Применение информационно-коммуникативных технологий в школе.
статья по английскому языку по теме

Калинкин Сергей Михайлович

 

   В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе  и в образовании, начинают играть новые информационные  технологии. В законе  Российской Федерации « Об Образовании» информатизация образования определена как одно из основных направлений государственной образовательной политики. При этом под информатизацией образования понимается процесс изменения содержания, методов и организационных форм образования, направленный на достижение нового качества обучения.

  Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет  успешно решать многие собственно педагогические задачи, такие как:

  • Реализация принципа индивидуализации учебного процесса,
  • Повышение эффективности учебного процесса,
  • Активизация познавательной деятельности учащихся,
  • Реализация принципа интерактивности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Применение информационно-коммуникативных технологий в школе.

   В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе  и в образовании, начинают играть новые информационные  технологии. В законе  Российской Федерации « Об Образовании» информатизация образования определена как одно из основных направлений государственной образовательной политики. При этом под информатизацией образования понимается процесс изменения содержания, методов и организационных форм образования, направленный на достижение нового качества обучения.

  Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет  успешно решать многие собственно педагогические задачи, такие как:

Реализация принципа индивидуализации учебного процесса,

Повышение эффективности учебного процесса,

Активизация познавательной деятельности учащихся,

Реализация принципа интерактивности.

  Использование новых информационных технологий для реализации указанных принципов приобретает особое значение в такой области  образовательной деятельности, как изучение английского языка. Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьника, формирования мотивации учащихся к учебной деятельности: это привычный для современного ребёнка инструмент. Применение компьютера позволяет учителю за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса. Английский язык является преобладающим в Интернете, что позволяет полнее реализовывать принцип аутентичности в обучении.

   Следует также отметить, что использование информационных  технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащегося и тем самым способствует формированию свободной, активной, независимой и автономной личности.

  Однако существуют и определённые ограничения применения компьютера в процессе обучения иностранным языкам. Обучение иностранному языку в школе направлено на формирование у школьника коммуникативной компетенции. Средством для достижения этой цели является коммуникативная методика. Следовательно, эффективность любого мультимедийного продукта определяется тем, насколько данная программа (её содержание, методический аппарат и мультимедийное  обеспечение) продвигает нас на пути к умению использовать язык по прямому назначению - как средству коммуникации. Такое важное качество компьютера, как интерактивность не является эквивалентным содержанию понятия коммуникативность, что ограничивает возможности применения компьютера в процессе  обучения иностранным языкам. Процесс коммуникации вне живого диалога немыслим, он не ограничивается передачей объективного содержания сообщения и констатацией факта понимания. Реальная коммуникация неизбежно опирается на фоновые знания, экстралингвистический контекст, реализуя при этом прагматические импликации, скрытый смысл. Формирование  коммуникативных навыков при обучении иностранным языкам невозможно без «обратной связи».

 « Обратная связь» при обучении с помощью компьютера не выходит за пределы параметра « верно-неверно» или « стимул- реакция». Фактор неожиданности, присутствующий в любой ситуации реального общения, фактор нестандартного ответа при этом полностью исключается. Таким образом, использование компьютера не может носить преобладающий характер, роль компьютера в обучении иностранным языкам является вспомогательной, определяется общим планом урока, его дидактической целевой установкой. Мультимедийные образовательные ресурсы  эффективно формируют  языковую компетенцию, создавая предпосылки для коммуникативной компетенции.

  Кабинет английского языка оснащён компьютером,   аудио-видео материалом, что даёт возможность активнее использовать ИКТ в процессе обучения и воспитания.

  При проведении уроков использую  как готовые демонстрационно-иллюстрированные материалы,    так  и  созданные   презентации в Power Point. В рамках проектной деятельности со своими учениками  начала работу над созданием мультимедийных проектов по теме « Достопримечательности Лондона», «Веселый алфавит», «Сочи 2014» и другие.

  Любой доклад, сообщение, выступление можно подготовить в форме компьютерной презентации (слайд - фильма). В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель.

  Три  основные формы работы с ИКТ на уроках  английского языка:

1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, это применение ИКТ  для организации  самостоятельной работы  учащихся  по английскому языку вне  школьных занятий.

 3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

  Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными  средствами обучения.

  В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.

  В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений и, конечно же, для заинтересованности учащихся.

  При изучении нового материала использую обучающую программы к учебнику “ Enjoy English” программы, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся  лексико -  грамматический материал, а также « Интерактивный учебник Правильный английский ».    На уроках в начальных классах при  изучении тем « Алфавит», « Моя семья», «Животные», «Характеристики внешности людей», « Глаголы движения».

  В 5-9 классах использую учебное электронное издание « Английский язык »,        «Дидактический и раздаточный материал по английскому языку », « Учите английский ». Раздел – лексико-грамматический учебный материал и лексико-грамматический тестовый материал для закрепления и отработки полученных знаний, умений, навыков.

  Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями  и участниками происходящего на экране диалога, могут посмотреть на достопримечательности страны изучаемого языка, пройти on – line тест, проверить свои знания и т. д.   На уроке закрепления использую программу - контролёр, позволяющую осуществить контроль за усвоением изученного материала.  

  Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. Компьютерные презентации (КП) - современное мультимедийные средство обучения, помогающее делать школьный английский интересным и увлекательным предметом. В этих проектах создается анимированное представление материала.  

  Для подготовки тематических презентаций по английскому языку использую программу POWER POINT.

  Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

  Презентации, подготовленные учащимися по темам:

- Мои домашние животные, школьные принадлежности ( 2-4 классы)

- Англия  глазами туриста,  (9 кл)

-  Растительный и животный мир Англии, США и России. (8кл)

  Еще одна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов. Эти тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам школьной программы, и дети всегда стремятся пройти тест на «отлично» (ведь учитель не вмешивается в процесс определения оценки). На уроках я применяю тесты, представленные в УМК к учебникам, тесты, составленные учителем,  тесты, составленные учащимися. В процессе подготовки различного рода контрольно-тестовых заданий  накапливаю дидактическую базу данных, особое внимание при этом обращаю на практическую направленность тестов, на возможность применять их как тренировочный материал при подготовке к разного вида контрольных работ.

 На уроках я применяю   игровые программы, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка знаний. Только использование таких программ наиболее успешно выглядит на открытых уроках, когда класс можно разбивать на команды и проводить такие игры. Это такие игры, как « Кто хочет стать миллионером», «Самый умный» в 8кл, «Английские загадки» в 6кл, «Знаешь ли ты страну изучаемого языка» в 5-8кл.

 Но конечно же все, что заложено в программах, использовать на уроке невозможно.  Поэтому  дети  приходят в кабинет после уроков ( те, кому интересно и те, кому надо)   Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание английского языка возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерам.

Как учитель сама имею персональный компьютер и   владею им, использую материалы ИНТЕРНЕТА, что дает мне возможность получать, передавать, систематизировать и обрабатывать информацию, а так же осуществлять коммуникацию.  

владею способами хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютерных технологий;

владею основами работы с операционной системой компьютера;

 работаю с текстовой информацией;

владею технологией поиска информации в сети Интернет;

владею технологией создания презентаций,  

использую текстовый редактор Word для построения графиков, диаграмм;

использую электронные носители информации (диски, дискеты, флеш-карты).

 Применение ИКТ позволяет мне эффективнее работать со страноведческой информацией, обращая большее внимание на развитие интеллектуальных, грамматических, лингвистических, аудитивных, устно - речевых  умений и навыков, что особенно важно в среднем и старшем звене при выполнении практических работ с использованием английского языка и их презентации.