Доклад на тему: «Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре»
статья по физкультуре

Обриева Евгения Владимировна

  Одна из важнейших проблем совершенствования учебно- воспитательного процесса в специальных учреждениях для детей с нарушениями в развитии в настоящее время - создание системы управления процессом развития личности ребенка.

   Развитие личности ребенка происходит в различных видах деятельности, в том числе и игровой - наиболее ярко выраженной в дошкольном и младшем школьном возрасте.

   Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами или без правил (Маллаев Д.М., 2018).

   Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей с нарушениями в развитии. В игровой деятельности приобретается практический опыт культуры общения - развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты. Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы занимающихся. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Подвижные игры вынуждают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнеров. Игры развивают внутреннюю речь и логику (Шапкова Л.В., 2019).

  Итак, подвижные игры выступают как одно из действенных средств физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.

 

Подвижные игры можно использовать во всех нозологических группах:

  •  со слабовидящими и незрячими детьми (только у тотально слепых ограничение физической нагрузки при катаракте, глаукоме, опухоли, миопии высокой степени);
  • с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии;
  •  со слабослышащими и глухими;
  •  с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Подвижные игры можно использовать:

  •  в адаптивном физическом воспитании (на уроках адаптивной физической культуры);
  • в адаптивной двигательной рекреации (игры на переменах);
  •  в адаптивном спорте (подвижные игры выступают как вспомогательное средство для совершенствования физических качеств);
  •  в адаптивной двигательной реабилитации (элементы подвижных игр для укрепления мышечно-связочного аппарата).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

        

Доклад на тему:

«Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре»

Подготовил учитель АФК:

Обриева Е.В.

  Одна из важнейших проблем совершенствования учебно- воспитательного процесса в специальных учреждениях для детей с нарушениями в развитии в настоящее время - создание системы управления процессом развития личности ребенка.

   Развитие личности ребенка происходит в различных видах деятельности, в том числе и игровой - наиболее ярко выраженной в дошкольном и младшем школьном возрасте.

   Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами или без правил (Маллаев Д.М., 2018).

   Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей с нарушениями в развитии. В игровой деятельности приобретается практический опыт культуры общения - развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты. Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы занимающихся. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Подвижные игры вынуждают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнеров. Игры развивают внутреннюю речь и логику (Шапкова Л.В., 2019).

  Итак, подвижные игры выступают как одно из действенных средств физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.

Подвижные игры можно использовать во всех нозологических группах:

  •  со слабовидящими и незрячими детьми (только у тотально слепых ограничение физической нагрузки при катаракте, глаукоме, опухоли, миопии высокой степени);
  • с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии;
  •  со слабослышащими и глухими;
  •  с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Подвижные игры можно использовать:

  •  в адаптивном физическом воспитании (на уроках адаптивной физической культуры);
  • в адаптивной двигательной рекреации (игры на переменах);
  •  в адаптивном спорте (подвижные игры выступают как вспомогательное средство для совершенствования физических качеств);
  •  в адаптивной двигательной реабилитации (элементы подвижных игр для укрепления мышечно-связочного аппарата).

Подвижная игра - совокупность действий, объединенных сюжетом и единой целью. Основными чертами игр является:

  •  Наличие сюжета.
  •  Наличие соперничества.
  • Проявление интереса, эмоциональных переживаний.

Единой классификации подвижных игр нет, даже для здоровых детей. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности. Предлагаемая Л.В. Шапковой классификация подвижных игр позволяет выбрать те, которые направленно воздействуют на функции ребенка, отстающие в развитии и нуждающиеся в коррекции.

По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку

  •  Подвижные игры незначительной психофизической нагрузки - ЧСС до 100 уд./мин.
  • Умеренной психофизической нагрузки - ЧСС до 100- 120 уд./мин.
  • Тонизирующей психофизической нагрузки - ЧСС до 120-140 уд./мин.
  • Тренирующей психофизической нагрузки - ЧСС до 140- 160 уд./мин.

По преобладающему виду действия

  • Подвижные игры с ходьбой, бегом.
  • Игры с прыжками.
  • Игры с метанием, бросками.
  • С ползанием и подлезанием.
  • С ловлей и передачей мяча.
  • С различными предметами.

По преимущественному развитию физических качеств

  • Для развития координационных способностей.
  • Для развития скоростных качеств.
  • Для развития силовых и скоростно-силовых качеств.

По форме организации и проведения подвижных игр

  • С водящим.
  • В парах, тройках.
  •  Командные.

По виду использования межпредметных связей

  •  С речевой деятельностью.
  • С представлениями о частях тела, о направлениях движения.
  •  С элементарными математическими представлениями.
  •  С информацией об окружающем мире.

По преимущественной активизации психических процессов

  •  На развитие внимания.
  • На память.
  •  На мышление.
  • На восприятие.
  •  На воображение.
  •  На активизацию речевой деятельности.

По оздоровительной направленности

  •  На формирование осанки.
  •  На укрепление мышечно-связочного аппарата, профилактику плоскостопия.
  • На укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Список литературы:

  1. Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Academia, 2000. – 157 с.
  2. Пахомова С.В., Витун Е.В. Подвижные игры и эстафеты в системе физического воспитания студентов. Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 24 с.
  3.  Попенченко, В.В. Физическое воспитание в ВУЗЕ. Учебное пособие. – Москва: Высшая школа, 1979. – 120 с.
  4.  Рахимов М.И. Сто упражнений по развитию технических навыков у юных баскетболистов. Учебно - методическое пособие. – Казань: КГУ,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...

Доклад на тему "Коррекционно-развивающие задания для активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках математики"

В работе представлены различные виды заданий, используемых на уроках математики, для развития и коррекции у умственно отсталых учащихся таких психических процессов, как внимание, память, мышление....

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая образовательная среда- фактор успешности ученика»

Коррекционно-развивающая образовательная среда-  фактор успешности ученика.Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответ...

Доклад на тему «Коррекционно-развивающая среда как средство коррекции и компенсации детей с ОВЗ»

     «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и пи...