отчет по теме самообразования
методическая разработка (английский язык) по теме

Корякова Наталья Юрьевна

отчет по теме " Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_teme_samoobrazovaniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

Работа по данной теме самообразования ведется с 2009 года и в рамках этой темы началась работа по проблеме «Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка».

За этот период времени изучено большое количество литературы, материалов Интернет.

Переход к постиндустриальному, информационному обществу   требует  полного развития  личности, входящей  в мировое  сообщество  и успешно функционирующей  в нем. Важность  решения этой задачи подтверждается  некоторыми  тенденциями  образования в современных  условиях. Во-первых, повышение качества обучения как первостепенного  приоритета  в образовании отмечено  в документах   по модернизации  Российского  образования  на период до  2010 года, в национальном  проекте «Образование». Во-вторых, тема  формирования компетентностей  в период обучения в школе  является принципиально  важной, потому что она концентрирует  в себе идеи зарождающейся новой образовательной  парадигмы.

Задачей современной школы является - обеспечение  обучающихся необходимыми знаниями, составляющими целостную  картину мира, навыками  и умениями  осуществлять  разные  виды деятельности, компенсировать потенциальные риски социализации подрастающих поколений, а  также сформировать  личность, обладающую  современными  ценностными ориентациями, опытом  творческой  деятельности, умеющую  пользоваться  новыми  информационными  технологиями, готовую  к межличностному  и межкультурному  сотрудничеству  как  внутри   своей  страны, так  и  на международном  уровне. Именно развитие коммуникативных, информационных, социальных и предметных компетентностей позволит решить эти проблемы.

Задача учителя иностранного языка – научить учеников общению на иностранном языке. Цель обучения – формирование коммуникативной компетенции. Современные информационные технологии помогают учителю найти такие формы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к изучению иностранного языка, повысить эффективность учебного процесса.

Планируя каждый урок, я исхожу из основного методического принципа обучения иностранному языку - принципа коммуникативности, предполагающего такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.

На сегодняшний день существуют следующие концепции или подходы в обучении иностранному языку:

осознанно-практическая концепция (П. Плахотник);

коммуникативно-функциональная концепция (Т. Сирык);

системно-коммуникативная концепция (Р. Мартынова);

коммуникативно-ориентированная концепция (авторы учебников, изданных в Оксфорде);

коммуникативно-личностный и коммуникативно-ситуативный подходы (Скляренко, Т. Клементьева).

Я думаю, что практический результат обученности по иностранному языку, прежде всего, достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения, которое предусматривает также решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности школьника.

Образование направлено на обучение, а в дальнейшем - на расширение и углубление страноведческих и культуроведческих знаний, включающих знания об особенностях образа и стиля жизни зарубежных сверстников, их социального статуса в обществе, национальной молодежной культуре, социальных инициативах.

Воспитание средствами иностранного языка предполагает, на мой взгляд, повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета, формирование уважительного отношения к национальным традициям, обычаям представителей иной социокультурной среды.

Развитие средствами иностранного языка предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных умений школьников; языковую и речевую наблюдательность, речемыслительную деятельность, готовность к познавательно-поисковому творчеству.

На мой взгляд, личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны.

В ходе планирования уроков я стараюсь придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Для выполнения заданий предлагаю учащимся логико-синтаксические схемы, различные опоры (смысловые, содержательные, вербальные, иллюстративные, схематические).

Правильно подобранная опора помогает учащимся со слабой подготовкой быстрее и правильнее осознать назначение лексико-грамматических структур при освоении лексики, при обучении иноязычному общению в целом.

Анализируя уровень обученности учащихся по английскому языку, я пришла к выводу, что отработанный по теме языковой материал как бы «повисает» в воздухе, требуя какого-то дополнительного выхода. Я стала искать пути наиболее эффективного использования изученного материала, изучила литературу по личностно-ориентированному обучению и остановилась на методике проектов. Главные цели метода проектов я вижу в следующем:

- показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;  

- реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

- продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;

- совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;  

- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социокультурной зрелости.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки: доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, и другие (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

Проектное обучение поощряет и усиливает учение, потому что оно:

личностно-ориентировано;

использует множество дидактических подходов - обучение в деле, совместное обучение и взаимообучение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия;

самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения.

По мнению самих учащихся, такой вид работы позволяет им учиться на собственном опыте и опыте других, приносит удовлетворение, когда они видят продукт своего собственного труда и они считают, что такой опыт пригодится им в будущем. В процессе работы над проектом у учащихся формируются различные ключевые компетенции. Таким образом, правильно организованная проектная деятельность способна наполнить смыслом жизнь и деятельность учащихся в ходе выполнения проекта. Не менее важно, что в проектной деятельности формируется личностный опыт ученика - опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, что значительно важнее и предметных ЗУНов, и умений проектирования. Внутренним результатом проектной деятельности для ученика является накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.

В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом всё сложить и получить компетенцию. Любая компетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде и т.д. Причём, если мы говорим о коммуникативной компетенции, нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

Отчет по теме самообразованя

В этой работе представлены материалы за 2007- 2008 уч.год....

Отчет по теме самообразования

Презентация отчета о работе по теме самообразования "Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы"...

Аналитический отчет о теме самообразования

Аналитический отчет о теме самообразования...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....