Организация проектной деятельности на уроках английского языка
методическая разработка на тему

Долматова Ирина Валентиновна

Работа посвящена проблеме организации проектной деятельности на уроках английского языка. Рассматриваются особенности позиции педагога как  руководителя, организатора и участника процесса. Приведены конкретные примеры по реализации проектных методик на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Организация проектной деятельности на уроках английского языка

Краткая аннотация

Работа посвящена проблеме организации проектной деятельности на уроках английского языка. Рассматриваются особенности позиции педагога как руководителя, организатора и участника этой деятельности. В работе приведены конкретные примеры по реализации проектных методик на практике.

Содержание:

  1. Особенности позиции педагога при организации проектной деятельности.
  2. Основные требования к использованию метода проектов.
  3. Организация проектной деятельности на уроках английского языка (на основе практического опыта).
  4. Вывод.

  1. Разработка стандартов нового поколения поднимает вопросы, связанные с содержанием  образования на разных ступенях обучения. В настоящее время широко осознается и используется потенциал проектной деятельности для изменения содержания образования, развития личностных качеств учащихся и углубления предметных знаний и умений. Однако при этом педагоги часто отстают от стремительно развивающейся практики проектирования, не успевают перестраивать свою деятельность, т.е. формы, способы, приемы работы с детьми, в результате чего проектная деятельность становится лишь некоторым красивым дополнением к традиционному учебному режиму. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога – трансляция информации (преподавание), то в работе над исследовательскими проектами эта функция отходит на второй план. Педагог из ментора превращается в консультанта и помощника ребенка как начинающего исследователя. В условиях такого обучения педагог для учащегося – партнер, у которого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом. Это требует от педагога умения планировать и организовывать совместное проектирование и исследовательский поиск и, самое важное, уметь пробуждать в детях  стремление и интерес к этому.

При организации проектной деятельности позицию педагога часто можно определить как позицию «скрытого руководителя», который уходит от прямого (жесткого) предъявления тем, способов и форм работы, однако не дает полностью развернуться самостоятельности учащихся. Иногда учитель является не скрытым, а явным руководителем в организации совместной деятельности с детьми: указывает, выдает задания, контролирует, оценивает. Это свидетельствует о том, что практика организации проектной деятельности в школе во многом остается практикой закрытого совместного действия, в котором педагог занимает позицию руководителя по отношению к ребенку, который всегда остается исполнителем.

В подлинном проектировании  меняется тип взаимоотношений  между педагогом и учащимися, он  выстраивается через новые действия учителя. Действия учителя при реализации нового типа деятельности:

  • Помогает ученику определять и формулировать цель деятельности;
  • Рекомендует источники получения информации и способы работы с ними;
  • Организует различные формы совместной деятельности (педагог - учащиеся, учащиеся - учащиеся);
  • Консультирует и поддерживает учащихся на разных этапах работы, помогает вычленить и преодолеть затруднения (коммуникативные, содержательные, деятельностные);
  • Создает условия и специальные образовательные ситуации для проявления активности и инициативы учащихся;
  • Помогает оценить полученный продукт  и проанализировать результаты деятельности.

Таким образом, педагог должен занимать двойственную позицию в организации совместной деятельности с детьми: а) участника (помогает, рекомендует, консультирует) и б) организатора (создает, организует, управляет). При такой позиции учителя ребенок вовлечен  в совместную проектно-исследовательскую деятельность, участвует в ней и влияет на нее. Это позволяет ему ощутить, что он работает не в системе чужих целей и задач, а решает личностно-значимую задачу (учебную, проблемную, практическую), а значит, чувствует  себя субъектом свободной, самостоятельно избранной, реализуемой и ответственной деятельности.

  1. Основные требования к использованию метода проектов:
  • Наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • Практическая, теоретическая,  познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (парная, групповая, индивидуальная)  деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использования в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • Выдвижение гипотез по их решению;
  • Обсуждение методов исследования;
  • Обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 Существуют общие подходы к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Учителю необходимо  продумать возможные варианты постановки проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.
  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Участники проекта работают самостоятельно над решением своих индивидуальных или групповых исследовательских / творческих задач.
  5. Постоянно проводить  промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита.
  7.  Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки,  формулировкой выводов.

Выделяются следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево–игровые, информационные, практико-ориентированные.

По предметно – содержательному признаку проекты делятся на межпредметные и моно-проекты.

По характеру координации – проекты с явной, открытой координацией и со скрытой координацией.

По характеру контактов – парные, групповые, индивидуальные.

По времени работы – краткосрочные, средней продолжительности (1-2 месяца), долгосрочные (до 1 года).

В реальной практике мы имеем дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, практико-ориентированных и исследовательских одновременно.

  1. В своей практике я часто использую проект, как форму организации самостоятельной деятельности учащихся, при этом  я прохожу с детьми весь путь от рождения замысла проекта до его реализации.
  • Учебная тема: “Are You a Good Lawmaker?” ( «Хороший ли ты законодатель?»)

Тема проекта: «Идеальное государство – миф или реальность?»

Это исследовательский, практико-ориентированный, межпредметный, групповой, среднесрочный проект. Проблема заключается в недостатке знаний у учащихся о государственном устройстве, органах власти и политической системе стран изучаемого языка.

Учебная цель: Провести сравнительный  анализ политических систем США, Великобритании и России, дать определение понятию «демократическое государство».

Задачи:

  • Собрать и изучить фактические материалы, касающиеся государственного устройства и политических систем этих стран;
  • Сравнить, найти сходство и отличие в политическом устройстве трех стран;
  • Определить принципы устройства демократического государства;
  • Определить принципы устройства «идеального» государства;
  • Выяснить, являются ли эти страны развитыми демократиями и насколько они соответствуют понятию «идеальное государство»;

 В ходе работы над этим проектом учащиеся должны прийти к следующему выводу: сравнение и анализ политических систем трех стран показывает, что они основаны на демократических принципах, но их нельзя назвать «идеальными»; идеальное государство – это миф, мечта, но это может быть целью, к которой нужно стремиться.

Данный проект имеет несколько образовательных целей:

а) Совершенствование познавательных  навыков учащихся, развитие умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Решение проблемы потребует от учащихся использовать разнообразные методы и средства поиска информации, привлекать и интегрировать знания из разных областей, например, права, истории, политологии, обществознания;

б) Совершенствование УУД, развитие устно-речевых и лексических навыков, практическое владение иностранным языком;

в) Приобретение коммуникативных навыков и умений, формирование навыков коллективной работы, умения планировать и распределять работу, прогнозировать результат, давать оценку результату своего труда;

г) Формирование мотивации достижения успеха, повышение самооценки личности;

д) Воспитание активной,  самостоятельно мыслящей личности, имеющей четкие представления о правовом гражданском государстве.

Результатом этого проекта может быть создание брошюры под названием «Утопия»,  по образу и подобию книги Томаса Мора, в которой учащиеся изложат свои взгляды и мечты об идеальном государстве.

  • Учебная тема: “Modern Inventions in Our Life” («Современные изобретения в нашей жизни»)

Тема проекта: “Is It Just the Thing You Need?” («Это именно то, что тебе нужно?»)

Проект творческий, практико-ориентированный, межпредметный, среднесрочный, групповой.

Проблема: За последние годы в науке и технике были сделаны замечательные открытия, появились новые изобретения, которые изменили жизнь людей во всем мире. Телевидение, журналы, газеты представляют рекламу огромного количества технических средств и товаров. Очень часто мы не успеваем угнаться за техническим прогрессом, и нам бывает трудно ориентироваться в большом количестве информации. Кроме того, не все современные достижения оказываются полезными, а часто бывают даже вредными для человека.

Цель: изучить речевой материал для составления практических советов и рекомендаций, которые помогут ориентироваться в потоке информации, касающейся современных достижений науки и техники.

Задачи:

а) составить список  современных изобретений, которыми мы пользуемся в повседневной жизни,  и определить  их полезные функции.

б) выявить изобретения и приспособления, без которых можно обойтись или они не подходят по каким-то параметрам /цена, дизайн, неудобны в использовании и т. д.

в) проанализировать рекламные объявления с целью изучения подачи информации;

г) изучить и проанализировать инструкции по применению разных приборов и изобретений;

д) выявить  преимущества и недостатки /пользу и вред/ некоторых изобретений /мобильный телефон, компьютер, телевизор, автомобиль и т.д.

В результате выполнения данного проекта учащиеся должны разработать следующие практические рекомендации, которые следует учитывать при выборе того или иного средства, прибора, изобретения:  1. Изобретение должно быть действительно полезным и функциональным; 2. Продукт может иметь не только полезные свойства, но и  вредные, как для человека, так и для природы в целом;  3. Реклама говорит не только о положительных свойствах предмета, но зачастую скрывает негативную информацию; 4.  Изучение инструкции по применению  обеспечивает безопасность для пользователя и долговечность прибора;  5.Многие изобретения не являются жизненно необходимыми, без них можно обойтись.

В виде конечного продукта можно предложить учащимся изобрести / придумать новое техническое средство и представить на суд экспертов в виде чертежа, рисунка, макета, плана. При защите следует учитывать выработанные рекомендации, т.е. функциональность, преимущества и недостатки данного прибора, представить инструкцию по применению и рекламное объявление, придумать название.

Данный проект является практико-ориентированным, предполагает применение полученных знаний на практике.

  • Тема проекта:  “Is it Easy to Be Young?” («Легко ли быть молодым? »)

Этапы:

а) Целеполагание.

 Задачи: Определить тему. Выявить одну или несколько проблем, проанализировать их. Выдвинуть гипотезы, дать обоснование каждой из них.

В самом начале при прохождении этого раздела я обращаю внимание учащихся на то, что сами темы подразделов/ уроков звучат, как проблемные вопросы: «Молодые люди – старые проблемы?», « Знаешь ли ты свои права?»,  « Как завязать романтические отношения?», « Как выразить свою индивидуальность?», « Почему подростки выбирают субкультуры?»  и т.д. Мы просматриваем весь раздел, разглядываем картинки, обсуждаем  темы и проблемы, над которыми мы будем  работать на уроках на протяжении четверти. Учащиеся высказывают свои предположения о теме проекта.

 Я показываю несколько слайдов, где изображены счастливые смеющиеся молодые люди, и произношу утверждение: «Очень часто можно услышать, что молодость – это счастливое  время, когда ты находишься под «родительским крылом»,  ты полон сил, можешь активно заниматься спортом и проводить свободное время так, как ты хочешь. Ты молод, здоров и свободен. Это веселая беззаботная пора в жизни человека.  Согласны ли вы с таким утверждением? Если нет, почему?»   Учащиеся выдвигают несколько причин, по которым молодость нельзя назвать беззаботным и легким периодом в жизни человека.

Тогда следует следующее утверждение: «Кто же прав? Учитывая, что мнения разделились, и существуют разные точки зрения, предлагаю  провести исследование: « Вы должны доказать правильность утверждения “It is easy to be young”  или опровергнуть его».

Предлагаю учащимся самим сформулировать тему проекта.

Тема  исследования: «Установление правильности утверждения “It is easy to be young”.»

Отсюда вытекает цель нашего исследования: Проверить правильность утверждения “It is easy to be young”.

 В  начале исследования учащиеся  выдвигают гипотезы, определяют  проблемы /одну или несколько/. Гипотез может быть три: 1. Утверждение “It is easy to be young” верно. 2. Утверждение неверно. 3. Утверждение верно частично.

б) Планирование. 

Задачи:

Выбрать рабочие группы. Продумать варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках проекта (сами проблемы выдвигаются учащимися). Распределить задачи по группам. Обсудить возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений.

 Учащиеся выдвигают следующие задачи:  

1. Дать определение /характеристику современному подростку. Составить типичный портрет современного подростка. Рассмотреть такие вопросы, как образование, школа, свободное время, планы на будущее, хобби и т.д.;

2. Определить круг проблем, волнующих молодежь / молодежные субкультуры, взаимоотношения с ровесниками и др., и возможные пути их решения;

3. Изучить  Конвенцию ООН по правам ребенка и провести анализ, насколько реализуются эти права на примере своих друзей, знакомых;

4.Изучить причины конфликтного поведения детей в школе и семье, провести опрос подростков с девиантным поведением, их родителей, учителей; проанализировать результаты;  

5. Составить анкету и провести опрос среди учителей, родителей, известных людей на тему «Легко ли быть молодым?».  Проанализировать полученные результаты.

Выбираются рабочие группы. Под каждую задачу создается рабочая группа, соответственно ей дается конкретная задача для выполнения.

в) Работа в группах.

Задачи: Определить источники информации. Обсудить методы проверки принятых гипотез. Выбрать оптимальный вариант.

 г) Выполнение проекта.

Задачи: Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Анализ собранной информации и обсуждение промежуточных результатов. Коррекция ошибок. Координация действий отдельных групп.

д) Демонстрация результатов проекта.

Задачи: Проанализировать и оценить результаты деятельности.

За «Круглым столом»  каждая группа выступает со своим наработанным материалом /доклад, презентация и т.д., сообщает о выводах, сделанных в ходе проекта. Идет коллективное обсуждение и анализ полученных данных, в результате которых делается заключительный вывод, например:  « В ходе выполнения проекта была проанализирована правильность утверждения “it is easy to be young”; данное утверждение было опровергнуто, оно является ошибочным /верным частично».

е) Презентация готового продукта. 

Каждая группа предоставляет материал для создания общей презентации / постера/ газеты, с которой учащиеся выступят перед другими классами, родителями и т. д.

  При выборе темы/ идеи проектной работы я стараюсь применять методику ининциирования, т. е. специально создавать такие образовательные ситуации, в которых у учащихся появится личностная инициатива. При таком подходе меняются содержание и способы организации взросло-детского взаимодействия, когда учащиеся  выбирают тему проекта, а учитель помогает очертить ее границы;  учащиеся определяют цель деятельности,  а учитель помогает ее сформулировать; дети активны и инициативны, а педагог направляет эту активность в нужное русло.

Учебная тема “Learning Foreign Languages”. Для того, чтобы учащиеся сами сформулировали тему проекта, создаю образовательную ситуацию, рассказываю коротко биографию Г. Шлимана.

« Все знают миф о древнем городе Троя и Троянской войне. Человеком, который отыскал Трою, был немецкий ученый – археолог Г. Шлиман. Шлиман был не только замечательным ученым, но и полиглотом. Он мог говорить на многих языках. На французском, английском, испанском, итальянском и португальском он научился говорить за два года. После этого он научился за шесть недель говорить на русском. Позже он выучил шведский, польский, латинский, арабский и греческий.

Учитель: Как вы думаете, как Шлиман  смог выучить так много языков за такое короткое время? Учащиеся выдвигают предположения: Может быть, он был гением, имел большие способности, знал какие-то секреты, помогающие в изучении иностранных языков.

Учитель:  Зачем Шлиману был нужен иностранный язык? Учащиеся:  Может быть, ему языки нужны были для работы, он много путешествовал.

 Учитель:  А как вы думаете, как именно в работе он мог применять свои знания? Что он должен был уметь делать, учитывая, что он был ученый - археолог? Учащиеся:  Видимо, он умел читать древние книги, разговаривать с разными людьми на их языках и понимать их, выступать с научными докладами, а для этого грамотно излагать свои мысли.

  Учитель: Как вы думаете, можем мы назвать Г. Шлимана  “A Good Language Learner?” (Человек, который преуспел в изучении иностранного языка?) Применимо ли к нему это понятие?  Учащиеся: Да, применимо.

  Учитель: А вам бы хотелось узнать, как это у него получилось?  Тогда предлагаю провести исследование, которое мы назовем … и учащиеся должны сами сформулировать тему проектной работы… / “Анализ понятия  “’a good language learner”/.

Цель исследования: определить эффективные методы и приемы для успешного изучения иностранного языка.

Учитель: Представьте себе, что вы имеете возможность задать вопросы Г. Шлиману?  О чем бы вы его спросили?  Учащиеся начинают выдвигать возможные варианты вопросов:

Вы гений? У вас есть свои секреты изучения иностранного языка? Зачем вам нужно знать иностранные языки? Какой язык самый трудный для изучения, а какой самый легкий? Какой вариант англ.языка  вы бы выбрали для изучения? Почему?  Почему английский выбран  в качестве мирового языка? Существуют ли способы, как легче запоминать новые слова и выражения? и т д.

Из этих вопросов формулируются задачи:

а) изучить роль и значение англ. языка в современном мире;

б) выявить возможные мотивы изучения иностранного языка;

в) составить список полезных советов, помогающих в ежедневном изучении языка; опросить учителей;

г) определить умения и навыки, которыми должен обладать успешный ученик;

д) составить  стратегические рекомендации по использованию современных информационных средств, учебной литературы, словарей,  и т. д.

4. Вывод.

Учителю, реализующему  проектно – исследовательское обучение, нужно  овладеть набором необходимых специфических умений. Основные из них свойственны любому исследователю, кроме них требуются особые педагогические умения и  способности:

- умение находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме;

- умение увлечь учащихся личностно - ценной образовательной задачей;

- способность к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске; помогая детям, педагог должен уметь избегать директивных указаний и давления на детей;

- умение быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение; умение предложить свою помощь или адресовать к нужным источникам информации;

- умение организовать образовательные действия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных исследований;

- умение предоставлять возможность для регулярных отчетов проектных групп и обмена мнениями в ходе общих обсуждений;

- умение стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений, тем и способов исследования.

Реализация личностно-ориентированного деятельностного подхода, основанного на реальном вовлечении всех участников в образовательную практику, невозможна без изменения педагогической деятельности. Речь идет о выделении в качестве основной единицы содержания образования открытого совместного действия педагога и ребенка, которое характеризуется вовлеченностью, участием и влиянием участников на совместную образовательную деятельность. Настоящее проектирование возможно только при реализации двойственной позиции педагога как участника и организатора совместной деятельности.

Список литературы:

1.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2008.

2. Яковлев В. В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе /Образование в современной школе, 2008, №1.

3. Кравцова А.Ю. Проектирование как метод деятельностного познания /Открытая школа, 2006, № 3.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках английского языка

Английский язык как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Использование новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и открывает боль...

Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка

При реализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы уч...

Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС

Вашему вниманию предлагается теоретическая  статья "Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС. Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт з...

Коллаборативное обучение в системе Edmodo как инструмент организации проектной деятельности на уроках английского языка

Данная платформа очень полезна и удобна. На ней могут работать учитель- ученикию Учитель-группа учеников или один ученик, а также их родители. Очень удобна для создания совместных проектов, групповой ...

Организация проектной деятельности на уроках английского языка в соответствии с ФГОС

В статье рассматривается метод проектной детельности с точки зрения целесообразности его использования на уроках английского языка, преимущества этого метода по сравнению с другими, трудности, возника...

Организация проектной деятельности на уроках английского языка

Методическая разработка по организации проектной деятельности на уроках английского языка...