ДОКЛАД на тему «Формирование коммуникативных навыков на основе альтернативных средств общения у детей с РДА»
материал на тему

Кёльн Мария Викторовна

Доклад к выступлению на семинаре в форме круглого стола «Коррекционно – педагогическая помощь учащимся с РДА»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

ДОКЛАД

на тему

«Формирование коммуникативных навыков на основе альтернативных средств общения у детей с РДА»

к выступлению на семинаре

в форме круглого стола

«Коррекционно – педагогическая помощь учащимся с РДА»

Докладчик:

Кёльн Мария Викторовна,

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Воркута

2017

       Актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться  создание комплексной системы психолого – педагогического сопровождения детей с аутизмом.

      Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков синдрома РДА. Проявления речевых нарушений при РДА  чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общениями. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам: логопеду, психологу, врачу – психоневрологу или невропатологу.

    Речь у аутичных детей развивается медленно, ребёнок может использовать жесты вместо слов или придавать неверное значение словам.

       Уже в первый год жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослыми.  На 2 – 3 годы жизни аутичные дети реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас, реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами, реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, склонны к эхолалии (повторении чужих слов) и реверсии местоимений.

     У некоторых аутичных детей речевое развитие проходит по иному: в раннем возрасте формирование речи не отличается от нормы, но фразовая речь появляется несколько позже, чем обычно, и часто является отражённой речью близких. Иногда после 2 – 2,5 лет отмечается регресс, который не достигает полного мутизма: появляются эхолалии без обращения, изредка – простые аграмматичные фразы, редко употребляются обращения, прямые утверждения и отрицания.  Такие дети чаще интеллектуально сохранны и нередко одарены. Они рано осознают свою речевую несостоятельность, очень  переживают по этому поводу, что может привести к невротическим расстройствам.

       Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжёлыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром.

       

       Коррекция речевых нарушений представляется одной важнейших составляющих комплексной коррекционной работы при аутизме в целом.

       При поступлении такого ребёнка в школу, прежде всего, определяется

- уровень речевого развития,

- его словарный запас,

- развитие имитационной, импрессивной и экспрессивной речи.

- выявляется понимание слов, фраз обиходного характера, инструкций, поручений,

- способность к называнию предметов, действий,

- использование местоимений по отношению к себе и окружающим лицам.

      Особое внимание обращается на построение фраз, порядок расположения отдельных членов предложения, а также умение составлять фразы. Затем оценивается некоммуникативная сторона речи, в которую входят звуки, фонемы, изолированная эхо-речь, и коммуникативная речь — в виде высказываний с последовательностью развития от простых звуков, слогов, направленных к собеседнику, до сложной символической речи, применяемой для контакта с собеседником.    

       

       Последнее особенно необходимо, так как отклонения в коммуникативной речи наиболее грубо выражены.

       Исходя из данных диагностического обследования, целью логопедического воздействия является создание речевой базы, позволяющей участвовать в процессе общения.

       В специальной литературе методы и приемы коррекции коммуникативных нарушений, чаще всего, описываются неполно, фрагментарно. Трудно найти полное описание системы психолого-педагогической коррекции с детально разработанными практическими рекомендациями.

Основные направления и практические методы, используемые в работе логопеда для формирования речевых навыков у детей с РДА (так же эти методы необходимо применять и родителям в воспитании и обучении собственного ребёнка):

1. Развитие понимания речи через эмоционально-смысловой комментарий, сюжетное рисование.    

       Эмоционально-смысловой комментарий - это такой комментарий, который позволяет «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Эмоционально-смысловой комментарий должен быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные; прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. Такой комментарий помогает передавать смысл ежедневных событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил; дает аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно. Родители должны комментировать, по возможности, все происходящее с ребенком в течение дня, отмечая приятные эмоциональные детали, обязательно включая в комментарий отношения, чувства других людей и самого ребенка, социальные правила.

2. Для формирования способности понимать речь переходим от комментирования деталей, ощущений, ситуаций к сюжетному рассказу. Очень помогает в этой работе сюжетное рисование. Когда мы, рассказывая ребенку о нем самом, начинаем, одновременно, рисовать то, о чем говорим, то можем быть уверены, что это привлечет его внимание. К рисованию любимых сюжетов можно возвращаться каждый день, немного меняя их за счет деталей. Затем, когда ребенок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать ваш рассказ, можно постепенно создавать из рисунков целые серии. Так получаются «истории в картинках» (что-то вроде «комиксов»), где главным героем является сам ребенок. Рисунки развешиваются по стенам или наклеиваются в альбом, превращаясь в целые книжки, которые ребенок будет сам с удовольствием перелистывать.

3. Использование методики  «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами.

       Знакомство с буквами – создание «личного» букваря. Формирование начальных навыков письма. Наиболее верной в этой ситуации  представляется  максимальная связь обучения с личным жизненным опытом ребенка, с ним самим, его семьей, самыми близкими людьми, с тем, что происходит в их жизни. Опыт показывает, что это единственный путь сделать обучение аутичного ребенка осмысленным и осознанным. Создание «Личного букваря»  подразумевает особую последовательность в изучении букв, которая была направлена на их осмысленное усвоение. Так, педагоги-практики, рекомендуют  начинать

изучение с буквы «Я», а не «А». Ребёнок вместе с взрослым приклеивает под ней свою фотографию. Когда буквы имени пройдены, взрослый вместе с ребёнком подписывает его фотографию: «Я (имя ребёнка)». Затем изучаются буквы «М» и «А». Последовательное изучение букв «М», «А» и мамина фотография в альбоме с подписью «мама» непроизвольно подводят ребёнка к прочтению слова «мама», вместо абстрактного слога «ма».

       В общем виде последовательность работы в букваре можно представить следующим образом:
1) изучение новой буквы. Букву пишет сначала взрослый, затем сам ребёнок (или взрослый его рукой);

2) рисование предметов, в названиях которых есть изучаемая буква. Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого рисует предметы, или дорисовывает какую-то деталь в его рисунке;
3) подписывание нарисованных предметов. Ребёнок сам или с помощью взрослого пишет в слове знакомую букву. При необходимости написание буквы заранее отрабатывается с помощью упражнений.

      На изучение одной буквы отводится 1-2 занятия. Вечером мама листает альбом вместе с ребенком и комментирует, внося в рассказ новые детали. Таким образом, альбом становится «копилкой» всех впечатлений ребенка, связанных с изучением букв: того, что он знает, умеет, что ему нравится, о чем ему приятно вспомнить, поговорить. Когда все буквы алфавита были пройдены, «Мой букварь» обычно становится любимой книгой аутичного ребенка.

      4. В работе специалистов широко применяются средства альтернативной коммуникации, к которым относится метод пиктограмм. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и используются как средство, облегчающее развитие коммуникативной функции речи, формирования элементарных представлений и понятий.

       На пиктограммах изображаются названия предметов, признаки и действия с ними, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире. С их помощью дети могут сообщить о своих потребностях. Пиктограммы помогают ребёнку соблюдать последовательность действий, например, в процессе одевания и раздевания. С их помощью планируется распорядок дня, недели, устанавливаются правила поведения в школе, дома, общественных местах. Владимирович, здравствуйте.

Сначала происходит ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания. Аутичному ребёнку предлагаются следующие виды упражнений:

  • соотнести пиктограммы с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;
  • выбрать нужную пиктограмму из ряда других;
  • выбрать две одинаковые пиктограммы среди ряда других;
  • выбрать такую же пиктограмму среди определенного множества других.

После усвоения знаков-символов происходит переход к конструированию фразы с помощью пиктограмм. Предлагаются следующие задания:

  • выбрать и показать из нескольких фраз, ту фразу, которую назвал взрослый;
  • составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
  • составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;
  • подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
  • дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других.

      В дальнейшем предполагается конструирование фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

Специально подобранные речевые конструкции помогают аутичному ребенку овладеть глубинно-семантической структурой предложения из 2-3 слов, вводить уже усвоенные фразы-штампы в новые предложения и использовать их в другом контексте.

       Изучение полученных результатов работы педагогов-практиков показало, что особая речевая терапия является одной из важнейших в коррекции аутистического поведения, эмоционального и психического недоразвития у детей с ранним детским аутизмом. трудовых протестов по России зафиксировано. Довольно большая цифра. Как вы думаете, почему протестуют? . Разные революции были. Сначала всё начинается с экономических проблем. И, вот, знаете, я как и все мы ходим в магазин, и я тоже хожу, и я вижу, как растут просто на глазах цены. Платишь в 2 раза дороже за то, что было когда-то нормальной ценой. И вообще выходишь с сумками и понимаешь, что ты заплатил реальные деньги, которые похожи на какую-то пенсию, например, уважаемых людей по стране. И думаешь, как же они-то живут? И вообще это ж беда полная! Мы нищаем, и официальные источники говорят о том, что у нас на много процентов возросла нищета в стране, бедность. Беда. Так что протесты – это как градусник, как термометр, который показывает, что у нас беда. И хотелось бы, чтобы власти к этому поскорее прислушались, потому что, все-таки, есть, с одной стороны, какие-то парадные настроения и вообще бравурные. Но в бедной, нищей стране любая победа, в конце концов, окажется поражением. икова― Вы говорите с социально-экономических потрясений всё начинается. А что начинается? может перерасти во что угодно – в бунт, в революцию, в изменение полностью состава крови страны.

В.Ерофеев: Протесты –как градусник, показывает, что у нас беда. И хотелось бы, чтобы власти к этому прислушалисьQТвитнуть

Д.Пещикова― А вы полагаете, что Россия близка к такой ситуации сейчас?

В.Ерофеев― Я не знаю, насколько она близка. Вообще в России всегда ходят тучи недовольства то одним, то другим, то третьим, то десятым. Но вот такие всполохи – они появляются просто, видимо, оттого, что, действительно, очень трудно стало жить. Действительно. И потом всё чаще и чаще возникает мысль о том, что… Ради чего всё это делается? Ведь, цели не достигнуты. Видно, что Украина пошла своим путем, и конец конфликта – это был разрыв полностью отношений еще и еще. Вот уже до Киева не долететь, до Одессы не долететь на самолете.

В.Ерофеев― Ну, этого я не знаю. Я думаю, что там есть какие-то вещи, которые просто не сообщаются. Мне бы хотелось надеяться, что Элла Панфилова, получив этот пост, сможет сделать какие-то добрые дела, на что она, в принципе, и настроена. Но она вообще родилась, чтобы делать добрые дела. Вот, если у нее получатся добрые дела, то я буду искренне рад, что она там.

Д.Пещикова― А она вообще сама, как вы думаете, сможет там что-то решать? Она будет вообще какие-то вопросы, действительно, координировать, контролировать? Или там всё уже сверху предопределено, как говорится?

В.Ерофеев― Там совершенно никогда не понятно, что можно и что нельзя. Это всё оказывается даже в течение суток по-разному. Там, с какой ноги встанет начальник и будет ли он либерал с утра или деспот. Будет либерал, сделается что-то, откроется, какие-то форточки распахнутся. А будет деспот, наувольняет.

В общем-то, конечно, это самодержавие с примесью самодурства.

Д.Пещикова― А вы сейчас про какого начальника говорите? Про одного конкретного?

В.Ерофеев― Про многих. Ну и про любого, и про конкретного. Про всех начальников.

В.Ерофеев: Мы плохо воспитали ту среду, в которой живем. Сказать, что донос – это нехорошо, это звучит неубедительно QТвитнуть

Д.Пещикова― Просто интересно, с вашей точки зрения всё завязано у нас в стране на одном человеке или есть система некая?

В.Ерофеев― Я думаю, что да. Ну, мне кажется, что когда мы называем авторитарное, то это, конечно, самодержавие. А самодержавие – это царь. А царь у нас один.

Д.Пещикова― Ну, понятно. Значит, все-таки, один человек.

В.Ерофеев― Ну, один – да. Ну, дело в том, что вокруг него есть еще люди, которые несут его волю, исполняют и, в общем-то, не то, что он на все вопросы отвечает. Это понятно, что не так. Но, в принципе, в общем, ясно, что без его ведома никакого серьезного вопроса решаться не будет.

Д.Пещикова― Мы с вами начали разговор с экономических проблем – вы сами отметили, что всё дорожает. Действительно, это очень заметно, бьет по кошельку.

У нас же считается, что донос – это, в общем-то, помощь государству. И мы последнее время всё больше и больше видим, что государство радуется, когда ему несут доносы. Оно ж не говорит «Вы чего? С ума сошли, что ли? Чего вы друг на друга-то доносите?» Поэтому мне кажется, что здесь вот просто невоспитанная такая страна. И мы понимаем, почему. Потому что не было времени воспитывать, потом не было достаточного количества людей, которые могли бы правильно воспитать, рассказать о добре и зле. И, наконец, государству это не выгодно, чтобы мы были воспитанными людьми.

Когда есть какая-то мутная ситуация, тогда легче управляется и легче им живется.

Д.Пещикова― Ну, как известно, непросвещенным народом проще всего управлять. Это особое мнение писателя Виктора Ерофеева. Еще один небольшой перерыв, и вернемся.

НОВОСТИ

Д.Пещикова― Со своим особым мнением в этой студии писатель Виктор Ерофеев. Продолжаем разговор о доносах. Так вот. Возвращаясь к нам и к ним. На Западе, ведь, тоже (мы с вами уже успели немножко поговорить об этом) есть такая практика доносительства. Я вспоминаю, опять же… Вот, вы про Штаты говорите, я Австрию вспоминаю. Поставил человек не там машину – сосед довольно часто поступит именно так: возьмет и напишет на него, ну, не донос, но заявление, и объяснит, что он не прав. И будет сосед его оштрафован. Это тоже какое-то такое, плохое доносительство? Или есть, все-таки, ситуация, когда донос может быть хорошим?

В.Ерофеев― Само слово «донос» в русском языке негативное слово. То есть хороший донос – это всё равно как кислое мороженое. Ну, не работает. То есть если брать мороженое как сладкое, да? А тут наоборот. Поэтому не работает.

Д.Пещикова― Давайте рассматривать тогда хороший донос как проявление гражданской позиции.

В.Ерофеев― Нет, нет-нет. Вообще, вот, слово «донос» — оно маркировано, да?

Д.Пещикова― Хорошо, уберем слово «донос».

В.Ерофеев― Заявление – другое дело. Тут могут быть разные. Но мне кажется, что тут есть… Как вам сказать? Всё зависит от того… Вот, вам доктор назначил лечение, и вам говорят «Вот, принимайте ровно столько таблеток». Если вы будете принимать больше или меньше, что-то с вами нехорошее. Вот, то же самое и с заявлениями, работой граждан и государства. Если есть какие-то вещи, которые, действительно, нужны для исправления, но они не наносят ущерб и не превращаются в ябедничество, да?.. Вот, все-таки, донос – это, вот, в детстве это ябедничество. И не превращается, в общем, в то, что мы морально называем злом, то, наверное, такие заявления можно. Но лучше их посылать или в газеты, или устраивать обсуждения, дискуссии. Есть огромное количество социальных позиций, на которых можно обсуждать, правильно он ставит машину или неправильно, курит он на лестнице и хорошо это, что он выходит и не курит при ребенке, или это плохо, потому что он курит для всех.

В.Ерофеев― Да, это вообще. Это просто скотство, я считаю. Скотство, реальное скотство.

Д.Пещикова― И вот в этой ситуации есть в обществе некое такое чувство озлобленности. Оно уже появляется, его всё больше. И, вот, Вера Челищева, журналист «Независимой газеты» для «Медузы» написала большой текст о том, как в этой сложной ситуации в России растет и множится практика доносов. Доносы в современной России становятся всё более популярные, и бытовые (рассказать, что у соседа есть запрещёнка или, например, что в каком-то магазине торгуют чем-то запрещенным, опять же, тем, что у нас под эмбарго). Либо рассказать, что кто-то в соцсети написал что-то нехорошее, ну, то есть политические доносы. Почему у нас, казалось бы, в стране, которая должна была научиться на собственном горьком опыте, возрождается такая пагубная практика?

В.Ерофеев― Ну, надо сказать, что вообще доносы – это не практика только одной страны. Это многие страны. Когда я был в Америке, там 4 раза преподавал (каждое лет ездил туда 4 раза), я узнал, что там доносов тоже полно. Соседи пишут на тех, кто не стрижет одуванчики. Там главный враг Америки – это одуванчики в саду. Вот. И там просто засыпано всё доносами.

Д.Пещикова― Так мы что, в Европу движемся?

В.Ерофеев― Ну, я думаю, что мы просто движемся к понятию, что такое человек. Человек любит иногда написать доносы. И вообще вот это… Посмотрите, человеческое общение – всегда какая-то подлянка выскальзывает. Или чего-то сказал, или как-то прокомментировал. В общем, нас бог не сделал идеальными.

А когда возникают причины для того, чтобы через донос как-то о себе заявить положительно, то, естественно, доносы увеличиваются. Ну, вы, наверное, знаете, я занимался в молодые годы Маркизом де Садом, и оттуда понял сущность Советского Союза, которая заключается в том, что если есть такая ситуация, при которой ты ненаказуем, тебя нельзя наказать, ты, в конце концов, начинаешь делать черт знает что. То есть начинает тебя разбалтывать, даже если ты очень приличный человек. Тебя начинает разбалтывать.

Но помните?... Вы – молодая, но я думаю, что ваши родственники помнят, как продавщицы кричали «Вас много, а я одна», издевались, и над бабушками издевались, и вообще всё. Но почему? Плохие, что ли, были продавщицы? Нет. Потому что, вот, когда человек попадает в такие условия, из него всякое дерьмо лезет. И здесь то же самое: когда он попадает в такие условия и он видит, что истина принадлежит государству, а не обществу, он видит, что истина принадлежит силовикам, то есть милиции, и прочее-прочее, он начинает с ними вступать в какую-то такую связь. От этого раздуваются щеки. Ему или ей кажется, что он на коне и всё прочее.

У нас огромное, миллионное количество доносов писали в советские времена. Я помню, что еще молодым совсем мой отец во Франции в 1950 году, ему доверили быть временным поверенным советского посольства. Ну, уехал посол там покупаться в Черном море, а он, значит, был советником, ему сказали «Вот, ты будешь главный». И он потом мне рассказывал, что самое страшное, с чем он столкнулся, это не то, что французы какие-то стали ему подножки ставить. Он столкнулся с тем, что с того же дня, как он возглавил посольство (там не знаю, на месяц, на два), он стал получать огромное количество доносов дипломатов и сотрудников друг на друга. Это уже были послесталинские времена, но все писали. Кому-то хотелось, чтобы кого-то выгнали, отправили в Москву. Как наказание, да? Вернуться на родину в качестве наказания. Или еще что-то. Но доносы были самые страшные. И он собрал, и объявил, что доносы он читать не будет. Так это была революция! Писали потом в МИД, что он вообще… Как это?

Д.Пещикова― На него доносили, в общем, потом.

В.Ерофеев― На него доносили, что как же он отказался. «Я читать доносы не буду. Всё, точка». Была революция.

Д.Пещикова― Но если бы сейчас тоже отказались представители правоохранительных органов читать многочисленные доносы, стало бы доносов меньше? Ведь, мы знаем уже несколько случаев, когда до суда доходило по результатам таких доносов, и осуждали.

В.Ерофеев― Доносов, наверное, не стало бы меньше. Результаты доносов были бы иные. Но, понимаете, Даш, дело в том, что, ведь, всё гораздо глубже, чем политическая и социальная ситуация.

Мы имеем дело с невоспитанной страной. Мы плохо воспитали ту среду, в которой мы живем. И поэтому, например, сказать о том, что донос – это нехорошо, это как-то звучит неубедительно. А, вот, в другой стране это убедительно. И я, опять-таки, говорю, что…

В.Ерофеев: Государству это не выгодно, чтобы мы были воспитанными людьмиQТвитнуть

Д.Пещикова― Но как же? Вы же сами говорили, что там всё равно распространены доносы. В тех же Штатах.

В.Ерофеев― Да, да. В Америке, да, это случается. Но, с другой стороны, когда я говорю, что это случается, но об этом пишут и это вызывает возмущение… То есть получается так, что это каким-то образом происходит самоочищение не до конца, но все-таки.

Д.Пещикова― А как провести границу между гражданской позицией и доносом? Вот, вы для себя как-то ее проводите?

В.Ерофеев― Я думаю, что тут ничего другого не придумаешь как человеческий ум. Разум человеческий. Ну, если нормально у тебя с психикой, если нормально с моралью, то только головой надо думать: тут можно, а тут, наверное, нельзя, потому что, наверное, это собьет с толку других и тебя тоже. Мне кажется, что…

Почему в западных городах и на дорогах мало гаишников, мало людей, которые регулируют движение? Потому что у тех, кто ездит, больше головы, больше мозгов, чем у наших водителей.

Д.Пещикова― То есть гражданское самосознание.

В.Ерофеев― Ну, наверное, самосознание, да (назовем это таким философским термином). Иногда можно просто сказать, что мозгов больше.

Д.Пещикова― Вы говорили уже, что наше государство, руководящие органы не заинтересованы в воспитании населения как раз в том, чтобы население было осознанным, вело себя осознанно и сознательным было. А кто заинтересован и кто может помочь в воспитании? Или в этой ситуации вот сейчас в России никто не может?

В.Ерофеев: У нас половина населения верит, что Сталин был положительный герой. То есть мозги сильно съехали QТвитнуть

В.Ерофеев― Нет, ну, в общем, в каком-то таком, разбросанном таком, неокрепшем, неустоявшемся состоянии у нас, все-таки, есть некоторое гражданское общество, которое, вот, формирует, кстати говоря, и «Эхо Москвы» тоже. И мне кажется, вот как раз гражданское общество может помочь.

Есть еще такие структуры (я об этом не раз говорил, но, по-моему, на «Эхо» не говорил), есть такая соседская демократия, та, которая была при позднем Франко. То есть когда просто соседи собираются и говорят «У нас в подъезде все писают. Давайте перестанем» или там еще чего-то делают страшное, да? «Давайте перестанем» или «Давайте сделаем площадку для детей».

То есть демократия рождалась в Испании не через политические партии, а рождалась через самосознание, когда люди понимали…

Д.Пещикова― Но это же известная теория малых дел.

В.Ерофеев― Да.

Д.Пещикова― Когда мы начинаем со своего двора…

В.Ерофеев― Да. И это малые дела именно гражданского такого направления. И, вот, они настолько выросли, что потом, когда Франко умер, уже спокойно, в общем, эта демократия стала политической демократией.

Ну, вот, мы где-то в начале этого пути. Но нас всё время сбивают, потому что нам рассказывают, что вообще демократия не про нас, что вообще нам надо что-то другое, нам надо монархию или нам надо Сталина. У нас половина населения верит, что Сталин был положительный герой. То есть мозги сильно съехали, сильно свернули их. И это потребует еще большого количества времени, чтобы их немножко даже не сразу всех, а чуть-чуть подвинуть в правильную сторону.

Д.Пещикова― Кстати о борьбе за законность и порядок. Вы, наверное, знаете, что в Москве, в России довольно долго функционировало такое движение «СтопХам». Слышали о нем?

В.Ерофеев― Да, я слышал.

Д.Пещикова― Сегодня стало известно, что Мосгорсуд его официально уже ликвидировал, поскольку до этого в Минюсте жаловались на деятельность этой организации, находили много признаков незаконной деятельности. Ну, поскольку были известные конфликты… И, кстати, сегодня тоже сообщалось, что активисты СтопХама опять с кем-то подрались. Вот такой способ наведения порядка – он типичен для России? Поскольку, вот, активисты СтопХама, опять же, сейчас говорят, что они деятельностью свою прекращать не собираются, они, скорее всего, новую структуру создадут и будут продолжать делать то, что делают.

В.Ерофеев― Ну, чтобы бороться с хамством, надо, прежде всего, самому быть не хамом. Но судя по их деятельности, там такое количество хамства, что борьба хамства между собой превращается, действительно, в идиотизм, а не в очищение городских площадок. Поэтому СтопХам – они, наверное, могли бы себе приклеить на задницу или на спину, и ходить с этим.

Д.Пещикова― А почему такие движения у нас рождаются? Еще же были похожие движения, когда приходили в магазины и клеили там тоже наклейки на санкционку.

В.Ерофеев― Ну да. Но дело в том, что если вы водите машину, вы понимаете, что огромное количество людей нарушает. И в отличие тоже от некоторых других стран люди матерятся и кричат, какие вообще безобразия, как нарушают. В других странах говорят как-то более спокойно, то есть нашли форму обращения к этим нарушителям. И, кстати говоря, меньше нарушают. Ну, так случилось, да?

Но это и есть продолжение. Вот, одни ругаются, а другие выходят из машин, морду бьют. А третьи, вот, вступают в организацию СтопХам и говорят «Вот, мы не можем тут проехать, потому что неправильно поставили…» Всё зависит от активности и эмоционального состояния.

Но эта организация, может быть, и правильная, так как с этой же организацией, которая была против тех машин, на которых были мигалки, мне кажется, что тоже всё правильно. Но всё зависит от того…

Д.Пещикова― Но они совершенно разные. Разве, нет? Это «Синие ведерки» — вы, наверное, про них.

В.Ерофеев― Да. «Ведерки», да. «Ведерки» мне были симпатичны.

В.Ерофеев: Борьба хамства между собой превращается в идиотизм, а не в очищение городских площадок QТвитнуть

Д.Пещикова― Все-таки, это разные структуры. Ну, «Ведерки» немножко по-другому себя вели.

В.Ерофеев― Да. Даже совсем по-другому. Нет, ну это, видимо, какая-то хамская организация. Видимо. Я не знаю.

Д.Пещикова― Так а, может, у нас только так можно? Вы сами говорите, культура у нас такая. Невоспитанный народ.

В.Ерофеев― Ну, вот, именно… Да. Вот, именно та культура, которая называется «воспитанностью». У нас, как ни странно, очень неплохая высокая культура и люди знают больше, чем в других странах. А вот такая вот культура повседневности, культура просто общежития невероятно груба.

Я тут читал свой текст о русских народных сказках, который… Просто выходит книжка и мне надо было корректуру прочитать. И там в этих сказках есть часть сказок, посвященные русскому народному сексу, да? Заветные сказки, которые Афанасьев когда-то передал Герцену. Я прочитал вот это… В середине XIX века это было (передача случилась), а у нас только недавно их напечатали.

Я был поражен вот этой невероятной грубостью отношений. Грубость. Не обязательно эротических (даже не будем брать это). А, вот, просто как обращаются муж к жене там. «Кочерга» — это самое нежное, что можно. «Старая кочерга». Ну и понятно, что там «Старый хрен» или «Старый козел» и так далее, и так далее. Я подумал, почему? Ну, почему там? Казалось бы, тут ничего. Тут нет ничего смешного, ничего. Это нормальный такой посыл, нормальный разговор. Ну вот. И, вот, видимо, и тогда не было воспитания, по крайней мере, в этой среде. Ну а в 1917 году эта среда стала доминирующей средой. И надо сказать, что и сегодняшние начальники – они же пришли не из той среды дореволюционной, они пришли тоже из хамов.

Д.Пещикова― Так послушайте, но, с другой стороны, все эти активисты – это же, в основном, молодое поколение. Это уже как раз не те люди, которые что-то помнят, что-то застали.

В.Ерофеев― Ой, дело в том, что молодое поколение – это не значит, что они взяли и выучились, и стали воспитанны. У них тоже не хватает этого воспитания. Откуда у них взялось это воспитание? Да ниоткуда. Никто не воспитывает. Посмотрите, что в школах делается.

Д.Пещикова― А сколько поколений еще будут в себе держать?

В.Ерофеев― А всё зависит от того, как построить институции. Если будет так, как сейчас, всё так расхлябано, так это будет до той поры, пока просто все не будут смеяться над этим поведением. Кстати говоря, и все если не смеются, то опасаются, потому что, вот, наш человек за границей, когда он едет на машине, он представляет из себя повышенную опасность. А в магазин входит – может украсть. А еще что-то…

Потому что, как бы, такая мораль, условная: Ну да, вообще красть нельзя, но не можно» – «Почему?» – «Ну, просто, вот, как-то так вот случилось». «Ездить быстро нельзя, но, вот, я поехал быстро, потому что мне захотелось». И так далее, и так далее.

То есть когда это всё нарушается… А над европейцами издеваются: «Во, они какие. Стоят ночью, ждут переключения на зеленый свет. Во, какие они дураки» и прочее, и прочее. А, на самом деле, это же одна линейка. Если они там стоят на красный свет, то, значит, они и в магазине не украдут. Ну и так далее.

Д.Пещикова― Ну и русский-то, ведь, не каждый пойдет красть, будет перебегать дорогу в неположенном месте.

В.Ерофеев― Не, конечно, не каждый. Ну, понятно. Мы же не говорим, что каждый. Мы же не говорим, что мы нация какая-то такая, уж совсем. Но Достоевский говорил, кстати говоря, делал какие-то широкие обобщения, даже страшные. Он говорит «Мы склонны к бесчестию», — говорил Достоевский. При том, что он любил вообще русский народ и всё.

Д.Пещикова― А это, наверное, такая традиция интеллигенции взваливать на себя все грехи тех, кто плох, и тех, кто…

В.Ерофеев― Ну, Достоевский – трудно сказать, что он был такой уж интеллигенцией.

Д.Пещикова― Ну, философской интеллигенцией, я бы так сказала.

В.Ерофеев― Не знаю, не знаю. Он сидел на каторге, видел вообще вокруг себя… Это жесткие заявления.

Мне кажется, что это можно очищать как можно очищать воздух в квартире и вообще заниматься полезной уборкой. Но для этого надо… Это не значит, что у нас ничего не получится. Надо искать сильные стороны и надо уходить от слабых. У нас пока всё это выглядит как насмешка.

Д.Пещикова― Ну, просто не ощущается баланса в выступлениях представителей власти. Потому что мы, в основном, только очень хорошие. А оппозиция, наоборот, критикует: «Мы плохие». Нет вот такой группы, которая бы сказала «Мы, вот, и хорошие, и плохие». Почти никто так не высказывается, ведь.

В.Ерофеев― Да. Да. Но это, кстати говоря, тоже историческая беда России. Потому что вся интеллигенция выла о том, какая у нас поганая власть, а вся власть выла по поводу того, что с интеллигенцией невозможно работать. И нынешняя власть ровно то же самое произносит. Вернее, занимается нытьем.

Д.Пещикова― Давайте на этой ноте и закончим. Спасибо большое. Это было особое мнение писателя Виктора Ерофеева.

А. Нарышкин― Это программа «Персонально ваш», здесь сейчас, помимо Алексея Соломина и Алексея Нарышкина, должен быть Станислав Белковский.

А. Соломин― Сейчас он появится.

А. Нарышкин― Вы можете присылать уже ему свои вопросы на номер +7-985-970-45-45, твиттер-аккаунт @vyzvon. И сайт echo.msk.ru.

А. Соломин― После «Персонально ваш» мы с вами поговорим о частных армиях, у нас в гостях мы ожидаем Александра Шаравина, директора Института политического и военного анализа и кандидата военных наук. Поговорим о ликвидации движения «СтопХам» обязательно с вами именно, да? И рассмотрим тот список кандидатов, которых поддерживает «Открытая Россия», они опубликовали у себя на сайте. Там в том числе есть и те самые кандидаты, о которых вы очень много говорили. И кандидат от «Единой России» там был, там была журналистка, по-моему, «Комсомольской Правды», которую тоже очень многие обсуждали. Вот с вами об этом тоже поговорим. Ну, а после 16:45 у нас поэтический будет баттл: Мария Захарова и Дмитрий Быков сразились, заочно правда, друг с другом в способности реагировать на события, происходящие вокруг, в стихотворной форме. А мы сейчас начнем «Персонально ваш».

А. Нарышкин― Станислав Белковский здесь. Помните, как нас зовут?

С. Белковский― Да, конечно.

А. Нарышкин― Ваша традиция, представлять ведущих. Давайте.

С. Белковский― Да, со мной в студии сегодня Алексей Нарышкин и Алексей Соломин.

А. Нарышкин― Слушайте, а можете показать, кто из нас кто?

С. Белковский― Да, конечно. Это Алексей Соломин, а это Алексей Нарышкин.

А. Соломин― Устроил допрос с пристрастием.

С. Белковский― Больше того, я же заин― Большая честь.

С. Белковский― Да-да-да. Я хочу сказать одно слово.

А. Соломин― В смысле, что-то вам сказать про Невзорова нужно?

С. Белковский― Когда мы представимся, я скажу, что еще и…

А. Соломин― Я хотел сказать просто, что устроил тут елейный допрос Нарышкин.

А. Нарышкин― Кому? А – Станиславу Белковскому, да, конечно. Слушайте, сразу есть вопрос – про Ингушетию.

А. Соломин― Подождите, я просто скажу, что Александр Невзоров… Спрашивают: где Невзоров? Александр Невзоров будет на этом месте, но не сегодня. Сегодня по уважительной причине отсутствует.

С.Белковский: На уровне Ингушетии дело правозащитников может продвинуться далеко, поскольку Евкуров не любит КадыроваQТвитнуть

С. Белковский― Да, для меня всегда большая честь и ответственность выступать на «Эхе Москвы», но двойная честь и ответственность, конечно, замещать Александра Глебовича. Замена явно неравноценная, так, наверное, должен чувствовать себя Артем Дзюба, выходя на поле вместо Лионеля Месси. Я все же постараюсь, чтобы вам, дорогие слушатели и зрители Сетевизора, было не совсем скучно.

А. Нарышкин― В Ингушетии возбудили дело о воспрепятствовании журналистской деятельности. Вот эта история с нападением на автобус с правозащитниками, с журналистами. Что думаете вообще про эту историю, чем она закончится?

С. Белковский― Ну, на уровне Ингушетии она может продвинуться достаточно далеко, поскольку известно, что руководитель Ингушетии и лично президент Юнус-Бек Евкуров не любит чеченское руководство и Рамзана Ахматовича Кадырова.

А. Соломин― Хотя недавно ездили в машине вместе, о чем-то говорили. Встречаются, разговаривают.

С. Белковский― Ну, это в плане дополнительной гарантии безопасности. Я думаю, президент Ингушетии – такую-то машину не взорвут. А ведь в свое время подозревали чеченское руководство в причастности к покушению, которое едва не закончилось гибелью ингушского президента вскоре после его избрания на этот пост.

А. Нарышкин― Кстати, это же дело теперь, оно большое. Помимо воспрепятствования деятельности, это вот третье дело стало, теперь будет такое объединенное большое, там хулиганство и умышленное уничтожение или повреждение имущества. Разбой даже есть.

А. Соломин― Мы понимаем, что если делу дали ход вроде бы, именно по той статье, которой, наверное, добивались, воспрепятствование деятельности журналиста – это серьезная достаточно статья, на мой взгляд. Но вопрос-то в том, что ведь уходит все все равно в Чечню. Концы могут туда уйти…

С. Белковский― Пока Рамзан Ахматович существует, и существует его роль в политической системе современной России, то до самого конца дело доведено не будет. Но на уровне Ингушетии оно может продвинуться, да.

А. Соломин― А куда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»

Значительное количество детей с ДЦП  имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м  – 4 лет. Эти дети...

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Урок английского языка по теме: Формирование лексико-грамматических навыков по теме: «Продукты питания»

Формирование лексико-грамматических навыков по теме: «Продукты питания». (урок 24 по УМК Верещагиной И.Н.)Урок был проведён в 3 классе.Тип урока – урок-закрепленияВид урока - повторительно-обобща...

курсовая работа на тему ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Хоровое пение - один из видов коллективной исполни­тельской деятельности. Оно способствует развитию певче­ской культуры школьников, их общему и музыкальному развитию. Национальная культура несет в себ...

Коррекционно-развивающие занятия по формированию графических навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальц...