Методика преподавания английского языка в начальной школе (обучение аудированию и говорению).
методическая разработка по английскому языку по теме

Акмальдинова Динара Рафековна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx68.06 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

        Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

  1. Теоретическая часть……………………………………………………………………………4
  1. Цели обучения английскому языку в начальной школе………..…….4
  1.  Коммуникативная цель обучения…..……..………………………………..5
  2.  Образовательная цель обучения…..……………….……………………….9
  3.  Развивающая цель обучения…………………………………………………11
  1. Содержание обучения английскому языку в начальной школе…14
  1.  Лингвистический компонент……………………………………………..….15
  2.  Методологический компонент содержания обучения………..16
  1. Практические методы обучения устной речи………………………………….18
  2. Заключение……………………………………………………………………………………….22
  3. Библиография……………………………………………………………………………………24
  4. Приложение №1. ……………………………………………………………………………..27

Методика преподавания английского языка в начальной школе (обучение аудированию и говорению).

Введение.

        Моя работа посвящена обучению английского языка в начальной школе, а именно, устному общению (говорению и аудированию). В ней я бы хотела рассмотреть цели обучения английскому языку, а именно, коммуникативную, образовательную т развивающуюся; а также содержание обучения, в который входят лингвистический и методологический компоненты содержания обучения. И рассмотреть ряд уроков английского языка во втором классе, основанных на обучении аудированию и говорению на темы: «Профессии» и «Животные»(которые находятся на страничке моего мини-сайта).

     Начальный этап очень важен, так как от него зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Еще английский методист Г.Пальмер, который придавал большое значение началу в изучении иностранного языка, писал: «Позаботься о первых двух ступенях обучения и остальные позаботятся о себе сами». (4,с.5)

     В моей работе главное внимание обращено на раскрытие коммуникативной цели как определяющей возможность выполнения воспитательной, общеобразовательной и развивающей функции предмета. В параграфе «Коммуникативная цель обучения» будут рассмотрены следующие подпункты: говорение как средство общения; говорение как деятельность; говорение как продукт. Будет сделана попытка показать, как цели влияют на другие компоненты учебно-воспитательного процесса и управляют ими.

    Обучение говорению непременно предполагает формирование умений строить выскзывания различных типов: сообщение, убеждение, описание, одобрение и т.д., использовать разнообразные вопросы, умение передать содержание прочитанного. Обучение иностранному языку способно внести существенный вклад в развитие учебно-коммуникативных умений и навыков, поскольку в процессе овладения речью на английском языке данные умения по необходимости становятся объектом повышенного внимания.

      В начальной школе учащимся первого и второго классов предоставляется возможность ознакомиться с изучаемым языком как со средством общения. Это означает, что они должны учиться понимать иностранную речь на слух (аудирование), а также выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение). В своей работе я рассматриваю ряд вопросов, связанных с этими видами речевой деятельности, например: суть говорения как вида речевой деятельности; роль и место говорения на начальном этапе при коммуникативной обучении; суть аудирования как вида речевой деятельности; использование аудирования при работе над учебным материалом (аудирование – средство обучения) и т.д.

   В своей работе я также уделяю большое внимание практическому владению изучаемым учащимися языком, основная цель которого заключается в развитии способностей детей младшего школьного возраста к общению на иностранном языке, а реализация этой цели предполагает формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков.

      В главе «Заключение» я подвожу итоги моей работы и делаю выводы, почему аудирование и говорение важны при обучении английского языка в начальной школе.

-4-

Цели обучения английскому языку в начальной школе.

       Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природой и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве познавательной деятельности педагога и обучаемых уяснении учащимися знаний, овладении умениями и навыками. «Метод – это обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по иностранному языку, в основе которого лежит определенная доминирующая идея решения главной методической задачи» (21, с.72).

       Как известно, цели – как планируемые результаты – определяются программой – государственным документом, в котором они приобретают конкретность, как для всего курса обучения, так и для каждого этапа. В программе быстрее, чем в учебниках и учебных пособиях, на создание которых требуется значительный период, находят отражение все изменения, вносимые в школу жизнью. Поэтому учителю в своей учебно-воспитательной работе необходимо руководствоваться программой, знать ее требования и в соответствии с ними строить учебно-воспитательный процесс, творчески используя учебно-методические комплекты (УМК), существенно не нарушая систему, лежащую в их основе. Нужно четко представлять как конечные цели обучения – те результаты, достижение которых нужно обеспечить, так и промежуточные – для этапа в целом, что позволит учителю формулировать конкретные задачи урока и его отдельных звеньев. Цели тесно взаимосвязаны между собой. При этом «ведущей является коммуникативная, а воспитательная, образовательная и развивающая достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся» (4,с.36).

       Способность к общению на иностранном языке предполагает формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации эффективным. Я имею в виду воспитание в школьнике:

 - понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному обществу, а также общечеловеческого сознания;

- интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

- потребность в самообразовании.  

-5-

Коммуникативная цель обучения.

      В моей работе главное внимание уделено раскрытию коммуникативной цели как определяющей возможность выполнения воспитательной, общеобразовательной и развивающей функций.

      Коммуникативный метод предназначен в качестве средства обучения говорению. Вспомним слова С.Л. Рубинштейна о том, что «говорить еще не значит мыслить» (31,с.122).

       Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление.

       Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Понимание того, как это происходит, прежде всего, необходимо учителю для успешного обучения.

       Во-вторых, «говорение – один из видов человеческой деятельности» (28, с.6).

      В-третьих, важно помнить, что в результате говорения возникает его продукт – высказывание. И как деятельность, и как продукт говорение обладает предельными признаками, которые служат ориентиром в обучении, так как подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения, а также являются критериями оценки результата учения.

      Наконец, важно понимать на основе чего совершается деятельность говорения, то есть описать речевое умение как основу.  «Язык является именно средством выражения, формирования мысли в процессе ее высказывания человеком» (8,с.378).

      Говорение как средство общения. Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. В первом случае учащийся должен владеть двумя средствами общения – говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Утверждение, что именно речевая деятельность может и должна выступать в качестве объекта обучения, соотносится с исходным ее определением. «Речевая деятельность есть средство осуществления вербального общения как формы взаимодействия людей. Виды речевой деятельности (в частности говорение) реализует это общение» (9,с.141). Во втором случае необходимо владение письмом и чтение. Но так как моя работа посвящена обучению говорению и аудированию в дальнейшем я буду затрагивать только первый случай.

      Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач обучения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, так как общение  - это всегда взаимодействие с другими людьми. Следовательно, являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение

-6-

требует обязательного обучения ему в рамках общения. Именно так как оно рассматривается в системе коммуникативного метода. Таким образом, целью обучения в начальной школе следует считать не язык, и не речь как «способ формирования и формулирования мысли»(10,с.57), и даже не просто речевую деятельность – говорение аудирование, а указанные виды речевой деятельности как средства общения. Это, в частности, выражается в характере изложения основной, принципиальной позиции У.И. Пассовым. Он пишет: «Целью обучения в начальной школе следует считать не язык, что уместно при филологическом образовании в специальном вузе, и не речь как «способ формирования и формулирования мысли»(И.А.Зимняя), и даже не просто речевую деятельность – говорение аудирование, чтение, а указанные виды речевой деятельности как средства общения»(27,с.5). Применительно к говорению это означает, что оно совместно с паралингвистикой (мимика, жесты) и праксемикой (движения, позы), служит средством осуществления устной формы обучения.    

       Сказанное определяет важнейшее исходное положение: «Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя»(27,с.7).

       Следовательно, для того чтобы увидеть, чего не достает в процессе обучения говорению, что в нем следует изменить, учителю нужно иметь хотя бы общее представление  о том, что такое общение, как соотносятся друг с другом «общение», «говорение» и «обучение».

         Говорение как деятельность. Говорение – это один из видов деятельности; но говорение есть речевая деятельность, следовательно, оно обладает особыми признаками, например: мотивированностью, активностью, целенаправленностью, связью с деятельностью, связью с коммуникативной функцией мышления, связью с личностью и другие. Я бы хотела подробнее остановиться на мотивированности, активности, целенаправленности и связи с коммуникативной функцией мышления.

  1. Мотивированность. Говорение всегда мотивировано. В основе

коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: а) потребность в общении как таковая, б) потребность в совершении данного конкретного речевого поступка.

        В области обучения иностранным языкам подчеркивается равная важность профессиональной языковой компетенции учителя и фактора учета им особенностей учащихся, в частности, их мотивации, в которые включаются интересы, потребности, стремления и т.д. «Процесс обучения слагается из трех равных по значимости компонентов: а) преподаватель и его мастерство;

-7-

б) учащийся и его стремление; в) предмет, усвоение которого надо обеспечить»(37,с.195).

        Ситуативная мотивация воспитывает у обучаемого потребность в общении вообще, создает постоянную мотивационную готовность – чрезвычайно сложный фактор успешного участия в общении и, следовательно, важный для установления речевого партнерства. Отсутствие в отношениях учеников и учителя статуса речевых партнеров проистекает как раз от отсутствия коммуникативной мотивации.

  1. Активность. Говорение – всегда процесс активный, так как в нем

проявляется отношение говорящих к окружающей действительности. Это отношение имеет место не только тогда, когда человек говорит, но и когда он слушает собеседника (внутренняя активность). Здесь имеется в виду не та ее сторона, которая направлена на аудирование, на понимание речи собеседника, а активность реакции на то, что воспринимается: попутная оценка высказываний, частичное планирование своей реплики и т.д.

        Именно активность обеспечивает речевое поведение собеседника, что так важно для достижения цели обучения. «Если в процессе обучения учащихся друг с другом или с учителем объединяет лишь то, что они участники процесса обучения, «собеседника», а следовательно, не будет ни речевой активности, ни инициативности» (28,с.18).

  1. Целенаправленность. Говорение всегда целенаправленно, так как

любое высказывание преследует какую-нибудь цель. Бесцельное произнесение каких-то предложений является проговариванием, а не говорением. Говорящий всегда хочет достичь своим высказыванием какой-то цели: убедить или разубедить своего собеседника, вызвать сочувствие или разгневать его, поддержать его мнение или, наоборот, высмеять его и так далее. Подобные цели можно назвать коммуникативными задачами. Их решению и служит целенаправленность говорения, то есть подчиненность всех его качеств (как деятельности и как продукта) выполнению поставленной в общении задачи. Поэтому говорение может быть поистине целенаправленным только тогда, когда ему  присущи все необходимые качества, которые интегрируют в целенаправленности.

  1. Связь с коммуникативной функцией мышления. Процесс речевой

деятельности тесно связан с деятельностью мышления. Но то, что совершается в процессе мышления как «активном процессе отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях» (36,с.295), не идентично тому, что происходит при мыслительной деятельности, связанной с говорением. Я считаю, что дело здесь не

-8-

в уровне владения языком: можно прекрасно владеть языком, свободно на нем общаться,  но не уметь мыслить на иностранном языке.

         Говорение – это постоянное решение коммуникативных речемыслительных задач. И если мы хотим обучить говорению, то делать это следует на подобных же задачах. Именно это предусматривает коммуникативный метод. В.А. Кан-Калик отмечает, что «педагог, который не знает структуры и законов педагогического общения, у него слабо развиты коммуникативные способности и коммуникативная культура в целом»(13,с.11).

         Говорение как продукт. Все качества говорения как деятельности обеспечивают условия для создания речевого продукта (высказывания любого уровня), которому также свойственны определенные качества.

         1)Структурность. Это качество проявляется в том, что речевые единицы обладают своей структурой, которая присуща любому их уровню: словоформам, словосочетаниям, фразам, сверхфразовым единствам, целому тексту. Познание структуры всех уровней и определение на этой основе речевых образцов имеет для обучения говорению первостепенное значение, поскольку каждый из уровней доставляет учащемуся массу трудностей и является источником ошибок. В особенности это касается уровня словосочетаний.

         2)Логичность. Под логичностью говорения понимается такое его свойство, которое обеспечивается определенной последовательностью изложения, «то есть изложение ряда мыслей, фактов, связанных как внутренне, за счет смысловой связи между ними, так и внешне, при помощи специальных средств языка» (28, с.24). Логичность требует специального обучения. Что особенно справедливо в отношении высказываний уровня сверхфразового единства и уровня текста.

        3)Информативность. Как писал В.Н. Тростников: «Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем» (27,с.24). Это значит, что одно и то же сообщение может быть информативно для одного участника общения и неинформативно для другого. Уровень этой информативности определяется: для собеседника – ценностью сообщения для него как личности, для говорящего, очевидно, - мерой воздейственности на собеседника.  Если бы говорение не было информативным, мы бы не имели в общении речевых партнеров: им было бы с нами неинтересно, поскольку они не услышали бы от нас ничего нового.

       4)Выразительность. Это качество продукта говорения, как и информативность, служит его воздейственности. Интонация и логическое ударение (параметры выразительности) при обучении говорению не роскошь, а важное средство

-9-

стимуляции интереса к самому процессу обучения, так как они ясно показывают ученику роль этих компонентов в выражении его коммуникативных намерений, в достижении речевого воздействия.

         5)Продуктивность. Говорение всегда продуктивно, это означает, что в процессе его создается новый продукт, целиком не имевший места в прежнем речевом опыте человека (обучаемого). Продуктивность основана на трех психофизиологических механизмах: репродукции, комбинировании и трансформации.

          Механизм репродукции работает на основе памяти. В процессе говорения человек репродуцирует большинство фраз и многие словосочетания. Но ведущими являются механизмы комбинирования и трансформации. Комбинирование может осуществляться в рамках словосочетаний, фраз, текста. Оно развивается только при постоянном использовании новых ситуаций в обучении.

        Тесно связан с ним и механизм трансформации. В результате его работы говорящий видоизменяет фразу (или ее часть), произнесенную или только что появившуюся в его сознании, но отвергнутую на основании оценки ее неадекватности какому-либо фактору: состоянию слушателя, тактическим планам и т.д.

       Рассмотренные качества говорения как продукта на основе их интеграции также обусловливают воздейственность говорения.

       Аудирование и говорение являются видами речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устной форме.

       Наконец, это участие в беседе, проводимой на уроке, которое возможно только при условии владения пониманием речи на слух, когда говорит учитель и учащиеся по темам и ситуациям, предусмотренным начальным этапом.

Образовательная цель обучения.

      Образовательная цель обучения состоит в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики, предложенной программой, и в приобретении элементарных страноведческих знаний.

      Реализация образовательной цели обучения иностранному языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном

-10-

языке,  и сопоставление этого опыта с приобретаемыми на уроке иностранного языка знаниями, навыками и умениями призваны сформировать у школьников широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.

       Изучение иностранного языка способствует расширению общего кругозора учащихся, повышает их культуру. В самом деле, приобщение к языку – это и приобщение к культуре народа, который ее создал и который ею пользуется. «Язык рассматривается в двух главных ее функциях: коммуникативной – с его помощью осуществляется общение и кумулятивной – он хранитель культуры народа – его носителя» (3,с.32).

       Я считаю, что образовательная цель обучения является также важной, как и коммуникативная, так как при изучении иностранного языка учащиеся знакомятся с англоговорящими странами, с культурой народов, их населяющих, их историей, искусством, традициями, обычаями, литературой, иными словами, «прикасаются» к кумулятивной функции языка как хранителя культуры народа. Но я полагаю, что при этом должны быть максимально утрачены реальные потребности и интересы младших школьников в общении и познании.

       «Приоритетными в начальной школе являются воспитательно-развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формированием у школьников желания овладеть иностранным языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями»(11,с.21). Учащиеся должны испытывать потребность в использовании иностранного языка для решения задач общения, для осуществления конкретных дел в той или иной сфере знаний и предметно-практической деятельности, актуальной для детей младшего школьного возраста. Включение языка в конспект жизнедеятельности младшего школьника нацелено на оказание помощи детям в осознании того, что для настоящего знакомства с окружающим миром, другими странами, народами и их обычаями и традициями им нужно хорошо говорить и понимать на иностранном языке.

        Бим И.Л. писал: «Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе призван не только обеспечить школьникам возможность овладеть еще одним способом общения. Он должен ввести детей в мир другой культуры» (11,сю22). Становление и развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстника за рубежом, к культуре страны изучаемого языка, ее народу является одной из ведущих целевых установок. Следует сказать, что обучение языку уже на начальном этапе позволяет вносить вклад в образование

-11-

детей. «Дети изучают иностранный язык не только как средство общения, но и как средство приобщения к другой культуре» (19, с.54).

Развивающая цель обучения.

        Изучение иностранного языка развивает у детей мышление, эмоции, внимание, воображение, волю, память, а также познавательные и языковые способности; формирует осознанное отношение, как к родному, так и иностранному языку. У детей формируются навыки межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля деятельности других детей.

        Обучение иностранному языку способствует развитию детей, что было показано при раскрытии образовательной цели обучения. Образовательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком. Изучение иностранного языка формирует у учащихся более внимательное отношение к формам выражения мыслей, как на иностранном, так и на родном языке. «Там, где хорошо поставлено обучение родному языку, легче осуществляется обучение иностранному» (4,с.33). Но хотя можно наблюдать и обратное явление. Хорошо поставленное обучение английскому языку положительно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей школьников при обучении другим гуманитарным предметам и, прежде всего родному языку.

        В своей работе я хочу отметить, что изучение иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие памяти, воображения, представлений. Действительно, овладение языком предполагает запоминание большого количества языковых единиц, что достигается активной работы памяти.

       Важно отметить, что «успех обучения зависит не только от внешних факторов – содержание уроков, совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних условий – индивидуально-психологических способностей учащихся» (26,с.83).

        Овладение языком вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Дети младшего школьного возраста обладают богатым воображением, и, с одной стороны эту способность следует использовать в учебно-воспитательном процессе, а с другой стороны – опора на эту способность будет еще более развивать воображение и способствовать созданию и развитию представлений.

-12-

      Повышение качества обучения иностранному языку в средней школе в большей степени зависит от того, какой уровень умений и навыков учебной деятельности школьников может обеспечить современная методика обучения иностранным языкам. Существует четыре группы умений и навыков: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные.

      Обучение английскому языку, проводимое по определенной системе, представленной УМК, позволяет формировать у школьников учебно-организационные умения и навыки. К ним относятся: предусмотрение формирования умений и навыков самостоятельной работы по устной речи (звукозапись, видеозапись); дети учатся осуществлять самоконтроль. Этому способствует работа детей дома со звуковыми приборами и видеопособиями. Таким образом, уже на начальном этапе у детей формируются учебно-организационные умения и навыки.

       Основы учебно-интеллектуальных и учебно-информационных умений и навыков закладываются на начальном этапе при обучении чтению как виду речевой деятельности и грамматики. Но мы не будем их затрагивать, а поговорим об учебно-коммуникативных умениях. Можно сказать без преувеличения, что эти умения в системе обучения иностранному языку на начальном этапе являются основными, что оправдывается характером учебного предмета. «Сама природа обучения пониманию английской речи со слуха, выражению своих мыслей (собственные высказывания, как бы ни были они элементарны) создает наиболее благоприятные предпосылки для развития всех учебно-коммуникативных умений и навыков в силу того, что развиваемы е виды речевой деятельности, в сущности основаны на данных умениях и навыках» (3,с.36). Из вышесказанного можно сделать следующие выводы, что овладение английским языком начинается с развития восприятия и понимания звучащей речи учителя (понимание речевого поведения учителя, его организующих, контролирующих указаний и замечаний на английском языке и т.д.). Обучение говорению предполагает формирование умений строить высказывания различных типов: описание, одобрение, убеждение, сообщение и т.п., использовать разнообразные вопросы, уметь передавать содержание прочитанного, например, выполнить задание: “Read the text to know more about English New Year” («Прочитайте текст, чтобы больше узнать об английском Новом годе»). Обучение иностранной речи способно внести вклад в развитие учебно-коммуникативных умений и навыков, так как эти умения и навыки

-13-

становятся объектом повышенного внимания в процессе овладения английской речи.

       Обучение английскому языку позволяет вносить определенный вклад в формирование учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений и навыков и тем самым способствовать развитию школьников и реализовать обучение этому предмету.

     Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи, которая составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. При постоянном восприятии на слух речи у детей младшего школьного возраста вырабатываются следующие умения: дифференцировать воспринимаемые звуки, удерживать их в памяти во время прослушивания звукозаписи и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. У школьников должен быть сформирован такой уровень понимания иностранной речи, который позволяет выполнять обращенные к ним просьбы учителя и товарищей, отвечать на вопросы, выражать понимание репликами согласия или несогласия, одобрения или неодобрения. Материал для аудирования может представлять собой простое или развернутое высказывание, элементарный текст в форме кратного описания и рассказ учителя.

        Говорение и аудирование являются двумя взаимосвязанными сторонами устной речи. Аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух. Оно тесно связано с другими видами речевой деятельности, особенно с письмом, так как в процессе графического оформления учащийся проговаривает и слышит то, что пишет. Являясь видом речевой деятельности, аудирование играет очень большую роль в достижении практических, развивающих, воспитательных и образовательных целей, а также служит эффективным средством обучения английскому языку в начальной школе. Аудирование помогает учащимся научиться вслушиваться в звучащую речь, воспитывать культуру слушания не только на иностранном языке, но и родном. О воспитательной функции писал известный педагог Ю.К. Бабанский: «Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость» (2,с.129). Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух  также еще оказывает развивающее воздействие на ребенка, так как положительно сказывается на развитие памяти, и конечно же слуховой памяти, которая важна и для изучения

-14-

любого другого предмета не только иностранного языка. Учитывая особую чувствительность детей к неискренности, фальши, необходимо подчеркнуть важность такого качества учителя, как его общительность, заинтересованность в самом процессе обучения, а не только в его результате как проверке усвоения учебного материала. При этом существенно, что для того, чтобы эффективно и радостно обеспечить детям процесс обучения аудированию, «учителю необходимо владеть предметом общения, то есть войти в мир сказок, книг, пластинок, в котором живет ребенок и, самое главное, принять самому этот мир» (10,с.59).  Из этого следует, что учителю необходим постоянный, профессиональный рост. «Неудовлетворенность собой и своими достижениями, - писал Е.И. Пассов, - первый признак профессиональной добросовестности и долга» (3,с.22).

         Весь курс начального обучения иностранным языкам условно делится на три этапа:

         I этап – 1 класс;

         II этап (основной) – 2-3 классы;

         III этап (обобщающий) – 4 класс.

При обучении аудированию можно выделить задачи и предполагаемый результат (см. Приложение №1).

Содержание обучения английскому языку в начальной школе.

        Психология помогает методике. Она помогает решить целый ряд вопросов, а также, как определить содержание обучения.

          Еще П.Ф. Каптеев подчеркивал: «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» (14, с.606). В содержание обучения иностранному языку входят:

  1. Языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими;
  2. Сферы общения и навыки оперирования ими;
  3. Речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения;
  4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетно-узуальных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях;

-15-

  1. Общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, которые обеспечивают формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в иностранном языке.

           В содержание обучению входят три компонента: лингвистический, психологический и методологический компоненты содержания обучения. Я бы хотела больше заострить своё внимание на первом и третьем компонентах, так как «учителю необходимо не только знать, чему он должен учить, но и почему нужно учить именно  этим компонентам содержания обучения» (4, с.38).

Лингвистический компонент содержания обучения.

           В обучении английскому языку в школе следует придерживаться последовательности от речи к языку, то есть обучать системе языка через речь в процессе общения. Отсюда в качестве первого компонента выступает лингвистический, который включает языковой материал и речевой материал.

         «Усвоение детьми лексических и фразеологических единиц с учетом национально-культурной специфики их значений и употреблений» (11, с.81) становится возможным за счет последовательной лингвострановедческой направленности обучения предмету.

          В качестве речевого высказывания в методике обучения может быть слово, словосочетание, диалог-образец и т.п., а в качестве учебной единицы может выступать структурная группа, которая объединяет различные по характеру высказывания, например: отрицательные, утвердительные, вопросительные, восклицательные. Отбор содержания обучения языку осуществляется в соответствии с интересами младших школьников, с учетом их реальных коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, эмоциональной и других сферах. Важно, чтобы отобранный материал на каждом этапе обучения пробуждал у младших школьников познавательную активность, стимулировал их общение на изучаемом языке.

          При отборе содержания обучения важно исходить из условий реального использования школьниками иностранного языка. В этом большую роль играют межпредметные связи, обеспечивающие перенос знаний, навыков и умений из других учебных предметов в иностранный язык и наоборот. Это возможно за счет насыщения курса интересной и значимой для детей страноведческой информацией, которая связана с различными видами деятельности: музыкальной, изобразительной и другими. Включение иностранного языка в указанные выше виды деятельности позволяет расширить сферы его практического применения.        

-16-

         На начальном этапе обучения иностранному языку к лингвистическому компоненту следует отнести знание правил общения, то есть, как начать и закончить разговор, знание того, как использовать и реагировать на благодарность, приглашение и т.п., умение использовать повторы, переспрос, перефраз и другое, при возникновении трудностей в процессе общения.

Методологический компонент содержания обучения.

       «Назначение деятельности учителя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала» (2, с.137).

       Успешное обучение иностранному языку в начальной школе не должно быть лишь достоянием учителя. Одной методической подготовки недостаточно; нельзя довольствоваться лишь усвоением опыта. П.Ф. Коптеев отмечал необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним были отнесены внимательность, чуткость, добросовестность, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. При этом, «любовь к детям нужно отличать от любви к учительской профессии. Можно очень любить детей, глубоко симпатизировать им и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь против учительской деятельности, но и не питать ни малейшего расположения к детям» (14, с.595).

         Многими современными исследователями отмечается, что «именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность» (30,с.261).

        Методологический компонент связан с овладением приемов обучения. Он формирует у учащихся рациональные приемы учения: приобретение знаний путем наблюдения за фактами языка и путем их анализа; навыков и умений работы с учебным материалом; овладение правилами выполнения заданий и самоконтролем на основе передовой технологии обучения и рекомендаций теории преподавания иностранных языков.

       Действительно, чтобы научиться понимать речь на иностранном языке, необходимо, как можно больше слушать, как на нем говорят; чтобы говорить по-английски, нужно использовать любую возможность активно употреблять то, что знаешь и знаешь как сказать; следует постоянно читать; чтобы лучше запомнить слова, предложения – пользоваться письмом. Овладение  перечисленными

-17-

умениями непременно предполагает формирование их в ходе использования при общении.

         В процессе обучения иностранному языку в школе учащиеся, начиная с первого года обучения, овладевают также общеучебными навыками и умениями, которые также включаются в содержание обучения предмету.

         При непосредственной форме общения (слушание и говорение) у школьников развиваются:

  1. Умения и навыки, которые связаны с организацией учебной деятельности:
  1. Слушать учителя и собеседника (аудитивное внимание);
  2. Работать в разных режимах (в паре, в группе, индивидуально), взаимодействуя друг с другом;
  3. Контролировать и оценивать свои действия (речевые и неречевые) и действия своего собеседника.
  1. Умения и навыки, связанные с интеллектуальными процессами:
  1. Наблюдать за тем или иным языковым явлением в воспринимаемой на слух речи учителя, одноклассника;
  2. Сравнивать и сопоставлять языковое явление в английском языке и родном;
  3. Выделять главное, основное при восприятии на слух речевого высказывания разного вида и типа.
  1. Умения и навыки речевой направленности:
  1. Планировать свое высказывание, используя вербальную установку учителя, содержательные и смысловые опоры в виде иллюстрированной и предметной наглядности;
  2. Соблюдать культуру общения в речевом и неречевом поведении (в обращении к собеседнику, во вступление в разговор, реплику собеседника и т.п.).
  3. Выражать свою мысль, пользуясь ограниченным, по сравнению с родным языком, запасом языковых средств.

Исходя из вышесказанного, сделаем следующий вывод, что «методологический компонент – обучение учащихся рациональным приемам учения, познания нового для них языка и формирования умений им практически пользоваться в целях общения (устного и письменного)» (4,с.47).

-18-

Практические методы обучения.

        В практической части моей работы я бы хотела рассмотреть ряд уроков английского языка во втором классе, основанные на обучении аудирования и говорения.

        Основная цель обучения английскому языку во втором классе заключается в развитии способностей детей к общению на иностранном языке. Реализация этой цели предполагает формирование у учащихся следующих коммуникативных умений:

  1. Понимать (на слух и при чтении) и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;
  2. Осуществлять своё речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.

В области говорения учащиеся второго класса должны уметь:

  1. Осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со взрослыми и сверстниками, в том числе и с носителями иностранного языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения, обозначенных программой;
  2. Порождать элементарные связные высказывания о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом своё отношение.

При обучении детей говорению ставятся следующие задачи:

  1. Научить вступить в контакт и поддерживать его в условиях учебных, игровых и реальных ситуаций общения.

При этом учащиеся способны:

  1. Поприветствовать кого-либо или попрощаться, используя разные средства языка в зависимости от социальной характеристики партнера (сверстник, взрослый человек, незнакомый человек и т.д.);
  2. Запросить информацию о самочувствии кого-либо и отреагировать на соответствующий вопрос;
  3. Высказать добрые пожелания (встретить хорошо Новый год, Рождество и т.д.).
  1. Научить описывать (на элементарном уровне) людей, предметы, животных.

При этом учащиеся способны:

-19-

  1. Описать человека (назвать имя, возраст, род занятий, место проживания и т.д.) и запросить соответствующую информацию о каком-либо животном;
  2. Сообщить о том, что человек делает обычно, что делал и будет делать и запросить соответствующую информацию;
  3. Расспросить кого-либо о любимом занятии, напитках, блюдах и т.д. и   ответить на соответствующие вопросы.
  1. Научить выражать свои желания, потребности и реагировать на желания, потребности собеседника.
  2. Научить понимать и выражать требования, указания, команды, отказ при общении со сверстниками и взрослыми.

При этом учащиеся способны:

  1. Попросить кого-либо выполнить просьбу, команду;
  2. Выполнить действия, выразить согласие или несогласие по поводу просьбы;
  3. Отдать команду.
  1. Научить высказываться и вести беседу о прочитанном, услышанном, увиденном.

При этом учащиеся способны:

  1. На элементарном уровне кратно передать содержание прослушанного или прочитанного текста;
  2. Высказать собственное мнение о прослушанном или прочитанном;
  3. Поинтересоваться мнением собеседника о прочитанном, прослушанном;
  4. Выразить отношение к прочитанному, прослушанному и поинтересоваться мнением собеседника.

В области аудирования учащиеся должны:

  1. В условиях непосредственного общения, в том числе и  с носителями языка, понимать и реагировать на устное высказывание партнеров по общению в пределах сфер и тематики, обозначенных программой;
  2. Понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;
  3. Понимать общее содержание учебных и аутентичных текстов (рассказы, стихи, считалки) и реагировать вербально и, преимущественно, невербально на их содержание;

-20-

  1. Полностью и точно понимать короткие сообщения, в основном монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.

        Чтобы осуществить учебно-воспитательный процесс на уровне современного методического стандарта, учителю необходимо знать требования к уроку английского языка на современном этапе. Урок должен:

  1. Строиться в соответствии с избранной учителем системой обучения;
  2. Планироваться с учетом коммуникативной направленности, которая должна его пронизывать в ходе реализации практической цели обучения иностранному языку;
  3. Обеспечивать комплексное осуществление воспитательной, образовательной и развивающей целей;
  4. Иметь благоприятный психологический климат для изучения языка;
  5. Вызывать у учащихся мотивацию изучения английского языка за счет вовлечения каждого в активную речемыслительную деятельность по овладению языком, затрагивая при этом и эмоциональную сферу обучаемого;
  6. Оснащаться необходимыми средствами, которые позволяют создавать учебные ситуации и использовать естественные ситуации для развития устной речи и  помогают в обучении чтению и письму;
  7. Включать разнообразные обучающие игры, чтобы снимать усталость и напряжение;
  8. Вести в нормальном (но не замедленном) темпе.

         При подготовке к уроку учитель планирует организацию, содержание деятельности учащихся группы и свою организующую и обучающую роль в ней. Так, на начальном этапе обучения английскому языку при ознакомлении с новым материалом учитель выступает источником информации и организатором группы учащихся по восприятию нового, его осмыслению, осознанию и запоминанию и не переходит к тренировке, пока не убедится в том, что учащиеся поняли объяснения учителя.

         Таким образом, при планировании урока учитель всегда должен помнить о том, что основными действующими лицами на уроке английского языка являются дети: они слушают иноязычную речь не только из уст учителя, но и в звукозаписи, они говорят, читают вслух и про себя. Именно деятельность детей, их активная работа с усваиваемым материалом на уроке должна быть в центре внимания

-21-

учителя при планировании. Она и определяет эффективность урока, его обучающий характер. В планировании современного урока предусматривается также его оснащение средствами обучения.

         При обучении аудированию учитель должен особо подчеркнуть важность  работы со звукозаписью. Это подлинно английская речь, и ученикам захочется говорить также красиво, как это делают настоящие англичане. Учитель привлекает внимание учащихся к оформлению учебника и объясняет, что в нем много картинок, кроссвордов – всё это призвано помочь им в овладении английским языком.

         Отвечая на вопрос, каким должен быть преподаватель, обучающий иностранной речи, А.А. Алхазишвили пишет: «а) преподаватель должен уметь становиться равноправным собеседником своих учеников (должен уметь освобождать их от воздействия своего авторитета, которым он в типичных учебных ситуациях, безусловно, пользуется; б) он должен уметь изображать интерес к возникшей теме беседы, если даже она его не интересует (должен обладать необходимой для этого долей артистизма); в) он должен быть хорошим собеседником (мало самому говорить, но и уметь поддерживать разговор)» (1, с.95).

-22-

Заключение.

          В заключении моей работы я бы хотела подвести итог и сделать следующий вывод, что любые практические цели обучения иностранному языку в целом и каждого отдельного взятого урока в частности подчиняются центральной задаче общего образования – задаче формирования, развития, воспитания учащегося как социально-активной, нравственной, убежденной, умеющей самостоятельно ставить учебные цели и добиваться их решения личности, которая умеет эффективно сотрудничать и общаться с другими людьми. Соответственно, одна из основных педагогических задач при обучении иностранному языку в начальной школе заключается в том, чтобы целенаправленно ориентировать весь этот процесс на личностное развитие младшего школьника посредством данного учебного предмета.

          Необходимо подчеркнуть, что в зависимости от коммуникативности, профессиональной подготовленности, речевой культуры, педагогического такта учителя, учащийся реализует свои учебные задачи, вступает в учебное сотрудничество и педагогическое общение. Индивидуальный подход к обучению иностранному языку в начальной школе раскрывает сущность речевой деятельности как объекта обучения. Так как в этом случае рассматривается не однородная речевая деятельность говорящего коллектива, а речевая деятельность индивида, школьника, субъекта деятельности. В процессе преподавания иностранного языка языковые средства (лексические, фонетические, грамматические) и способы формирования и формулирования мысли наряду с оперативной стороной самой речевой деятельности выступают в качестве самостоятельных, специально отрабатываемых объектов обучения.

        Для учащегося процесс обучения должен быть внутренне мотивированным. Он должен побуждаться не только этическими (долженствование, обязанность, необходимость), а прежде всего коммуникативно-познавательными мотивами. Ход и успешность обучения должны доставлять удовлетворение. Предметное содержание обучения (тесты, проблемы, вопросы) должно быть реалистично, близко и понятно учащемуся.

        Я выбрала аспект обучения аудированию и говорению на начальном этапе, потому что аудирование, на мой взгляд, составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Так как оно тесно связано с другими видами речевой деятельности (говорением, чтением, письмом), аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении. В современной методике обучения

-23-

иностранным языкам, как в нашей стране, так и в других странах подчеркивается необходимость формирования аудирования как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке. Следовательно, можно сделать вывод, что аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе.

        В ходе исследования было установлено, что говорение тесно связано с другими видами речевой деятельности: аудированием, чтением и письмом. Связь аудирования и говорения обусловлена сложной мыслительной деятельностью с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования. Они представляют собой устную форму коммуникации. Одно немыслимо без другого. Говорение тесным образом связано с чтением, и на начальном этапе его роль становлении механизмов чтения очень велика. Нет необходимости доказывать тесную связь говорения и чтения вслух. Она очевидна. Однако и чтение про себя также связано с говорением через внутреннюю речь. Говорение связано и с письмом. Их объединяет продуктивность деятельности учащихся. При письме, так же как и при говорении, учащиеся продуцируют высказывание, как бы элементарно оно ни было. То, что ученик пишет, он проговаривает про себя, а иногда шепотом.

       Из сказанного человеком, очевидно, что говорению на начальной ступени, где

закладываются основы овладения английским языком, принадлежит очень большая роль.

Библиография.

  1. Алхазишвили А.А. Основы овледения устной речью. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Верещагина Е.М. Лингвострановедческая теория слова. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. Учебник для II класса школ с углубленным изучением английского языка. – М.: Просвещение, 1994. – 2-ое изд.
  6. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Тетрадь по английскому языку для II класса школ с углубленным изучением английского языка. – М.: Просвещение, 1995.
  7. Гарцкевич М. Английская грамматика для учащихся младшего школьного возраста. Сборник упражнений. – М.: Каро, 2000.
  8. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс,1985.
  9. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. – М.: Педагогика, 1989.
  10.  Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Педагогика, 1991.
  11.  Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Программно-методические материалы. Нач.школа. – 3-е изд., стереотип, - М.: Дрофа, 2000.
  12.  Иностранные языки в школе. Научно-методический журнал. – М.: Иностранные языки в школе, 2000.
  13.  Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.
  14.  Каптеев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр.соч. – М.: Педагогика, 1982.
  15.  Каспарова М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников.//Иностранные языки в школе. – 1986. -№6.
  16. Каспарова М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку.//Иностранные языки в школе. – 1988. - №6.
  17.  Клементьева Т.Б. Английский язык. 555диалогов, текстов, стихов и творческих заданий на английском языке. Нач.школа. – М.: Дрофа, 2001.
  18.  Кондратьева С.В. Учитель-ученик. – М.: Педагогика, 1984.
  19.  Корестелев В.С. Обучение иноязычному общению на начальном этапе.//Иностранные языки в школе. – 1992. - №1.
  20.  Липкина А.И, Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1986.
  21.  Ляховицкий М.В. Общая методика обучения иностранным языкам. – М.: Педагогика, 1991.
  22.  Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. – М.: Педагогика, 1986.
  23.  Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. Автореф.док.дис.психол.наук. – М., 1986.
  24.  Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1986.
  25.  Никитенко З.Н., Долгова Л.А. Английский язык. Учебник для II-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1998.
  26.  Орлов Ю.М. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя.//Вопросы психологии. – 1988. - №1.
  27.  Пассов Е.В. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. – М.: Просвещение, 1985.
  28.  Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Педагогика, 1991. – 2-ое изд.
  29.  Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство учителя. – М.: Просвещение, 1993.
  30.  Петровский А.В./Ред. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1981. – 2-ое изд.
  31.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1989.
  32.  Рубцов В.В. Организация и развитие современных действий у детей в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1987.
  33.  Саломатов К.И. Методика профессионально направленного обучения иностранному языку как педагогической специальности. Учеб.пособие. – Куйбышев,1984.
  34.  Скуридина И.В. Психологические способности аудирования в разных возрастных группах учащихся. Автореф.канд.дис.психол.наук. – М.,1984.
  35.  Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки. – М.,1995.
  36.  Философский словарь. – М., 1986.
  37.  Френч Ф. Преподавание английского языка за рубежом. Сб. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. – М.,1989.
  38.  Харламова Н.С. Методика формирования прогностических умений при обучении аудированию. Автореф.кан.дис.пед.наук. – М.,1982.
  39.  Хрипкова А.Г./Ред. Мир детства: Младший школьник. – М.: Просвещение, 1981.
  40.  English, «Первое сентября», 2007.
  41.  English, «Первое сентября», 2008.

Приложение №1.

Первый этап.

Задачи обучения

Предполагаемый результат

  1. Сформулировать механизмы аудирования:
  1. Способность различать смыслоразличительные фонемы;
  2. Способность различать ритмический рисунок фразы;
  3. Удерживать в памяти речевые цепочки различной протяженности.

  1. Научиться полностью понимать высказывания.

Учащиеся способны:

  1. Прослушивать и правильно произнести;
  2. Прослушать и невербально отреагировать на звук(и), интонему(ы) и др.;
  3. Прослушать и повторить (в нужной последовательности);
  4. Прослушать и закончить фразу (стишок), найти рифму и т.д.

Точно и детально понять содержание высказывания и отреагировать на него, а также:

  1. Ответить на вопросы, касающиеся основного содержания текста и его деталей;
  2. Передать содержание текста (преимущественно на родном языке).

Второй этап.

Задачи обучения

Предполагаемый результат

  1. Развить механизмы аудирования.

  1. Научиться понимать основное содержание текстов как с опорой на зрительную, двигательную наглядность, так и без нее.

  1. Научиться полностью понимать сообщение учителя и сверстников и реагировать на них.

Учащиеся способны:

  1. Выполнять указанные выше задания с опорой на печатный вариант высказывания;

  1. Придумать конец рассказа; выбрать заголовок;
  2. Определить основную тему сообщения( о чем идет речь);

  1. Инсценировать (с опорой на ключевые слова и выражения);
  2. Выполнить инструкцию  в необходимой последовательности;
  3. Выбрать из нескольких заголовков наиболее подходящий.

Третий этап.

Задачи обучения

Предполагаемый результат

  1. Совершенствовать механизмы аудирования иноязычной речи.
  2. Понимать основное содержание текстов.

  1. Полностью понимать сообщения учителя и сверстников и реагировать на них.

См.выше (первый и второй этапы).

  1. Выделить основную мысль сообщения, сформировать ее (на элементарном уровне: на иностранном языке, на родном языке);
  2. Выделить основную информацию;
  3. Членить речевое сообщение на смысловые части, озаглавливать их;
  4. Передавать основное содержание с опорой на средства зрительной наглядности.

См.первый и второй этапы, а также:

  1. Выразить своё отношение к прослушанному.