Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012
статья по английскому языку по теме

Калинкин Сергей Михайлович

 

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. 
Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах и педвузах пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Применение ПК в обучении иностранного языка значительно облегчает работу как ученика так и учителя. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству. 
В своей работе я докажу, что ПК может быть использован как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. А так же приведу примеры компьютерных программ, помогающих изучать ИЯ.



Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий

на уроках английского языка.

Выступление на РМО

 учителей английского языка

 01.11.2012

Введение. 
Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. 
Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах и педвузах пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Применение ПК в обучении иностранного языка значительно облегчает работу как ученика так и учителя. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству. 
В своей работе я докажу, что ПК может быть использован как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. А так же приведу примеры компьютерных программ, помогающих изучать ИЯ.


Преимущества и недостатки обучения ИЯ с помощью ПК.


Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока: 
а) предъявление информации в различных формах (в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения); 
б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету; 
в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; 
г) организация индивидуального и группового обучения; 
д) управление процессом обучения. 
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. 
Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ: 
1) интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения; 
2) ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура; 
3) индивидуализация обучения; 
4) возможность обеспечения непосредственной обратной связи; 
5) компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок: 
6) объективность отметки; 
7) обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. При его использовании нельзя потерять 
коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников. 
Преимущества использования ПК для самостоятельной проработки учебного материала: 
• неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося; 
• свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала); 
• исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы). 
Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении. 


Принципы использования ТСО.


Выделяют следующие принципы использования ТСО: 
• обусловленности; 
• необходимости; 
• информативности; 
• надежности. 
Принцип обусловленности. 
Предписывает четкое определение условий применения ПК в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения. 
Принцип необходимости. 
Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения и т.д. 
Принцип информативности. 
Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди ТСО компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения ИЯ. 
Принцип надежности. 
Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК. 


Методические функции, которые может выполнять компьютер при обучении ИЯ. 


Выделим основные методические функции, реализуемые средствами компьютера: 
- информативная - практически любая КОП (кроме контролирующих) включает в себя либо информационные кадры (базовая информация для презентации нового учебного материала), либо кадры информационной поддержки (подсказки и разъяснения в ходе выполнения упражнений). Но возможности такого справочного режима ограничены рамками учебного материала (конкретные тексты и упражнения, заложенные в КОП); 
- тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение; 
- контролирующе-коррегирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля. 
- коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах; 
- организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором. 
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучаемого: 
1) принятие и распознавание ответа обучаемого; 
2) анализ и определение правильности ответа; 
3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся. 
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего: 
• получение информационной поддержки; 
• диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения; 
• работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание); 
• организация коллективной работы; 
• осуществление дистанционного обучения 
По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли: 
• преподавателя; 
•  эксперта; 
•  партнера по деятельности; 
•  инструмента деятельности; 
• обучаемого. 
При самостоятельной работе с КОП обучаемый может: 
• получить учебное задание; 
• запросить дополнительную информацию, необходимую для его выполнения; 
• уяснить способ выполнения задания; 
• ввести ответ; 
• получить анализ и оценку ответа. 


Конкретные цели применения ПК при обучении иностранному языку.


При обучении фонетике: 
• формирование навыков различения звуков ИЯ; 
• формирование артикуляционных произносительных навыков; 
• формирование ритмико-интонационных произносительных навыков. 


При обучении грамматике: 
• формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования; 
• формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи; 
• контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ; 
• оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях). 


При обучении лексике: 
• формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования; 
• формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи; 
• контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; 
• расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; 
• оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). 


При обучении чтению: 
• формирование навыков установления звукобуквенных соответствий; 
• обучение технике чтения вслух; 
• совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.; 
• закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; 
• овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей); 
• обучение различным видам анализа текста; 
• формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; 
• оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); 
• контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста. 


При обучении аудированию: 
• формирование фонетических навыков аудирования; 
• контроль правильности понимания прослушанного текста. 
При обучении говорению: 
• формирование фонетических навыков говорения; 
При обучении переводу: 
• формирование лексических и грамматических 
навыков перевода; 
• контроль правильности перевода; 
• овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; 
• оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов). 
При обучении письму и письменной речи: 
• обучение каллиграфии с помощью оптического пера; 
• выработка продуктивных лексических и грамматических навыков письменной речи; 
• формирование орфографических навыков с применением тренировочных обучающих программ, спеллеров и систем коррекции орфографии; 
• контроль уровня сформированности орфографических навыков с помощью систем обнаружения орфографических ошибок; 


Организационные формы работы в условиях компьютеризированного учебного процесса. 
1)  ПК применяется как дополнительное техническое средство обучения для организации самостоятельной работы обучаемых в классе под руководством преподавателя. 
2)  Автономная работа обучаемого с компьютером в индивидуальном режиме. 
3)  Дистанционное обучение, при котором ПК является средством связи между преподавателем и обучающим. 
4) Коллективная творческая работа учащихся (создание газеты, написание рассказа) 
5) Организованное преподавателем общение разных групп обучаемых с использованием телекоммуникационных компьютерных средств (электронная почта) 
6)  Работа учащихся за одним ПК (при обучении говорению) 


Сохраняют ли свое значение основные дидактические принципы при обучении ИЯ с помощью ПК? 
1)  принцип научности реализуется в нескольких аспектах: 
- применение преподавателями автоматического анализа текстов; 
- улучшение способов презентации и организации учебного материала; 
- повышение эффективности процесса усвоения знаний; 
2) принцип сознательности: 
предоставляет возможность сознательного выбора обучаемым собственной стратегии достижения учебной цели, ПК предоставляет новую информацию именно тогда, когда обучаемый осознал ее необходимость; 
3)   принцип доступности: 
компьютер предоставляет информацию  в соответствии с возрастными особенностями пользователей и уровнем владения языком; 
4)  принцип активности: 
инициатором работы с ПК является пользователь  поэтому взаимодействие является обоюдно активным, активные формы взаимодействия вызывают значительно большую заинтересованность со стороны обучаемых; 
5)   принцип систематичности и последовательности: 
управление учебной деятельностью через определенную, предусмотренную программой  последовательность подачи учебного материала; 
6)   принцип прочности усвоения: 
реализуется благодаря постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширение возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях; 
7)  принцип наглядности: 
позволяет в рамках одного средства обучения реализовать практически все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования: 
• статических визуальных средств 
(тексты, фотографии, рисунки, схемы, графики, таблицы); 
• динамических визуальных средств (мультипликация, видеодорожка); 
• аудитивных средств 
(музыкальное, шумовое и текстовое сопровождение) ; 
• их сочетаний 
(озвучивание предъявляемого на дисплее текста, видеофильм). 


Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. 
Процесс овладения лексикой состоит из нескольких этапов: 
1) ознакомление, включающее введение и объяснение; 
2) тренировка в употреблении лексических единиц (ЛЕ) (первичное закрепление); 
3) употребление ЛЕ (включение их в речевую деятельность). 
Ознакомление с ЛЕ включает раскрытие их формы, значения и употребления. Программа «Winnie the Pooh» позволяет выполнить следующие операции с ЛЕ: 
Рецептивный аспект. 
1. Распознавание графического образа слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, учащимся следует найти его в списке слов. 
2. Распознавание значения слова на основе его звукового образа: компьютер «произносит» слово, ребята находят соответствующую картинку (или слово родного языка). 
3. Распознавание
 значения слова на основе его графического образа: компьютер показывает слово, школьники подбирают соответствующую картинку (или слово родного языка). 
4. Распознавание графического образа слова на основе его значения: компьютер показывает картинку (или слово родного языка), ученики находят слово иностранного языка, соответствующее картинке (или слову родного языка). 
5. Классификация имеющихся слов по значению: компьютер показывает слова, учащимся следует подобрать к каждой картинке слово из имеющихся слов, помещая их на соответствующие картинки. 
Рецептивно-продуктивный аспект. 
компьютер произносит слово, школьнику следует написать его.  
 
 Продуктивный аспект. 
Актуализация графического
 образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, ученик пишет соответствующее слово. 


Отработка формы слова. 
Звуковая форма. Экран дисплея разделен на три колонки, в которых написаны звуки [i:], [а:],  [i] справа даются слова, в которых есть один из этих звуков: rich, field, green, dinner. Дети распределяют слова по колонкам. 
Графическая форма. На экране даны буквы i,l ,k ,e . Ребятам предлагается составить из них слово. 
Грамматическая форма. Школьники группируют слова по частям речи (существительное — letter, bird, blackboard; прилагательное — blue, hungry, big, beautiful; глагол — give,take , know;), помещая их в соответствующую колонку. 
Для отработки значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (vegetables: tomato, potato, cabbage; fruit: orange, lemon, арр1е), 


Тренировка и применение лексики 
На этапе
 тренировки и применение лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков учитель использует компьютер для тренировки учащихся в действиях по сочетаниию лексических единиц. Приведем пример упражнения для отработки этой операции: Скажи, какими может быть перечисленные предметы (envelope  stamp, рареr, letter). Школьник должен правильно составить словосочетания данных прилагательных и существительных. 


Употребление лексической единицы в речевой деятельности. 
Ребятам предлагается составить целостный диалог из разрозненных реплик. Школьники объединяются в пары и читают диалоги по ролям. После этого проигрывают перед всем классом и у других детей формируются рецептивные навыки.