Активизация познавательной деятельности педагогически запущенных учащихся на уроках химии в условиях вечерней школы
статья по химии на тему

Москвитина Анна Юрьевна

Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Аспекты методики познавательного интереса включают три момента: 1) привлечение учащихся к целям и задачам урока; 2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала; 3) включение учащихся в интересную для них форму работы. Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivatsiya_poznovatelnoy_deyatelnosti.doc39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности педагогически запущенных учащихся на уроках химии в условиях вечерней

школы

Успех обучения педагогически запущенных учащихся зависит от того, насколько активно в процессе обучения участвуют сами учащиеся. Активная познавательная деятельность учащихся должна быть на каждом уроке.

Учащийся в соответствии второго поколения образовательных стандартов, должен отличаться высокой творческой активностью. Не только владеть информацией, но и уметь ее находить и работать с ним. Добиться того чтобы педагогически запущенный ученик приобрел навыки самостоятельной работы с материалом, самостоятельно путем сопоставления фактов приходил к научно-достоверному выводу, научить аргументированному спору, умению отстаивать свои взгляды, убеждения, возможно в системе формирующих и развивающих технологий.

Школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

  1. привлечение учащихся к целям и задачам урока;
  1. возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  1. включение учащихся в интересную для них форму работы.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

Пути развития познавательного интереса, приводящие к глубокому и прочному усвоению знаний:

  • Уроки - исследования, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке. Например, учащиеся 8-х классов по теме „Химические свойства кислорода" экспериментально выясняют, «открывают» условия лучшего горения веществ. Подобные эксперименты, наблюдения направлены на мыслительную деятельность ученика, и убеждают том, что каждый может «сделать» открытие.
  • Групповая работа учащихся. В основном это уроки-соревнования они разнообразят процесс обучения.
  • Урок-игра.
  • Соотношения новой информации с системой прежних знаний. Например, изучая тему „Металлы" в 9 классе, составляем таблицу, с помощью которой, пользуясь приемом сравнения, объясняем изменение свойств простых веществ-металлов и их соединений.
  • Использование на уроке различных видов заданий типа кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению определенных химических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов.
  • Использование элемента занимательности - одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников.
  • Использование проблемно - развивающих опытов в обучении химии. Решение качественных задач, где ребята учатся мыслить и применять знания на практике. Например, предложите способ очищения нефтяного пятна, очищение бензина от подмешенного злоумышленником сахара и т.п.
  • Работа с опорными конспектами. Опорные конспекты позволяют ученику составить план изучения химического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал в следующих классах.
  • Составление алгоритма решения задач учащимися. Для облегчения понимания алгоритма решения задач в начале предлагаются задачи условия, которых максимально приближены к жизнедеятельности человека.

Такие формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся, используемые на занятиях по химии, в сочетании с традиционными методами, позволяют повысить мотивационный интерес к предмету у многих учащихся, даже у тех, которые имели значительные пробелы в знаниях. Позволяют добиться хороших результатов и повысить уровень качества знаний даже у самых слабых учащихся, которые утратили познавательный интерес.

Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно, добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно пополняться, на уроке важно не только «передать» их, сколько учить, извлекать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника.

В этом и заключается основная задача школьного процесса обучения.