Выступление на РМО на тему "Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы".
методическая разработка по английскому языку по теме

Выступление на РМО об основных идеях курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Нефедовой С.В., слушателя дистанционного образовательного курса

РАЗВИТИЕ И КОНТРОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ:

ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы курса Соловова Е.Н., Апальков В.Г.  

Форма выполнения: Выступление на  РМО.

Тема: Практическое применение материала курса в моей практической работе.

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА.

Коммуникативная компетенция рассматривается сегодня как одна из важнейших составляющих готовности и способности специалистов любого профиля к успешной профессиональной деятельности.

Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Усвоение учебной дисциплины будет на родном и на иностранном языке человек умеет работать с текстом и создавать собственные тексты разных стилей и жанров, включая и научно-исследовательские проекты. При этом коммуникативные и информационные, социальные и учебные умения оказываются взаимосвязанными, практически неразделимыми в учебной и реальной деятельности. Однако они не являются врожденными - эти умения необходимо целенаправленно формировать и развивать.

Новые условия жизни диктуют необходимость изменения содержания и форм построения современных программ и курсов обучения иностранному языку. Но эти изменения не должны иметь фрагментарный и стихийный характер. Реальный результат обучения во многом зависит от действий учителя. Они же, в свою очередь, определяются ясностью понимания поставленных задач, так и выбранной системы контроля и оценивания. Именно единство понимания целей и содержания образования и выбор адекватных форм обучения и контроля способны повлиять на положительную динамику развития коммуникативной культуры общества. Данный курс рассматривает различные подходы к формированию и комплексному контролю коммуникативных, информационных и социокультурных умений устной и письменной речи.

Задачи языкового образования в русле глобальных реформ

Здесь рассматриваются вопросы, связанные с определением общих тенденций модернизации образования в России, призванных обеспечить адекватную подготовку выпускников к условиям жизни в 21 веке.

Новая миссия образования. Образование – это мощнейшее средство формирования не только и не столько умственных способностей, сколько духовной, эмоционально-чувственной стороны личности. В определенной мере программирующей его развитие и жизненный путь.

«Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. эти качества составляют основу духа предприятия» (ERT, Европейское образование – к обучающему обществу. Брюссель, 1994)

Мировые тенденции развития образования

Можно с уверенностью говорить, что новые тенденции в определении роли и характера развития системы образования носят глобальный характер и совпадают на уровне не только европейского, но и всего мирового сообщества. Вот наиболее общие постулаты данной парадигмы:

От концепции «Хорошее образование на всю жизнь» к пониманию необходимости образования на протяжении всей жизни.

Без постоянного обновления ранее полученных знаний и формирования умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в законодательстве и нормативных документах, регламентирующих деятельность соответствующих организаций и конкретных работников, результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными… Психологическая готовность к продолжению образования и переквалификации, готовность воспринимать их как данность, а не как жизненную катастрофу должны формироваться в ходе современного школьного и профессионального образования.

От послушания к инициативности

В традиционной модели обучения хорошим считается послушный и исполнительный ученик, выполняющий все задания учителя в срок, следующий предложенным инструкциям и правилам без лишних вопросов.

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного вида проблем. При стремлении выполнить социальный заказ общества на подготовку учащихся к самостоятельной жизни очевидно и то, что инициативность следует не просто поддерживать, но и целенаправленно, последовательно формировать усилиями всех, кто участвует в воспитательном и образовательном процессе.

От знаний к компетенциям

В области обучения ИЯ уже в 60-е годы акцент был сделан на развитие умений в устной и письменной речи: на уровне как рецепции, так и продукции. Тем не менее многие предметы школьного цикла по-прежнему ориентированы на передачу формальных знаний, а не формирование практических умений и их использование в деятельности. Высокий процент механических тренировочных упражнений, заучивание учебных тем и грамматических правил наизусть, преобладание репродуктивных видов деятельности над продуктивными даже на уровне развития письма и говорения у школьников часто остается нормой, а не исключением из правил.

Однако очевидно, что любой профессионал не может помнить всего объема изученной информации. Главное – знать, где можно ее найти в случае необходимости и как применить для решения поставленных задач.

Новая трактовка целей общего и непрерывного языкового образования

Характерной особенностью современного этапа развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций, которые можно сформировать только совместными усилиями всех преподавателей-предметников и самих учащихся. Эти компетенции в совокупности призваны обеспечить готовность выпускников учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества. Они были сформулированы и зафиксированы как фундамент компетенций участниками симпозиума в Берне, который проходил в рамках проекта «Среднее образование для Европы» 27-30.03.1996 г. при участии представителей всех европейских стран.

Данное деление является в какой-то мере условным, т.к. они тесно связаны между собой, он вместе с тем каждая из компетенций уникальна по-своему, поэтому для понимания ее сути следует подходить дифференцированно.

1. Социально-политическая компетенция, или готовность к решению проблем

Здесь речь идет о психологической готовности брать на себя ответственность за принятые самостоятельно решения. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы оказываются причиной порой неразрешимого личного/академического/социального конфликта. Именно в этом плане любой учитель в процессе учебного взаимодействия моделировать достаточно широкий ряд проблемных задач, формировать базовые рефлексивные умений, использовать необходимые алгоритмы деятельности.

2. Информационная компетенция

Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности, а также как совокупность умений находить нужную информацию их различных источников, включая мультимедийные средства; определять степень ее достоверности, новизны, важности; обрабатывать в соответствии с ситуацией и поставленными задачами; архивировать и сохранять; использовать для выполнения новых задач.

Однако процессы обработки и оценки информации являются более сложными, комплексными умениями, которые необходимо целенаправленно формировать, начиная с начальной школы.

3. Коммуникативная компетенция

Даная компетенция является многокомпонентной. В российской методике закрепилось определение коммуникативная компетенция как совокупности языковой, речевой и социокультурной составляющих. Принципиально важным для понимания целей современного образования является то, что любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи. Данная компетенция жизненно необходима для успешного профессионального и карьерного роста в любой области.

Одним из условий формирования эффективной коммуникативной компетенции можно считать создание эффективной системы многоуровневого языкового контроля.

4. Социокультурная компетенция

Данная компетенция часто рассматривается как один из компонентов коммуникативной компетенции, однако ее стали выделять как самостоятельную цель образования, связанную не столько с коммуникативными умениями на иностранном языке, сколько с готовностью и способностью жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире.

В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умения тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству в процессе решения различных проблем, с наличием определенных морально-этических установок и качеств личности.

В основе социальной коммуникативной компетенции лежат следующие моменты:

-готовность представлять свою страну и ее культуру с учетом возможной поликультурной интерференции, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия;

-признание права разных культурных моделей на существование;

-готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

В контексте профессиональной подготовки учителя можно говорить об учениках как о представителях иной культуры и соразмерно искать способы взаимодействия с ними.

Все базовые компетенции могут быть эффективно сформированы только в том случае, если различные блоки дисциплин и предметы учебного цикла направлены на их комплексное развитие.

5. Готовность к образованию на протяжении всей жизни

Данное положение естественно вытекает из реализации всех ранее рассмотренных целей современного образования.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

Коммуникативная компетенция может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенциях, а именно: информационной, социокультурной, социально-политической, а также готовности к образованию и саморазвитию. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном и на иностранном языке в единой логике. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

Современное толкование целей образования практически не расходятся с традиционной трактовкой целей, принятой в российской системе образования. Общепринятая триада целей еще более тесно увязывается между собой практические и образовательные цели направлены на получение предметных и межпредметных знаний, которые формируют фундамент учебной и реальной деятельности. Развивающие цели можно соотнести с формированием межпредметных или надпредметных навыков и умений (информационных, коммуникативных, учебных), а также с развитием определенных мыслительных способностей, без которых невозможно эффективное применение полученных знаний с учетом поставленных задачи особенностей ситуации. Воспитательные цели – это и есть кульминация образования, желаемых итог или набор компетенций, связанных с готовностью и способностью к действию и взаимодействию с учетом принятых в обществе законов и норм поведения, сформированных морально-ценностных установок личности.

Сами по себе знания сегодня не могут удовлетворять потребности школьного и профессионального образования, т.к. они устаревают быстрее, чем их научатся своевременно отражать в школьных учебниках; теряют актуальность в силу новых позиций их толкования, акцентов и их интерпретации; могут быть получены вне традиционных моделей и классических форм классно-урочного взаимодействия учитель-ученик-учебник (новые информационные технологии).

Эффективность усвоения знаний во многом зависит от степени эмоционально-чувственного воздействия на учащихся. Процесс познания традиционно начинается с ощущений. На базе их формируются представления, и лишь затем они становятся знаниями, которые, в свою очередь, делаются фундаментом для формирования компетенций.

Использование материалов курса в моей практической работе.

 В моей практической работе я постаралась учесть все задачи курса. При составлении конспектов урока особое значение я уделяю воспитательной цели урока (воспитание работы в группе, воспитание командного духа, воспитание чувство ответственности и самоорганизованости учащихся). Формы работы на уроке стараюсь использовать разные: коммуникативно- поисковые (Обсуждение изречений, изображений ), поисково – игровые (Проектная работа «Буква английского алфавита» для 2 класса), коммуникативно – ориентированные (составление писем иностранному другу), познавательно – поисковые (Доклады), лингвистические - поисковые (Творческие работы учащихся). В своей практике при  определении наиболее значимых функций контроля: мотивационно-стимулирующую для ученика, диагностическую и коррекционную для учителя, механизм мониторинга для руководителей системы образования, были пересмотрены виды контроля и подготовлены задания как текущего, промежуточного так и итогового контроля, самоконтроля.  Для удобства учеников оценивать свои силы при выполнения знаний была  разработана прозрачная система единых параметров оценивания контрольных работ, в которых половина задания расценивалось на «3», 1 или 2 ошибки допускали «5», ошибки более двух до половины задания правильно выполненной предполагало «4». В программе курса хорошо освещены проблемы и пути их решения при обучении аудированию, различным видам чтения, а так же устной и письменной речи.

При обучении учащихся аудированию в моей практической работе помогает система следующих упражнений предложенных в лекциях:

1) базовое упражнение – повторение иноязычной речи за диктором. Это упражнение используется во всех классах, при каждом изучении новых слов и словосочетаний;

2) упражнение на развитие речевого слуха. Источником такого упражнения в основном является видеофильм и проводится в средней школе;

 3) упражнение на тренировку памяти:

А) согласиться с утверждением или опровергнуть;

Б) прослушать текст, а затем сравнить его с печатным текстом и найти расхождения.

4) упражнение на тренировку вероятностного прогнозирования.

При обучении чтению как самостоятельному виду речевой деятельности я учу учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи. При работе с любым текстом мы с учащимися проходим  3 основные этапа работы: до текстовый, текстовый и после текстовый.

При развитии умений письменной речи на иностранном языке я преследую цель научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, что является выражением мыслей в графической форме. Обучение графики проходит по следующему алгоритму: познакомить ученика с буквой, назвать ее, указать заглавную и строчную буквы. Чтобы закрепить навыки и снять возможные сложности, необходимо:

Определить:

-какие буквы учащиеся могут перепутать в родном и иностранном языке и почему;

-какие буквы пишутся одинаково в родном и иностранном языках, какие звуки они передают;

2. Написать буквы под диктовку;

3. Закончить написание буквы, начатой учителем.

Обучение орфографии проходит с помощью следующих упражнений:

Рифмовка слов;

Группировка слов на основе фонемных соответствии;

Группировка слов на основе графемных соответствий;

Вставить пропущенные буквы в словах;

Закончить запечатанные слова;

Словарный, контрольный диктант.

Обучение различным формам записи происходит последовательно: от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных произведений. В этом помогают следующие упражнения:

Списывание с дополнительным заданием, на пример, подчеркнуть прилагательные;

Выписывать из текста или записывать со слуха при прослушивании текста:

-ответов на вопросы;

-примеров на употребление конкретных грамматических структур.

3. Упражнение на трансформации;

4. Упражнение на сжатие текста.

При формировании устной речи, прежде всего, я (пользуясь материалами лекций курса) стараюсь выявить возможные проблемы и пути их преодоления:

Не создавать условия, в которых ученики молчали из-за боязни совершить ошибку;

Создать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана для того, чтобы каждый мог хоть что-то сказать;

Я всегда стараюсь четко ставить речевую задачу перед учеником;

Всегда следую золотому правилу «Каждый ученик в классе в любой момент урока четко осознает свою задачу, никогда не сидит без дела».

В целом материалы курса мне помогли систематизировать и улучшить мою работу по развитию и контролю коммуникативных умений у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль коммуникативных умений в аудировании на начальном этапе обучения английскому языку

в презентации рассматриваются задания для контроля умений аудирования на начальном этапе изучения английского языка по УМК Биболетовой М.З....

РАЗВИТИЕ И КОНТРОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9-х КЛАССАХ

9 класс – рубежный этап обучения иностранному языку. На этом этапе происходит базовое  формирования основных учебных компетенций. На этом же этапе осуществляется и ...

Развитие и контроль коммуникативных умений традиции и перспективы

Коммуникативная компетенция лежит в основе других компетенций, а именно: информационной, социокультурной, социально-политической, а также готовности к самообразованию и саморазвитию.Коммуникативную ко...

Упражнения по развитию и контролю коммуникативных умений в разных видах речевой деятельности

Анализируя свои наработки по вопросу развития и контроля коммуникативных умений, мне хотелось провести определённую систематизацию упражнений и заданий, подчинённых данной цели, и предложить эту систе...

«Развитие и контроль коммуникативных умений на уроке иностранного языка»

«Развитие и контроль коммуникативных умений на уроке иностранного языка»...

Развитие коммуникативных навыков: традиции и перспективы

В традиционной модели обучения хорошим считался послушный и исполнительный ученик, выполняющий все задания учителя в срок, следующий предложенным инструкциям и правилам без лишних вопросов. Условия со...

Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы

Данный курс рассматривает различные подходы к формированию и комплексному контролю коммуникативных, информационных и социокультурных умений устной и письменной речи и может представлять интерес для пр...


 

Комментарии

Развитие и контроль коммуникативных умений одно из важнейших направлений в преподавании английского языка.