Коррекционно-развивающие занятия по формированию графических навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Лаптева Инна Алексеевна

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Особенно это прослеживается у детей с общим недоразвитием речи.Коррекционно-развивающая направленность данной разработки обеспечивается подбором упражнений, игр соответствующих возрасту, специфики индивидуального развития, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки освоить графические навыки.Коррекционно-развивающая направленность данной разработки обеспечивается подбором упражнений, игр соответствующих возрасту, специфики индивидуального развития, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки освоить графические навыки.. Подбор игр и упражнений был направлен на формирование у ребенка базовых графических навыков, развитие координации движений и мускульной памяти руки; кроме того, развитие и укрепление зрительной памяти, пространственного ориентирования, произвольного внимания, прилежания и аккуратности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_graficheskih_navykov.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

Актуальность темы.

Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет  облегчено. Письмо - сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга.

Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости.

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Особенно это прослеживается у детей с общим недоразвитием речи.

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются не ровными, линии «дрожащими», нажим не равномерный, буквы получаются разного размера, пишутся на нерабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, но так же от уровня сформированности психических процессов - внимания, памяти, пространственных представлений.

Необходимо начинать коррекционно-развивающую деятельность по развитию графических навыков как можно раньше. Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.

Однако специальной педагогической литературы и разработок по этой проблеме для воспитанников детских садов недостаточно, что и послужило основанием выбора темы саморазвития «Формирование графических навыков у детей старшего возраста, имеющих нарушение речи».

Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук?

Вне всяких сомнений, что этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги, проволоки и др. материалов.

Коррекционно-развивающая направленность данной разработки обеспечивается подбором упражнений, игр соответствующих возрасту, специфики индивидуального развития, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки освоить графические навыки.

При отборе содержания коррекционно-развивающей деятельности с детьми основное внимание уделялось на игровую деятельность. Подбор игр и упражнений был направлен на формирование у ребенка базовых графических навыков, развитие координации движений и мускульной памяти руки; кроме того, развитие и укрепление зрительной памяти, пространственного ориентирования, произвольного внимания, прилежания и аккуратности.

Для развития графического навыка следует использовать:

  • рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
  • рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
  • выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:

  • пальчиковую гимнастику;
  • упражнения на освоение предметных действий.

При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выходя за контур.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на:

  • правильность посадки за столом; выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Специальные упражнения на развитие графических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

  • Прямые дорожки:

ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

  • Фигурные дорожки:

ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

  • Рисование по точкам:

ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

  • Рисование по контурам:

ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

  • Рисование по клеточкам:

На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:

  • вертикальные (сверху вниз);
  • горизонтальные (слева направо);
  • наклонные;
  • «клубочками» (круговые движения руки);
  • полукругами.
  • Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
  • Пальчиковая гимнастика, самомассаж рук для развития мелкой моторики рук
  • Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.

Освоение предметных действий.

Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.

Основные направления работы по формированию графических навыков у детей:

  • графические дорожки;
  • обводка;
  • соедини по точкам;
  • закрашивание;
  • трафарет;
  • графический диктант;
  • рисование по клеткам.

Данный план работы по развитию мелкой моторики рассчитан

 на 1 занятие в неделю.

Цельразвивать начальные графические навыки у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.

задачи:

  • развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;
  • развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
  • формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий;
  • воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.

Выполняя различные упражнения по графическим навыкам, ребенок и педагог должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма, коротко их можно сформулировать так:

Гигиенические правила письма.

Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево

Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает, а указательного - легко кладется сверху (расстояние – 1.5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.

Положение тетради. Тетрадь лежит на средине стола с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.

Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей.

Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему.

Сначала взрослый объясняет правила. Например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап – самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.

Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности:

  • посадка;
  • положение листа тетради, рук, ручки;
  • ведение руки по строке слева направо.

Календарно-тематический план по развитию графических навыков

у детей дошкольного возраста.

Октябрь

 Тема занятия: «Точка»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Путешествие игрушки».

3. Работа в тетради в клетку (1-7).

4. Игра «Найди задуманный предмет».

5. «Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Познакомить с клеткой и ее частями: сторона, угол.

Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения.

 Тема: «Точка» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Путешествие игрушки».

3. Работа в тетради в клетку (16-23).

4. Игра «Делай наоборот».

5. «Обводка». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжить знакомство с клеткой и ее частями: сторона, угол.

Продолжать формировать умение обводить трафарет по контуру, не сдвигая его в сторону.

  Тема:«Палочка» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Лабиринт».

3. Работа в тетради в клетку (26-31).

4. Игра «Мяч в корзинке».

5. «Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжить знакомство с клеткой и ее частями: сторона, угол.

Формировать умение обводить рисунок по точкам.

Тема: «Палочка» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Лабиринт».

3. Работа в тетради в клетку (32-37).

4. Игра «Острова».

5. «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжить знакомство с клеткой и ее частями: сторона, угол.

Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Тема: «Геометрические фигуры»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Путаница».

3. Работа в тетради в клетку (38-44).

4. Игра «Мяч в корзинке».

5. «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжить знакомство с клеткой и ее частями: сторона, угол.

Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Ноябрь

Тема:«Геометрические фигуры» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Путаница».

3. Работа в тетради в клетку (45-51).

4. Игра «Делай наоборот».

5. «Штриховка горизонтальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать графические навыки. Продолжать формировать умение заштриховывать изображение горизонтальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Тема: «Геометрические фигуры»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Найди различия».

3. Работа в тетради в клетку (52-58).

4. Игра «Острова».

5. «Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема: «Геометрические фигуры» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Лабиринт».

3. Работа в тетради в клетку (59-66).

4. Игра «День и ночь».

5. «Раскрась по цифрам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема: «Геометрические фигуры» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Путаница».

3. Работа в тетради в клетку (67-73).

4. Игра «Мяч в корзинке».

5. «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать графические навыки.

Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Декабрь

Тема: «Геометрические фигуры»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Найди различия».

3. Работа в тетради в клетку (74-80).

4. Игра «Найди задуманный предмет».

5. «Дорисуй узор». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема:«Геометрические фигуры»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Буквы спрятались».

3. Работа в тетради в клетку (81-87).

4. Игра «Делай наоборот».

5. «Штриховка диагональная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема: «Геометрические фигуры» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Буквы спрятались».

3. Работа в тетради в клетку (88-93).

4. Игра «Гонки мячей».

5. «Штриховка диагональная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать графические навыки.

Продолжать формировать умение заштриховывать изображение диагональными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Тема:«Геометрические фигуры»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. Игра «Прищепки».

3. Работа в тетради в клетку (94-100).

4. Игра «Гонки мячей».

5. «Штриховка диагональная».

Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Продолжать формировать умение заштриховывать изображение диагональными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Январь 

Тема: «Дуга» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Игра «Буквы спрятались».

3. Работа в тетради в клетку (101-107).

4. Игра «Острова».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема: «Дуга»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. Игра «Прищепки».

3. Работа в тетради в клетку (112-118).

4. Игра «Острова».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема: «Дуга»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. «Счетные палочки».

3. Работа в тетради в клетку (119-125).

4. Игра «Гонки мячей».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема: «Дуга»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. «Счетные палочки».

3. Работа в тетради в клетку (126-133).

4. Игра «Гонки мячей».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Февраль

 Тема: «Дуга» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Путаница».

3. Работа в тетради в клетку (134-139).

4. Игра «Найди задуманный предмет».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема: «Предметная фигура» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Путаница».

3. Работа в тетради в клетку (140-145).

4. Игра «Найди задуманный предмет».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема: «Предметная фигура»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. Игра «Прищепки».

3. Работа в тетради в клетку (146-150).

4. Игра «Делай наоборот».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема: «Предметная фигура» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Найди различия».

3. Работа в тетради в клетку (151-155).

4. Игра «Живая неделя».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Март 

Тема: «Предметная фигура» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Буквы спрятались».

3. Работа в тетради в клетку (156-160).

4. Игра «Найди задуманный предмет».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

 Тема: «Предметная фигура» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Путаница».

3. Работа в тетради в клетку (161-165).

4. Игра «Острова».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема:«Предметная фигура» 

1. Самомассаж Су-ждок

2. Упражнение «Лабиринт».

3. Работа в тетради в клетку (166 -170).

4. Игра «Живая неделя».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Тема: «Предметная фигура»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. «Счетные палочки».

3. Работа в тетради в клетку (171-173).

4. Игра «Мяч в корзинке».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

Апрель

 Тема: «Угадай-ка»

 1. Самомассаж Су-ждок

2. «Дорисуй изображение».

3. Работа в тетради в клетку (174-179).

4. Игра «Гонки мячей».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развивать графические навыки.

Развивать зрительное внимание, память.

2 1. Самомассаж Су-ждок

2. «Лабиринт».

3. Работа в тетради в клетку (180-186).

4. Игра «Мяч в корзинке».

5. «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развитие графических навыков.

Развитие зрительного внимания, памяти.

  •  Самомассаж Су-ждок
  •  «Счетные палочки».
  • Работа в тетради в клетку (187-192).
  • Игра «Найди предмет».
  •  «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развитие графических навыков.

Развитие зрительного внимания, памяти.

  •  Самомассаж Су-ждок
  •  «Дорисуй предмет».
  • Работа в тетради в клетку (192-197).
  •  Игра «Живая неделя».
  •  «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Развитие графических навыков.

Развитие зрительного внимания, памяти.

  • Самомассаж Су-ждок
  • «Счетные палочки».
  • Работа в тетради в клетку (198-203).
  • Игра «Мяч в корзинке».
  • «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.
  • Развивать графические навыки.
  • Развивать зрительное внимание, память.

Самостоятельная деятельность воспитанников

 Н/п игры: «Разрезные картинки», «Пазлы».

Н/игры: «Золушка», «Волшебный клубочек», «Прищепки», «Геометрическая мозаика», «Конструктор», «Штриховки», «Обводки», «Счетные палочки», «Забавные превращения», «Дорисуй предмет».

Консультации для родителей 

  • «Пальцы помогают говорить».
  • «Формирование графических навыков у дошкольников».
  • Памятка «Правила посадки при письме».
  • «Развитие графомоторных навыков у дошкольников в домашних условиях».

Литература

О. С. Иванникова «О формировании графических навыков»

Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Т. С. Голубина «Чему научит клеточка».

Изучение методической литературы поданной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.

Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....

Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»

Материал содержит  игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей....

Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста

В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации  дошкольников и ее влияние на развитие речи  и черты личности....

Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

"Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на родительской конференции...

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Представляет интерес для родителей дошкольников....