Главные вкладки

    Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.
    статья по английскому языку на тему

    Ролевые игры, игровые ситуации на уроках английского языка на начальной ступени обученияю

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

    Когда в 1987—88 году начался эксперимент  раннего обучения иностранному языку в школе,  было много дискуссий. Время показало, что детей в начальной школе не только можно, но и нужно обучать иностранному языку. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективу, групповым формам работы формам работы, пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. Кроме того, появляется реальная возможность уже на раннем этапе выявить детей, способных к языкам и подготовить их серьёзному изучению иностранного языка в школе.

    Новые  образовательные стандарты подчеркивают необходимость  обучения иностранного языка, в том числе и в начальной школе. Стратегической целью обучения иностранным языкам сегодня  является  формирование и развитие межкультурной компетенции, готовности и умения эффективно участвовать в межкультурном  общении. Учителю иностранного языка  нужно организовывать урок так, чтобы учащиеся осознавали необходимость изучения иностранного языка, а на уроке не просто узнавали что-то новое, а решали определенную коммуникативную задачу. Игры и игровые ситуации, ролевые игры   лучше всего помогают  решать эту проблему, особенно на начальном этапе.

     Методика обучения детей на начальном этапе базируется на 4-х видах работы: движение, музыка, наглядность, игра. Все это поддерживает интерес к незнакомому языку, стимулирует его изучение. Исходя из своего опыта работы могу сказать, что дети способны усвоить самый разнообразный материал. Они с удовольствием поют песни, разучивают рифмовки, считалочки, усваивают простейшие клише разговорного языка и на их основе составлять микродиалоги, могут участвовать в сценках, ролевых играх, небольших спектаклях . Малыши готовы учить все, что им предлагают, но быстро теряют интерес к занятиям. Я сделала  вывод, что  детей надо обучать наиболее доступными, близкими им приемами. Лучше всего для этого подходят различные игры и игровые ситуации.

       Игровая ситуация- основа обучения иностранному языку на начальном этапе. Игра- очень важна для ребенка: он познает мир, легко усваивает сложнейшие понятия. Поэтому в каждый урок я включаю различные игровые моменты: и игру в мяч, и разные игрушки,  которые помогают делать урок зрелищным, и игрушечный телефон, по которому дети звонят друг другу. дети приходят в кукольный театр, магазин игрушек, школу зверей, на спортивный праздник. У малышей очень хорошая память на то, что их волнует, что им нравится. Вводя новую лексику я стараюсь показывать яркие, большие, необычные предмет. Если обезьяна- то смешная, если кукла- то красивая. Ведь каждый ребенок-актер, он легко перевоплощается, искренне верит в происходящее. Играя, ребенок преодолевает барьер страха, освобождается от физического переутомления. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, не раз бывало, что слабый по языковой подготовке ученик становится первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности радости, ощущение посильности заданий- все это помогает преодолевать  стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова другого языка и благотворно сказываются на результаты обучения. Незаметно усваивается материал и возникает чувство удовлетворения.

      Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразные формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке.

      Все игры должны проводиться  методически грамотно. Для этого необходимо:

    Точно знать, какой именно навык, умение тренируется в данной игре, что не умел ребенок делать до проведения игры и чему он научился в результате её.

    Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного, так чтобы в игре с выбором  рассказать какого цвета домна « разноцветной улице», необходимо сначала задумать, решить ,какой цвет больше нравится,  и соответственно построить фразу.

      Должна быть коммуникативная направленность игры. необязательно давать детям правила речевой игры в строгих рамках - таким правилом может быть речь учителя. важно, чтобы учащиеся не просто механически   подражали, а решали определенную коммуникативную задачу.

     Необходимо придать игре характер соревнования для того, чтобы получить, от игры наибольший эффект.

          В своей работе, особенно в начальных классах, я использую много игр и игровых            ситуаций,  которые, в соответствии с поставленными задачами, можно разделить на несколько видов:

       1) игры на автоматизацию грамматических навыков;

       2)  игры на усвоение изученной лексики;

       3)  игры для развития навыков говорения и аудирования.

        Сначала я хочу остановиться на грамматических играх, поскольку овладение     грамматическим материалом создает возможность для перехода к активной речи учащихся.

    По моим наблюдениям , тренировка употребления грамматических структур, требующая многократного повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затраченные усилия не приносят удовлетворения. Чтобы сделать эту скучную работу интересней я использую следующие игры.

    Отработки стрyктуры I’ve got a dog.уместна игра « Цепочка». Один из учащихся начинает:  P1   I’ve got  a dog.

                            P2    I’ve got  a cat.

                            P3    I’ve got  a puppy…..

    Цепочка обрывается, если кто-то неправильно составляет предложение. Возможен второй усложненный вариант: « Повтори и добавь свое»

    P1   I’ve got  a dog.

    P1   I’ve got  a dog and a cat…..

    Для дифференциации структур: I’ve got  a….- She’s got a….(   а также других РО в 1и 3 лицах Present Indefinite )

          P1   I’ve got  a sister.

    P2   Sasha has got  a sister and I have got a brother..

    Для активизации в речи вопросительной формы-  Have you got a…..?/ Has she got…?, можно  использовать игру « Отгадай:

     выбирают ведущего, который загадывает любой предмет. учащиеся по очереди      спрашивают –  P1 Have you got a ball?   P2 No, I haven’t

                               P3 Have you got a doll?  P2 Yes, I have  

    Отгадавший занимает место ведущего. Подобные игры я использую при изучении темы» Сolours». Ребята отгадывают цвет  моей любимой игрушки( игрушек):

     Is it yellow ?

    Are they yellow?

    В начальных классах  вводится грамматическая структура:  I can (run).

     Дети любят принимать участие в игре « Хвастунишка»:

     P1  I can run.

     P1  I can jump.  

    P1  I can climb…..

    Игра прекращается тогда, когда кто-то затруднится в составлении образца.

    Отрабатывая отрицательную форму: I can’t …..., уместно соревнование « неумеек»

    P1   I can’t write.              P2 I can’t fly

    Игра для закрепления структуры I can see….:

     Учащиеся один за другим называют предметы, которые они видят в классе (на картинке), используя эту структуру. Побеждает ученик, назвавший большее количество предметов. Аналогичную игру провожу  с предложением-   I can’t see… .

    6. Самая простая игра на начальной ступени обучения иностранному языку - « жмурки» .Водящий с завязанными глазами  пытается поймать руками ребят, находящихся рядом. Поймав, задает вопрос: -  P1 Are you Sveta?    P2 No, I am not Sveta.(Yes, , I am Sveta)

    7. Когда мы изучаем структуру - Are you a dog ?  -Yes, I’m a (dog), использующиеся для составления загадок, дети любят изображать различных животных и отгадывать их названия.

     Учащиеся выходят к доске, показывают характерные для определенного животного движения и воспроизводят соответствующие звук. Остальные отгадывают:    -                                                                                       P1 Are you a dog?              -P2 Are you a cat?

     Иногда я использую эту игру для разминки на уроке, когда вижу, что  дети устали и  им надо немного расслабиться, пошалить.

    8. Игровая ситуация « Не вся семья дома» для отработки выражения -    This is my  (mother).

    Ученик представляет тех, кто в данный момент находится в комнате. Стук в дверь. Ученики пытаются отгадать:  P1   This is her (uncle)    :  P2   This is her (grandmother).

     Можно заменить :  This is a man (woman).

     Ребята могут также отгадывать  профессии членов семьи: -:  P1  Is he a worker?  P2  Is he a driver ?

          9. Игра « Кругосветное путешествие» можно использовать для отработки оборота –There is/       There are .

        Я начинаю игру:  -  T . There is a blackboard on the wall.

                                          P1 Near the blackboard there is a door.

      другие ребята продолжают описывать комнату ( картинку) в выбранном направлении. Учитель     может принимать участие в игре, жестом показывая на предмет, о котором надо сказать.

      10. Очень интересная игра-«Маша-растеряша»:

       Утром Маша собирается в школу и не знает, где её вещи. Она спрашивает:

                                                                                                    P1 Where is  my pen?

                                                                                                    P2  It’s on the table.

                                                                                                    P1 Where are  the books?

                                                                                                    P3  They are on the chair.

    11.На начальном этапе приходится доступными средствами  объяснять Настоящее длительное время.

        а) Игра Комментатор», когда учащиеся комментируют действия друг друга. За каждое правильно комментируемое действие засчитывается очко.  

        b)  Игра  «Что ты рисуешь?»   Ученики отгадывают то, что рисует сосед по порте, задавая вопросы :  P1 Are you drawing a horse?           -   P3 No, I am not drawing    a horse                                      

                 P2 Are you drawing a cow ?  

    12 .Игры для отработки Present Indefinite Tense .

         a) « Цепочка» « Повтори и добавь свое»  P1 I like milk.

                                                                              P2  I Ann likes tea but I like milk…..

         b) Вопросительную форму:Do you like to…? отрабатываю в игре» Угадай»

        P1  Do you like to read books ?

        P2  Do you like to play football?

    13. Игра с куклой Чебурашка.

       Ребята хотят узнать, как Чебурашка проводит свой день. Ему задают вопросы:

         When do you get up?

    Do you help your mother?

    What books do you like to read?

    14. Игра « Переводчик» : Группа делится на 2 делегации, говорящие на разных языках. Члены делегаций располагаются напротив друг друга и беседуют с помощью переводчика.

    P1 (из 1-й делегации)  Ты  любишь играть в шахматы?

    Переводчик: Do you like to play to chess?

    P2 (из 2-й делегации) Oh, Yes, I do/

    Переводчик: (обращаясь к 1-му ученику)  Yes, she does(Yes, she likes to play chess.)

                                                           Лексические игры

    Лексические игры-игры, продолжающие строить фундамент речи. Во время проведения лексических игр большая роль отводится учителю, который является здесь организующей фигурой. Очень важно вовлечь в игру как можно больше учащихся, а затем незаметно выйти из неё. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнения лексических игр  используются различные  формы работы: парная, групповая и фронтальная.

    Игра» Кто больше назовет животных»: Участники двух команд по очереди называют животных изображенных на картинке. (Тематика картинок может быть разная)

    « Кто быстрее отгадает значение слова?» Команды пишут перевод с английского языка названия цифр, игрушек, членов семьи. Учитывается правильность и быстрота ответов.

     Лексика по теме « Части тела»  можно отработать с помощью следующей игры:

     Ученик выполняет команды остальных ребят .  P1  Touch the nose.

                                                                                            P 2  Touch the left hand

                                                                                            P 3  Touch the mouth.

          Можно изменить условия игры, добавив, что выполнять команды нужно, если сказали      слово» please».

    Для закрепления лексики по теме « Одежда» использую следующую игровую ситуацию:

     P1  It’s cold. Help me to dress, please

     P2   Put  the coat on.

     P3  Put  the cap on….

    Чтобы отработать  употребление в речи учащихся порядковых или количественных числительных можно использовать игру « Кто лучше считает?»:

     В быстром темпе ребята называют числа по порядку, кто неправильно называет-выходит с   игры.

     Можно усложнить задачу: считать не называя цифру, например, 3 и всех чисел, в которые входят 3 .Вместо этих цифр нужно хлопнуть в ладоши и сказать» Clap» Выигрывают самые внимательные.

    6. Игра  «Незнайка». Незнайка неправильно называет написанные на доске цифры. Класс его исправляет. P1   I t’s forty one.   P2 No it’s wrong. It’s forty-five.

    7. Чтобы запомнить названия цвета, я применяю рифмовки.

     T   Ted          Cl    red

          night               white      

          town               brown

          fellow            yellow

    8. Для закрепления лексики часто использую мяч. Кидаю мяч и называю слово на русском, а дети возвращают мяч и говорят слово на английском (можно наоборот)

    9. Дети любят играть в кубики, на гранях которого наклеены картинки по теме. Они подкидывают и называют предмет, изображенный на кубике.

    Аудитивные игры  могут помочь достижению следующих целей аудирования:

    - научить понимать смысл однократного высказывания;-

    - научит выделять главное в потоке информации;

    - научит распознавать отдельные речевые образцы и сочетания в потоке речи;

    -развить слуховую память;

    -развить слуховую реакцию.

     1. Игра»Who knows the parts of body better? »

    Класс делится на 2 команды. Ученики-представители от каждой команды по очереди выполняют команды учителя: Touch your head!

                                                        Touch your shoulders!

                                                         Count your fingers ! ....

    Выигрывает команда набравшая большее количество очков.

    3.Лексику по теме» Части тела» можно тренировать в другой игре:

    Учитель просит ребят выходить к доске и рисовать то, что говорит учитель:    - Draw a face.

     В результате на доске появится забавное изображение человека или животного, нарисованного совместно. Ребятам очень нравится эта игра.

    4. Перед тренировкой употребления в речи учащихся слов, обозначающих предлоги места, можно поиграть в следующую игру:

       Учитель  просит положить разложенные на столе предметы (игрушки)  в определенное место:

     Take a bear and put it on the desk.

     Take a ball and put it unto the box…..

    Со временем ребята сами дают команды.

    5. Игра « Съедобное - несъедобное »:

    Учитель произносит предложения:

    We can eat meat.

    We can eat chalk…..

    При  упоминании съедобного предмета, ученики поднимают руку, кто ошибется-выходит из игры. ( Можно применять к различной тематике: We can put on a hat (a chair…)

     

     Очень важно на уроке иностранного языка использовать речевые  игры. Они учат детей учению выражать мысли  их логической последовательности, практически и творчески применять полученные речевые навыки, обучают детей речевой реакции в процессе коммуникации.

    1. Игра  «Собери портфель». Ребята учатся называть

    и описывать школьные принадлежности. В игре участвует весь класс.

      Учитель просит помочь Буратино собраться  в школу. Ученик складывает в портфель предметы и называет их.

    P1 This is a book.( a pen) . It’ s an English book. It’s a nice book.

    2. Игра « Составь фоторобот». Ребята учатся описывать внешность человека. Класс делится на 3 команды, каждая представляет отделение милиции. Выбирают 3-х ведущих. Они обращаются с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущие описывают внешность, а дети делают соответствующие зарисовки. Если рисунок соответствует описанию, то пропавший - найден.

    P1 I can’t find my sister. She is ten .She is not tall. She’s got dark hair. Her eyes are grey. She has a red dress on.

    « Любимые герои сказок»( Любимые животные)

    Учитель сообщает, что в гости приехали любимые герои сказок. дети их увидят, если отгадают, кто они. Ученики по очереди описывают героев сказок(можно животных). если остальные ребята угадали, то показывают  соответствующую картинку или игрушку.

    P1 This is a girl. She is small. She has got a nice dress and a red hat on. She likes to visit  her grandmother.

    5. Игра « Guess it » .Ведущий загадывает любой предмет в классе. Ученики пытаются отгадать и задают  только общие вопросы ( их количество ограничено до 10 )   Побеждает тот, кто отгадывает , задав меньшее количество вопросов.

    Примеры вопросов               Is it a thing?  

                                                     Is it on this wall ?

                                                     Can I see it ?  

                                                     Is it white?      

    Для развития навыков монологической речи хорошо использовать  следующую игру:

    6. Класс делится на 3-4 команды. Капитаны-сильные ученики. Учитель предлагает им выбрать по 1-й картинке ( время года, например)   В течение 2-3 минут ребята готовят описание ( каждый составляет по одному предложению). Прослушивая рассказы учитель  ставит плюсы за правильные предложения, минусы - за неправильные. Потом подсчитываются баллы и выявляются победители.

    7.Игровая ситуация « Новый ученик». Учитель представляет «нового ученика».  Чтобы больше узнать о нем, ученики задают ему вопросы: What is your name?

                                                                                How old are you?

                                                                                Where are you from?

    8. Игровая ситуация «В зоопарке». Директор зоопарка проводит экскурсию и рассказывает о каждом животном.

    9. Игровая ситуация «Город мастеров»Экскурсовод рассказывает, о том , чем занимаются мастера.

       P1  This is a doctor. He works at the hospital. He helps little children.

    Образцом практического использования результата своей работы является игра- анкетирование

                                                                      Образцы опроса.  

    1) Опроси своих друзей, кто что кушает на завтрак (обед, ужин)

    2) Узнай любимые игрушки одноклассников.

    3) Выясни, каким видом спорта увлекаются твои одноклассники.

      Очень важно после изучения каждой темы проводить итоговые уроки в игровой форме. Это может быть праздник - «День рождения Алисы», « Спортивный праздник », « Новогодняя сказка», урок-путешествие или просто фонетический вечер. Подобные мероприятия формируют интерес к предмету, стимулируют развитие познавательной активности на уроках английского языка. Дети с удовольствием готовят материал к таким урокам, рисуют плакаты, приносят игрушки.

      Хочется отметить, что игра - действительно активный стимул для изучения иностранного языка, особенно в начальных классах, но все должно быть в меру. Излишнее количество игровых ситуаций на уроке не должно приучать детей к мысли, что изучение иностранного языка - это развлечение. На самом деле это большой труд, который предполагает предельное внимание, активность на уроке и  терпение, настойчивость дома . Надо приучать ребят к самостоятельной работе и дома, и в классе. В каком соотношении должны находиться игры на уроках и перечисленные выше моменты , зависит от класса, от возраста, уровня обученности детей.  

               Литература и ресурсы

    М Ф. Стронин « Обучающие игры на уроке английского языка» М, 1981 г

    Ж-л « Иностранные языки в школе» № 1. 1994г

    Основные направления развития общего образования Сетевой ресурс, режим доступа: http://www.educom.ru/ru/nusha_novaya_shkola/school.php

    Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранного языка. Пособие для учителя.- М. АРКТИ, 2000

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

    Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....

    ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».

    Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...

    Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе

    Статья на тему Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе...

    Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

    Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке....

    использование игровых приемов на уроках английского языка в начальной школе

    Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. В игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особеннос...

    Использование игровых ситуаций на уроках английского языка в начальной школе

    Статья представляет собой методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе, с целью усиления мотивации обучения....

    Использование игровых методик на уроках английского языка в начальной школе в условиях новых ФГОС

    Я считаю, что основная задача учителя английского языка (да по сути и других предметов) заключается не только в том, чтобы заложить хорошую фундаментальную базу знаний, на которую ученик будет опирать...