Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая образовательная среда- фактор успешности ученика»
статья на тему

Коррекционно-развивающая образовательная среда-  фактор успешности ученика.

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответствии с особенностями обучающихся, следует выделить следующие развивающие среды.

Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию  сенсорных систем. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие (макеты овощей и фруктов).

Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.

Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.

Для того чтобы коррекционно-развивающая среда выполняла свое основное назначение — создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов деятельности, — она должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, то есть создать зону ближайшего психического развития;

- содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, то есть соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;

- быть для ребенка неисчерпаемой, информативной, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;

- соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;

- быть системной, то есть отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Казённое Образовательное Учреждение

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»».

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Коррекционно-развивающая образовательная среда-  фактор успешности ученика»

Выступающие:   учитель – дефектолог

Семенова Дарья Геннадьевна

Коррекционно-развивающая образовательная среда-  фактор успешности ученика.

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответствии с особенностями обучающихся, следует выделить следующие развивающие среды.

Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию  сенсорных систем. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие (макеты овощей и фруктов).

Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.

Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.

Для того чтобы коррекционно-развивающая среда выполняла свое основное назначение — создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов деятельности, — она должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, то есть создать зону ближайшего психического развития;

- содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, то есть соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;

- быть для ребенка неисчерпаемой, информативной, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;

- соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;

- быть системной, то есть отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей.

Наши кабинеты оборудованы стандартным набором школьной мебели – парты и стулья, имеется классная доска, шкафы для пособий. Имеется оборудованное место учителя (стол, стул, компьютер). С помощью организационных решений учебно-воспитательный объем осуществляется в полном объеме.

Мы разделили учебные кабинеты на рабочие зоны по отношению к детям выделили:

- учебные зоны,

- двигательные зоны,

- игровые зоны.

Учебные зоны - обеспечивают место проведения занятий и разделены на следующие подзоны:

“ Математическая зона” – это счеты, палочки, шнурки, пуговицы, прищепки.

“Зона развития речи” – это книги, буквы, разнообразные по цвету, размеру, фактуре, материалу; сюжетные и предметные картинки, карточки со слогами, словами; наглядные материалы по лексическим темам, календарь природы.

“Зона творчества” – это пластилин, альбомы, мозаика, конструкторы и пр.

“Сенсорная зона” – максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие .

Весь процесс обучения мы строим с применением всех зон.

Ученики могут заниматься в любом уголке, и именно с этого начинается учебный день. Учитель же организует детей в том уголке, который соответствует содержанию уроков по расписанию. Делается это как бы между делом: “А что у нас на этом столе. Что-то появилось у нас на тарелке».

В начале учебного дня учащиеся подходят в уголок по развитию речи. Каждый день на нём заполняется календарь погоды. Уточняется сегодняшний день недели, месяц, дата. Определяется, какой день был вчера, какой будет завтра.

Весь материал взаимозаменяем. Например, при изучении темы: “Фрукты”. На столике лежат картинки с фруктами, сюжетные картинки о том, как собирают фрукты, и обязательно свежие фрукты. Это делается для того, чтобы дети могли увидеть, потрогать. Такой вариант организации среды и обучения наиболее оптимален для работы с детьми со сложным дефектом.

Центральная часть класса организована для игр и учителю нет необходимости ждать перемен, можно устроить дополнительный отдых, ориентируясь на состояние, возможности детей и тем самым действительно реализовать принципы индивидуального подхода и дифференцированного обучения.

Подобное оформление классов развивает мотивацию у детей к обучению, формирует реальное представление об окружающей действительности, которую они осваивают, и тем самым создаётся база навыков социального поведения. Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, уроков, чередования работы за партой и упражнений в двигательной зоне. Оборудование и приспособления в данной зоне, необходимы для физического развития детей (мячи, скакалки, кубы и пр.).

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей.

 По отношению к деятельности специалиста мы выделяем следующие зоны:

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности обучающихся. Предусмотрено рациональное размещение наглядности для того, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию учителя. Мы постарались сделать так , чтоб данная зона отвечала задачам организационно-планирующей деятельности специалиста. В этой зоне есть рабочий стол, шкафы для хранения материалов. Часть шкафов, которые можно было убрать из учебных кабинетов, были перемещены в учительскую.

Все пособия, дидактические материалы, научно-методическая литература, расположены в местах недоступных для обучающихся и не мешают учебно-воспитательному процессу.

Следующим этапом работы стало оборудование кабинета предметными ресурсами - оборудованием для демонстрации: настенные доски (магнитная), наборное полотно, белый и цветной мел, наборы цветных карандашей, дидактические игры и пособия. Практически в каждом учебном кабинете имеется мультимедийный проектор.

Сохранность фонда средств обучения и учебно-наглядных пособий и его постоянное пополнение, и эффективное использование во многом зависит от условий хранения. Учитель должен иметь возможность достать необходимые на уроке пособия, затрачивая на это минимальное время, удобство в пользовании, создаёт возможности для систематизации материала.

В некоторых учебных кабинетах начальных классов парты  расположены полукругом, что даёт возможность хорошо видеть учителя. Столики лёгкие переносные. В любое время можно освободить пространство. Это удобно для таких уроков как труд, ручное творчество, где достаточно верхнего освещения.

В классах имеются  зелёные насаждения, которые успокаивают и насыщают воздух кислородом. Стены кабинетов окрашены краской светлых тонов. Учебные  кабинеты находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Учебно-воспитательный процесс организуется в соответствии с учебным планом и правилами СанПин.

В нашем структурном подразделении есть специально оборудованное помещение для проведение уроков по логоритмике. Ритмика - специальный раздел,  цель которого активизировать восприятие детей посредством музыки и  движения,  помочь проявить их музыкальные способности. Основная задача занятий ритмикой в образовательных учреждениях – это  развитие у воспитанников общей музыкальности и чувства ритма. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

      Для реализации такого подхода необходимо сделать так, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения школьников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр, а так же специально оборудованное помещение. Тогда, используя эту систему, педагог может  быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. На уроках логоритмики для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений.

В младшем и среднем школьном возрасте используются яркие, понятные детям образы (ветерок, солнышко, капельки, домик и др.). Старшим школьникам предлагаю целые композиции: ритмические танцы, скороговорки, стихотворные инсценировки, пародии и др. Например («Веселое путешествие», «Строим дом», «Волшебный цветок», «Концерт звезд», «Цирк зверей» и т.д.). Но во всех возрастных группах педагог старается  разнообразить занятия, например,  проводить: урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН.

В нашем структурном подразделении оборудован кабинет фольклора. Здесь учащиеся учатся играть на шумовых инструментах различные ритмы, применять полученные навыки народной хореографии, двигаться в соответствии с характером музыки, применять навыки сценической импровизации. Подведение результатов фольклорных занятий - проведение праздников по народному календарю: «Осенины», «Святки», «Масленица» , активное участие в смотрах, фестивалях детского творчества.

Так же у нас оборудованы мастерские, в которых дети получают возможность реализоваться в разных видах творчества. Поэтому создание коррекционно - развивающей среды  в кабинетах швейного дела и столярной мастерской, является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создании возможности творческой самореализации детей.

Дизайн кабинета швейного дела способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения.

В наших мастерских, педагоги стараются создать богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к самовыражению, самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией. Постоянно действует выставка работ учащихся. Каждый год весной в структурном подразделении проводится выставка - ярмарка работ учащихся, на которой все желающие могут приобрести   понравившееся изделия.  

Мы надеемся, что изменения в организации  разработанной нами системы специальной коррекционно-развивающей среды для детей со сложной структурой дефекта позволит достичь положительных результатов.

Уже сейчас можно отметить, что среда учебных  кабинетов эффективно влияет на процессы развития, обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемый нами подход к организации коррекционно-развивающей среды не является статичным, он предполагает дальнейшее развитие. Создавая условия для реализации особых образовательных потребностей категории наших учеников, среда неизбежно самосовершенствуется, что способствует раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов обучения. Адекватное сочетание всех компонентов среды обеспечивает единство пространства, которое позволяет с одной стороны, создать условия для всестороннего воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с другой – активно включиться самому ребенку в процесс коррекции, компенсации имеющихся у него ограничений.

Подбор и размещение мебели, технического оборудования, дидактического материала и игрушек определяется необходимостью без барьерного передвижения и контакта, дозирования информационного поля, пластичного введения ребенка в различные формы и виды занятий и уроков.

Специфика интерьера и размещения предметного окружения требует сохранения стабильности для того чтобы дети с проблемами в развитии запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, дидактического материала и предметов быты для формирования стереотипов в поведении. Ребенок должен иметь свободу выбора деятельности, руководствуясь собственными внутренними мотивами. Еще одно условие заключается в возможности работы, не будучи прерванным.

На основании выше изложенного, можно сказать, что мы реализуем поставленные перед нами задачи по созданию коррекционно-развивающей образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Владение современными перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога"

Доклад на тему:«Владение современными  перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога"...

Программа коррекционно-развивающих занятий для старшеклассников "Стань успешным!"

Программа поможет старшеклассникам развить личностные качества: социальную активность, общительность, уверенность в себе, определиться  с будущей профессией, психологически подготовиться к экзаме...

Доклад на тему "Коррекционно-развивающие задания для активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках математики"

В работе представлены различные виды заданий, используемых на уроках математики, для развития и коррекции у умственно отсталых учащихся таких психических процессов, как внимание, память, мышление....

Доклад на тему «Коррекционно-развивающая среда как средство коррекции и компенсации детей с ОВЗ»

     «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и пи...

Доклад на тему "Формирование читательской грамотности как основа успешности обучения в образовательном пространстве"

В докладе представлены основные приемы и методы работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках разных предметов. Особое внимание уделяется работе с несплошными текстами....