Главные вкладки

    Активизация познавательных способностей умственно отсталых учащихся на уроках географии
    статья по географии

    Целью работы является обобщение и анализ опыта работы с детьми с нарушениями интеллекта. В статье дается подробное описание особенностей работы с таким контингентом учащихся, рассмотрены способы повышения познавательной активности во время учебного процесса, в частности на уроках географии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Активизация познавательной деятельности  умственно отсталых учащихся на уроках географии

       С целью более успешного освоения программы педагогу работающему с детьми с нарушением интеллекта необходимо  изменять  способы подачи информации, требуется  особых ,  как: изменения  прохождения программы, формы подачи учебного материала, его организации,  выполнения заданий и  результатов.

                 Материал должен быть тщательно продуман, разделен на доступные к осмыслению части.  каждой из них потребует   времени.   ребенку  необходимо   этап   и длительно прорабатывать.

              Для    и их запоминания  необходимо многократное повторение материала, должна  быть разработана и подготовлена  система повторений. Изученные , правила,  и практический  усваиваются в   упражнениях, с   их в различных .

            Методы   исходя из возможностей и потребностей обучающихся. Психологами , что чем  количество   участие в   материала, тем ,  знание.   методов способствует повышению эффективности процесса .

            От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации. Активизация познавательной деятельности учащихся является  особенно актуальной в современной педагогической науке и практике.

             При планировании занятий следует учитывать особенности, характерные для учащихся с нарушениями интеллекта, а именно: инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.

             Необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию.                     Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

               География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

    Основные дидактические и методические условия развития познавательного процесса у учащихся на уроках географии:

    • Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.
    • Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся.
    • Предложение учащимся посильного учебного материала.
    • Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
    • Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.
    • Акцентирование внимания  школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии
    • Обсуждение на уроках биологии, географии интересных  фактов из жизни животных  и растений, о природе Земли.
    • Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.

                Активность учащихся на уроке во многом зависит от того, как учитель преподносит учебный материал и как он организует учебную деятельность школьников. Немаловажное значение в формировании отношения к учебной деятельности оказывают содержание изучаемого материала, степень его новизны. Эмоциональный, яркий словесный материал всегда вызывает интерес у учащихся. Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является создание противоречий между имеющимися у школьников представлениями об изучаемом явлении и научным понятием. При проведении беседы учитель так должен формулировать вопросы, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательную деятельность.

               На  уроках географии могут предлагаться: задачи, требующие проведения вычислительных операций (определение расстояний, использование масштаба); задачи, связанные с ориентировкой в пространстве; задания, требующие интерпретации полученных фактов. Решение географических задач и «проблемных ситуаций» способствует активному усвоению курса географии, формирует общеучебные и специальные географические навыки, позволяет использовать полученные знания на практике. Этот вид работы способствует формированию самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, способности доводить до конца начатое дело. При выполнении заданий данного вида ученики должны использовать знания, полученные при изучении других предметов (математики, естествознания, рисования и т. д.)


              В процессе изучения географического материала используются разнообразные виды практических работ: определение сторон горизонта, ориентирование на местности и на карте, выполнение схематических зарисовок, составление несложных планов, чтение карт, моделирование, обозначение изученных объектов на контурных картах, заполнение схем и таблиц (обобщающие, сравнительные, требующие классификации объектов). 

              В обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет наглядность. Использование наглядности призвано повысить восприятие учебного материала, его конкретность, эмоциональность и прочность усвоения знаний. Систематическое привлечение разнообразных наглядных средств на уроках развивает воображение, наблюдательность, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к предмету.

               Включение в урок занимательного материала делает процесс обучения более привлекательным для школьников, развивает любознательность, корригирует мышление, формирует умение сравнивать и сопоставлять. По своему содержанию занимательные задания могут быть самыми разнообразными: занимательные по характеру содержания (вопросы о различных географических явлениях; вопросы на знание географической, политической или зоогеографической карты) и занимательные по характеру построения (ребусы, криптограммы, кроссворды и т. п.)

               Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с интеллектуальными нарушениями учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание, позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к географическому заданию, которое заложено в содержании игры.

               Значение всех видов занимательности, используемой на уроках, очень велико в формировании интереса к предмету. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя различные формы, учитель достигает главной цели в работе - его ученики будут лучше знать и любить предмет.

    Список литературы:

    1. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. – М.: Медицина, 1981.
    2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред.          В.В. Воронковой– М.: Школа-Пресс, 1994.
    3. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. – М.: Просвещение, 1991. 
    4. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе -- М.: Просвещение,1970
    5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бух-мастер, 1993.
    6. Коррекционная работа во вспомогательной школе. – Челябинск, 1992.
    7.  Ялышева, Л.В. Формирование познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам учащихся 6-7-х классов. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/104403.html
    8.  Валиев, Г. X. Постановка проблемы педагогического исследования / Г. X. Валиев // Педагогика. 2001.- № 4.- С. 19-22.
    9.  Джумагулова, К. С. Влияние новых технологий на творческую деятельность личности / К. С. Джумагулова (на каз. яз.) // Сб. ст.- Шымкент, 2006.- 5 с.
    10. Джумагулова, К. С. Инновации путь к развитию творческого потенциала / К. С. Джумагулова // Сб. ст. ЮКПУ - Шымкент, 2004. - 8 с.
    11. Мухина, В. С. Возрастная психология Л В: С. Мухина - М.: Академия, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация учебно-познавательной деятельности деятельности учащихся на уроках географии

    Актуальность  опыта. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и ...

    Доклад и презентация по теме «Активизация познавательной деятельности умственно-отсталых учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»

    В работе отражены основные этапы использования ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида в соответствии с программными требованиями и уровнем возможностей детей. Работа выполнена учителе...

    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

    Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р...

    Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"

    Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"...

    Доклад на тему "Коррекционно-развивающие задания для активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках математики"

    В работе представлены различные виды заданий, используемых на уроках математики, для развития и коррекции у умственно отсталых учащихся таких психических процессов, как внимание, память, мышление....