«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»
материал по английскому языку на тему

Приводится опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii_uch-sya.docx219.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Выполнила: Филатова Галина  Петровна ,
учитель английского языка
МБОУ СОШ №127 г .о. Самара

Оглавление

I.Вводная часть

II. Основная часть .Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС.

2.1Сущность  коммуникативной компетенции  и ее структура.

2.2Игра – как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе.

2.3.Организация урока с применением игровых технологий.

III. Заключение.

IV .Информационные источники.

Вводная часть

Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
        Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:

  • речевой компетенции
  • совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
  • умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • языковой компетенции 
  • систематизации ранее изученного материала;
  • овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
  • развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  • компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английского языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

В процессе преподавания английского языка в начальных классах  возникает ряд вопросов, связанных с решением обозначенной проблемы: отсутствие естественной языковой среды; малое количество часов в расписании; большая наполняемость учебной группы; недостаточное овладение грамматическими основами в родном языке. 

Цель: Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе с помощью игровых технологий.

Задачи: 1.Подобрать языковой и речевой материал коммуникативного характера (тематическая лексика, разговорное клише, фразы ,реплики, загадки, кроссворды ).

              2.Смоделировать ситуации речевого общения в соответствии с темами уроков.(Разработать коммуникативные задания с реальным жизненным обоснованием, которые побуждают учащихся приближать их языковое поведение к ситуациям реальной жизни и стимулируют желание высказаться ).

Ожидаемые результаты :

1.Овладение коммуникативными компетенциями ,позволяющими осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках ,что является главной целью обучения иностранному языку.

2.Умение запросить нужную информацию, адекватно реагировать на реплики своих товарищей .составлять микро диалоги в парах по предложенной ситуации


2.1 Сущность коммуникативной компетенции и её структура

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «компетенции» обучающихся. Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулирует мыслительную активность учащихся, центром внимания становится не форма, а содержание.

Компетенция предполагает целый спектр личностных качеств человека, включая в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую. Компетенция всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, предполагает минимальный опыт применения личностью компетенций.

Компетенция – как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку. Следовательно «язык» – является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и виденье мира

Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность.

Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. От коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

Коммуникативная компетенция учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Современные школьники имеют возможность изучать иностранный язык и одновременно развивать свою коммуникативную компетенцию. Для разговорной речи характерны непринужденность отношений между партнерами коммуникации, неподготовленность речевого акта и отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер.

Для развития коммуникативной компетенции необходимо:

  • определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
  • применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
  • выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

Коммуникативная компетенция как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, достигает цели (эффективно) и эмоционально благоприятно (психологически комфортно) для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

  • содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
  • все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
  • более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, о поведенческой стороне общения. Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл.

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Застенчивость, беззастенчивость, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетенция должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетенции связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции.

Коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

  • базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение;
  • процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.

Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативных умений учащихся.

2.2  Игра – как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках  английского языка в начальной школе.

Главной целью обучения английскому языку в начальных классах является создание положительной естественной мотивации к его изучению. В младшем школьном возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не столько с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке.

Я считаю, что яркая подача материала с помощью игровых технологий обучения придает урокам эмоциональную окраску, позволяет организовать интересную деятельность с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание, и постепенное развитее произвольного внимания. Применение игровых технологий  обучения создает условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.

В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра.

2.3Организация урока с применением игровых технологий.

         Использование игр как способа формирования коммуникативных навыков в начальной школе, позволяет мне формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения.

Например, во 2 классе для организации тренировки детей в употреблении образца общения “Моя (кошка) умеет (прыгать)” можно предложить такую речевую задачу: “Злой волшебник заколдовал наших любимых животных. Чтобы их расколдовать (это игровой мотив), нужно сказать, что они умеют делать (это цель данного речевого действия).” Вслед за учителем, который дает образец решения коммуникативной задачи, каждый ученик рассказывает о своем животном:

Учитель: My dog can run.

У1: My frog can jump.

У2: My parrot can fly. И т.д. (Приложение 3)

Чем больше игровых приемов использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Ролевые игры – основа развития коммуникативных умений. Разыгрывание ролей – имитационный игровой метод активного обучения, который характеризуется наличием задачи (проблемы) и распределением ролей между участниками ее решения. Так, например, игра “В магазине”. На прилавке магазина разложены различные предметы одежды и еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.

Таким образом, я рассматриваю игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия. На первом этапе обучения основным видом игр является предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры. Данные игры преследую цели:

  • Развивать речевую реакцию учащихся.
  • Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
  • Развивать речевую творческую активность учащихся.

Целесообразно использовать драматизации, игры-соревнования, интеллектуальные игры типа “Что? Где? Когда?”, игры-путешествия. Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции.

Коммуникативные ситуации использую не только при обучении говорению, но и при совершенствовании умений в других видах речевой деятельности.

Аудирование:

  • “Немое письмо” – прослушайте текст, затем нарисуйте то, что услышали.
  • Послушайте рассказ о комнате Винни-Пуха и назовите номер картинки, на которой она изображена.

Письмо:

  • К нам пришло письмо из Британии от нашего знакомого Дэвида, но письмо намокло в дороге, нужно восстановить его и написать ответ.
  • Кто-то прислал телеграмму, но на почте перепутал слова. Чтобы узнать, что в телеграмме, нужно поставить слова в правильном порядке.
  • “Диктант-картинка”: Учитель, например, описывает комнату, ученики по описанию рисуют картинку.

Чтение:

  • Учащиеся делятся на группы по 4 человека. 1-й ученик читает текст и рассказывает содержание текста второму ученику. 2-й ученик слушает и подбирает иллюстрацию. 3-й ученик слушает, выписывает ключевые слова и выражения и отдает все четвертому ученику. 4-й ученик рассказывает текст, опираясь на все, что имеет.

К активным методам обучения можно отнести такие методы, как “метод пила” и “метод паук”.

“Метод пила”. Учащиеся читают 1 текст или обсуждают 1 проблему в группе, а затем, благодаря рокировке участников групп, происходит смена речевых партнеров, в результате которой объем новой информации увеличивается и значительно повышается уровень коммуникативности, развивается степень самостоятельности участников ситуативного общения.

“Метод паук” помогает систематизировать изученную лексику. Данный метод способствует накоплению опыта построения логических опор, создает предпосылку для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы.

                                                                                             Приложение 1

Примеры формулировки речевых задач        

  • Винни-Пух собирается написать о вас письмо своим друзьям в Англии. Он хочет побольше узнать о вас. Расскажите ему о ваших родителях: как их зовут, сколько им лет и кто они по профессии.
  • Чтобы Полли и Робин быстро упаковали чемоданы, вам нужно рассказать, что вы видите на картинках (каждый ученик получает картинки по теме “Одежда”).

     Р1: I see a skirt and a T-shirt.

     Р2: I see a sweater and a jacket. Etc.

  • Polly and Robin are in London now (показ Англии и ее столицы на карте). Они прислали Винни-Пуху звуковое письмо о том, в каких интересных местах они были вчера. но Винни-Пух не все понял в письме. Чтобы ему помочь, давайте узнаем, как эти интересные места называются по-английски.
  • Винни-Пух — продавец зоомагазина. у него можно купить себе домашнего питомца. Давайте узнаем, сколько это стоит (Ознакомление с речевым образцом How much is it?)
  • Кукла Алиса (или любая другая) хочет пойти погулять. Ей нужно одеться по погоде, а она не была на улице и не знает, какая сегодня погода. Давайте ей поможем и расскажем про погоду все.

Приложение 2

 Ролевые игры

                                          В магазине

P1: Good morning!

P2: Good morning!

P1: Have you got a red blouse?

P2: Yes, I have. Here it is.

P1: Thank you very much.

P2: Not at all.

P1: Have you got a warm scarf?

P2: Sorry, but I haven’t.

P1: Good bye.

P2: Good bye.

                                    В гостях

P1: Would you like some tea?

P2: Yes, please.

P1: Here you are.

P2: Thank you. May I have some jam, please?

P1: Of course! Help yourself!

P2: Thank you.

P1: You are welcome!

                                    У врача

P1: Hello!

P2: Hello!

P1: Are you OK?

P2: I don’t fell well. I have a headache and earache.

P1: You should stay in bed and take this medicine.

P2: I think, I will.

P1: I hope you will get better soon.

        P2: Thank you.

Приложение 3

“Брейн ринг” для учащихся 4 классов

  1. Догадайтесь, что это.

We can write it, we can get it, we can send it, we can read it, we can post it.

  1. Составьте слова из букв. Прочитайте их.

a, p, r, e, p

e, s, r, s, d, a, d

l, e, v, n, e, e, p, o

s, p, e, t, o, r

m, o, t, a, n, p, s

m, p, a, t, s

3. Заполните кроссворд и в выделенных клетках вы прочтете слово.

1

 

 

 

 

 

 

 

   

2

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

  1. конверт
  2. ручка
  3. открытка
  4. марка
  5. бумага
  6. улица

  1. Выберите нужное вопросительное слово.

  1. …is the postman happy?
  1. What
  2. Why
  3. Who
  1. …would you like to get on your birthday?
  1. Why
  2. What
  3. Where
  1. …is she from?
  1. How
  2. Which
  3. Where
  1. …letters do you send to your friends?
  1. How
  2. How many
  3. How much
  1. …can write a letter to  English pen friend?
  1. What
  2. Who
  3. Where
  1. …computer games do you have?
  1. What
  2. How
  3. Why

  1. Вставьте пропущенные буквы.

l…ter, postc…d, p…p…r, st…mp, p…nc…l, en…lope, po…er, ad…ss

  1. Cocтавьте предложения, расставив слова в нужном порядке.
  1. writes, Hobbit, letters, friends, to, his.
  2. like, we, get, to, letters.
  3. do, where, put, you, envelopes?
  4. you, why, read, do, letters, his?
  5. postcard, I, not, do, this, like.
  1. Расскажите, что вы можете делать с письмом.

III.Заключение .Выводы. Результаты проведенной работы позволяют сделать следующие выводы:

Следует отметить ,что развитие коммуникативной компетенции происходит не естественным путем ,а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуациях воздействия .Все активные методы преследуют одну цель :оказать социально-психологическое воздействие на личность ,способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.

Как уже говорилось, целью обучения иностранного языка в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются также и нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны ,что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

IV . Информационные  источники

Основные источники

  1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. –
  5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009.
  6. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
  7. Жилкина Р.И.Ролевые игры на уроках английского языка/ИЯШ №1,2010 с.34-38.
  8. Китайгородская Г.А.Методика интенсивного обучения иностранным языкам.-М.,1986.-51с.

Нормативные документы     

  1. Закон РФ об образовании
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
  4. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
  5. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
  6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнениядля формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы

Материал содержит серию коммуникативных упражнений, которые способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы....

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступ...

Использование коучинг-технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка

Коучинг-технологии в обучении представляют собой технологии, направленные на преодоление языкового барьера и раскрытие личностного потенциала, которые реализуются в атмосфере яркого и эффективного общ...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ на уроках английского языка

     В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формированиекоммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболееэффективным...

Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.

Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь.(Китайская пословица)Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.Творче...