Главные вкладки

    Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.
    методическая разработка на тему

    Медведева Лариса Петровна

    Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon novyy_doklad.doc84 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

    И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ

    ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, ЗАГАДОК, СКОРОГОВОРОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ

    И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

            Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Для этого на уроках русского языка в коррекционной школе можно использовать стихотворные упражнения, пословицы,  поговорки с целью усвоения материала по орфографии.

            Что собой представляют подобные упражнения? Условно их можно разделить на две группы:

            I  группа — это запоминалки.  Назначения таких упражнений предельно просто. Они служат для выделения орфограммы и запоминания её правописания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование — не подменять ими правила учебника.

    II группа — рифмованные упражнения, которые используются нами для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения или  пословицы, загадки привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления.

            Методика проведения подобная упражнений несложная, однако имеет ряд специфических особенностей. Основная — многократное рифмованных текстов на разных этапах обучения и целесообразно начинать как можно раньше.

            На протяжении многих лет я работаю над темой:  «Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путём использования в работе пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, рифмованных упражнений на уроках русского языка и чтения. В результате многолетнего опыта я пришла к такому выводу, что использование в работе русского фольклора помогает ученикам  с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) овладеть грамотным письмом, скоррегировать познавательные возможности учащихся и активизировать словарь учащихся.

            Русский язык наиболее трудный предмет для усвоения умственно отсталыми школьниками. Особенности мыслительной деятельности — бедность словаря, недоразвитие фонематического слуха крайне затрудняет понимание грамматических правил, их запоминание и применение на практике. Большие трудности испытывают учащиеся при чтении, понимании смысла прочитанного. При изучении программы по русскому языку, чтению — основная цель — поиски путей, облегчающих усвоение материала. Большую возможность представляет фольклорный материал, рифмованные грамматические правила и упражнения, скороговорки для коррекции и звукопроизношения.

            Мною разработано одиннадцать основных орфограмм по изучению, повторению и закреплению данных тем:

    1. Правописание гласных с шипящими:

    а) жи-ши;                б) ча-ща;                в) чу-щу.

    1. Правописание звонких и глухих согласных.
    2. Правописание слов с сочитаниями букв ЧН и ЧК.
    3. Правописание собственных имён существительных.
    4. Правописание смягчающего мягкого знака.
    5. Правописание разделительного мягкого знака.
    6. Правописание безударных гласных в корне слова.
    7. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
    8. Правописание слов с двойными согласными.

    Использование пословиц и  поговорок даёт возможность не только закрепить данную тему, но и провести важный для учащихся воспитательный момент, формируя познавательные возможности умственно отсталых учащихся. Каждая пословица чему-то учит, кого-то воспитывает, учит понимать смысл жизни и поэтому такие уроки более эмоциональны и эффективны, они приобщают детей к жизни и развивают познавательные возможности учащихся, активизируя словарь. Накопленный материал помогает мне в работе.  Уроки отмечены директорами и завучами спецшкол Краснодарского края с демонстрацией приёмов использования русского фольклорного материала. Систему работы с фольклорным материалом можно использовать как и для объяснения нового материала, так как и по повторению и закреплению или работой над ошибками, как один из этапов урока.

    ЖИ – ШИ

    Стишок – запоминалка.

    Чижи, ужи, ежи, стрижи,

    Жирафы, мыши и моржи;

    Кружи, дружи, служи, спеши –

    Запомни слоги ЖИ и ШИ

    ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

    С буквой И всегда пиши:

    Мыши, ежики, моржи:

    Лыжи, лужи, камыши.

    ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

    Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

    Как поживешь, так и прослывешь.

    Шила в мешке не утаишь.

    Конь бежит – земля дрожит.

    Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

    Чужими руками жар не загребай.

    Кому пирожки да пышки, а кому синяки да шишки.

    Хороший человек не забывается.

    Что о том тужить, чего нельзя воротить.

    Языком не спеши, а делом не ленись.

    Век живи, век учись.

    Жизнь прожить – не поле перейти.

    Не боги горшки обжигают.

    ЗАГАДКИ

    Что за звездочка такая

    На пальто и на платке?

    Вся сквозная, вырезная,

    А возьмешь – вода в руке.      (СНЕЖИНКА)

    Две новые кленовые

    Подошвы двухметровые

    На них поставил две ноги –

    И по большим снегам беги.    (ЛЫЖИ)

    Хвост длинен, сами крошки

    Боятся очень кошки.                (МЫШИ)

    Живет – лежит,

    Умрет – побежит.                     (СНЕГ)

    С людьми дружит, дом сторожит.  (СОБАКА)

    Всю жизнь крыльями машет,

    А улететь не может.                         (МЕЛЬНИЦА)

    Что вниз вершиной растет?             (СОСУЛЬКА)

    Лежит меж грядок

    Зелен и сладок.                                 (ОГУРЧИК)

    Живет без тела,

    Говорит без языка.

    Никто его не видит.                         (ЭХО)

    Под соснами, под елками

    Лежит мешок с иголками.              (ЕЖ)

    Зимой греет, весной тлеет

    Летом умирает, осенью оживает.  (СНЕГ)

    Бежит, бежит – не выбежит,

    Течет, течет – не вытечет.              (РЕКА)

    Брат с братом через дорожку живут,

    Один другого не видят.                  (ГЛАЗА)

    Стоял на белой ножке,

    Теперь лежит в лукошке.              (ГРИБ)

    СКОРОГОВОРКИ

    1. Жили-были журавль да овца.

    Накосили стожок сенца.

    Не сказать ли сказку с конца?

    1. Шапкой Миша шишки сшиб.
    2. В живом уголке жили ежи и ужи.
    3. Шишки на сосне, шашки на столе.
    4. Шила шубку – сшила юбку.
    5. Наша река широка, как Ока.
    6. Коля бежит с другом по лугу.

    ЧА – ЩА

    ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –

    Роща, чаща и свеча.

    Пища, туча, саранча –

    С буквой А и ЧА и ЩА.

    Сочетания  ЧА и ЩА

    В словах пища и свеча,

    Куча, гуща, каланча,

    Туча, роща, саранча,

    Чаща, дача и печать –

    Нужно с буквой А писать.

    ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

    Товарищ за товарища в огонь бросится.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Делу время, а потехе – час.

    Январь год начинает, а декабрь кончает.

    Час от часу не легче.

    На бога надейся, а сам не плошай.

    На вкус и цвет товарища нет.

    Все хорошо, что хорошо кончается.

    ЗАГАДКИ

    Из горячего колодца

    Через нос водица льется.   (ЧАЙНИК)

    Крылья распластала,

    Солнышко застлала.          (ТУЧА)

    Любопытный красный нос

    По макушку в землю врос.

    Лишь торчат на грядке

    Зеленые пятки.                   (МОРКОВЬ)

    И день и ночь

    Стучим, стучим.                 (ЧАСЫ)

    Крупно, дробно зачастил,

    Всю землю напоил.            (ДОЖДЬ)

    Черные птички

    На каждой страничке,

    Мочат, ожидают,

    Кто их прочитает.               (БУКВЫ)

    Есть совсем другая птица.

    Если сядет на страницу,

    То с поникшей головой

    Возвращаюсь я домой.       (ДВОЙКА)

    Белая чайка

    По черному полю скакала,

    Следы за собой оставляла.  (МЕЛ)

    Под окошком гармонь

    Горяча как огонь.                 (ОТОПИТЕЛЬНАЯ БАТАРЕЯ)

    Пузатый, носатый

    На печке сопел.

    Потом вдруг нечаянно

    Песню запел.                        (ЧАЙНИК)

    Пять мешочков шерстяных –

    Греются братишки в них.   (ПЕРЧАТКИ)

    ЧУ – ЩУ

    1. Щука, чум, ищу, молчу –

    Я слова учу, учу.

    ЧУ да ЩУ, ЧУ да ЩУ –

    Я пятерку получу.

    1. Я грамотно писать хочу,

    Слова на ЧУ и ЩУ учу:

    Чулок и чудо, и чугун,

    Чудак и щука, и ворчун,

    Чумазый, чучело, чурбан,

    Чудесный, чувство и чулан.

    Кричу, ворчу, ищу, тащу –

    Я с У пишу и ЧУ и ЩУ.

    ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

    Чужая сторона – дремучий бор.

    Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы знобит.

    Научит горюна чужая сторона.

    На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    От добра добра не ищут.

    Грибов ищут – по лесу рыщут.

    В чужую дудку не наиграешься.

    Чужим богат не будешь.

    Хлебушко – калачу дедушка.

    Чужим ртом сыту не быть.

    Чужим умом умен не будешь.

    Не верь чужим речам, верь своим очам.

    На чужой роток не накинешь платок.

    За чужим погонишься – свое потеряешь.

    В чужом глазу сучек видим, а в своем и бревна не замечаем.

    Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.

    ЗАГАДКИ

    Пять чуланов – одна дверь.     (ПЕРЧАТКИ)

    Сижу верхом, не знаю на ком,

    Знакомца встречу – соскочу, привечу.  (ШАПКА)

    Стоит чудесная скамья.

    На ней уселись ты и я.

    Скамья ведет обоих нас

    Из года в год, из класса в класс.      (ПАРТА)

    До чего же скучно, братцы,

    На чужой спине кататься!

    Дал бы кто мне пару ног,

    Чтобы сам я бегать мог.          (РАНЕЦ)

    Растянулась, как гармошка,

    Чудо-печка под окошком.      (ОТОПИТЕЛЬНАЯ БАТАРЕЯ)

    Я в дом любой тебя впущу,

    Стучишь – я рада стуку.

    Но одного я не прощу –

    Коль не подашь мне руку.    (ДВЕРЬ)

    Закричу, заурчу,

    На небеса улечу.   (ВЕРТОЛЕТ)

    Бывают ли у дождика

    Четыре колеса?

    Скажи как называются

    Такие чудеса?            (МАШИНА ДЛЯ ПОЛИВКИ УЛИЦ)

    Закрепили клеем прочно

    И ко мне прислали срочно.

    Я его не пожалею:

    Получу и вмиг расклею.  (КОНВЕРТ)

    СКОРОГОВОРКИ

    1. Встретил в чаще еж ежа:

    - Как погода, еж?

    - Свежа.

    И пошли домой дрожа,

    Сгорбясь, съежась

    Два ежа.

    1. Тащу, не дотащу,

    Боюсь, что выпущу.

    1. Волки рыщут, пищу ищут.
    2. Мамаша давала Ромаше

    Сыворотку из-под простокваши.

    1. Отлежал бычок бочок.

    Не лежи, вставай бычок.

    1. Гуси на лугу прячутся в стогу.
    2. На горе гогочут гуси.

    Под горой огонь горит.

    1. Были галчата в гостях у волчат.

    Были волчата в гостях у галчат.

    1. Галдят грачата на галчат.

    Галдят галчата на грачат.

    1. Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
    2. Пустили щуку в речку,

    Пирог спустили в печку.

    1. Чайные чашки в печали,

    Стуча и бренча закричали.

    1. Часовщик прищурив глаз,

    Чинит часики для нас.

    1. Чащи чаще в нашей пуще,

    В нашей пуще чащи гуще.

    1. Черепаха не скучая,

    Час сидит за чашкой чая.

    1. Волки рыщут, пищу ищут.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    Подскажи словечко

    1. Не поедет без бензина

    Наша быстрая …………(машина).

    1. Для мамы сегодня

    Внимательный сын

    Чудесные розы

    Поставил в ………..(кувшин).

    1. Стали звездочки кружится,

    Стали землю ложится,

    Нет, не звезды, а пушинки,

    Не пушинки, а ……..(снежинки).

    1. Захотели малыши

    Поточить………(карандаши).

    1. Наша Мурка спит и слышит

    Как в углу скребутся ………(мыши).

    1. Рыболову, вот так штука,

    На крючок попалась ………(щука).

    1. Удивляется наш Саша:

    - Блюдце есть, а где же …….(каша).

    1. Принесла нам дождь плакучий

    Эта грозовая ……….(туча).

    1. Ты к обеду положи

    Ложки, вилку и ……….(ножи).

    1. Собирают ребятишки

    В парке желуди и ………(шишки).

    1. За лесом в болотной глуши

    От ветра шуршат ……….(камыши).

    1. Я от досады чуть не плачу –

    Не решается ……….(задача).

    1. Я откликаться не хочу

    Меня зовут, а я ……….(молчу).

    1. Белокрылые хозяйки,

    Над волной летают ……..(чайки).

    1. Я только нитки отыщу

    И змея в небо ………(запущу).

    1. Слоник хоботом, как душем

    Моет спину, моет……..(уши).

    ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

    1. Если слышишь парный звук,

    Будь внимательным, мой друг,

    Парный сразу проверяй,

    «Зуб» - на «ЗУБЫ», «лед» - на «ЛЬДЫ» -

    Будешь грамотным и ты.

    1. – Где растет морковь?

    - На грядках.

    - Буквы пишутся где?

    - В тетрадках.

    - Чистим что мы?

    - Чистим зубки.

    - Одеваем в холод?

    - Шубки.

    - Любим все?

    - Снежки, салазки.

    - А читаем часто?

    - Сказки.

    Звук согласный проверяй,

    Рядом гласный подставляй!

    Грядка. Нет чего? – Нет грядок.

    А тетрадка – нет тетрадок.

    Зубки! Изменили – зубы.

    Шубки! Проверяем – шубы.

    Ждем снежинок и салазок,

    И побольше чудных сказок.

    РИФМОВАННЫЕ СЛОВА

    1. Обед, завод, медведь, кровать,

    Отряд, народ, этаж, тетрадь.

    Нож, стриж, снег, гараж,

    Лошадь, пруд, труд, шалаш..

    1. Рыбка, грядка, кружка, гладко,

    Травка, сетка и тетрадка.

    Крышка, лапка, лодка, ласка,

    Книжка, ложка, утка, сказка.

    Книжка, крышка и рубашка.

    Травка, сетка, промокашка.

    1. Дружки, снежки, рожки, прыжки,

    Сапожки, рожки, пирожки.

    Лужки, флажки и ложки.

    Кружки, поварешки.

    1. Мышка, кошка, глазки, лапки.

    Дружба, книжки и тетрадки.

    Шубка, шапка и сапожки,

    И березка и сережки.

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    1. Берегись бед, пока их нет.
    2. Без труда хлеб не родится никогда.
    3. Грозен враг за горами, а грозней за плечами.
    4. Доброе дело – добрый и всход.
    5. Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
    6. Свой глаз – алмаз.
    7. Береги нос в сильный мороз.
    8. Где снег, там и след.
    9. Хороши в дорожку пирожки с горошком.
    10. Враг боек, да наш народ стоек.
    11. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
    12. Мал золотник, да дорог.
    13. Старый друг лучше новых двух.
    14. Кому пирожки да пышки, а кому синяки да шишки.
    15. Матушка – рожь кормит всех сплошь.
    16. Шубка зимой не шутка.
    17. Дорога ложка к обеду.
    18. Кошке – игрушки, а мышке – слезки.
    19. Дай курице грядку, изроет весь огород.
    20. Январь год начинает, а декабрь кончает.

    ЗАГАДКИ

    Вся дорожка усыпана горошком.  (МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ)

    Без рук, без ног, а ворота отворяет.  (ВЕТЕР)

    Алый сапог в земле горит. (СВЕКЛА)

    Телятки гладки, привязаны к грядке. (ОГУРЦЫ)

    Без поводка бежит. (РУЧЕЙ)

    В маленьком горшочке каша сладка. (ОРЕХ)

    Ростом разные подружки,

    Не похожи друг на дружку.

    Все они сидят друг в дружке

    А всего одна игрушка.    (МАТРЕШКА)

    Стоит Антошка на одной ножке. (ГРИБ)

    До чего народ доходит, самовар в упряжке ходит. (ПАРОВОЗ)

    У нас под крышей белый гвоздь висит.

    Солнце взойдет, гвоздь упадет. (СОСУЛЬКА)

    Летом гуляет, а зимой отдыхает. (МЕДВЕДЬ)

    Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз? (БЕЛКА)

    На овчарку он похож

    Что ни зуб – то острый нож!

    Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть. (ВОЛК)

    Длинная шея, красные лапки,

    Щиплет за пятки – беги без оглядки. (ГУСЬ)

    Белый столб стоит на крыше

    И растет все выше, выше.

    Вот дорос он до небес – и исчез. (ДЫМ)

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    Подскажи словечко и проверь

    1. Ранним утром у школьных ворот

    Собирается дружный …….(народ).

    1. Дом пустует без ребят,

    Убежали дети в ……(сад).

    1. Важно по морю плывет

    Трехэтажный ……….(теплоход).

    1. Сообщает Дед Мороз,

    Что он елочку принес,

    Отряхнул с нее снежок,

    На ветках лампочки ……..(зажег).

    1. Хоровод, хоровод.

    Пляшет маленький ……(народ).

    1. На коньках я мчусь вперед,

    Под ногами крепкий …….(лед).

    1. Для начинки на пирог

    Приготовили ………..(творог)

    1. В тулуп и валенки одет

    Шел на работу старый…….(дед).

    1. Я знаю точно адрес наш,

    Свой подъезд и свой ……..(этаж)

    1. На бахче у нас растет

    Как разрежешь, сок течет.

    Свеж и сладок он на вкус

    Называется……..(арбуз).

    1. Снег идет, снег идет.

    Здравствуй, здравствуй

    Новый………(год).

    1. Щиплет щеки, щиплет нос,

    Но не страшен нам ……(мороз).

    1. Как не старался, я не мог

    Достать с капустою…….(пирог).

    1. Научись держать в порядке

    Свои книжки и …….(тетрадки).

    1. Испекли мы из муки

    С луком, с мясом ….(пирожки).

    1. На кусок моей колбаски

    Мурка хитро щурит …..(глазки).

    1. У нас общие игрушки,

    Потому, что мы подружки.

    1. Козлик бегал по дорожке,

    У него устали …..(ножки).

    1. Капа младшему братишке

    Каждый день читает ……(книжки).

    1. Нам казалось очень просто

    Переплыть на этот…..(остров).

    1. Долго я понять не мог,

    Что часть слова – это……..(слог).

    1. Листья, листья, листопад!

    Голым стал фруктовый …..(сад).

    1. Сел за стол на табурет,

    Жду, когда дадут…..(обед).

    1. У Лисички Любки

    Остренькие ……(зубки).

    СКОРОГОВОРКИ ПО ТЕМЕ

    1. Тарас вез овес.
    2. У нас погас газ.
    3. В саду рос куст роз.
    4. В лесу много берез.
    5. И Сенька в сугроб, и Санька в сугроб.
    6. Наша дорожка усыпана горошком.
    7. Возьми ложку, да покушай горошку.
    8. Три тропки, три трубки.
    9. На травке тропка, травка на тропке.
    10. На горе Арарат растет крупный виноград.
    11. На болоте, на лугу стоит блюдце творогу.
    12. Голубка клюет крупку.
    13. Дудку дал Додону дед, дед, которому сто лет.

    ПРАВОПИСАНИЕ ЧН и ЧК

    Речка, ночка, строчка,

    Точка, почка, дочка,

    Срочный, булочный, ночной,

    Точный, суточный, речной –

    Знаем мы, наверняка,

    Где ЧН, а где ЧК.

    РИФМОВАННЫЕ СЛОВА

    1. Козочка, горочка,

    33 пригорочка.

    Ой, ЧК, ЧК, ЧК!

    Кочка, почка, звездочка.

    1. Елочка и белочка,

    Тучка, щучка, стрелочка,

    Бочка, почка, спичка,

    Речка, ручка, птичка,

    Шуточка, минуточка,

    Дочка, прибауточка,

    Булочка и строчка,

    Свечка, печка, точка.

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    1. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.
    2. Умел начать, умей и закончить.
    3. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
    4. Одна ласточка весны не делает.
    5. Вместе тесно, да врозь скучно.
    6. Хлеба нет – и корочки в чести.
    7. Хороша веревочка длинная, а речь короткая.
    8. Невеличка – птичка, да коготок остер.
    9. Всякая птичка свои песни поет.
    10. Старая собачка понапрасну не лает.
    11. Ласточка день начинает, а соловей кончает.
    12. Любишь кататься, люби и саночки возить.
    13. Январь год начинает, а декабрь кончает.
    14. Привычка – вторая натура.
    15. Сказал бы словечко, да волк недалечко.

    ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ

    Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (БАБОЧКА)

    У маленькой Катюшки уселся на макушке

    Не мотылек, не птичка – держит две косички. (БАНТ)

    Стоят в поле сестрички,

    Платья беленые, шапочки зеленые. (БЕРЕЗКИ)

    Повернулось к солнцу золотое донце. (ПОДСОЛНУХ)

    На потолочке в уголочке висит сито, не руками свито. (ПАУТИНА)

    Белая бочка, нет в ней сучочка. (ЯИЧКО)

    Ни куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а рассказывает. (КНИГА)

    Носом качнет – вода потечет. (ЛЕЙКА)

    Всем, кто придет, и всем, кто уйдет, она ручку подает. (ДВЕРНАЯ РУЧКА)

    СКОРОГОВОРКИ

    1. У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички.
    2. Синичка, синичка – воробью сестричка.
    3. Елка, елка, елочка, колкая иголочка.
    4. Курочка шустра, пестра, уточка с носка плоска.
    5. Загудела дудочка, дудочка – погудочка.
    6. Очень часто блюдца у Танечки бьются.
    7. Палочки, крючочки, закорючки, точки бегали толпою и по одиночке.

    МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

    Мягкий знак, мягкий знак –

    Без него нельзя никак!

    Без него не написать

    Тридцать, двадцать, десять, пять.

    Вместо «шесть» получим шест,

    Вместо «есть» получим ест,

    Станут пенками «пеньки»;

    Уголками – «угольки»,

    И «банька» в банку превратится.

    Вот, что может получится,

    Если будем забывать

    Мягкий знак в словах писать.

    РИФМОВАННЫЕ СЛОВА

    День, динь, сон, тень,

    Сыр, сок, лось, лень,

    Нос, нес, рыть, ныть,

    Кон, конь, шум, пить.

    (Подчеркни слова, в которых не напишешь мягкий знак)

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    1. За совесть, да за честь хоть голову снесть.
    2. Жизнь дана на добрые дела.
    3. Ждать да догонять – нет хуже.
    4. Упустишь огонь – не потушишь.
    5. Не дорог подарок – дорога любовь.
    6. Есть калачи – не сидеть на печи.
    7. Пахать – не в дуду играть.
    8. Весна красна цветами, а осень снопами.
    9. Тяп-ляп – не выйдет корабль.
    10. Чай пить – не дрова рубить.
    11.  У кольца нет конца.
    12. Мельница сильна водою, а человек едою.
    13. У горькой беды нет сладкой еды.
    14. Век живи, век учись.
    15. Ученику – удача, учителю – радость.
    16. Азбуки не знает, а читать садится.
    17. В камень стрелять – только стрелы терять.
    18. Семь раз примерь, а один раз отрежь.
    19. Журавль летит высоко, видит далеко.
    20. Тяжело тому, кто от работы бежит.
    21. Товарищ за товарища в огонь бросится.

    ЗАГАДКИ

    Синенькая шубенка покрыла весь мир. (НЕБО)

    Конь бежит, земля дрожит. (КОНЬ)

    Белая скатерть всю землю покрыла. (СНЕГ)

    Без рук, без ног, рисовать умеет. (МОРОЗ)

    Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.          (ГРИБ)

    Два конца, два кольца, посредине гвоздь. (НОЖНИЦЫ)

    Мальчик с пальчик, шапка красная. (ПОДОСИНОВИК)

    Рыженький, маленький зверек по деревьям скок-поскок. (БЕЛКА)

    Семьсот ворот – один выход. (СЕТЬ)

    Верчусь весь век, а не человек. (ЧАСЫ)

    Черный конь прыгает в огонь. (КОЧЕРГА)

    С людьми дружит, дом сторожит. (СОБАКА)

    Слышать слышу, а видеть не вижу. (ЭХО)

    Гуляю я ив дождь и в зной. Характер у меня такой. (ЗОНТ)

    СКОРОГОВОРКИ

    1. У Саньки новенькие санки.
    2. Сенька – в сугроб, и Санька – в сугроб.
    3. Возьми ложку, да покушай горошку.
    4. Где кисель, там и сел.
    5. Угольки поставили в уголки.
    6. У Ваньки у Встаньки несчастные няньки, несчастные няньки у Ваньки у Встаньки.
    7. Тень, тень, потетень, выше города плетень.
    8. Наш гость купил трость.

    ЗАГАДКИ

    В воде родится, а воды боится. (СОЛЬ)

    Одну меня не съешь никогда, а без меня не вкусна еда. (СОЛЬ)

    Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова. (ОГОНЬ)

    Дороги имеются – ехать нельзя,

    Земля есть – пахать нельзя.

    В реках, в морях воды нет. (ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА)

    Не колода и не пень, а лежит целый день. (ЛОДЫРЬ)

    Тебе дано, а люди пользуются. (ИМЯ)

    День и ночь стучит оно,

    Словно бы заведено.

    Будет плохо, если вдруг

    Прекратится этот стук. (СЕРДЦЕ)

    Таять может, да не лед.

    Не фонарь, а свет дает. (СВЕЧА)

    Бьют парнишку по фуражке,

    Чтоб  пожил он в деревяшке. (ГВОЗДЬ)

    Ежедневно, в семь утра,

    Я трещу: «Вставать пора!» (БУДИЛЬНИК)

    Мои новые подружки

    И блестящи и легки,

    И на льду со мной резвятся

    И мороза не боятся. (КОНЬКИ)

    Ящик на коленях пляшет –

    То поет, то горько плачет. (ГАРМОНЬ)

    Пришла без красок и без кисти

    И перекрасила все листья. (ОСЕНЬ)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

    В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

    Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

    Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся

    материал адресован словеснику, который решает задачу развиия речи учащихся на качественно ином уровне: работающего над развитием речи контролируемой, и делает это целенаправленно, систематически....

    Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.

    Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...

    Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

    Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

    Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...

    РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

    Главные задачи:- обогащение словарного запаса;- освоение орфоэпических норм;- развитие орфографической зоркости;- совершенствование навыков обращения со справочной литературой....


     

    Комментарии

    Андреева Елена Викторовна

    Очень понравились Ваши стихи-запоминалки,игра "Подскажи словечко" и рифмующиеся слова!