Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»
консультация по теме
Материал содержит игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов
Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста» (слайд №1)
Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.
(слайд № 2) Практика показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
(слайд № 3) На представленном слайде видно, что предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются. (Слайд 4.)
Что же такое предлог. Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении.
(Слайд 5)
На слайде показана последовательность усвоения предлогов детьми в онтогенезе (по А.Н. Гвоздеву):
В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог.
(Слайд 6)
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: слайд.
(Слайд 7) Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, и т.д.
(слайд №8) На фронтальных логопедических занятиях решаются следующие задачи: (на слайде).
Предлагаю вашему вниманию Коррекционно- развивающие игры, направленных на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста используемые мною в работе.
(слайд № 9-10) Игра: «Назови, где предмет?»
Цель: Формирование четких лексических значений предлогов. Игра с предметами.
(слайд № 11) Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, вводятся графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.
(слайд № 12) Игра: «Кошки - мышки»
Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогами;
Научить подбирать нужную схему.
(слайд № 13) Игра: «Где находится предмет?»
Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогами;
Научить подбирать нужную схему.
(слайд 14) «Короткие слова»
Цель: Закрепление подбора картинок к заданному предлогу.
(слайд № 15) Игра: Игра: «Составь схему предложения».
Цель: Закреплять умение составлять предложение с предлогом.
(слайд № 16 ) Игра: «Сыщики»
Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогами;
- Развивать внимание, память, мышление.
(слайд № 18) Игра: «Что изменилось?»
Цель: Составление предложений с предлогами «НА», «ПОД», «В», «ЗА», «ИЗ-ЗА»;
Развивать внимание, память.
*сравнение картинок и того, что на них изображено между собой .
Например: На первой картинке медведь сидит на стуле, а на другой медведь сидит под столом.
Машинка стоит у стола, машинка стоит под столом.
(слайд № 19) Игра: «Добавь маленькое слово (предлог)».
Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог
Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
Стол стоит...
Полочка с книгами висит...
Мишка сидит...
Пирамидка стоит...
Кукла лежит...
Лампа висит...
Дверь находится...
(слайд № 20) Игра «Исправь ошибки»
Логопед: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи».
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
(слайд № 21) Пересказ рассказа: «Догонялка».
Цель: Отработать правильное употребление и различение предлогов на речевом материале рассказа «Догонялка».
Подписи к слайдам:
Цель: Закреплять умение составлятьсловосочетание с предлогами; научить подбирать нужную схему.
Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогами;Научить подбирать нужную схему
Пересказ рассказа: «ДОГОНЯЛКА»Цель: отработать правильное употребление и различение предлогов на речевом материале.Скачет белка по лесу, грибы на зиму собирает, а навстречу ей лиса бежит:Белка, белка, что ж ты от меня не убегаешь, я ведь могу тебя схватить!Нет, лисонька, не догонишь! Я ОТ тебя Сполянки НА горку, С горки К кустикам, ОТкустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К дереву и НА дерево, С дерева НА дерево — и Вдупло!Ой ли, белка, догоню! — не верит лиса.Лови, кумушка! — только и мелькнулбеличий хвост: С полянки НА горку, С горки К кустикам, ОТ кустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К дереву и НА дерево, С дереваНА дерево и сидит уж белка У своего дуплаНА ветке.НА лису сверху смотрит и смеётся:—Что ж не догоняешь? Или забыла, чтолисы ПО деревьям не лазают, С ветки НА ветку не скачут?!Ничего лиса не ответила, пушистым хвостом махнула и убежала.Т. Шуйская
Игра: «Мечтатели»Цель: закрепить у детей умение употреблять предложный падеж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2015 г. - Компьютерные игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста"
Мастер-класс "Компьютерные игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста" предназначен для специалистов системы коррекционно-р...
Мастер- класс для педагогов тема" Нетрадиционные формы работы учителя - логопеда. Игры с песком"
Пескотерапия - как одна из нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми - логопатами....
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Приемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста...
Обучающий мастер-класс для педагогов Тема: Основы 3D моделирования. Печать 3D моделей на 3D принтере.
Формирование и развитие интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей....
ПРОГРАММА коррекционной работы по формированию грамотного звукопроизношения и развитию устной речи у детей дошкольного возраста с ОНР II-III уровня
целевая аудитория: дети2016 - 2017 учебный год...
Мастер-класс для педагогов "Организация сюжетно-ролевой игры"
Мастер-класс для педагогов по организации сюжетно-ролевой игры.Цели:1. повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры;2. совершенствовать умения находить выход в сл...
Мастер-класс "Нетрадиционные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми Су-Джок терапия"
Мастер-класс "Нетрадиционные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми Су-Джок терапия"...