Главные вкладки

    Доклад на тему "Коррекционно-развивающие задания для активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках математики"
    методическая разработка на тему

    Филиппова Наталья Анатольевна

    В работе представлены различные виды заданий, используемых на уроках математики, для развития и коррекции у умственно отсталых учащихся таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Специфика развития математических способностей

    умственно отсталых учащихся

    У умственно отсталых учащихся наблюдается более простой вид обобщений – движение от частного к известному общему, подведение частного случая под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников, которые учатся в простых классах. Большое влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее.

    Способность оперировать числовой и знаковой символикой дается детям нелегко, они с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия компонентов действий. Проявление математической памяти в её развитых формах не наблюдается. Математическая память находится на низком уровне.

    Говоря о гибкости мыслительных процессов, можно сказать, что у детей с нарушением интеллекта она развита на самом низком уровне. Им очень трудно переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, опорных таблиц, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал.

    Способность к пространственным представлениям так же не развита, как и перечисленные выше компоненты математических способностей. Поэтому Аргинская И.И. рекомендует использовать геометрические фигуры. Это позволяет опираться на наглядные образы, выполнять предлагаемые задания в наглядно-действенном плане, что облегчает учащимся достижение успеха.

    Утомляемость умственно отсталых учащихся повышена. Следовательно, уроки математики, как и любые другие, должны быть интересными, занимательными. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.

    Методика формирования вычислительных навыков умственно отсталых учащихся

    На изучение математики в учебном плане отводится большое количество времени. Но математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у многих умственно отсталых учащихся.

    Одна из главных причин такого положения – подмена основной функции изучения математики (формирование математических понятий, с которыми встречаются дети как в школе, так и вне её, установление связей между ними) выработкой вычислительных навыков.

    Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и порой скучная для учащихся работа, если не вносится разнообразие в её организацию. Один из приемов следующий: в предлагаемых заданиях даны словесные формулировки познавательных вопросов, а также возможные варианты ответов, один из которых – правильный. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Для этого им необходимо выполнить математические задания, например, решить примеры.

    Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения познавательного характера способствуют активности детей, так как в таких заданиях:

    1.  заложена смена деятельности детей (они слушают, думают, отвечают, составляют выражения, находят их значения и дописывают результаты);
    2.  узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, расширяет кругозор, способствует общему развитию, но и побуждает к самостоятельному познанию нового.

    Активизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

    Каждый учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что ребята будут активны. Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль – подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений.

    При обучении наиболее распространена беседа. Это объясняется прежде всего психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта. Вопрос стимулирует внимание детей, позволяет включать их в коллективную работу класса и осуществлять руководство познавательной деятельностью детей.

    Рассматривая метод беседы как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся, Бабанский Ю К. пишет, что «метод беседы включает в себя приемы постановки вопросов в определенной логической последовательности, приемы постановки наводящих вопросов, приемы активизации всех учеников в беседе, приемы коррекции ошибочных ответов, приемы формулирования выводов, обобщений, оценки деятельности учащихся». Такой подход наиболее эффективен в практике обучения, так как приемы, с одной стороны, конкретизируют особенности применения каждого метода на различных этапах обучения, с другой – расширяют возможности его использования.

    Рассмотрим использование беседы на этапе устного счета. Прием постановки вопросов в определенной логической последовательности здесь не играет особой роли. Цель беседы на данном этапе – закрепить математические понятия, совершенствовать навыки устных вычислений. Вопросы обычно носят репродуктивный характер.

    Приведем пример беседы, которая наиболее часто встречается в практике обучения. Учитель предлагает:

    1. Найдите сумму чисел 80 и 70.
    2. Увеличьте 53 на 40.
    3. К какому числу надо прибавить 20, чтобы получить 28?
    4. Чему равна сумма чисел 250 и 140? Чему равна разность этих чисел?

    Если учитель ограничивается продумыванием только содержания предлагаемых вопросов, то активность учащихся, как показывает практика, снижается. Поэтому на этапе устного счета учитель должен уделять особое внимание приемам, активизирующим деятельность учащихся. Перечислим эти приемы.

    1. Использование демонстрационных карточек

    Учитель показывает две карточки с числами 80 и 7 и спрашивает: какие действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.) Затем предлагает задания:

    Найдите сумму этих чисел.

    Найдите разность этих чисел.

    Увеличьте число 80 на 2, на 20.

    Уменьшите число 80 на 3, на 30.

    После этого учитель выставляет на доске три карточки с числами 200, 90 и 110 и спрашивает: какое число из трёх данных может быть уменьшаемым? Составьте пример. Решите его устно. (200 – 110 = =90) Какие числа из трёх данных могут быть слагаемыми? Составьте примеры. Решите их устно. (90 + 110 = 200; 110 + 90 = =200).

    1. Работа с перфокартами

    Каждый ученик получает индивидуальную перфокарту, содержащую примеры с различными заданиями. Учащиеся выполняют задания самостоятельно.

    №1

    … + 4 = 79          4 = 79 … 75

    … – 9 = 81          9 = 81 … 90

    … + 8 = 82          8 = 62 … 54

    … – 7 = 39          7 = 39 … 46

    №2

    75 … 4 = 79         75 + 4 =

    90 … 9 = 81         90 – 9 =

    54 … 8 = 62          54 + 8 =

    48 … 6 = 42          48 – 6 =

    После выполнения задания учитель проводит беседу:

    Прочитайте примеры, в которых находили разность.

    Прочитайте примеры, в которых находили сумму.

    К какому результату нужно прибавить 9, чтобы получить 90?

    К какому результату надо прибавить 8, чтобы получить 70?

    В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы учащихся. Такое сочетание в практике необходимо, а использование перфокарт активизирует учащихся в процессе беседы.

    1. Запись выражений на доске

    3 х 8                     4 х 4

    6 х 5                     3 х 10

    8 х 2                     6 х 7

    Учитель предлагает задания:

    Увеличьте первое произведение на 71.

    Уменьшите второе произведение на 23.

    Найдите разность третьего и пятого выражений.

    Найдите сумму четвертого и шестого выражений.

    Прочитайте выражения с одинаковыми значениями.

    1. Использование индивидуальных карточек с числами

    У каждого ученика на парте лежат карточки с числами:

    0     1     2     3     4     5     6     7     8     9

    Учитель читает выражение, например, три умножить на восемь, ученики поднимают карточки с соответствующими цифрами (чтобы получилось число – ответ, например, 24).

    1. Выбор ответов

    На доске записаны числа:

    32     34     53     84     41     78     96

    Учитель читает выражения, учащиеся должны выбрать и прочитать соответствующее этому выражению значение:

    4 х 8          (32)                  35 + 6        (41)                   80 – 2         (78)

    1. Использование сигнальных карточек

    Учитель предлагает учащимся вопросы, связанные с нахождением значений выражений. Прочитав выражение, он показывает на одно из чисел, записанных на доске. Если ответ совпадает с указанным числом, ученик показывает зеленую карточку, если не совпадает – красную.

    Например, на доске записаны числа:

    23     43     35     48     14     87     69

    Учитель предлагает увеличить на 4 число 39 и показывает на число 43. Ученик поднимает зеленую карточку.

    Далее учитель просит уменьшить на 5 число 29 и показывает на число 23. Ученик поднимает красную карточку.

    Учитель спрашивает: ответ больше или меньше числа 23? На сколько больше? На сколько нужно уменьшить 29, чтобы получить 23?

    1. Обоснование полученных ответов

    (с использованием различных записей на доске)

    На доске делается запись:

    50 * 30 = 1500

    50 * 30 = 80

    50 * 30 = 20

    Учитель спрашивает:

    Какой знак действия нужно поставить в первом случае? (Знак умножения.) Почему? (Чтобы получить 1500, нужно 50 повторить слагаемым 30 раз, 50 умножить на 30 равно 1500.)

    Какой знак действия необходим во втором случае? (Знак сложения.) Почему? (В ответе число 80, которое на 30 больше, чем 50. Значит, 50 надо увеличить на 30.)

    Сравните второе равенство с первым. (Одинаковые числа в условии, разные числа в ответах, так как разные математические действия.)

    Для того, чтобы у детей закрепились в памяти правила, алгоритмы, нужно чаще повторять разными способами ранее изученный материал. Это правило поможет не только детям усвоить математические знания, но и учителю в дальнейшей работе с детьми.

    На последующих этапах урока математики педагог также должен во главу угла ставить задачу по развитию познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью и коррекции ее недостатков. Этому могут способствовать следующие упражнения и задания.

    1. Задания на коррекцию и развитие внимания

    В данный раздел включены задания, направленные на коррекцию и развитие различных характеристик внимания: его объёма, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

    Это могут быть задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах.

    1. Прочерти путь из пункта А в пункт Д, пройдя через пункты В и С.

    Опыт работы учащихся по отысканию путей в лабиринтах уже достаточно большой, и дети без особого труда справляются с такими заданиями.

    Большой интерес для совершенствования навыков устных вычислений и развития внимания представляют числовые лабиринты. Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвленная сеть дорожек, продвигаясь по которым, необходимо выполнить определённые задания вычислительного характера, например, такие.

    2. Пройди путь от вершины пирамиды к её основанию, переходя из клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35.

    Это задание выполняется методом проб, учащиеся используют простой карандаш. Этот же лабиринт может быть использован через определённое время с несколько изменённым заданием: «Набрать по пути суммы 45; 55».

    С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объёма, развития воображения, учащиеся выполняют задания на пересчёт предметов, изображённых неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует ещё большей сосредоточенности. Например,

    3. Сколько звеньев в каждой цепочке? Сосчитай и напиши их число в соответствующих квадратах.

    4. Сколько двоек на рисунке?

    При выполнении таких заданий очень важно, чтобы учащиеся поняли, что необходимо каким-то знаком отмечать уже сосчитанный предмет или цифру: это может быть крестик, галочка, точка и т.д.

    После выполнения такие задания обязательно нужно проверить и помочь учащимся увидеть и исправить допущенные ошибки.

    На уроках могут присутствовать и комбинированные лабиринты, которые представляют собой объединение числового лабиринта и задания на пересчёт предметов, изображенных пересекающимися контурами, например:

    5. Помоги рабочему пройти по числовому лабиринту справа налево так, чтобы по дороге набрать сумму 60. После этого пересчитай, сколько молотков ему прислали с завода. Сравни два полученных числа. Запиши, какое из них больше и на сколько.

    Выполнение заданий такого вида требует, несомненно, сосредоточенности и на более продолжительное время.

    Можно проводить различные дидактические игры с целевой установкой на внимание, например: «Умножить или разделить?»

    Проведение этой игры преследует две важные цели: совершенствовать умение переключать и правильно распределять внимание на разные цвета, числа и арифметические действия и закреплять знания по программному материалу, в данном случае – по таблице умножения и соответствующим случаям деления. Игра может проводится с разными числами.

    Допустим, мы выбрали число 9, умножение и деление на которое закрепляем. Держим в руках картонный круг, который с одной стороны голубого цвета, а с другой – розового. На обеих сторонах круга написано число 4. Поясняем, что, когда учитель показывает круг голубой стороной и называет некоторое число, например, 6, учащиеся должны его умножить на 9, если же учитель показывает круг розовой стороной, то названное число дети должны разделить на 9. Круг показывается достаточно быстро, то одной, то другой стороной, а иногда два – три раза подряд одной и той же стороной. Дети записывают ответы в тетради. Примеры могут быть такими: 9х9; 81:9; 9х5; 9х4; 72:9; и т.д.

    По окончании проводится проверка правильности выполнения игры, выясняем не только уровень усвоения учащимися табличных случаев умножения девяти и деления на 9, но и уровень развития внимания. Игру можно проводить на любом этапе урока, используя различные модификации.

    1. Задания на коррекцию и развитие памяти

    В среднем звене продолжается работа по коррекции и развитию зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти учащихся. С этой целью можно использовать различные дидактические игры. Число включённых в игру «Запомни изученные слова» математических терминов и слов увеличивается, примерно, до 12 – 14, а их состав пополняется новыми для учащихся терминами: тысяча, трёхзначное, миллион, разряд, класс, километр и др.

    В игру «Цепочка слов» включается уже не менее восьми троек слов, объединённых в эти тройки по смыслу и охватывающих новый материал. Так, для воспроизведения ученикам предлагаются такие тройки слов: «внетабличное умножение чисел», «деление с остатком», «единицы, десятки, сотни», «остаток меньше делителя», «порядок выполнения действий» и др.

    Примерно один раз в месяц можно проводить зрительные диктанты. Их содержание обогащается изученным математическим материалом. Иногда их содержание может быть, например, представлено геометрическими фигурами (показывать в течение одной минуты одновременно все фигуры, изображённые на рисунке, а затем попросить учащихся воспроизвести их в тетради по памяти) или ответами таблицы умножения на 5, 3, 8 и т.д.

    1. Задания на развитие и коррекцию мышления

    Развитию мышления умственно отсталых учащихся нужно уделять особое внимание, и в старшем звене включать систему содержательно-логических заданий, направленных на развитие и коррекцию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач. Так, умение сравнивать отрабатывается при проведении сравнения двух чисел, примеров, задач, уравнений, двух фигур, а затем и группы чисел, группы примеров, группы задач и т.д. Это задания вида:

    1. Напиши два числа: сто и тысяча. Сравни эти числа.

    Чем похожи числа? Чем отличаются числа?

    2. Вычисли значения выражений: 280 : 4=…           240 : 4=…

    Подчеркни подмеченные различия.

    3. Найди сумму длин сторон заданных квадратов. Покажи сумму длин сторон каждого квадрата с помощью отрезка. Скажи, чем задания и их решения похожи.

    4. Реши задачи. Отметь сходство и различие в задачах и их решениях. Сделай вывод.

    • Витя сделал из дерева лодку длиной 36 см, а Миша – в 4 раза короче. Какой длины лодка у Миши?

    • Гале 18 лет, а сестра моложе её в 3 раза. Сколько лет сестре?

    • Масса тыквы 14 кг, а арбуза в 2 раза меньше. Какова масса арбуза?

    5. Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40.

    При выполнении данного задания обращать внимание учащихся на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан и им предстоит определить его самим. Числа могут быть разделены на две группы по разным признакам: в одну группу записать чётные числа, в другую – нечётные; в одну группу записать двузначные числа, оканчивающиеся цифрой 5 и нулём, т.е. числа, которые делятся на 5, в другую – числа, которые не делятся на 5. При этом обращать внимание учащихся, что необходимо следить за тем, чтобы все числа были распределены по группам и не случилось так, что одно и то же число попало в обе группы.

    6. Вставь недостающую фигуру.

    Ω…Δ…║…Δ…║…Ω…║…Δ

    На уроках можно использовать «интеллектуальные минутки», развивающие внимание, память, мышление. Проводить их можно на любом этапе урока. Это могут быть задания вида:

    Что находится в середине тыквы?

    Если откусить половину яблока, то останется…

    Как называется круглый хлеб?

    Назовите 15-ю букву алфавита.

    Какой месяц будет после января?

    На чём мы сидим?

    Назови числа, стоящие перед 90; 40; 33.

    Сколько крыльев у мухи?

    Дом для машины.

    Карандаш для классной доски.

    Назови 5 видов головных уборов.

    Наряд для ёлки.

    Что забивают в хоккейные ворота?

    Какого цвета вода?

    Посчитай тройками до 30.

    Любимая еда гусеницы.

    18 – это 9 и …;       25 – это 10 и …;       40 – это 25 и …

    Спортивная обувь.

    Дорога, покрытая асфальтом.

    Идут, идут, а с места не сдвинутся.

    Твёрдая вода.

    Бывают молочными и коренными.

    Назови 5 дней, не указывая число и день недели.

    Дополните до 100 числа: 40, 60, 55, 82.

    Семицветный мост.

    Многодневный фильм.

    Приведённые задания способствуют, с одной стороны, коррекции и развитию познавательной деятельности учащихся, а, с другой, помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, способствуют расширению математического кругозора, что создаёт условия для успешного получения математического образования умственно отсталыми учащимися.

    Литература

    1. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». – Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2002.

    2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Издательство «Учитель», 2004.

    3. Настольная книга педагога – дефектолога / Т.Б. Епифанцева. – Изд. 2-е – Ростов- н/Д: Феникс, 2006. – (Сердце отдаю детям).

    4. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн. 2 / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.

    5. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. 4-е изд., переработанное – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010г.

    7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя – дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – (Коррекционная педагогика).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

    Доклад и презентация по теме «Активизация познавательной деятельности умственно-отсталых учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»

    В работе отражены основные этапы использования ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида в соответствии с программными требованиями и уровнем возможностей детей. Работа выполнена учителе...

    Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

    Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...

    Активизация познавательной деятельности педагогически запущенных учащихся на уроках химии в условиях вечерней школы

    Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познава...

    МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Современная система образования предполагает относительную свободу в выборе образовательных программ и технологий. Метод проектов – это поворот к значительному увеличению активности учащихся. Су...

    Активизация познавательных способностей умственно отсталых учащихся на уроках географии

    Целью работы является обобщение и анализ опыта работы с детьми с нарушениями интеллекта. В статье дается подробное описание особенностей работы с таким контингентом учащихся, рассмотрены способы повыш...

    Выступление на МО начальной школы Игры и упражнения на уроках в начальной школе, способствующие активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников. 12.12.2019г.

    В данном выступлении представлены дидактические игры и упражнения, которые можно использовать на уроках математики и русского языка в начальной школе....