Формирование смысложизненных ориентации суворовцев при обучении грамматики английского языка.
методическая разработка по английскому языку (9 класс) по теме

Данная методическая разработка подчеркивает значимость нравственных ценностей подростков в современном мире и предлагает приемы формирования положительных смысложизненных ориентаций посредством обучения грамматике английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx63 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ»

Формирование смысложизненных ориентации суворовцев при изучении грамматики английского языка.

Мосьпан М.В.

преподаватель английского языка

Москва

2012

Содержание

Введение

Основная часть

Глава 1 Сущность ценностных и смысложизненных ориентаций.

1.1 Теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к пониманию феномена ценностных и смыслообразующих ориентаций

1.2 Определение понятия смысложизненных ценностей и ориентаций.

Глава 2  Формирование основных смысложизненных ориентиров у подростков.

2.1  Психологические особенности старших школьников.

2.2 Значимость формирования положительных жизненных ценностей у подростков.

Глава 3 Влияние образовательного процесса на формирование смысложизненных ценностей подростков.

3.1 Формирование основных смысложизненных ценностей подростков в ходе образовательного процесса.

3.2 Формирование смысложизненных ориентиров на уроках английского языка в МСВУ.

Заключение

Введение

 “Педагог – это инженер человеческих душ”. Калинин М.И.

Проблема поиска смысла жизни приобретает особую актуальность именно в подростковом возрасте, когда происходит формирование основных нравственных ценностей, что является неотъемлемой составляющей становления личности. Следует обратить внимание на то, что формирование личности и основных жизненных ценностей подростков происходит в очень непростой ситуации. В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах.  

В настоящее время тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций семьи – воспроизводства и социализации детей. Ухудшение демографической ситуации, рост количества детей, рожденных вне брака, количества разводов, а также существенные изменения во взглядах на брак, на роль матери и отца в благополучии ребенка – все эти факторы носят разрушительный характер.

Помимо этого всюду царит обман, мошенничество, коррупция проникла во все аспекты жизни, контрафактная продукция заполонила рынок. В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека.

Можно купить экзамены, дипломы, спортивные победы.… Всего и не перечислить.

Добавить сюда можно нарушение этики и правовые махинации, и перед нами — беспрецедентный по своим масштабам нравственный кризис.

Российское общество, особенно подростки с еще несформированной системой ценностей являются жертвами информационной войны  против России, которая ведется с запада, цель которой развратить наш народ, в первую очередь молодёжь. Вот почему такой страшный вал разврата, пошлости, насилия, криминала и бандитизма, пьянства и наркомании, всевозможных развлечений и шоу-стриптиза, множеством сектантских организаций обрушился с Запада на нашу страну и народ, стремясь полностью уничтожить нас.  Молодое поколение, являясь наиболее уязвимой к влиянию группой, зачастую не в состоянии противостоять всему этому. Все это свидетельствует о  необходимости формирования правильных моральных ценностей и смысложизненных ориентиров, столь значимых в подростковом возрасте.

Учащиеся Московского Суворовского училища практически все время учебы проводят на территории учебного заведения и в значительной мере ограждены от негативного влияния улицы. День суворовцев расписан по часам и у них нет времени засиживаться в интернете и у экранов телевизора. Педагоги и воспитатели проводят с ними огромное количество времени, поэтому в наших силах сделать все возможное, чтобы сформировать положительные нравственные ориентиры в учащихся. С недавнего времени уроки английского языка проводятся в училище 6 раз в неделю – а это прекрасная возможность не только развивать языковые навыки учащихся, но и формировать нравственные ценности на уроках английского языка.

 АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в  необходимости формирования в период падения нравственности, правильных моральных ценностей и смысложизненных ориентиров, столь значимых в подростковом возрасте, что ранее не достигалось посредством изучения грамматики английского языка. Молодежные проблемы – это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь – главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Именно поэтому формирование нравственных ценностей является одной из основных задач образовательного процесса.

 ЦЕЛИ

  • формирование основных жизненных ценностей и смысложизненных ориентиров, таких как: любовь к родине, уважение к родителям, выбор будущей профессии, здоровый образ жизни, счастливая семейная жизнь, саморазвитие
  • обобщение и повторение пройденного грамматического материала по темам: степени сравнения прилагательных, модальные глаголы, видовременные формы глагола, конструкция вопросительных предложений

ЗАДАЧИ

  • проанализировать теоретические подходы к пониманию феномена ценностных и смыслообразующих ориентаций;
  • рассмотреть психологические особенности старших подростков и
  • выявить фундаментальные жизненные ориентиры для данной                    возрастной группы;
  • показать значимость общепринятых жизненных ценностей;
  • проследить примеры положительных жизненных установок при выполнении различных грамматических заданий на уроках английского языка;
  • повторить изученные грамматические правила английского языка.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:  Учащиеся старших классов московского суворовского военного училища

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Способы формирования жизненных ценностей суворовцев при изучении грамматики английского языка.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Теоретические (изучение посвященной теме исследования литературы, статистических данных)

Практические (анализ изученной литературы, наблюдение за ходом образовательного процесса, создание и разработка уроков, соответствующих целям исследования)

Глава 1  Сущность ценностных и смысложизненных ориентаций.

1.1 Теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к пониманию феномена ценностных и смыслообразующих ориентаций.

К вопросу о смысложизненных ориентациях обращались ещё философы Древней Греции: Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон и др. - VI- IV вв. до н.э., - подчёркивая, что людям дано познавать себя; что главной жизненной целью человека должно быть нравственное самосовершенствование, а учителю следует обеспечить для ученика «свободу призвания».

Вопросы формирования смысложизненных ориентации личности ученика в системе умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания, овладения ребёнком даром свободы при переживании чувств любви, стыда, ответственности привлекали профессиональное внимание выдающихся отечественных учёных первой трети XX в.: А.Ф. Бехтерева, П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, Л.С Выготского, СИ.. Гессена, В.В. Зеньковского, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и др.

Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно - потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл — «ценности» и «личностные смыслы». Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглощаются другими, более устоявшимися психологическими понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного автора.

У исследователей и ученых существует множество различных трактовок понятия «ценность» .Так,например, Н.Ф. Добрынин называет их "значимостью"; А.И. Божович "жизненной позицией"; А.Н. Леонтьев "значением" и "личностным смыслом"; В.Н. Мясищев "психологическими отношениями".С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках. «Ориентир» (от латинского «oriens» – восток) определяется как избранная цель в жизни, поведении.

С.Л. Рубинштейн указывал: "что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей они выстраиваются в определенный взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания.

И. Кочетов в своих исследованиях определял ценности человека в проявлении «глубины ума, возвышенности чувств, доброте намерений, полезности желаний, устойчивости положительных настроений, деликатности в отношении к людям и благородстве души человека». При этом С.К. Бондырева выделяет систему ценностей, которая проявляется в сочетании «природа человека – нравственность – жизнь».

Психологические исследования В.В. Знакова , Д.А. Леонтьева и других ученых определяют огромное значение ценностей в социализации человека.

Д.А. Леонтьев отмечал три формы существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественные идеалы – выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов .

Словарь методических терминов дает следующее определение понятию «ценностная ориентация»: ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - Понятие социальной психологии, используемое в двух значениях: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом социальных объектов и событий; 2) способ организации индивидом своего социального поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров. В последнем случае ЦО выступает в ранге индивидуальной идеологии стиля жизни. ЦО формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира и поведения личности. В структуре деятельности они тесто связаны с ее познавательными и волевыми сторонами. Система ЦО образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно - потребностной сферой и системой личностных смыслов.

1.2 Определение понятия смысложизненных ценностей и ориентаций.

Ценностями в нашем понимании являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности – это то, ради чего люди живут и что ценят.

К сквозным ценностям, которые являются стержневыми практически в любой сфере деятельности, можно отнести трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, милосердие и другие. Фундаментальными мы называем ценности, которые не зависят от сферы жизнедеятельности.

Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения – явления общественные, коллективные. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. Диапазон и количество социальных ролей личности определяется многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной структурой деятельности и отношений, в которые она включена. Каждая роль – совокупность общих значений, без освоения которых невозможна коммуникация, установление социальных связей человека с миром.

Проблема выбора побуждает рассмотреть вопрос о свободе и необходимости в ценностном отношении. Свобода тут проявляется не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит от объективных социальных условий, а также от осознания этой возможности самим человеком и его желания совершить определенный выбор. Можно сказать, что в социологии изучение ценностей связано с анализом их “индивидуальных эквивалентов” – ценностных ориентаций. При анализе динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов – преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей. Традиционные ценности – это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов.

Ориентация – это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это то компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека. Ценностные ориентации очень тесно связаны с идеалом. Мы вправе сказать, что ценностное отношение возникает при сравнении, сопоставлении объекта с идеалом.

Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам, когда обогащается внутренне содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.

Глава 2  Формирование основных смысложизненных ориентиров у подростков.

2.1  Психологические особенности старших школьников.

Хронологически подростковый возраст определяется от 10 до 14-15 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

 Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

 Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

 В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость,; гормональная буря ,следствием чего является некая  неуравновешенность. Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

 Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

 Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

  Центральное новообразование подростков - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

. Для личности ученика характерны: первичный интерес к целям самовоспитания и саморазвития в системе ценностей "большой" Родины с нередким отвержением идеалов и эталонов семьи, родной культуры. Ведется активный поиск собственных идеалов. На фоне гипертрофированного чувства взрослости отмечаются попытки личностного самоизменения (жажда самовыражения, самоутверждения, самоиспытания) при низком уровне саморегуляции и самопознания. Разрешение нравственных конфликтов зачастую протекает болезненно, напряженно в связи с осознанием несовершенства мира. СЖО (смысложизненные ориентации) только начинают формироваться на фоне интенсивно протекающего процесса осознания уникальности собственной жизни. На будущее ученик смотрит с позиций настоящего, демонстрируя первичные способности к пониманию временной перспективы, построению планов через попытки самоопределения (Что во мне особенного? В чем я схож с ровесниками и чем от них отличаюсь? Каким я буду человеком? Какую я выберу профессию? и т.п.), оформление мировоззренческой позиции, уточнение системы ценностей. Образ цели инвариантен, противоречив, ибо при слабых способностях сообразовывать собственное поведение с реальностью ученик предъявляет завышенные требования к окружающим и к жизни в целом. Становление способности к постижению амбивалентности мира, счастья влечет за собой максималистское отношение к себе, к действительности; происходит поляризация большинства ранее устойчивых видов отношений с крайне высокой динамикой перехода от позитива к негативу и наоборот: то выражается гипертрофированная вера в счастливое будущее (личное и вселенское), то проявляется неверие в него, нередко сопровождаемое категоричным выводом: "Жизнь бессмысленна".

2.2 Значимость формирования положительных жизненных ценностей у подростков.

Для современных подростков одной из актуальных проблем является формирование смысложизненных ориентаций, так как это является личностно значимым для молодого человека, определяющего базовые жизненные ориентиры на данном этапе своего возрастного развития. Следует отметить, что ценностные ориентации формируются на протяжении всего жизненного пути человека, но особенно значимый этап в их формировании занимают подростковый и юношеский возраст, так как именно в этом возрасте устанавливаются основы мировоззрения, убеждения, строится модель поведения в социуме.

Молодое поколение – это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо “наследует” социальный статус семьи, либо характеризуется “будущим” социальным статусом.

Интерес к данной возрастной категории определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно - в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование смысложизненных ориентаций и ценностей молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.

Ценностные установки и духовный мир молодого человека формируются в семье, в образовательных учреждениях и обществе в процессе образования и воспитания.

Разумеется, ценности могут усваиваться человеком осознанно и неосознанно. Подросток не всегда может понять и объяснить, почему отдано предпочтение тем или другим ценностям, тем более – ложным и безнравственным. Они сегодня активно внедряются в сознание подрастающего поколения российскими СМИ. Причем этим же ценностям стараются придать привлекательный вид, чтобы люди легче усваивали их на образно – эмоциональном уровне.

При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общепринятую систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания. Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев. Сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых “правильных” героев телевизионных сериалов.

Одной из основных причин негативных тенденций в духовной сфере подростков является разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают главным образом семья, улица, телевидение. Но не всякая семья может дать достойное воспитание, а телевидение из воспитательного превратилось в развлекательное, формирующее ценностные установки, стиль, образ жизни молодежи в духе культуры массового потребления. Подростки принимают за “правду жизни” все то, что транслируется по ТВ и видео, часто не подозревая о том, что это вовсе не жизнь.  Вот почему так важно уделять внимание формированию положительных жизненных ориентиров подростков, пытаясь максимально оградить их от негативного влияния. Ведь молодое поколение – это будущее нашей страны!

Молодежные проблемы – это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь – главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества.

Глава 3 Влияние образовательного процесса на формирование смысложизненных ценностей подростков.

3.1 Формирование основных смысложизненных ценностей подростков в ходе образовательного процесса.

Роль образования в жизни современного общества невозможно недооценивать. Именно сегодняшней школе принадлежит будущее нашей страны, будущее нашего общества. В связи с этим хотелось бы вспомнить слова Уинстона Черчилля, который заметил, что «учитель обладает силой, о которой премьер–министр может только мечтать».

Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.

Важную роль в формировании смысложизненных ориентаций личности в процессе светского образования играет нравственное воспитание. Такие исследователи, как Л.И. Божович, A.B. Зосимовский и др., отмечали связь между формированием нравственных качеств личности и нравственным воспитанием, которое должно быть содержательным компонентом любой системы образования. Сегодня нельзя не осознавать, что воспитание в учащихся любого вида учебного заведения доброты и порядочности является одним из самых главных составляющих любого воспитательного процесса для того, чтобы общество смогло справиться с пропагандой насилия и жестокости без серьезных психологических деформаций личности.  

В научных изысканиях Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. Н. Ильина и др. самое пристальное внимание обращается на роль саморазвития личности в образовательном процессе; на необходимость поиска подопечными смысла жизни, позитивного начала в ней; на развитие умения ставить перед собой гуманные цели, нести ответственность за собственные дела и помыслы.

Формирование смысложизненных ориентации личности ученика в педагогическом значении - процесс двусторонний. Во-первых, это целенаправленная деятельность учителя по созданию оптимальных условий для постижения учащимися онтологических знаний и приобретения умений, навыков их реализации; во-вторых, это самостоятельная деятельность школьника по осознанию целей самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, основными частями которой являются следующие:

1. Самореализация ученика в образе хорошего сына, дочери: смысл жизни - в признании ценности семейных отношений, в сохранении семейных традиций, благодарности родителям за заботу и в будущей ответственности за Их благополучие; цель жизни - в развитии необходимых для этого личностных качеств: умение проявлять любовь, заботу, ответственность, самостоятельность, терпимость.

2. Самореализация ученика в образе будущего мужа или будущей жены, достойного родителя: смысл жизни - в создании своей семьи, воспитании детей, обеспечении их материального благополучия; цель жизни - в поиске любимого человека, создании семьи с гуманными традициями, нахождении надежных источников доходов.

3. Самореализация ученика в образе профессионала в своем деле: смысл жизни - в интеллектуальном развитии, в раскрытии своих творческих возможностей; цель жизни - в получении хорошего образования.

4. Самореализация ученика в образе надежного друга: смысл жизни - в истинном товариществе, дружбе; цель жизни - в нахождении хорошего и верного друга.

5. Самореализация ученика в образе достойного гражданина общества: смысл жизни - в улучшении политического устройства общества; цель жизни - в развитии в себе ответственности, толерантности, честности, политического сознания.

Для полноценной реализации на практике представленных теоретических положений необходима организация школьной жизни на основе оптимальных условий. К их числу относятся следующие:

- функционирование школы как социально-психолого-педагогического центра сопровождения семьи и личности;

- систематическое и целенаправленное взаимодействие школы с учреждениями культуры, дополнительного образования;

- моделирование в образовательном процессе общественных отношений с учетом индивидуальных особенностей его участников, где класс - мини-модель общества; обеспечение учащимся достаточной свободы выбора и самовыражения, социальной защиты;

- установление отношений взаимопонимания, сотворчества, содействующих учащемуся в выборе положительных увлечений, профессиональных интересов, а педагогу - в уточнении их стимулирования;

- обеспечение психологического комфорта обучения, общения всем субъектам образовательного пространства;

- целесообразная актуализация вопросов смысла и целей жизни в различных школьных мероприятиях (урок, классный час, экскурсия, поход и т.п.);

- интенсивное взаимодействие педагогического коллектива, родителей с социально-психологической службой школы;

- активизация психологического компонента в целостном педагогическом процессе (безотметочные психологические уроки, тренинги личностного роста, формирования навыков интерактивного общения, введение рефлексивного компо-нента в урок, во внеучебные мероприятия; ежегодное подведение итогов работы личности и классного сообщества по вопросам смысложизненных ориентиров. Особое значение для формирования смысложизненных ориентиров приобретают традиции школы. Педагогический акцент в работе с учащимися ставится на посильном участии каждого в проведении урока, тренинга, в подготовке мероприятия, праздника, осмыслении значимости события для собственной жизни. В работе с родителями укрепляется партнерское начало; создаются родительские советы,общешкольные родительские собрания по вопросам личностного развития учащихся; плановые и экстренные классные родительские собрания по текущим вопросам в форме "круглого стола"; индивидуальное и групповое консультирование; участие родителей в решении текущих проблем класса ("Мужской разговор", "Девичьи посиделки", "Советы в выборе профессии"; совместные с детьми трудовые дела, досуговые мероприятия). Конфликтные вопросы детского и педагогического сообществ разрешаются в "кругу доверия" с дальнейшей психологической реабилитацией участников конфликта. Проводится психологическая работа с учителями: индивидуальное консультирование по проблемам школьным и личным; плановые и экстренные тренинги личностного роста, конструктивного общения, разрешения конфликта.

Общение, учение, игра, труд - те ведущие виды деятельности, которые предполагают стабильное развитие общих способностей школьников. Кроме того, можно ввести в повседневную практику следующие специальные виды деятельности учащихся по формированию смысложизненных ориентации.

 Учитель получает уникальную возможность стимулировать учащихся на их собственную педагогическую деятельность: позаботиться о младших, оказать помощь нуждающемуся; формирует у них педагогический такт, потребность в передаче знаний, умений, навыков; развивает наблюдательность, чувство любви к окружающим. Особое значение имеет взаимодействие учащихся с младшими детьми и более слабыми людьми. Ученики с интересом включаются в выполнение заданий типа: "Опиши, какой ты будешь мамой", "Представь себя в роли учителя математики, проведи этот фрагмент урока" и т.п.

Организаторская деятельность. Посредством ее учитель целенаправленно использует педагогические ситуации урока, внеклассных мероприятий для формирования у учащихся умений и навыков легкого вхождения в контакт с другими людьми; развивает у них способность понимать психологию человека, добросовестность в исполнении поручений, ответственность, критичное отношение к собственным действиям; формирует умение распределять обязанности между людьми. Важно данный вид деятельности актуализировать не только для детей-лидеров, но и для пассивных, стеснительных, поручая им конкретные и доступные виды организационной работы ( "Выясни в столовой, когда дежурит наш класс, и организуй специальную группу" и т.п.).

Творческая деятельность: 1) художественная деятельность предполагает ориентацию школьников на повышение уровня исполнения художественных произведений; на непосредственность, спонтанность самовыражения; 2) исследовательская деятельность - анализ художественного произведения, сопоставление его образов, идей, содержания с произведениями других авторов и т.п.; самоанализ на основе осознания и оценивания собственных переживаний.

Деятельность по осуществлению выбора. В учебно-воспитательном процессе она предполагает реализацию учеником возможности избрать из определенной совокупности вариантов наиболее предпочтительный для проявления собственной активности. Данная деятельность предполагает постепенное совершенствование навыков самостоятельной постановки цели, определения средств и способов ее достижения, принятие на себя ответственности за полученный результат (выбор интересов, нравственной позиции), адекватное самооценивание. Переживание ситуации выбора позволяет ребенку сосредоточиться на проблеме осознания нравственных границ собственной свободы, развивая достоинство и самоуважение.

Школьный учитель, благодаря целенаправленной систематической образовательной и творческой деятельности и возможности в рамках функционально-ролевого взаимодействия устанавливать доверительные отношения с учащимися, способен активно влиять на формирование ценностей учащихся.

3.2 Формирование смысложизненных ориентиров на уроках английского языка.

Язык — зеркало культуры. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.

Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдают первостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка. «Язык - это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания» - выделила один из признаков языка Н. Б. Мечковская. Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: «Язык - духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я - человек». Таким образом, можно полагать, что одним из уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно-нравственных ценностях человечества, является использование учебного предмета «иностранный язык».

На уроках английского языка создаются условия для формирования ценностных ориентаций в процессе изучения различных тем. Так, например, тема «Выдающиеся люди», показывает подросткам  возможность успешной реализации себя как личности, акцентирует внимание на развитии важных для этого чертах характера – таких как трудолюбие, упорство, старательность. Изучение темы  «Охрана окружающей среды» учит суворовцев любить и беречь природу. Тема «Выбор профессии» поможет ученикам определиться с выбором будущей работы.  Уроки по теме «Семья» подчеркнут значимость семьи для общества, научат по достоинству ценить, любить и уважать  близких людей, которые всегда поддержат и помогут в трудную минуту. Тема «Лучший друг» учит подростков ценить дружбу и способствует развитию качеств, необходимых для развития теплых, дружеских отношений, умения избегать конфликтных ситуаций. На уроках по теме «Путешествия» учащиеся учатся с уважением относиться к традициям и обычаям других стран, толерантности по отношению к представителям других наций, что приобретает актуальность в период обострения межнациональных конфликтов в современном мире. Отобранный текстовый материал воздействует на учащихся, вызывает чувство доброты, гуманности, отзывчивости, смелости, сопереживания. Предложенные задания и упражнения служат средством познания и способом формирования личности. Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения. Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, от подуманных приемов организации чтения, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности учащегося.

 Согласно мнению многих преподавателей, наиболее сложным языковым аспектом для учащихся является грамматика. Именно она вызывает наибольшие трудности у учащихся. Поэтому, я считаю, нужно уделять максимальное количество внимания именно изучению грамматики английского языка. Для этого необходимо разрабатывать  специальные грамматические упражнения по темам, способствующим формированию жизненных ценностей (примеры упражнений приве6дены в приложении)

Для развития положительных смысложизненных ориентиров на уроках английского языка с целью обучения грамматики следует учесть следующие приемы:

- выработка стиля и манеры поведения педагога с учетом индивидуальных особенностей учащихся; личностно-ориентированный подход в объяснении нового грамматического материала

- естественное, непринужденное погружение подростка в мир музыки,слова, литературы, живописи, хореографии, т.е. занятие театральным творчеством (драматизация сказок, пьес, рассказов, прочитанных и обсужденных на уроках с использованием грамматических конструкций, которые вызывают наибольшую сложность у учащихся)

- обучение школьников анализу эмоционального состояния персонажей, которое способствует совершению ими поступков и действий; предложение войти в эмоциональное состояние персонажей с целью описания чувств героя, используя пройденный грамматический материал.

- участие в научно-практических конференциях молодежи и школьников на уровне школы, города, области, в международных конкурсах, подготовка и проведение таких коллективных дел на иностранном языке, как вечера и мюзиклы, где суворовцы будут активно использовать различные грамматические правила для построения высказываний.

Что бы усвоенный грамматический материал нашел своё воплощение в повседневной жизни учащихся,   полезно проведение учениками конференций и докладов, представление проектов и написание эссе и сочинений. Особенно важно, если в беседе обсуждаются важные актуальные проблемы.

Также следует обратить внимание на форму проведения занятий. Всем известно, что обучение иностранному языку – тонкий психологический процесс. Учащийся должен чувствовать себя комфортно, не испытывать чувства страха при допущении ошибки, тогда он сможет максимально правильно изъясняться с грамматической точки зрения. Думаю, многие учителя были свидетелями того, как их лучшие ученики в состоянии нервного напряжения совершали глупейшие грамматические ошибки. Чтобы такого не происходило нужно создать максимально спокойную обстановку на занятиях, разнообразить образовательный процесс, например, используя такую форму проведения занятия, как театральная постановка. Такая форма способствует формированию нравственных представлений детей о дружбе, что, в свою очередь, помогает регулировать взаимоотношения детей в подростковом коллективе, учит навыкам диалогической и монологической речи с отработкой грамматического материала по изучаемой теме. Подростки проявляют большую самостоятельность мышления, интерес к разнообразным явлениям жизни общества, высказывают свои суждения, стремятся выработать личную точку зрения, собственные взгляды.  Поэтому они будут рады проявить себя на уроке.

Существует так же иной способ воспитания средствами иностранного языка, а именно: использование поэзии на уроках иностранного языка. Это способствует развитию основных коммуникативных умений – чтения, аудирования, говорения, причём последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, в ходе которого учащиеся могут применить изученный грамматический материал. Использование поэзии на уроках иностранного языка способствует так же знакомству с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции обучаемого.

Для успешного овладения новым материалом следует также учесть интерес подростков к различным областям жизни, чтобы максимально вовлечь их в образовательный процесс. Подростковый возраст - это период увлечения искусством. Опрос показал, что среди любимых видов искусства - музыка, телевидение, кино. Одной из характерных черт этого возраста является мечтательность, фантазирование. Дети проявляют интерес к произведениям героического и романтического плана. Например, старшие школьники с удовольствием читают книгу английской писательницы Мэри Инид Блайтон о "Великолепной пятерке". Ее истории написаны идеальным английским языком, считаются своеобразным лингвистическим эталоном. Писательница отличается тонким пониманием психологии и интересов детей. Школьники сопереживают обыкновенным английским детям, постоянно попадающим в необычайные приключения на таинственном острове с разрушенным замком, полном сокровищ. А сопереживание влечет интерес непосредственно к качественным сторонам личности. Учащиеся записывают на английском языке качества личности в действии: храбрый, отважный, решительный, поспешный, находчивый, трусливый и т.д. Прослеживают использование знакомых грамматических конструкций в оригинальном тексте

В возрастном промежутке с 10 до 14 лет доминантой развития является формирование нравственности, моральных норм, понятий добра и зла. Подросток, утверждаясь как личность в коллективе, наиболее сензитивен к восприятию нравственных критериев, воспитанию таких качеств, как милосердие, великодушие, чувство собственного достоинства. Начинается поляризация ближайшего окружения на своих и чужих и критерии оценок бывают очень жесткими. Бесконтрольное формирование таких критериев чревато проявлениями детской жестокости. Именно поэтому важна на уроках иностранного языка работа в парах и групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует отработке навыков диалогической речи, правильно оформленной с грамматической точки зрения.

Большинство тем иностранного языка затрагивают напрямую или косвенно нравственный аспект воспитания. На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, когда учащиеся могут через презентации, видео, элективные курсы обогатиться духовно. Это может быть элективный курс с названием «Вежливые англичане», «Православный английский», «Иностранный этикет», «Моя родословная», «Права и обязанности ребенка» и тому подобное.

На уроках иностранного языка учитель может помочь ребенку определиться с выбором в поведении, образе жизни, ценностях этого мира и общества. Английский язык способствует этому  не только через чтение текстов, поэзии, но и через сравнение  своей и чужой культуры, своих и чужих ценностей, традиций, норм поведения, толерантности. Урок может способствовать приобретению учащимися нравственных знаний, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности.

Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, делаем вывод что, воспитательный компонент  является одним из главных аспектов обучения иностранному языку. Сам воспитательный потенциал должен быть заложен и в самой системе обучения. Процесс воспитания – это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения.

Заключение

На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам нравственного воспитания школьников средствами изучения иностранного языка можно сделать следующие заключения. Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.

Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.

Литература

1 Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.:Педагогика,1988.

2 Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001.

3  Аллагулов А.М. Проблема нравственного воспитания личности школьника в современных образовательных учреждениях: Оренбург: Изд-во ОГПУ. - 2003.

4.  Богданова О.С., Черникова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М.:Просвещение,1988.

5.  Кречетова А.В. Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания // Современное высшее образование в Самаре / Кречетова А.В. - Самара, 2009г.

6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка – М. «Просвещение», 1998.

7 Волков, Б. С. Психология подростка/ Б. С. Волков. – Москва, Речь, 2001.

8 Леонтьев, Д. А. Психология смысла/ Д. А. Леонтьев. – Москва, изд-во Смысл

9  Образование и общество. Научный, информационно-аналитический журнал. №4 2009  

10 Кочетов, А.И. Воспитательная система: общеобразовательная школа России. Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К.В. Россинского, 2000.

Интернет ресурсы

1 Электронный словарь методических терминов http://www.ht.ru/on-line/dictionary/dictionary.php?term=410

2 Психологический информационный ресурс  http://www.sevpsiport.com

3 Научная онлайн-библиотека Порталус. Статья И.В. Ульяновой  «Формирование смысложизненных ориентиров учащихся» http://www.portalus.ru

 4 Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени: http://www.follow.ru/article/344.

5 Терлецкий, А.Д. О духовно-нравственных ориентирах молодежи  Международный образовательный форум. http:// www.glinskie.ru / events / gch_07_06 / sekcii / terletskij.html.

Приложение

Примеры грамматических упражнений, формирующих смысложизненные ориентиры подростков.

Упражнение 1 Degrees of comparison of adjectives.

Определите наиболее значимые для себя жизненные ценности, используя степени сравнения прилагательных.

  • Respect parents
  • Love for your motherland
  • Interesting job
  • Health
  • Happy married life
  • Good family relations
  • Self development

 Упражнение 2 Modal verbs

Подберите подходящий модальный глагол для следующих предложений:

1You * respect your parents.

2) You * provide your family in future.

3) You * choose a job which will make you happy.

4) You * defend your motherland in case of war.

5) You * do sports outside in summer to improve your health.

Упражнение 3 Tenses

Определите время в следующих предложениях и вставьте глагол в нужной форме.

  1. I  ( teach) my children to be honest, hardworking and to love their motherland.
  2. We always (do) morning exercises to keep our body healthy and strong.
  3. When I ( be) a child, I (help) my parents to clean the flat.
  4. I (study) hard to get a good job in future.
  5. I (watch) an interesting program 2 days ago and (learn) a lot of new things.

Упражнение 4 Questions

Составьте вопросы к следующим выражениям для последующего обсуждения.

  • happy family life
  • help parents
  • defend motherland
  • interesting job
  • healthy body
  • broaden outlook
  • successful career


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Формирование смысложизненных ориентаций суворовцев на уроках немецкого языка посредством проектной методики

Целью данной работы является описание опыта работы по формированию смысложизненных ориентаций суворовцев на уроках немецкого языка посредством проектной методики....

Социокультурный компонент содержания обучения немецкому языку в формировании смысложизненных ориентаций суворовцев

Объективной потребностью современного общества  является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения  и его структур...

Педагогический проект «Мой второй родной язык - английский» (Возможности использования ИКТ при обучении грамматике английского языка)

Одной их наиболее важных проблем в современном образовании является обновление целей обучения иностранным языкам и содержания обучения. Современное общество ставит перед нами, педагогами, задачу не то...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Цен...

Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка

Программа дополнительной подготовкипо английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка...