Коммуникативная методика преподавания английского языка в начальной школе
методическая разработка ( класс) на тему

1.     Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков

2.     Коммуникативные игры на уроках английского языка в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная методика преподавания английского языка в начальной школе

Содержание

Введение

  1. Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков
  2. Коммуникативные игры на уроках английского языка в начальной школе

Список использованной литературы

Введение

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.

Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами, мало. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. Поэтому у них нередко проявляется недостаточный уровень владения коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам необходимо время от времени совершенствовать свою квалификацию для успешного формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.

Таким образом, мы можем говорить об актуальности данной темы.

Объект -  процесс обучения младших школьников английскому языку.

Предмет - методы и приёмы для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе.

Цель - изучить и обобщить учебно-методическую литературу по обучению английскому языку.

В соответствии с целью данной работы можно определить следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.

2. Доказать значимость коммуникативных навыков в личностном развитии младших школьников.

3. Раскрыть роль учителя в формировании коммуникативных навыков.

4. Дать анализ особенностей развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.

Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков

С началом нового века в мировой теории и практике обучения иностранным языкам появились многочисленные методы, направленные на формирование коммуникативных навыков.

Наиболее эффективной методикой обучения иностранным языкам ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают коммуникативную методику (The Communicative Approach) преподавания.

Коммуникативная методика базируется на следующих принципах:

1. Речевая направленность обучения, означающая, что речевая деятельность является не только средством обучения, но и ее целью. Это обстоятельство предполагает:

а) коммуникативное поведение преподавателя, который вовлекает учащихся в общую деятельность и тем самым воздействует на процесс общения;

б) использование упражнений, максимально воссоздающих ситуации общения;

в) направленность внимания учащихся на цель и содержание высказывания.

2. Учет индивидуально-психологических особенностей учащегося при ведущей роли его личностного аспекта:

а) способностей к усвоению языка (вид памяти, уровень фонематического слуха, способности к обобщению и других.);

б) умений выполнять те или иные виды деятельности, то есть умений учиться;

в) личностных свойств по интересам, мировоззрение, положению в коллективе учащихся;

г) общих интеллектуальных способностей (унаследованных и приобретенных);

д) свойственных ему предпочтений при сборе информации (зрительные, слуховые, моторные и некоторые другие);

е) для коммуникативного метода индивидуализация обучения с опорой на особенности личности учащегося является главным средством создания мотивации учения и активизации учащегося в ходе занятий.

3. Речемыслительная активность как постоянная вовлеченность учащихся в процесс общения в непосредственной (вербальной) либо опосредованной (мыслительной) форме.

4. Функциональный подход к отбору учебного материала на всех уровнях: лексическом, грамматическом ситуативном, тематическом. Это означает, что любой единице языка отводится в процессе учебной деятельности какая-либо речевая функция. Недостатком традиционного обучения является заучивание слов и грамматических в отрыве от речевых функций.

5. Ситуативность процесса обучения, рассматриваемая и как способ речевой стимуляции, и как условие развития речевых умений.

6. Проблемность как способ организации и представления учебного материала. В соответствии с этим принципом материал обучения должен представлять интерес для учащихся, соответствовать их возрасту и служить основанием для решения речемыслительных задач путем вовлечения учащихся в обсуждение содержания текстов и проблем общения.

Успех обучения и отношения учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Для решения обучающей задачи недостаточно заниматься в классе только имитацией жизненных ситуаций. Требуется дополнительная тренировка, работа, направленная на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий и прочее. Иными словами, нужны упражнения, которые, с одной стороны, обеспечивали бы соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой - сохраняли бы «аутентичность» (подлинность) применения иностранного языка.

Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных играх, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр - организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

Коммуникативные игры на уроках английского языка в начальной школе

Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности.

1) Ролевая игра по теме «Еда»

Цель - создания мотива к иноязычному диалогическому общению; развитие речевых навыков и умений, а также реализация деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

Ход игры:

Role 1 Хозяин

К Вам пришел гость. Угости его молоком. Спроси, любит ли он молоко. Если не любит, угости его чаем.

Role 2 Гость

Вы пришли в гости. Вас угощают молоком. Откажитесь. Объясните, что вы не любите молоко.

Role 1 Хозяин

Предложите чай.

Role 2 Гость

Согласитесь выпить чай.

Role 1 Хозяин

Подайте угощение. Предложите пирожное.

Role 2 Гость

Поблагодарите.

2) What’s There In My Bag Today?

Цель - повышение мотивации учащихся к изучению английского языка, к познанию другой культуры,  развитие творческих способностей в процессе активно-познавательной деятельности.

Ход игры:

Для проведения игры учитель вместе с учащимися готовит набор предметов (или картинки с изображениями предметов), которые могут находиться в чьем-либо портфелю. Отбор предметов должен соответствовать реальному запасу лексики учащихся того или иного класса. Водящий, который заранее ознакомлен с содержимым портфеля, обращается к классу с вопросом:''What’s there in my bag today?'' (What have I got in my bag today?)

Учащиеся по очереди отвечают:

There is an apple in your bag.

There is a handkerchief in your bag.

There is a sandwich in your bag.

Если отвечающий угадал предмет, водящий вынимает его (или картинку) из портфеля и подтверждает:”Yes, there’s an apple in my bag today”.

Если же играющий не угадал предмет, водящий отвечает: ”No, there isn’t an apple in my bag today”.

За каждый правильный ответ учащиеся получают очко. Водящий выполняет свои обязанности до тех пор, пока не будут названы все предметы, находящиеся в портфеле.

Состав предложений, которые произносят учащиеся, может быть несколько усложнен, например:

-There is a small book in your bag, isn’t there, Pete?

-Yes, there is …. (No, there isn’t …)

3) The Day Orders of Ann and Jane (Распорядок дня Джейн и Энн)

Цель – стимулирование речевой активности школьников и желание выяснить неизвестные факты.

Ход игры:

В этой игре учащиеся задают и отвечают на вопросы о распорядке дня двух девочек, пользуясь следующими карточками:

A card for Student A

Jane

Ann

A card for Student B

Jane

Ann

…gets up at … o’clock

7

…gets up at … o’clock

7:30

Afterwards she…

cleans her teeth

Afterwards she…

takes shower

At 8 o’clock she…

has her breakfast

At 8 o’clock she…

drinks coffee

At 8:30

…goes to school

At 8:30

…goes for a walk with her dog

She has lessons at school from…to…

from 8:55 to 13:10

She has lessons at school from…to…

from 10:20 to 14:35

She comes home at…

14:00

She comes home at…

15:15

Then she…

watches TV

Then she…

plays with her friends

When her parents come…

They have their dinner together

When her parents come…

They go to the café

…goes to bed at…

9 p.m.

…goes to bed at…

10:30 p.m.

4) Интервью.

Цель – сформировать умение задавать вопросы для выяснения мнения, суждения партнеров, ответы на поставленные вопросы.

Ход игры:

Проведению интервью предшествует составление вопросника в виде таблицы, в которой фиксируются ответы.

Например:

Name

Favorite books?

Favorite activities?

Kate

books about animals

swimming

Olga

fairy tales

playing the piano

Задача – выяснить, что твои одноклассники любят читать и заниматься в свободное время.

Чтобы максимально опросить своих одноклассников, следует организовать игру в кругу. Участники образовывают внешний и внутренний круги, находят себе пару и опрашивают друг друга. Затем учащиеся внешнего круга переходят к следующему участнику по часовой стрелке. И так происходит до тех пор, пока не будут опрошены все участники игры.

5) My favourite clothes

Цель – повышение мотивации к изучению английского языка, введение новых лексических единиц по теме: «Одежда», составление краткого монологического высказывания.

Ход игры:

Каждый учащийся получает раздаточный материал с элементами одежды. Первоначально учащиеся под руководством учителя раскрашивают: “Please, take a red pencil and color a raincoat” и т.д. Затем ребята получают задание подобрать одежду для различных случаев. Например, When it is cold I like wearing … When I go to school I wear… In winter my favourite clothes are... и т.д. После этого учащимся предлагается творческое задание – нарисовать собственные элементы одежды и на основе этого составить краткое монологическое высказывание.

C:\Users\КС\Desktop\%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0-3.jpg        

Список использованной литературы

  1. Борисов, Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. – 2002. – № 3. – С. 29 – 31.
  2. Винникова, И. В. Игры на развитие психических процессов / И. В. Винникова // Начальная школа. – 2002. – № 3. –С. 25 – 28.
  3. Ганина, Н. С. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Н. С. Ганина // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 67 – 68.
  4. Гладилина, И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе / И. П. Гладилина // ИЯШ. – 2003. – № 3. – С. 41 – 43.
  5. Зявгарова, Л. А. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Л. А. Зявгарова // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 70 – 73.
  6. Иванцова, Т. Ю. Игры на английском языке / Т. Ю. Иванцова // ИЯШ. – 2008. – № 4. – С. 31 – 33.
  7. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам – [Текст] / А. В. Конышев. - СПб.: Каро, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. – С. 55 – 89.
  8. Фаттахова, Л. Т. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Л. Т. Фаттахова // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 73 – 75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.

В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...

Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе

Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе...

Матер-класс на тему «Коммуникативная методика преподавания английского языка в условиях ФГОС»

Мастер-класс был показан на секционном заседании учителей английского языка Новошешминского муниципального района. Выступление составлено на личном опыте. Выступление сопровождается презентацией...

«Методика преподавания иностранного языка в начальной школе»

Основными задачами исследования данной статьи являются:1.     Раскрыть основные цели и принципы раннего обучения иностранному языку;2.     Выявитьпсихолого-физи...

Программа профессиональной переподготовки "Методика преподавания английского языка в начальной школе"

Программа профессиональной переподготовки "Методика преподавания английского языка в начальной школе"...