованный материал: « Work while you work… 

 

      10.  «Посуда. Сервировка стола

    Лексический материал: a fork, a knife, knives, a penknife, to put down,  to read, to go, to write, a lorry, a driver, a sister.

Грамматический материал. Образование множественного числа существительных( особые случаи) a dish- dishes, a leaf- leaves, a child- children.Повелительное наклонение глаголов.Take! Put down! Go there

11. «Профессии».

      Профессии родителей. Кем ты хочешь быть.

      Речевые образцы:  What do you want to be?

                               I want to be …

                               My mother is a teacher.

                               He wants to be…

Чтение и письмо:  понятие открытый и закрытый слог. Чтение и письмо

простых слов, читающихся по правилам.

     12.«Транспорт».

     Виды транспорта. Предпочтения в выборе транспорта. Правила дорожного движения.

Речевые образцы: What kind of transport do you prefer?

                                 I prefer a train.

                                 Stop! Look!

                                to cross the street

Грамматический материал: будущее время-Future Simple. Утвердительная

                                 форма.

Произношение звуков:[Λ], [l], [k], [v], [eı], [∫].

Рифмованный материал:  «I can take a shower…»

 

13. Итоговые практические занятия

Соревнования, подготовка к концерту,  постановка спектакля и т.д.

 

 

                         

 

     

  

 

 

  

 

 

  

 

       

 

       

 

 

4. Методическое обеспечение программы.

                                

Название темы

Форма занятия

Приемы и  методы организации учебно- воспитательного процесса

Техническое оснащение, дидактический  мат-л.

Форма подведе-ния итогов

1

 О себе

  Вводное комбинированное занятие.  Занятие- сказка.

 Инструктаж, рассказ педагога,   беседа. Составление диалогов. Ролевая игра с куклами, животными, игра «Зоопарк», «Звукоподражание»

 

Карта Великобритании, плакаты с досто-примечательнос-тями Лондона. Игрушечные животные.

 Опрос, проверка знаний в игровой форме.    Конкурс диалогов

2

Школа.

Занятие

Объяснение с элементами иллюстрации.   Сюжетно-ролевая игра «Школа», «Сбор Незнайки в школу», «Подними руку, если услышишь слово по теме», «Лишнее слово», игра с мячом на перевод

Плакат с изображением школьных принадлежностей. Предметы школьного обихода. Магнитофон и аудиозапись

Опрос, игра

3

Семья

Занятие.

Занятие с ТС

 Показ, рассказ с элементами иллюстрации, игры:

«Лишнее слово»,

«Хлопни если», песенка- танец «I have a father»,     « Неудачное фото»

 

Фотографии детей с семьей.   Музыкальный центр, аудиозапись, картинка с изображением семьи.

 Опрос, конкурс рассказов о семье.

4

Время года.

Открытое занятие

Рассказ, беседа, показ, демонстрация, игры: «Лишнее слово», игра с мячом, «Хлопни, если неправильно

Картинки с изображением разных времен года. Магнитофон, аудиозапись

Опрос

5

Мой день

Занятие

 Составление монологического   высказывания  по плану,

Игра «Скажи больше», «Угадай действие», «Переводчик»

      Иллюстрации,         план- схема, магнитофон, аудиозапись.



Конкурс на лучший рассказ

6

Внеш-

 ность

Занятие-            сказка.

Показ,  рассказ с элементами иллюстрации, игры:

«Цифра- слово»,

«Нарисуй лицо»,

«Угадай кого описали»,

Сюжетно- ролевая игра «Айболит».

Айболит, детский набор «Доктор».

Плакат с изображением  лица.

Опрос.

Рисова-ние  лица по описанию

7

  Живот-

   ные

Занятие-         -игра

Показ,  демонстрация,        беседа, игры:  «Что пропало», «Снежный ком», подвижная игра «Подражание повадкам животных»

Картинки и игрушки, изображающие животных.

Опрос

8

 

Новый

  год.

Занятие-

-праздник.

Показ, разучивание наизусть, музыкальная игра «Как тебя зовут»

Новогодняя елка, дед мороз

. Опрос, выступле-ние перед родителя-ми

9

Спорт

Занятие

Беседа,  тренировочное упражнение, игра «Ассоциации», «Цепочка» «Переводчик»

Плакат

Опрос

10

Посуда.

Занятие-практичес-кая работа

 Практическое упражнение, демонстрация, игры:

«Накрой на стол», «Хочу- не хочу», « Что пропало».

 Набор игрушечной посуды, рисунки

 Практи-ческая работа- сервиров-ка стола

11

Профессии

  Занятие-

фантазирование

 Объяснение, беседа,      

«Снежный ком»

 Плакат, с людьми разных профессий

 Опрос

12

Транспорт

Занятие-        

путешествие

Диалог, упражнение- тренинг, игра «Цепочка

Плакат, игрушки по теме .

Игра

13

Итоговые практические занятия

 Повторительно-обобщающие занятия

 Игры, разыгрывание диалогов, подготовка к концерту

 Декорации, игрушки, плакаты, магнитофон и т.д.

 Итоговое выступление

 

Описание некоторых игр

1. Подготовительные игры

Фонетические игры

  1. « Кто лучше слышит»

1 вариант – учитель произносит английские и русские звуки. Когда ученики слышат английские звуки, они поднимают руку или хлопают в ладоши. Когда слышат русский звук, то ученики ничего не делают (руку не поднимают, в ладоши не хлопают).

2 вариант – учитель произносит английские  слова, в которых встречаются долгие и краткие звуки. Когда дети слышат долгие звуки, они поднимают руку или наоборот, когда слышат краткие звуки. Затем можно попросить ребят произнести услышанные звуки отдельно и назвать слова с этими звуками. Например, Реte, pizza, Greenpeace, gorilla, zebra, me, he и т.д.

3 вариант – учитель называет ряд слов с одним и тем же звуком, а ученики должны догадаться и произнести этот звук. Например,sofa, safe, stop, office, pencil, Sam или mother, father, brother, that и т.д.

4 вариант – учитель называет английские буквы и звуки. Когда дети слышат английские звуки, они должны отреагировать (поднять руку, хлопнуть в ладоши). Например, Т-[t], P- [p],S,C – [s], K,C – [k]. Можно попросить ребят назвать буквы, которые дают эти звуки, и назвать слова с данными звуками.

2) « Кто лучше знает транскрипционные значки»

1 вариант  - учитель произносит звук. Ученики показывают соответствующий транскрипционный знак и называют слова с данным звуком.

2 вариант  - учитель показывает транскрипционный знак. Ученики называют звук и слова с этим звуком.

3 вариант – на доске написаны слова в транскрипции. Ученики должны их правильно прочитать.

Лексические игры

   1) Один ученик выходит из класса, остальные ученики загадывают      одно из слов, выученных на уроке или слов по какой-то теме. Ученик входит и отгадывает задуманное слово: Is this a…? Is it…?

   2) К доске прикрепляются картинки слов или на столе раскладываются предметы по какой-то теме или только что, выученные на уроке. Ученик смотрит на них и отворачивается. Одна или две картинки убираются. Ученик догадывается, что убрали.

  3) К доске прикрепляются картинки слов  или на столе  раскладываются предметы по какой-то теме. Ученики смотрят на них, затем учитель переворачивает картинки, а если это предметы накрывает их платком. Задача учеников вспомнить все слова или предметы.

  1. Можно разделить группу на 2 команды. На столе разложить картинки слов или предметы. Лучше картинки перевернуть, а предметы накрыть платком. По очереди ученик из каждой команды выходит, берёт картинку или предмет и называет его. Если верно, то команда получает 1 очко, а если неверно, то ход переходит другой команде. Если обе команды затрудняются назвать слово, то эту картинку или предмет учитель забирает себе, чтобы потом это слово повторить всем вместе.
  2. Игры на развитие памяти.

1 вариант. Ученики по очереди называют слова по какой-то теме или выученные на уроке. Повторять слова нельзя. Ученик, допустивший ошибку, выбывает из игры.

2 вариант. Ученики по очереди называют слова на определённую букву (e.g. kangaroo – kiosk – Kate – kilogram)

     3 вариант. Ученики по очереди называют слова на последнюю букву предыдущего слова (e.g. orange – elf – flag – goodbye – yes – sofa - …). Для слабых учеников можно написать слова на карточках и попросить расположить их в правильном порядке. Это упражнение хорошо выполнять на время в командах. Да  и другие игры лучше проводить в форме состязаний, так как дети очень любят соревнования и стараются не подвести свою команду. Таким образом, даже пассивные дети быстро принимают решение, чтобы их команда не проиграла. Для того чтобы провести игру в форме состязания, я обычно использую такие игры, как «Climb the tower»,«Football» и «Parachute». Эти игры универсальны, т.к. их можно использовать  для формирования любых речевых навыков и умений .

    6)  Соединить картинки со словами и произнести их. Эту игру хорошо использовать при введении новой лексики, так как ученики не только произносят слова, но ещё и визуально закрепляют знания перевода (с помощью картинок) и написания этих слов.

 

Пример

                           a racket

                  a bus        

                                                                              a car

                                a plane    

                                                                        a boat

                                        a tractor      

Орфографические игры

  1. Вставить пропущенные буквы (e.g. mo..er, f..tb.l, th.s). Количество точек в словах соответствует количеству пропущенных букв.
  2. Подобрать рифму к словам. Например, учитель произносит слово, а ученики в рифму называют цвета.

          T – bright            P1-  white              T – back     P7 - black

          T -  down            P2 – brown            T – true      P8 - blue  

          T – fellow           P3 – yellow            T – hey      P9 - grey

          T – sink               P4 – pink

          T – bed                P5 – red

          T – seen               P6 – green

       

3) Расшифровать слова (можно написать их на доске)

            ate (cat)

            hantpele (elephant)

            gteri (tiger)

4)Pазделить строку на слова или разделить строку на слова и

    записать диалог (предложение). Например,    

    familybrothergrandfathermotherfather       или

    haveveyougotanextrapenyeshereyouarethankyou -

    - Have you got an extra pen?

    - Yes, here you are.

    -  Thank you.

5) Hайти в квадрате слов слова, которые знакомы ученикам

     или слова  по  определённой  теме.

    Например,

L

E

M

O

N

A

D

E

V

I

C

E

C

R

E

A

M

E

P

M

B

U

T

T

E

R

G

M

E

S

U

G

A

R

D

E

I

E

E

L

R

U

I

S

T

L

T

A

S

I

V

C

W

A

K

O

D

Y

C

T

E

N

B

B

I

F

N

E

I

T

U

L

C

H

O

C

O

L

A

T

E

6) Отгадать кроссворд.

7) Написать слово по транскрипции (e.g. [frend]  friend)

8) Составить из предложенных букв как можно больше слов.

9) По картинкам записать слова.

10) Раскрасить картинку и подписать её (e.g. a green ball)

11) Подписать части тела человека, животного.

У детей часто возникают проблемы с чтением английских слов, поэтому  на уроке можно использовать следующие игры на усвоение правил чтения:

 1) Прочитать незнакомые слова по правилам чтения.

  1. Из ряда слов выбрать слово, где буква… даёт звук …

        Например, буква С даёт звук [s]: cat, computer, pencil,  

         doctor

 3) Прочитать слова и раскрасить картинку или прочитать

      cлова и самому нарисовать картинку.

 4)  Найти звук, который даёт одно из буквосочетаний, и

       назвать  слова с этим звуком. Например, найти звук [f],

       который даёт одно из словосочетаний:ea, ee, ai, sh, aw, ph,

        сh, eu, th, ght – elephant, phone, etc.

 5) Найти «лишнее» слово. Например,

     [e] best    ten   cat     elf

     [i:] read   green   best   peace

   Такие игры хорошо проводить перед началом  работы с текстом, так как они не только облегчат чтение, но и помогут  понять текст. Можно попросить ребят найти в тексте другие слова, которые читаются по этим правилам чтения, и попробовать перевести их. Обычно ребятам нравятся такие задания, поэтому хорошо дать им такую команду - «Кто найдёт больше всех примеров, тот победитель (тот получит «5» и т.д.)». Можно устроить соревнования по рядам.

     Большое затруднение при изучении английского языка представляет грамматика, поэтому, по моему мнению, разнообразные грамматические игры очень эффективны для освоения различных структур. Грамматические игры – это особый вид игр, направленных на использование речевого образца; на создание естественной ситуации употребления изучаемого речевого образца и на развитие творческой активности учащихся. Важно чтобы дети не просто по очереди выполняли некоторое действие по правилу, механически, но и получали при этом индивидуально значимый результат, совершали хоть самый элементарный выбор. Нельзя забывать, что грамматическая игра на занятиях иностранного языка не только коллективное развлечение, но и способ достижения задач: формирование речевых навыков и умений. Важно дать ребёнку понять, что образец, предлагаемый учителем для решения игровой задачи, не является образцом для механического подражания, а лишь один из способов решения коммуникативной задачи, что оставляет ребёнку возможность самовыражения и творчества.

   Рассмотрим некоторые грамматические игры на примерах.

  1. Восстановить правильный порядок слов в предложении (e.g. In this city have lived they since 1975. Your friend did come yesterday to you? , etc.). Эта игра очень важна, так как помогает ребятам запомнить, что в английском языке прямой порядок слов.
  2. Кто больше составит положительных (вопросительных, отрицательных) предложений в разных временных формах, с оборотом there +to be и другими грамматическими структурами.
  3. Описать картинку в Pr. Simple, Pr. Continuous, Past Simple, Past Continuous, etc.
  4. а) Описать, что делает твой одноклассник (He/she is writing now). б) Описать, во что сегодня одет твой одноклассник (e.g.  Sveta is wearing a blue skirt and  a white sweater )
  5. Узнать, что есть у твоего друга (Have you got a ruler?) Ученики внимательно слушают. Затем учитель задаёт вопросы  ( e.g. What has Marina got? – Marina has got a book; Has Marina got a pencil case? – Yes, she has/No, she hasn’t.)
  6.   Тренировка  утвердительной, отрицательной и вопросительной форм глагола «саn».                                                                                                   а) Зайчишка-хвастунишка. Эта игра выполняется по цепочке. Например, I can fly. – No, you can’t fly. – I can draw- No, you can’t draw.                                                                                                     б) Класс делиться на две команды. Первая команда говорит то, что она может видеть. (I can see a table. I can see a teacher, etc.). Вторая команда говорит, что она не может видеть (I can’t see a tiger. I can’t see a crocodile, etc). Выигрывает та команда, которая скажет больше предложений.                                                                              в) Подвижная игра «Тraffic light».                                        Учитель встаёт в центре комнаты и сообщает ребятам, что он умеет делать. Учащиеся по одному могут пройти из одного конца комнаты в противоположную, только сказав и показав, что они тоже умеют это делать. Например,          

      T: I can dance. And you?                                                          

      P1: I can dance, too. ( каждый ученик проходит, пританцовывая             или выполняя другое движение)                                                

  1.   Игра «Рассеянный  Карлсон»  (образование утвердительной и отрицательной форм в Pr. Simple). Выполняется в парах или по цепочке. Например,                                                                                                                                                                - Monkeys don’t like bananas.

    -  Monkeys like bananas.

    -  Dogs don’t like meat.

    -  Dogs like meat etc.

   8) Игра «Don’t say “yes” and “no”»

     Цель игры: восприятие на слух специальных вопросов и  тренировка ответов в полных утвердительных и отрицательных предложениях.

     Игра строиться по типу игры «Да» и «Нет» не говорите, черно-бело не берите». Цель учащихся: понять вопрос и найти такой ответ, чтобы в нём не звучали слова «yes» и «no». Учитель задаёт учащимся различные вопросы (можно с помощью мяча). Учащиеся могут, как угодно на них отвечать, но лишь не говорить «Yes» и «No». В игре допустимы и поощряются различные нестандартные ответы.

 

T: Are you Kate?

   P: I’m Kate.

T: Are you from Moscow?

P: From Astrakhan.

T: Нave you got a big ball?

P: I’ve got it.

  1.   Игра «Wrong – true statements»                                                                  Каждый ученик придумывает, из какого он города. Список городов на доске (London, Kiev, Moscow, Oxford, Astrakhan, etc). Выходит ведущий и обращается к одному из учеников.                                                                                    - Sasha! Аre you from London?                                                                       -Тhat’s wrong.  I’m from Kiev.                                                                       -Misha! Are you from Astrakhan?                                                      

-Yes, that’s true. I’m from Astrakhan.                                          

Ведущий садиться, а его место занимает другой ученик. Игра продолжается.

  1. Игра «True and false chair» (выбери правильный стул)                          Цель: научить правильно употреблять времена. Например, Past Simple или Present Perfect.                                                                                                 Нужно поставить два стула рядом у доски и на одном прикрепить «True», а на другом «False». Эти слова можно написать и над стульями на доске. Класс делиться на две команды. Учитель читает предложения, и первые ученики из обеих команд направляются к стулу со словами «True», если предложение построено правильно. Если, с их точки зрения, есть ошибки, то они подходят к стулу с надписью «False». Затем учитель читает предложение для вторых учеников из команд и т.д. Побеждает команда,  члены которой определили больше остальных правильное употребление времён.
  2. Игра «Fisherman». Цель этой игры, как и у предыдущей: распознать правильно ли употреблены времена в предложениях.                                                              Класс делиться на 2 команды. У каждой команды свой стул, на стуле стоят 2 маленьких ведра или стакана со словами « Right» и «Wrong».  На столе учитель раскладывает рыбок с предложениями. Затем, по очереди, (от каждой команды по 1 ученику) дети берут одну рыбку и определяют правильность предложения. Если предложение правильное, то ученик кладёт рыбку в ведёрко «Right», если в предложении есть ошибка, то в ведёрко «Wrong». Если ученик не может определить правильность предложения, то он оставляет рыбку на стуле, чтобы  после игры определить правильность  этого предложения.                                                             Предложения могут быть написаны на таких рыбках:                                                                          

  1. Игра «Harry up» ( время 3-5 минут)                                                           Цель: научить распределять наречия и наречные обстоятельства времени согласно, например, Past Simple или Present Perfect.                                                                                        В игре участвуют пары учащихся. Каждая пара получает карточку с наречиями и наречными обстоятельствами времени. В течение 3-5 минут дети подбирают правильное наречие к Past Simple или Present Perfect. Они записывают наречия на листках и ставят рядом буквы PS (Past Simple) или PP (Present Perfect). Побеждает пара с наибольшим количеством правильных переводов.   Вариант. Ученики выбирают наречия и составляют предложения.
  2. Игра «Hide-and-seek» ( тренировка в использовании предлогов in, on, under).                                                                                                      Выбирается водящий. Ему предлагается спрятаться мысленно за одним из предметов комнаты, изображённой на большой картине, или среди предметов классной комнаты. Затем остальные ребята задают ему вопросы.                                                                                                  P1: Are you in the cupboard?                                                                 No, I’m not.                                                                                                P2: Are you under the table?                                                                  Yes, I am.                                                                                      Отгадавший получает 1 очко и право « прятаться».
  3. Игра « Любознательный Буратино» (тренировка в использовании специальных вопросов и предлогов)                   Учитель задаёт детям вопросы или дети работают в парах, задавая друг другу вопросы. Например,                                                      Where is your pen, Petya? – It’s in my pencil-case.                                          Where is your bag, Ann? -  It’s under the chair,etc.
  4. Игра «How many?» (тренировка и закрепление единственной и множественной форм существительных в сочетании с числительными).                                                                                 Класс делиться на 2 команды. На столе (или это может быть картинка) лежат различные предметы в разных количествах. Ребята смотрят на предметы внимательно несколько секунд. Затем все предметы на столе закрываются.                                                                                                          T: How many cars?                                                                                         Каждая группа получает время на совещание.                                          Group1: Two cars.                                                                                         Group1: Three cars.                                                                                       Учитель записывает ответы каждой группы на доске. Затем, после серии вопросов, предметы на столе открываются и подсчитываются правильные и неправильные ответы. Побеждает группа, набравшая больше правильных ответов, т.е. была более внимательной.    
  5. Игра «Snowball» («Чьё предложение самое длинное?»).                                                                                        Teacher: I have got a dog.                                                                                     P1: I have got a nice dog                                                                                       P: P 2: I have got a nice big brown dog.                                                                           P3: I have got a nice big brown clever dog.                                                           P4: I have got a nice big brown clever merry dog, etc.
  6. Игра « С миру по нитке»                                                                               Учитель говорит первое предложение, ученики придумывают свои.                                                                                                          T: Gena is not a boy.                                                                                               P1: It is a crocodile.                                                                                                P2: It is big.                                                                                                             P3: It is long.                                                                                                           P4: It is green.                                                                                                         P5: It can sing, etc.
  7. Игра «Вingo». Эту игру обычно используют для повторения и закрепления числительных. А в журнале ИЯШ (2006.-№5) автор статьи предлагает применять эту игру для повторения 3 форм неправильных глаголов. Проводится эта игра со всем классом или группой. Для учителя: набор карточек со 2 и 3 формой глаголов. Для учеников: набор карточек с глаголами в первой форме и фишки или пуговицы закрывать слова.

Например, карточка для учителя:        

                                         

got

gone

drew

rode

had

seen

took

drawn

saw

were

knew

heard


       

 Карточка для ученика:  

draw

go

give

hear

write

ride

get

can

build

leave

     

                                     

   

   

Учитель называет глаголы во 2 и 3 форме, а дети ищут их в первой форме в своих карточках и если находят, закрывают фишкой. Кто первый закроет все слова – тот победитель, но прежде учитель проверяет правильность выполненного задания по своей карточке.

  1. «Interpreter» (переводчик)                                                                         Цель: тренировать в переводе предложений с английского на русский и наоборот.                                                                                                           Класс делиться на 3 группы. Первый ученик в каждой группе получает на листе бумаги предложение на английском языке. Ученик не должен показывать его другим участникам игры. Ученик должен перевести это предложение на русский язык, записать и завернуть бумагу так, чтоб не видно было английское предложение. Следующий ученик должен перевести полученное предложение с русского языка на английский и т. д. Игра продолжается, пока все ученики группы не примут участие в переводе предложения. После этого учитель разворачивает лист и читает перевод по очереди. Побеждает команда, которая дала наибольшее количество правильных переводов.

2.  Творческие игры.

Как уже говорилось выше, цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Поэтому этим играм следует отводить место на завершающем этапе работы над темой.

1) Аудитивные игры

   Для большинства обучающихся, понимание иноязычной речи на слух – является большой проблемой.  Контрольное аудирование часто вызывает у детей волнение. Поэтому, чтобы предупредить такие проблемы просто необходимо использовать аудитивные игры.  Проводить их можно как индивидуально, так и в группах, командах. Аудирование в форме игры помогает снять напряжение и волнение у ребят. Можно использовать следующие игры:

  1. Узнай по описанию человека (животное, предмет и т. д.)
  2. Нарисуй по описанию человека (животное, предмет и т.д.)
  3. Выбери из ряда картинок одну, соответствующую описанию.
  4. Заполни пропуски в тексте.
  5. Кто лучше всех поймёт смысл текста, рассказа или сказки на слух.
  6. Кто лучше всех переведёт предложение с английского языка на русский язык.

Учитель может читать сам, попросить кого-то из детей или включить аудиозапись.  

                                                                                                                                      2) Ролевые игр  

                                                                            

 К ролевым играм относятся различные импровизации: драматизация диалогов, инсценировки, интервью и т. д. Можно также подготовить костюмы, декорации. Эти игры позволяют детям почувствовать себя в различных ролях. Например,  в 6 классе, когда мы прошли тему: «Keep fit and healthy», то в качестве  итогового занятия  дети разыграли диалоги между врачом и пациентом, а также между ветеринаром и владельцем домашнего животного. Ученики приняли активное участие: «врачи» оделись в белые халаты, маски, принесли шприцы, выписывали рецепты, а «пациенты» изображали болезнь: хромали, перевязывали горло и  т. д.   Домашних животных  заменили  мягкими игрушками. Урок прошёл очень весело, с положительным результатом.

  Также  мы разыгрываем диалоги между журналистом и знаменитостью, радиоведущим и  слушателем и т.д., обыгрываем стихотворения ( например, «The three little kittens»), ставим спектакли ( «How Shishkin trained his dog», « Meeting of flowers») и т.д.

                                                                                                                                         Всё это создаёт прекрасные условия для овладения языком, помогает его изучению.

                                           5. Список  литературы

1.  Литература для педагогов

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» , Директор школы. – 2004. - №10, № 9.

2. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года, Внешкольник. – 2004. - №12.

3. Амамджян Ш.Г. Играя учись! - М.: Просвещение, 1978.

4. Биболетова М.З., Денисенко О.А. Книга для учителя к учебнику     английского языка для нач. шк.- Обнинск: Титул, 1998.

5. Доля Г. Веселый английский. Часть 1.- Дубна: Издательство «Миг», 1991.

6. Коновалова  Т. В. Веселые стихи для запоминания английских

слов.- Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2006.

7. Кряжева Н.Л. Мир детских  эмоций. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2000.

8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от  рождения до 17 лет.- М.: УРАО, 1999.

9. Лосева С.В. Английский в рифмах. – М.: Просвещение, 1993.

10. Ляховицкий М.В. Методика преподавания английского языка. – М.: Высшая школа, 1985.

11. Негневицкая Е.И. Обучение английскому языку детей 6 лет. - М.: Творческая педагогика, 1991.

12. Островский Б.С. Английский язык на факультативных занятиях в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.

13. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение, 1981.

14. Фрибус Л. Г.,  Дольникова Р. А. Как детишек нам учить по английски говорить. – Санкт Петербург: Каро, 2008.

15. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. УМК «Английский для самых маленьких». М., 2007.

16. Юдакова Г.П. О некоторых особенностях работы с детьми шестилетнего возраста. – Журнал ИЯШ № 3, 1993. – с. 38

2.Литература для родителей и детей.

1. Архангельская Т.Р., Баркова Л.А. Занимательный английский для малышей, - М.: Книга, лтд, 1993

2.  Грызулина Н.Б., Бузина Ю. Н., Туголукова Г. И. Я играю и учу английский. - М.: Физматлит, 1993

3. Ильчининова О.И. Английский   для   маленьких   девочек   и  мальчиков. - Ташкент: Навруз,1994

4. Лосева С.В. Английский в рифмах. - М.: АО Буклет,1993

5. Люцис К. Английский язык в картинках.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003

6. Матюгин И.Ю.  Как запоминать английские  слова.- М.: РИПОЛ классик, 2003

7. Наумова Н. А. Песни для детей на английском языке. – М.: Айрис- пресс, 2008.

8. Никитенко З. Н., Негнивицкая Е. Н. Начинаем изучать английский язык: Учеб. пособие для дошк. и мл. шк.- М.: Просвещение, 2002.

        

 

 

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности

В данной статье  автор знакомит читателей с опытом  применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....

Статья на тему « Изучение и освоение современных педагогических технологии в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся».

  В процессе обучения английскому языку использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, ...