Главные вкладки

    Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»
    методическая разработка (11 класс) на тему

    Большакова Людмила Алексеевна

    Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Сегодня жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с разными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_temu.docx33.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

    Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Сегодня жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с разными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

    Чтобы реализовывать названные умения, не нужно вносить в учебный процесс что-то дополнительное, стоит лишь переструктурировать содержание учебных предметов и грамотно организовать деятельность школьников. Таким образом, цель школьного обучения в самом общем виде можно сформулировать так: дать ребенку умение действовать, при этом знания должны стать средством обучения действиям.

    Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы происходит посредством развития речи школьников, умения думать, рассуждать, интересоваться окружающим миром, анализировать и оценивать прочитанное, прослушанное, увиденное, выражать результаты этого анализа в форме устного или письменного речевого высказывания.

    Трудно не согласиться с мнением тех лингвистов, которые считают, что текст — это самая благодатная почва для развития всех образовательных компетенций учащихся, значит, работа с текстом должна стать неотъемлемой частью каждого урока русского языка и литературы. Именно работа с текстом позволяет соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития. Схематически это можно представить следующим образом:

    Аудирование ↔ Чтение

    ↕ Текст ↕

    Говорение ↔ Письмо

    По мнению В. Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогают активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.

    При подходе к тексту как средству создания на уроке развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов, так как «качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды». Мастерски подобранные тексты обладают высочайшим познавательным, развивающим и воспитывающим потенциалом, а значит, способствуют эффективному развитию компетенций учащихся. Тексты должны содержать информацию о духовном развитии, о культуре памяти, о национальных традициях; тексты должны быть авторскими; соответствовать уровню развития учащихся, возрасту; важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность осуществить на основе анализа текста функциональный подход к изучению языковых явлений. Итак, необходимые качества текста:

    содержание текста должно быть интересно современному школьнику и достаточно разнообразным;

    текст должен вызывать эмоциональный отклик у читателя, оказывать эстетическое воздействие на ученика;

    необходимо предлагать для работы тексты разных стилей, жанров и форм (поэзия, публицистика, эпистолярный жанр, художественная проза и др.).

    Сфера применения текста на уроке разнообразна, данная работа может быть представлена как на этапе изучения нового материала, так и на этапах закрепления. На уроке рассмотрения (изучения) нового материала работа с текстом позволит учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории в речи, каковы её семантические приметы, функциональные особенности, так как текст является конкретным проявлением речевой деятельности.

    Технология продуктивного чтения.

    При развитии творческих способностей учащихся особенно эффективны инновационные педагогические технологии. Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

    I этап. Работа с текстом до чтения.

    Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).

    1.Прием «Мозговая атака» – умственная разминка, совместный поиск группового решения. Целью стратегии является обращение к личному опыту, для того чтобы подготовить учащихся к личностному восприятию произведения: Обращение к личному опыту. ‒ Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди? Прогнозирование по назначению.‒ Рассказ М. Шолохова называется «Судьба человека». Как вы думаете, о чем это произведение?

    Еще один пример использования приема – прогнозирование по фотографии. При изучении произведения М. Шолохова «Судьба человека» учащимся по фотографии актёра Сергея Бондарчука, сыгравшего роль Андрея Соколова, можно предложить описать внешность героя, а затем соотнести фото актера с героем рассказа. Несомненно, приём «Мозговая атака» позволяет учащимся за короткое время активизировать и сформулировать максимальный объем информации.

    2.Прием «Ключевые слова».

    ‒ По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе пойдёт речь сегодня на уроке?

    Писатель 20 века, хутор Кружилин, военный корреспондент газеты «Правда» и «Красная Звезда», рассказы «Нахалёнок» и «Судьба человека», награжден Нобелевской премией.

    3.Прием «Ассоциативного чтения».

     ‒ Какие ассоциации вызывают у вас фамилия главного героя?

    4. Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

    Учащиеся индивидуально заполняют первый столбик, затем в парах идет обсуждение и заполнение второго столбика (мотивация к изучению нового), и на стадии рефлексии заполняется третий столбик.

    Что я знаю о писателе

    Что хочу о нём узнать

    Что узнал

    Биографию писателя. Свидетелем каких исторических событий был М.А. Шолохов. Произведения М.А. Шолохова

    Шолохов – это псевдоним? Семейные тайны великого писателя. Какие ещё произведения писал? Памятники литературным героям М.А. Шолохова

    Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Написал рассказ «Судьба человека» в 1957 году (за 8 дней). Опубликовал в газете «Правда» (31.12.1956 -1.01.1957 г.). Идейно-художественные особенности рассказа. А. Соколов – «настоящий русский солдат».

    Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» развивает навыки самостоятельной работы с имеющейся информацией

    II этап. Работа с текстом во время чтения.

    Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации, первичное чтение текста.

    •чтение текста «с карандашом»;

    •определение основных понятий (без чтения всего текста);

    •составление таблиц (выборочное чтение);

    •составление плана текста (для пересказа);

    •поиск пропущенных слов;

    Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).

    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

    Перечитывание текста - повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

    Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение. Цель анализа текста на этом этапе - создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом.

    В 5 – 6-м классах – речь идёт о собственном анализе. В 7–8-м классах текст анализируется чаще в родово-жанровой специфике, в 9-11-м классах – в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса.

    5.Прием «Чтение с остановками».

    Текст разбит на несколько смысловых частей, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании.

     «В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили нас, сто сорок два человека советских военнопленных, в лагерь Б-14, неподалеку от Дрездена. К тому времени в этом лагере было около двух тысяч наших. Все работали на каменном карьере, вручную долбили, резали, крошили немецкий камень. Норма – четыре кубометра в день на душу, заметь, на такую душу, какая и без этого чуть-чуть, на одной ниточке в теле держалась. Тут и началось: через два месяца от ста сорока двух человек нашего эшелона осталось нас пятьдесят семь. Это как, браток? Лихо? Тут своих не успеваешь хоронить, а тут слух по лагерю идет, будто немцы уже Сталинград взяли и прут дальше, на Сибирь. Одно горе к другому, да так гнут, что глаз от земли не подымаешь, вроде и ты туда, в чужую, немецкую землю, просишься. А лагерная охрана каждый день пьет, песни горланят, радуются, ликуют».

    (Первая остановка)

    ‒ В каком лагере происходит сцена допроса? («Лагерь Б – 14 неподалеку от Дрездена»).

     ‒ Сколько русских военнопленных было в этом лагере? («Около двух тысяч наших»).

     ‒ Где работали военнопленные? («На каменном карьере, вручную долбили, резали, крошили немецкий Камень»).

    ‒ Какова была норма выработки? («Норма – четыре кубометра в день на душу»).

    6.Прием «Двойной дневник». По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.

    III этап. Работа с текстом после чтения.

    Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

    1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя рекомендуется после чтения произведения, потому что именно после чтения ребенок сможет соотнести содержание произведения с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения, работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

    3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. Исследование иллюстраций и выявление, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом), точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение иллюстрируемого фрагмента с вашим.

     Организация творческой деятельности.

    Организация творческой работы на уроке, в качестве домашнего задания ещё один важный вектор в развитии образовательных компетенций учащихся. Необязательно, чтобы творческая работа была рассчитана на целый урок, она может занимать совсем незначительное время. Форма продукта собственных размышлений, устная или письменная, тоже может быть различной. Кроссворды, ребусы, эвристические игры, различные виды изложений с заданной степенью свёрнутости (а также с изменением лица, с включением диалога, с придумыванием концовки) и сочинений (по картине, сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение на заданную или свободную тему, сочинение-памятка, сочинение-рассказ по рисунку, сочинение-повествование, эссе, сочинение-аналог части С в формате ЕГЭ), написание письма или заявления, создание резюме или анкеты, перефразирование мысли или формулирование аргументов к ней, ролевые игры или лингвистические разминки, задания типа «Вспомните пословицы (названия книг, песен и т. п.) с числительными» или «Составьте текст, используя в нем как можно больше фразеологизмов» – всё в полной степени способствует развитию метапредметных и предметных компетенций учащихся.

    1. Рассказываем истории (5 класс).

    Часто нам бывает необходимо рассказать о каком-нибудь происшествии. Чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить себе, как все происходило, нельзя пропустить что-нибудь важное. Надо не только рассказать, какие происходят события и как, но и обязательно сообщить, где они происходят, почему, кто, в них участвует, что было сначала и что потом, что думают и чувствуют герои и рассказчик.

    Задание. Напишите, как вы однажды собирались в путешествие, или сочиняли стихотворение, или опаздывали в школу, или решили стать отличником.

    Однажды___________________________________________________

    Прежде всего_______________________________________________

    Пока_______________________________________________________

    я___________________________________________________________

    Но вдруг____________________________________________________

    Тогда_______________________________________________________

    С тех пор___________________________________________________

     

    2. «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.  Вначале каждый ученик выполняет  работу самостоятельно, затем  свой вариант обнародует.  Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение  с  авторским.

    Составьте текст, который  имеет  заголовок  «Предновогодняя  встреча».

     - Какие  вопросы  вызывает  заголовок?  Что  непонятно?

     - Подберите  определения  к  заголовку.

     - Каковы  функции  такого  заголовка?  (привлекает  внимание, заинтриговывает).

     - Можно  ли  по  заголовку  определить  стиль  данного  текста?

     - Спрогнозируйте  сюжетную  канву  текста.

     - Спрогнозируйте  сюжет  на  основе  ключевых  слов  1-й  части  текста.

    Предновогодний  вечер - суета - оживленные  лица - девочка - мальчик - мужчина - женщина - спешат - мандарины-яблоки - свертки - недоступно - желанно - запахи - головокружительный - вкусным - забытым.

       Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов».

    1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.

    2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.

    3. Следить за использованием каждого ключевого слова.

    3.Рассуждаем и доказываем.

    Обычно рассуждение строится так: сначала высказывается мысль, потом приводятся доказательства ее правильности. Но в жизни на большинство вопросов нет единственно правильного ответа, возможны разные мнения. Строить сложное рассуждение с учетом разных мнений труднее, но честнее и интереснее. Действовать можно так:

    1. Прочтите вопрос и убедитесь, что верно его поняли.

    2. Напишите свое мнение, свой ответ на этот вопрос.

    3. Подберите доказательства своей точки зрения.

    4. Подумайте, какое еще мнение возможно или известно вам, и запишите его.

    5. Напишите аргументы в пользу другого мнения.

    6. Напишите, почему вы все-таки стоите на своем.

    4.Прием «Напиши письмо». (Письмо от лица Раскольникова, страничка из дневника Базарова).

    5. Прием «Письмо по кругу».

    Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но  и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь, ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради предаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.  

    6. Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия с противоположным значением.

    Например:                         Ленский

                             Романтичный, влюбленный

                             Сочиняет, любит, ревнует

                              От делать нечего друзья.

                             Скучает, играет, ищет.

                           Эгоистичный, разочарованный

                                         Онегин.

    7.Прием «Нарисуй счастье». Этот прием дает возможность выразить внутренний мир через зрительный образ.  

    Можно дать задание нарисовать месть, добро, зло.  ( Нарисовать совесть после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Именно текст является основным и наиболее эффективным средством формирования универсальных учебных действий учащихся, так как в ходе работы с текстом мы обращаемся к разным аспектам развития личности учащегося: к социальному, личностному, познавательному и, наконец, к коммуникативному развитию, таким образом, мы развиваем систему универсальных учебных действий.

    Умение видеть проблему, формулировать её, комментировать, выражать своё отношение к ней, аргументировать своё мнение по этой проблеме – эти качества мышления являются важнейшими для человека в любой профессии и в различных жизненных ситуациях. Поэтому формирование метапредметных компетенций работы с текстом, в том числе и по созданию собственного текста, является важнейшей задачей всех учителей

    Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические методы, приемы повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в учениках чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

    Литература

    1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 3.

    2.Баранов, М. Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе. Русский язык в школе. 1979.г №3.С. 9-14.

    3.Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. М.,1986.

    4. Львова, С. И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. Русская словесность. 2002. №7.С. 40-45.

    5. Пахнова Т.М. Слово. Текст. Речевая среда (Работа с текстом при изучении русского языка) М.: Вербум, 2008. с. 16.

    6.Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. М. : Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. – 50 с. (Серия «Новые стандарты»)

    7. Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения.Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ». [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/613599/.

      Анализ текста

    1. Прочитайте отрывок из книги Л. Васильевой «Созвучия», посвященный особенностям поэтического слова, тайнам творчества. Докажите. Что это текст публицистического стиля.

    Однажды читатель берет руки книгу… возникает воспоминание пережитого счастья или горя. И, пораженный, он восклицает:

    - как этот человек мог выразить мои переживания?!

    Однажды человек начинает постигать себя через книгу – пишет ее или читает – он проходит с нею вместе сложнейший процесс самопознания и самовыражения.

    Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и показавшим ему похожие лицо и душу, - это одна сторона постижения поэтической книги.

    Другое не менее значительное чувство: после осознания себя – жажда ответа, порыв к действию. Человеку открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя с помощью чужого слова, чужого чувства, чужой мысли…

    Однажды человек, уверенный в том, что все знает и во всем разбирается, сдавший экзамены по литературе на «отлично», внезапно, словно прозрев, начинает ощущать, почти осязать слова, прежде не вызывавшие в нем сильных эмоций и ассоциаций:

                                      Белеет парус одинокий

                                      В тумане моря голубом…

    Еще вчера эти строки и не вспоминались даже. Сегодня они возникли в памяти, и одновременно явился перед мысленным взором безграничный морской пейзаж…

    И наполняется читатель силой от прочитанного, желанием взлететь в неведомое, стремлением оттолкнуться от обыденности – мир представляется ему легко преодолимой преградой на пути к солнцу.

    Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по делам и без дела, захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя… человеку захочется. Как свежего воздуха, полета воображения.

    Однажды… человек захочет постичь искусство слова…  Это счастливый человек.

    1. Определите тему, основные мысли текста.
    2. Найдите в тексте ключевые слова. Как их использование соотносится с темой текста, авторским замыслом?
    3. С помощью  каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Какова роль в тексте повторяющегося слова однажды?   Анализируемый отрывок  взят из главы, которая даже озаглавлена  «Однажды..».
    4. Объясните значение слов ассоциация, эмоция, сопереживание.
    5. Найдите в тексте синонимы, антонимы (в том числе текстовые, или контекстуальные), слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль в тексте?
    6. Запишите два последних абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схему сложного предложения.
    7. Объясните знаки препинания и выделенные орфограммы.
    8. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
    9. Выполните задание по выбору:  напишите изложение с элементами сочинения  (выскажите  свое  отношение к тому, о чем говорится в тексте);   напишите сочинение на одну из тем: «Книга в моей жизни»; «Об этой книге хочется рассказать…»; «Эту книгу хочется перечитывать»; «Созвучье слов живых…» («Мое любимое стихотворение»); «Книга – это духовное завещание одного поколения другому»  (А. И. Герцен).

                                                      Ответы для самопроверки:

    Доказывая, что отрывок является текстом публицистического стиля, прежде всего отметим,  что главная функция текста – это воздействие на читателя.   Воздействие на читателя усиливается благодаря  применению сравнения. Автор использует различные лексические и грамматические средства.

    Лексические средства:

    1. слова со значением оценки: счастливый,  восклицать, значительный, пораженный;
    2. слово, имеющее в словаре стилистическую помету: неведомое;
    3. синонимы:  желание, стремление; возник, явился; чувство, переживание, эмоция, ощущение; понять, постичь, проходить процесс самопознания;  постижение, осознание;
    4. антонимы: счастье – горе; обыденность – неведомое; читатель – автор; вчера – сегодня;
    5. слова, употребленные в переносном значении: полет воображения, жажда ответа, осязать слова;
    6. лексический повтор.

     Грамматические средства:

    1. прилагательное в превосходной степени: сложнейший процесс;
    2. безличное предложение: Человеку захочется, как свежего воздуха, полета воображения;
    3. предложение с прямой речью, которая содержит риторический вопрос: Как  этот человек мог выразить мои переживания?!
    4. Использование цитирования поэтического текста.  

    Ключевые слова: книга, читатель, автор, слово – помогают более точно определить тему текста. Использование однокоренных слов:  читать, прочитанное, читатель; постичь, постижение, постигать; чувство, чувствовать; ощущать, ощущение; переживание, сопереживание, пережитое; воспоминание, вспоминались, память; мысль, мысленный; счастье, счастливый.  Наречие однажды повторяется в отрывке 5 раз, слово человек – 7 раз, читатель – 3 раза. Повтор слова однажды помогает автору выразить очень важную мысль о том, что, приобщение к чтению, стремление постичь искусство слова является событием в жизни каждого из нас. От этого зависит счастье нашей жизни, наша способность понимать себя и других, ощущать созвучие с окружающим нас миром.

    Связь между предложениями, между  абзацами осуществляется с помощью однотематической  лексики, повторяющихся слов, однокоренных слов, синонимов, антонимов, местоимений (он, этот, это, другой), наречий ( однажды, вчера, сегодня, еще), союза и в начале абзаца.

    Автор  употребляет глаголы настоящего времени особенно  в первой части текста, в конце текста появляются глаголы будущего времени. Встречаются и глаголы прошедшего времени. Такое использование глагольных форм соотносится с тем, что размышление о роли книги в жизни каждого из нас автор строит, используя форму-повествования, включая элементы рассуждения не только о настоящем, но и о прошлом и даже о будущем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.

    "Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...

    Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

    На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

    Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

    На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

    Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

    На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

    Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

    Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...

    «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

    Новизна и теоретическая значимость методической разработки  состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...

    Формирование навыков речевой деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в Монголии

    Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка создает условия для развития интеллектуальной, творчески одаренной, способной к общению личности в любом культурном пространстве. Огро...