Организация проектной деятельности на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку

Английский язык как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Использование новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал. В данной работе рассматриваются основные этапы проектной деятельности, а также типы проектов, которые были реализованы мной на практике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Потехина Ирина Владимировна

(potechina.iv@mail.ru)

МАОУ «Лицей №36» г.Саратов

“Learn by doing”- изучение через деятельность - так в англоязычных странах характеризуется метод проектов, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создания конкретного продукта, что позволяет им пережить ситуацию успеха и самореализации.

Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что данный метод обучения решает проблему активизации деятельности каждого учащегося, создает ситуацию для их творческой активности в процессе обучения.

Английский язык как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Использование новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал.

Учебная проектная деятельность на уроке английского языка помогает создать ситуацию успеха ученикам с разным уровнем подготовки. Одновременно учитель совершенствует свой методический опыт, получает отличную возможность формирования уровней коммуникативной компетенции учащихся в нетрадиционной, творческой форме, что способствует повышению учебной мотивации и расширению знаний учащихся.

Проведение проектной работы в рамках урока английского языка или во внеурочной деятельности в целом можно объединить в три основных этапа:

I. Постановка проблемы  - определяются источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, телевизионные познавательные программы, сайты Интернета, опрос и т.д.

II. Обработка информации - определяется критерий оценки данной информации для анализа и выделения наиболее существенных элементов, способствующих решению задачи. На данном этапе требуется применение знаний лексики и синтаксиса языка.

III. Информация на выходе -  результат деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта.

С помощью учебного проекта можно решать задачи предметного обучения, закреплять изученное путем практического применения теоретических знаний, выравнивать степень подготовленности класса по пройденной теме, изучать новое содержание, формировать предметные умения и навыки. Таким образом, проектные уроки можно подвергнуть еще одной классификации в зависимости от предметного содержания, на котором они строятся:

обобщающие – обеспечивающие ученикам условия для применения теоретических знаний в целях понимания их практической пользы. На таких уроках используются ранее полученные знания, которые в процессе проектной деятельности углубляются, расширяются и систематизируются;

предваряющие – позволяют обеспечить введение новой темы. Информация и знания, усвоенные учащимися во время такой работы, дают возможность представить сферу применения знаний, которые будут получены в предстоящем тематическом блоке программы. Одновременно решается проблема положительной мотивации предстоящего изучения темы.

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяются следующие типы проектов:

Исследовательские:  хорошо  структурированы,  полностью подчинены логике и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. Итогом исследовательской работы является обсуждение и оформление полученных результатов.

Творческие:  не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.  Каждый в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в виде газеты, сочинения, в видеофильме и т.д.

Игровые: структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационные: изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; часто интегрируется в исследовательские проекты и становится их органичной частью.

Монопроекты: проводятся в рамках одного учебного предмета. Выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), формы презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

Межпредметные: выполняются во внеурочное время. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские знания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Практико-ориентированные: отличаются четко обозначенным результатом деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы. Результатом проведения таких проектов может стать организация выставки, составление словаря обиходной школьной лексики и т.д..

В реальной практике чаще имею дело со смешанными типами проектов в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов.

В современной методической литературе учебные проекты классифицируют по срокам исполнения на краткосрочные (2-6 часов), среднесрочные (12-15 часов) и долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обобщения.

Далее приведу несколько проектов, которые мы выполняем с учащимися 2-11 классов на уроках английского языка.

Проект «Увлечения», 5 класс

Тип проекта: групповой, информационно-исследовательский, обобщающий, долгосрочный.

Планируемый результат: создание группами учащихся презентаций об увлечениях их одноклассников, родителей, учителей. Рейтинг наиболее популярных увлечений.

Цели: закрепить лексико-грамматический материал по теме «Увлечения».

Задачи: используя материал опроса сверстников и взрослых представить материал в виде презентаций добавив собственный анализ.

Предметно-содержательная область: иностранный язык.

Длительность: неделя.

Проект «Столицы мира»,7 класс

Тип проекта: групповой, межпредметный, обобщающий, долгосрочный.

Планируемый результат: создание группами учащихся буклета сравнительно-сопоставительной характеристики основных столиц мира.

Цели: расширение и систематизация ранее изученного страноведческого материала.

Задачи: используя материал энциклопедий, сайтов Интернета представить материал в виде буклетов, содержащих страноведческую информацию.

Предметно-содержательная область: иностранный язык, география, история.

Длительность: 2 недели.

Проект «Звери в бизнесе», 10 класс

Тип проекта: индивидуальный, межпредметный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Планируемый результат: создание бизнес словаря с заметками из периодической прессы.

     Цели: интеграция знаний по различным предметам школьной программы,  повышение мотивации к предмету

Задачи: используя материал словарей проследить сферы и особенности употребления экономических терминов  в названиях которых встречаются названия животных, проследить их диахронические особенности представив материал в виде современного бизнес словаря.

Предметно-содержательная область: иностранный язык, экономика.

Длительность: месяц.

Проектная деятельность дает реальную возможность совершенствовать коммуникативную, лингвострановедческую компетенции учащихся, стирает барьер между обучением теоретическим основам языка (лексика, грамматика) и практическим применением полученных знаний. Повышается мотивация учащихся, так как виды учебной работы в рамках проектной деятельности становятся более динамичными, открывается свобода творчества. Применение ранее освоенных языковых знаний сопряжено с использованием знаний из других предметных областей. Происходит смещение акцента с результата на сам процесс. Учащимся приходится не только перелистывать справочники и словари, но и активно использовать современные информационные технологии (Интернет, сканер, компьютер, цифровой фотоаппарат и т.д.), что более близко современным подросткам. В свою очередь, это заставляет учителя подтягивать собственные знания в данной сфере и соответствовать предъявляемому уровню (ситуация, при которой ученик превзошел своего учителя, здесь не вполне уместна).

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,

наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

простор для творческой и созидательной деятельности.

Таким образом, создание позитивной образовательной и профессиональной среды при здравом отношении к использованию проектного метода видится вполне решаемой проблемой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.

Зарипова Л.Е., Березникова Е.С. «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка» (журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2010 г.)

Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.

“На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2000.

Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа. - Иркутск, 2003.-432с.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе.-2000.-№2,3-С.17-19,23-24.

Phillips D., Burwood S. Project with Your Learners (Primary Resource Books). - Oxford: Oxford University Press, 1999.-365p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка

При реализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы уч...

Организация проектной деятельности на уроках английского языка

Работа посвящена проблеме организации проектной деятельности на уроках английского языка. Рассматриваются особенности позиции педагога как  руководителя, организатора и участника процесса. Привед...

Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС

Вашему вниманию предлагается теоретическая  статья "Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС. Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт з...

Коллаборативное обучение в системе Edmodo как инструмент организации проектной деятельности на уроках английского языка

Данная платформа очень полезна и удобна. На ней могут работать учитель- ученикию Учитель-группа учеников или один ученик, а также их родители. Очень удобна для создания совместных проектов, групповой ...

Организация проектной деятельности на уроках английского языка в соответствии с ФГОС

В статье рассматривается метод проектной детельности с точки зрения целесообразности его использования на уроках английского языка, преимущества этого метода по сравнению с другими, трудности, возника...

Организация проектной деятельности на уроках английского языка

Методическая разработка по организации проектной деятельности на уроках английского языка...