Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку

suhoruchenkova-tamara
       В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование
коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее
эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного
образования, а также способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное
общение с носителями языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ

на уроках английского языка

         В условиях перехода на ФГОС можно с уверенностью утверждать, что роль иностранного языка в формировании базовых компетенций возрастает. Это обусловлено расширением международных экономических связей, увеличением числа предприятий, работающих с зарубежными партнерами, большим использованием на предприятиях импортного оборудования и зарубежных технологий. Таким образом, в настоящий период возрастает потребность в специалистах со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность.
    Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.

    Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.

      Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Но, однако, возникают противоречия:

  • Между актуальной для современного общества потребностью в личности, способной к межкультурной коммуникации, и трудностями, связанными с формированием такой личности в рамках традиционной системы обучения.
  • Между разнообразием современных технологий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся, и недостаточное использование таких технологий в образовательном процессе.

Таким образом, можно определить проблему проблему как

недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся.

Поэтому свою педагогическую деятельность я строю через решение следующих задач:

- формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их в реальной жизни;

- развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету;

- воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.

          Актуальность данной проблемы состоит в том,  в настоящее время в условиях модернизации образования информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность. Таким образом процесс обучения становится более эффективным и личностно-ориентированным.

ФГОС общего образования акцентируют внимание учителя иностранного языка на формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, которая включает в себя языковую, социокультурную, учебно-познавательную, социальную составляющие.

Модель формирования коммуникативной компетенции включает в себя три основных взаимообусловленных компонента, непосредственно связанных с использованием ИКТ :

1. («Я знаю»).

2. («Я умею»).

3. («Я хочу и буду»).

Компонент «Я знаю» реализуется следующим образом:

формируются первоначальные представления о данной теме;

обучающимся предъявляются основные лексические и грамматические структуры.

       В своей практике я использую элементы современных образовательных технологий. На пример, на уровне первого компонента формирования коммуникативной компетенции «Я знаю», я использую следующие средства ИКТ:

  • Мультимедийная презентация
  • Обучающие компьютерные программы
  • Интерактивные онлайн упражнения

Новизна опыта:

Разработка модели применения компьютерных технологий, учитывающих формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ

и метапредметный подход к обучению, адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся

        Для активизации лексического материала я использую онлайн интернет-ресурс Leaningapps.org.Данный ресурс создан профессорами немецкой высшей педагогической школы в Берне для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.

Здесь можно найти упражнения по всем дисциплинам. В категории «Английский язык» упражнения разбиты по темам в алфавитном порядке.

Например, задание по теме “Clothes”: собери пазл, распределив данные слова по категориям: для головы для тела, для ног и ступней. Распределив все правильно по заданным категориям, откроется видео с песней и движениями по теме одежда для физкультминутки. Или задание по теме “Great Britain”: собери пазл, распределив данные слова по категориям: города-столицы, реки, королевы, писатели, страны, национальности. Распределив все правильно по заданным категориям, вы собираете пазл – в данном случае – карту Великобритании.

Данный вид работы способствует индивидуализации обучения и самообразованию за счет возможности неограниченное количество раз обращаться к справочной информации и к выполняемым заданиям.

Leaningapps.org предлагает также самим составлять различные упражнения по предложенным шаблонам, поэтому я использую его для реализации третьего компонента моей методической системы «Хочу и буду», развивая творческие способности обучающихся. Ребята имеют аккаунты на Leaningapps.org и создают свои упражнения на заданную тему, например, «традиции Британии» или «Праздники». Задания такого типа способствуют интеллектуальному развитию обучающихся средствами языка.

Но, к сожалению, не всегда есть доступ к интернету. В таких случаях я разрабатываю упражнения на множественный выбор на сайте tested.ru, которые работаю в оффлайн.

На уровне следующего компонента «Я умею» достигаются следующие цели:

формируется языковая коммуникативная компетенция

развивается умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем

Для реализации компонента «Я умею» я использую следующие элементы образовательных технологий с применением ИКТ:

  • Интерактивная презентация
  • Собственный электронный дидактический
  • Групповая и парная работа
  • Интернет ресурсы

Работа с интерактивной доской стала замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.

Данный вид деятельности на уроках позволяет

  • повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета;
  • активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала;
  • повысить скорость изложения и усвоения информации;

В течение своей педагогической деятельности я осуществляю трансляцию своего опыта в системе:

  • Регулярно участвую во всероссийских вебинарах, организуемых ведущими издательствами нашей страны: Просвещение, Cambridge Macmillan, Вентана-граф.
  • Ежегодно выступаю на школьных методических объединений  учителей английского языка. Моё недавнее выступление было по теме «Целенаправленная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ».

      В заключении хочу подчеркнуть, что, внедряя в учебный процесс информационные технологии, я вовсе не исключаю традиционные и другие инновационные методы обучения, а гармонично сочетаю с ними на всех этапах обучения: ознакомление, актуализация, контроль. (Так на уроке в 6-ом классе я сочетала квест с ИКТ). Но использование информационных технологий позволяет мне не только формировать коммуникативную компетенцию обучающихся, но и многократно повысить эффективность обучения, стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. И это очень важно.

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...» (Р. Олдингтон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Приводится опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Формирование коммуникативных компетенций обучающихся средствами внеурочной деятельности

Виртуальня экскурсия по парку  имени Ю.А. Гагарина города Комсомольска-на-Амуре...

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступ...

Использование коучинг-технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка

Коучинг-технологии в обучении представляют собой технологии, направленные на преодоление языкового барьера и раскрытие личностного потенциала, которые реализуются в атмосфере яркого и эффективного общ...

Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.

Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь.(Китайская пословица)Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.Творче...