Развитие коммуникативной компетенции у учащихся вечерней (сменной) школы на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Разуваева Наталья Евгеньевна

Статья посвящена методам организации процесса обучения иностранному языку в вечерней (сменной) общеобразовательной школе в соответствии с новыми образовательными стандартами, а именно путям развития коммуникативной компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции у учащихся вечерней (сменной) школы на уроках английского языка

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты перед школами ставятся и новые ориентиры в образовательных целях.

В  новых образовательных стандартах подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающихся определённой суммы знаний, но и на развитие  личности, познавательных и созидательных способностей.

Необходимость перехода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что призван обеспечить компетентностный подход.

В наши дни компетентность рассматривается как самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях учащегося, его интеллектуальном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики.

Одной из целей обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, следовательно, основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.        

Принцип коммуникативной направленности определяет содержание обучения, какие коммуникативные умения необходимо формировать, чтобы учащийся мог осуществлять общение в устной и письменной формах Принцип коммуникативной направленности определяет отбор и организацию учебного материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях.

Однако при организации процесса обучения иностранному языку в вечерней (сменной) общеобразовательной школе в соответствии с новыми образовательными стандартами, для реализации принципа коммуникативной направленности возникают определенные трудности. Вечерняя школа на всем протяжении своего существования много делала и делает для того, чтобы наряду с «успешными» доучивать, довоспитывать и «трудных» ребят, пробуждать у них желание учиться, познавать новое, прививать им основы нравственного поведения и культуры. Учитель должен тщательно выбирать методы и приемы работы в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся.

Прежде всего, необходимо определится, какие умения относятся к коммуникативным, а также, какие методы и приемы окажутся наиболее эффективными для их развития у обучающихся вечерней школы. К коммуникативным умениям можно отнести умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умения находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определённые сведения, заполнить анкету, на старшей ступени обучения написать резюме и деловое письмо.

Я считаю, что необходимо организовывать обучение иностранному языку как коммуникации через коллективную деятельность с учетом личностно-межличностных связей: учитель - группа, учитель - ученик, ученик - группа, ученик – ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.

Существует множество путей развития коммуникативной компетенции. На уроках английского языка в 6-11 классах в вечерней школе я применяю ряд методов и приемов (преимущественно при таких формах классной работы, как фронтальная, групповая и работа в парах), которые, как мне кажется, достаточно эффективны и интересуют обучающихся. Вот несколько примеров.

1. Метод проектов. В основе проекта лежит какая-либо проблема.  Чтобы ее решить обучающимся требуются не только знания языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний.

2. Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы. Несмотря на возраст обучающихся (от 15 лет) всё это повышает интерес к работе на уроке, активизирует речевое мышление обучающихся.

3. Уроки-дискуссии. Обучающиеся ведут дискуссию, отвечая на вопрос по теме, которую они проходят. (Например, 10-11 классы: «Легко ли быть молодыми?», «Межнациональные проблемы», «Чем отличаются наши подростки от зарубежных?»)

4. Функциональные опоры как одно из средств обучения тактике общения при обучении диалогической речи. Они представляют собой названия речевых функций (задач), расположенных для каждого из собеседников в предположительно необходимой последовательности.

а) оба партнера получают общую задачу: «Докажите, что книгу... стоит прочесть»;

б) задачи партнеров разные: I - «Объясни, почему ты не занимаешься зимним спортом»; II - «Убеди своего товарища в том, что зимним спортом заниматься стоит».

5. Доклады, сообщения о различных традициях или особенностях жизни в Великобритании.

Использование данных методов и приемов позволяет сформировать и развить у обучающихся умений, нужных для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами обучающихся, с учетом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного и межролевого взаимодействия обучающихся.

В ситуации перехода на федеральные государственные образовательные стандарты развитие различных компетенций, в том числе коммуникативной, становится одним из приоритетных направлений в обучении. Учителю необходимо быть внимательным и достаточно квалифицированным, чтобы   правильно выбрать педагогические технология и организовать деятельбность обучающихся.

Использованная литература:

  1. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.
  2. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.
  3. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку.2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2004.
  4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностранные языки в школе.-2000. - №1-3
  5. Полат Е.С. Метод проектов//Иностранные языки в школе.-2000. - №1-3

Разуваева Наталья Евгеньевна, МБОУ ВСШ № 28, учитель английского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Приводится опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа,  осуществляемая в  области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступ...

Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровой технологии на уроках английского языка

Статья рассказывает о важности испоьзования игр на уроке иностранного языка...