«Развитие и контроль коммуникативных умений на уроке иностранного языка»
статья по английскому языку по теме

«Развитие и контроль коммуникативных умений на уроке иностранного языка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие и контроль коммуникативных умений на уроке иностранного языка»

Тезисы

        С течением времени меняется политика в области образования, направленная на создание новой парадигмы, отвечающей современным потребностям общества. Однако, встречались и противоречия (стереотипное мышление, рост информации и способность человека к усвоению, экономикой и обществом), решение которых успешно отражается на современных уроках.

      На сегодняшний день урок иностранного языка насыщен различными инновационными технологиями, интересными методами и приемами. Значительно изменились и цели образования. Новое понимание целей неразрывно связанно с основными постулатами современной парадигмы. Остаётся общепринятая для отечественного образования триада целей, эмоционально чувственное воздействие на ученика. На базе этих ощущений формируется представление, а затем знания, которые, в свою очередь, делаются фундаментом для формирования компетенции. Характерной особенностью современного этапа развития  является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций, которые можно сформировать только совместными усилиями учителя и ученика.

       Можно выделить пять базовых компетенций:

- готовность к решению проблем;

- информационная компетенция;

- коммуникативная компетенция;

- социокультурная компетенция;

- готовность к образованию на протяжении всей жизни.

      Коммуникативная компетенция рассматривается как ведущая, так как она лежит в основе всех других компетенций и является целью обучения ИЯ. Развитие коммуникативных умений можно считать и средством овладения предметными знаниями и умениями. Необходимо формировать и развивать коммуникативную компетенцию в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на иностранном языке.

     Немало важным в процессе обучения коммуникативным умениям является методические аспекты: формы работы, типы заданий, требования к УМК, а так же обеспечение необходимого уровня автономии учащихся, как основы выстраивания учебной траектории, контроль.  В современной концепции образования контроль и самоконтроль трактуется как совместная деятельность ученика, учителя, администрации и работников системы управления образованием с различными функциями.

      С позиции ученика контроль призван сформировать необходимые навыки рефлексии, мотивационно-стимулирующую, коррекционную и обучающую функции. С позиции учителя – диагностическая, коррекционная, оценочно-воспитательная и организационная функции. Однако в контексте обучения ИЯ, важным является контроль всех видов речевой деятельности. Если говорить о рецептивных видах деятельности, следовательно и контроль необходимо осуществлять через рецепцию (извлечение опор из текста, лексические, грамматические опоры, стратегии чтения).

        Если говорить о продуктивной деятельности, а именно письменной речи (письме), то учащиеся должны уделять большое внимание содержанию сообщения и его структуре, те же требования предъявляются и к монологической форме общения, поскольку близко по сути к письменной речи.

       В формате экзамена данная часть состоит из двух заданий. К первой (обязательной) части относится написание письма с четко поставленной задачей. Вторая часть состоит из нескольких заданий на выбор- написать письмо, отчет, заявление, написание текста различного жанра.

      Продуктивной деятельностью так же является  говорение. Формируется навык при помощи специальных упражнений и заданий в формате урока, где большую часть говорят дети. Уроки должны опираться на сформированные лексические и грамматические навыки, использовать формы связи, понимать речевую задачу.  Речевую деятельность принято делить на два вида- монолог и диалог. Обучение диалогической и монологической речи осуществляется по двум путям «сверху вниз» и «снизу вверх», то есть от образца или опоры к собственному воспроизведению, либо работа без опор и образца от собственного воспроизведения. Важным видом контроля говорения является итоговый, так как подразумевает контроль и монологической, и диалогической речи. Итоговый контроль состоит из трех частей:

1 часть. Снимается предэкзаменационное напряжение.

2 часть. Различные речевые ситуации для проверки монологического высказывания.

3 часть. Различные речевые ситуации для проверки диалогической речи и степени сформированности  социальной компетенции.

         Анализируя выше сказанное, необходимо отметить, что без понимания всех аспектов учебной деятельности невозможно определить степень эффективности использованных методов, приемов и заданий. Составляющие коммуникативной компетенции должны последовательно и терпеливо формироваться в процессе обучения иностранному языку. Цели, формы контроля, выбор содержания и методов работы на уроке должны быть направленны на формирование и развитие коммуникативных умений, то есть коммуникативной компетенции, которая по праву может считаться одной из ключевых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ И КОНТРОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9-х КЛАССАХ

9 класс – рубежный этап обучения иностранному языку. На этом этапе происходит базовое  формирования основных учебных компетенций. На этом же этапе осуществляется и ...

Развитие и контроль коммуникативных умений традиции и перспективы

Коммуникативная компетенция лежит в основе других компетенций, а именно: информационной, социокультурной, социально-политической, а также готовности к самообразованию и саморазвитию.Коммуникативную ко...

Упражнения по развитию и контролю коммуникативных умений в разных видах речевой деятельности

Анализируя свои наработки по вопросу развития и контроля коммуникативных умений, мне хотелось провести определённую систематизацию упражнений и заданий, подчинённых данной цели, и предложить эту систе...

Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"

Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"...

ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАТИВНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОНТРОЛЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

Речь в работе идет о ситуативно-ролевых играх в обучении диалогической форме общения (ДФО); подходах к обучению ДФО, видах речи (подготовленной и неподготовленной), видах диалога, системе упражнений и...

Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы

Данный курс рассматривает различные подходы к формированию и комплексному контролю коммуникативных, информационных и социокультурных умений устной и письменной речи и может представлять интерес для пр...