Главные вкладки

    Формирование коммуникативных компетенций обучающихся средствами внеурочной деятельности
    проект по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

    Шпигарь Елена Николаевна

    Виртуальня экскурсия по парку  имени Ю.А. Гагарина города Комсомольска-на-Амуре

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл virtualnaya_ekskursiya_park_gagarina.docx22.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лицей 33

    Образовательная экологическая экскурсия в парке им. Ю.А.Гагарина

    «Зимний парк»

    Цель: формирование базовой осведомлённости школьников в образовательной области Краеведение.

    Задачи:

    -дать экскурсантам некоторый начальный минимум сведений о парках и парковом строительстве;

    -обратить внимание детей на особенности парка им. Гагарина, а также на экологическую, эстетическую и образовательную ценность парка;

    -учить школьников определять деревья и кустарники в зимнем состоянии;

    Использовать коллективное пребывание детей в природном окружении для неформального общения и формирования эмпатиии  в отношении объектов показа.

    План.

    1.Перед выходом на маршрут, в здании школы:

    -инструктаж по технике безопасности ( поведение в автобусе, на улице, в  парке);

    -контроль экипировки( одежда-обувь по погодным условиям);

    -сообщение маршрута, темы и цели экскурсии.

    2.Переезд автобусом до остановки «5» магазин и переход до 1-го объекта показа на улице Калинина.

    3.Работа у 1-го объекта ( липа на улице Калинина).

    4.Переход ко  входу в парк им. Гагарина. Информация о парках как части инфраструктуры города, о значении парка для округа.

    5.Работа на территории парка:

    -информация об истории и особенностях парка; описание экосистемы парка( экосистема долинного смешанного леса);

    -практическая работа: наблюдение и словесное описание видов деревьев и кустарников, определение ряда видов, наблюдение следов животных и деятельности человека;

    6.Задание для выполнения в классе: составить синквейн о липе или о парке, сделать зарисовки( уже в школьном дворе) 1-2-х видов деревьев или кустарников;

    Возвращение в школу.

     

    Пока экскурсоводы сообщают данные об экскурсии( текст №-1). На экране удерживается слайд: «цели –задачи-план»

    Экскурсовод в соответствующей форме, бэйдж.

    Тексты экскурсоводов.

    Текст №-1.

    -Экскурсия, которую мы представляем, продолжается 40 минут. Поэтому наше ограниченное временем. Представление будет неполным.

    -Но всё же мы постараемся вместить в отведённое время максимум сведений.

    -Экскурсия называется «Зимний парк»( говорят все).

    -Это новый вариант, потому что обычно экологическая экскурсия в парк им. Гагарина проводится в конце мая- июне.

    -Конечно, эта экскурсия разработана педагогом и всё, что вы видите на экране, написано по-взрослому.

    -Но мы проводим экскурсию для младших учеников и всё объясним по-своему.

    -Наша цель: идём в парк полюбоваться зимней природой, узнать новое о парке им. Гагарина, поучиться узнавать деревья и кустарники зимой, когда они без листьев, цветов и плодов( или с плодами) и, конечно, пообщаться.

    Текст №-2

    -мы находимся на улице Калинина, почти напротив здания окружной администрации. Обычно с этого места мы начинаем экологические экскурсии в парк имени Гагарина.

    - на это место мы приходим на свидание с Деревом! Вот  оно-это Дерево!

    Слайд ул. Калинина. Объект показа- липа, дети на экскурсии

    -кто может определить его, сказать. что это за дерево?

    -А как вообще, по каким признакам мы определяем принадлежность растений, к примеру, дерева к тому или иному виду?

    -Верно, «по-фигуре», то есть по форме кроны, по форме, цвету и другим особенностям листьев, цветов, коры… А зимой? Что нам остаётся зимой, чтобы узнать дерево или кустарник?

    - Верно, «фигура»-форма кроны, цвет и другие особенности коры, цвет и форма почек.

    -Оказывается, не так уж мало, для наблюдательного человека!

    -Итак, мы –наблюдатели. Давайте попробуем описать это дерево:

    Крона имеет правильную куполообразную форму, кора  матовая, тёмно-серая, почти чёрная, ветви равномерно растут  во все стороны для того, чтобы листья могли получить как можно больше света, почки мелкие, тёмные, округлой формы…Наше дерево- липа

    -Давайте попробуем подобрать определения, чтобы описать это дерево: красивое, кружевное, величественное, это взрослое дерево, но не старое( лет 50-ти или немного больше) весёлое, доброе , полезное…

    -Это дерево имеет особенное значение и для души, и для здоровья, и для традиционного хозяйства русского человека.

    -о липе можно многое рассказать, но вы это сделаете сами в классе, когда почитаете всё, что сможете найти.

    Слайд: список литературы для школьников.

    И ещё каждый составит синквейн и липе.

    Переход ко входу в парк имени Гагарина со стороны улицы Советской.

    Слайд: вход в парк, дети у входа.

    Летний вид парка.

    Текст№-3

    - Сейчас мы войдём в парк.. А что вообще означает это слово?

    -В русском языке оно появилось в 18 веке и заимствовано одновременно из английского и французского . По-французски оно означало «огороженное место», а в английском употреблялось в том значении в каком у нас сейчас употребляется.

    - Словарь В.И. Даля так толкует слово: «Парк-это чистая роща, под уходом, с дорожками, для гуляния или для содержания дичи..

    - То есть парк может быть большим, где даже олени живут. Или маленьким, где можно отдохнуть-погулять…

    - Наш парк- совсем небольшой -это  один городской квартал, ограниченный улицами  Комшоссе,  Калинина и  Советской.

    Слайд: карта округа

    - И это неотъемлемая часть городского хозяйства, городской инфраструктуры, то есть системы жизнеобеспечения.

    - Он для жителей округа особенно важен, потому что мы живём практически в «промышленной  зоне», то есть в непосредственной близости от большого завода. И его главная функция-оздоровление  той  среды,  где  мы  живём, улучшение экологической ситуации.

    Слайд: вид парка летом;

    Плакат «Зелёные насаждения-лёгкие города»

    Текст №-4

    - При королевских дворцах, дворянских усадьбах, городских особняках обязательно была территория, засаженная деревьями, кустами. Цветами…

    Там могли быть устроены искусственные водоёмы, горки. гроты, устроены скамейки и беседки… парки специально проектировались с учётом особенностей самих растений.

    -это целая наука, отрасль архитектуры. Сейчас это называется «парковедение», «садовый дизайн». Многие старинные парки являются не только национальным достоянием, а общечеловеческим, как произведения гениальных художников.

    _Это ещё одно важное качество парка- здесь должно быть что-то такое, чем можно любоваться, парк должен иметь эстетические качества.

    -Чем же можно любоваться в нашем парке?

    Слайд: фото деревьев и кустарников.

    - Здесь есть красивоцветущие деревья и кустарники: рябина и черёмуха, сирень амурская и сирень Вольфа, яблони… Есть красивые группы и сочетания деревьев… Например: амурская сирень на фоне старых могучих лиственниц… А главное- все деревья имеют здоровый и благополучный вид, несмотря на близость завода!

    -Но вот особенность и отличие парка от других городских парков. Кроме Силинского, в том, что он имеет не только экологическое( оздоровляет среду0 не только эстетическое, но и образовательное значение: здесь можно проводить экообразовательные экскурсии!

    --Этот парк не насажен на голом месте. не возник на пустыре или на кладбище… Это участок коренного долинного смешанного леса, типичного  для низкого левого берега Амура.

    - Так исторически сложилось, что при строительстве авиационного завода»жилая застройка шла вверх», в сторону сопок, где суше. Это называлось  «соцгород»  и это были ряды бараков с деревянными тротуарчиками –мосточками  и рядами сараев между ними -для дров.

    Кроме того застройка шла «Вниз» от  «большой дороги»( Комшоссе), где рабочие строили собственные сначала времянки( типа фанз), а потом дома с огородами и возможностью держать животных, пасти коров или коз. Участок леса, остался. Через него ходили на работу и с работы, здесь на поляне можно было собраться в выходные-праздники, попеть-поплясать… Этот кусочек леса стал любимым местом отдыха. И так им и остался.

    -Потом появилась ограда, парковые скульптуры лётчиков, красноармейцев и физкультурниц( они были гипсовые, разрушились), летняя эстрада, скамейки и фонтан с клумбами.

    - Но все отдыхающие ходили только по дорожкам, устроенным на месте протоптанных тропинок, потому что обычно здесь было довольно сыро. Переувлажнение.

    - вот и сохранилось здесь сообщество деревьев, кустарников и трав, приспособленных к этим условиям, -экосистема..

    Слайд: фото растений

    - Деревья изначального коренного леса- берёза и лиственницы, самые неприхотливые, выносливые и стойкие. При входе в парк- березняк, перемежающийся группами лиственниц. Из кустарников здесь были: спирея, жимолость съедобная и жимолость Максимовича, рододендрон  даурский ( багульник)

    Сейчас, правда, багульника и съедобной жимолости уже нет…

    - Но в основном растения, характерные для такого леса, сохранились и живут, как и положено в лесу: есть взрослые деревья, есть подрост, есть кустарники и травы.

    - Подсаживались , в основном тоже виды. Вполне характерные или возможные в этом лесу: сирень амурская, ильм долинный. Позднее- клён  ясенелистный и сосна обыкновенная…

    -В нижней части парка высажены тополя для осушения сильно  переувлажнённого участка вдоль Комшоссе. Здесь было раньше почти болото с  непросыхающими лужами. Оно было населено лягушками, которые устраивали тёплыми вечерами «свои концерты».

    Текст №-5

    -Далее у нас идёт практическая часть экскурсии: мы рассматриваем деревья и кустарники, давая им словесное описание. Фотографируем, задаём вопросы…

    -Затем мы продолжаем работу в классе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Школьные СМИ как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся

      Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое шк...

    Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

    ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

    Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

    Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

    Интерактивная игра «Дебаты» как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

    В данной статье представлен опыт работы по проведению дебатов как одной из форм дискуссионного общения...

    ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры».

    .ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры»....

    «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

    laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...