Главные вкладки

    ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры».
    статья

    Шишпор Александр Евгеньевич

    .ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_form._kommun.kachestv_microsoft_word_2.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДОКЛАД

    на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры».

                            Учителя МБОУ«Родомановская средняя школа»

                           Шишпора Александра Евгеньевича

                                            д.Родоманово

                                                      2017г.

              Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

              В отечественной психологии установлено, что развитие ребёнка начинается, прежде всего, с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребёнка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И всё дальнейшее развитие ребёнка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения.

               Именно в процессе общения с другими людьми ребёнок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует своё сознание и самосознание, вырабатывает убеждения и идеалы и т.д. Только в процессе общения у ребёнка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства.
              Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя и ученики. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.

              Все новые подходы и методы обучения сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы.

    Выделяют следующие коммуникативные способности:

    • умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата;
    • владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языков науки, искусства, математики, иностранных языков;
    • ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов; понимание и использование многомерности природного, рукотворного и социального пространства; понимание границы пространств и корректировка в связи с ними своих действий и поведения;
    • ориентирование во времени, умение соотнесения фактов и событий прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывание предположения о тенденциях изменений этих событий;
    • сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы, города;
    • умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

               Выпускники школы должны быть готовы к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, должны обладать определёнными умениями, способностями, а так же качествами.
             Коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, электронная почта и др.).
             Использование компьютера решает задачи получения учащимися практических и исследовательских навыков, новой информации. 


            Рациональное использование перечисленных средств позволяет:

    • развить коммуникативные и организационные навыки работы с информацией;
    • обучать логико-cоматическим приёмам обработки информации, алгоритмическим процессам;
    • совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность личности;
    • создавать устойчивые установки на активное восприятие информации.


             Во внеурочной деятельности по основам православной культуры учитель имеет возможность наряду с развитием информационно-коммуникативных компетенций активно использовать и другие современные образовательные технологии: проблемное и адаптивное обучение,  перспективно-опережающее обучение, развитие критического мышления, использование уровневой дифференциации, применение групповых и интерактивных форм обучения. Данные виды технологий являются базовыми, поддерживающими компетентностно-деятельностное обучение в проекте модернизации образования.

    Внеурочная деятельность позволяет проявить знания и способности:

    • творческие;
    • организаторские;
    • исследовательские;
    • ораторские и другие.

    Основные направления работы в системе внеурочной деятельности:

    •  Подготовка и участие в предметных олимпиадах.
    •  Проектная деятельность.
    •  Занятия кружков, элективных курсов и модулей в старших классах.
    •  Краеведческая работа.

    Особое место в решении коммуникативных проблем занимает проектная деятельность обучающихся, которая способна выступать в качестве действенного средства обучения.

       Работать над проектом ребёнок может как самостоятельно, под руководством учителя, так и в группе или команде своих единомышленников. Что даёт подобная практика?
             Деятельность в разновозрастных командах даёт возможность всем участникам максимально проявить свои возможности и способности, при этом старшие  помогают младшим. 
             Такая форма работы предполагает возможность высказывать своё мнение,  не бояться быть непонятым или поднятым на смех, при этом каждый участник может выбрать  роль в выполнении общего дела по своим силам, действуя самостоятельно или в коллективе. А также развитию умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества, освоить способы конкуренции.
             Практическая деятельность  проявляется в проведении акций, составлении анкет, проведении аналитических исследований, формулировки выводов, оформлении и распространении полученных данных исследований, организации и проведении праздников, презентаций своих результатов. 

    Какие же коммуникативные компоненты деятельности учителя можно выделить:

    • мотивация школьников,
    • владение содержанием учебного предмета,
    • обратная связь с классом,
    • умение выстраивать межпредметные и внутрипредметные связи.

    Но, к сожалению, не всегда удастся наладить продуктивное общение. Могут быть различного рода нарушения в общении ученика и учителя:

    • подавляют творческий саморазвивающийся потенциал ребёнка,
    • вызывают негативные чувства, асоциальные формы поведения школьников,
    • стимулируют напряжённые аффективные состояния учителей, сопровождаемые в наиболее острых случаях невротическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.

    Конечным результатом всей деятельности учителя во внеурочное время является развитие коммуникативных способностей учащихся:

    • способность к сотрудничеству,
    • умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях,
    • навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения,
    • коммуникационные навыки,
    • мобильность в разных социальных условиях.

              С позиций ориентации на развитие личности необходимо не забывать об  индивидуализации педагогических воздействий. Если мы говорим о развитии коммуникативных способностей, то следует  помнить, что каждая личность развивается по-своему: успех зависит не только от предметного знания или навыков научного исследования, но и от специфики мышления и других личностных особенностей.
    Педагога не должны смущать ошибки учащегося, ибо истинный поиск без этого не возможен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

    «НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

    Формирование коммуникативных компетенций обучающихся средствами внеурочной деятельности

    Виртуальня экскурсия по парку  имени Ю.А. Гагарина города Комсомольска-на-Амуре...

    Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности», 2014

    Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности». Описывает педагогическую кружковую  рабо...

    ДОКЛАД на тему «Формирование коммуникативных навыков на основе альтернативных средств общения у детей с РДА»

    Доклад к выступлению на семинаре в форме круглого стола «Коррекционно – педагогическая помощь учащимся с РДА»...

    Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

    Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...