Главные вкладки

    Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"
    материал по технологии на тему

    Литовченко Антонина Юрьевна

    Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_litovche38.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема опыта: «Активизация познавательного интереса  у учащихся

    на уроках технологии с использованием метода проектов»

    Автор: Литовченко А.Ю., учитель технологии МБОУ «СШ № 25» г.Нижневартовска

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25» находится в 7 микрорайоне по улице Спортивная 6 города Нижневартовска. Рядом со школой находятся: Центр детского творчества, Центр национальных культур, музыкальная школа им. Ю.Д.Кузнецова, детская библиотека №3, Городской драматический театр Социальный статус жителей микрорайона: служащие, рабочие, частные предприниматели, студенты, пенсионеры, большинство имеют среднее специальное или среднее образование.   Вблизи школы промышленных предприятий нет. Экологическая обстановка в микрорайоне благоприятная

    Школа имеет спортивный зал, стадион, библиотеку, музей, два компьютерных класса, специализированные кабинеты. Индивидуальные и познавательные потребности обучающихся реализуются через уроки, внеклассные мероприятия, факультативные занятия, кружки и секции.

    В данной школе я начала работать со второй четверти 2014-2015 учебного года. Учащиеся имели разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии, но самое главное у них отмечался пониженный интерес к предмету.

    Заинтересовать учащихся к урокам технологии, как к учебному предмету было моей задачей. Имея 15 летний опыт работы учителем технологии, основанный на использовании метода проектов, дающий результат познавательного интереса учащихся, участие в выставках технического творчества, олимпиадах и конкурсах  разного уровня как результат призовые места, грамоты, поступления в техникумы и Вузы на внеконкурсной основе дало мне построить работу в данной школе на дальнейшем использовании метода проектов.

    Согласно требованиям ФГОС основного общего образования учитель должен осуществлять индивидуализацию учебного процесса через проектирование индивидуальных траекторий развития обучающихся. Индивидуальную программу профессиональному саморазвитию на 2014-2017годы я спланировала следующим образом  - решение проблемы создания условий для повышения познавательной активности, качества знаний школьников с использованием метода проектов в организации учебного и воспитательного процесса.

    Цель программы профессионального саморазвития: профессиональное развитие и самосовершенствование, повышение компетентности в профессиональной деятельности для реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО, сопровождающее развитие обучающегося и ведущее к повышению его качества знаний.

    Задачи программы профессионального саморазвития:

    - развивать и совершенствовать педагогическое мастерство, методологическую культуру через личностно-профессиональное саморазвитие и непрерывное самообразование путём обобщения и распространения педагогического опыта.

    Для достижения поставленной цели на протяжении трех лет я использую следующие способы:

    - знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет-ресурсы;

    - плановое повышение квалификации через курсовую подготовку;

    - плановая аттестация на подтверждение или повышение квалификационной категории;

    - участие в конкурсах профессионального мастерства;

    - профессиональные публикации, брошюры;

     - выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях;

    - обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

    В нашей школе имеются все необходимые условия для непрерывного профессионального образования.  Создана материально-техническая база, имеется доступ к сети Интернет, наличие библиотечного фонда методической и учебной литературы.

    На основе вышеперечисленного для решения поставленных задач мною был разработан е индивидуальный план-график профессионального развития в рамках методической работы школы профессионального роста педагога (приложение 1).

    Опираясь на методику  проектной деятельности школьников (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко), при которой дети входят в область научных понятий посредством специально организованной, стимулирующей развитие рефлексивных навыков учебной деятельности.

    На уроках  технологии и в кружковой деятельности  применяю следующие виды проектов:

    • исследовательский;
    • информационный;
    • практико – ориентированный
    • творческий

    Проектная деятельность на уроке технологии вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка.

    Несмотря на то, что я применяю различные виды проектной деятельности особый интерес у детей стали вызывать творческие проекты, темы которых как правило учащиеся выбирают самостоятельно при поддержке родителей.

    Для реализации проектов мною проводится индивидуальная работа как с учащимися, так и с родителями. Результатом совместной деятельности явилось участие в конкурсах, научно-практических конференциях и призовые места в городских и международных олимпиадах по технологии.(ссылка сайт)

    Диагностика  исследования познавательного интереса  у учащихся на уроках технологии была проведена с использованием:

    - опросника мотивации Дубовицкой (приложение 1);

     - анкетирования учащихся «Отношение к преподаванию предмета»(приложение 2).

    Уровень познавательного интереса учащихся за 2014-2017г.г. на уроках технологии в МБОУ «СШ № 25» г.Нижневартовска.

    На основании данных, приведенных в диаграмме, мы видим, что в 1 полугодии 2014-2015 уч.года у учащихся 5-8 классов внутренняя мотивация составляла 20%, внешняя мотивация 30%, отрицательное отношение 40%, в 1 полугодии 2015-2016 уч.года внутренняя мотивация составляла 40%, внешняя мотивация 40%, отрицательное отношение 20%. Как результат повышенного интереса к предмету – участие в школьной олимпиаде – 60% учащихся, заинтересованность в кружках по технологии, участие в различных выставках и конкурсах,научно-практических конференциях, 3 место в Всероссийской олимпиаде школьников муниципальный уровень, 3 место в международной олимпиаде по технологии в 1 полугодии 2016-2017 уч.года внутренняя мотивация составила 60%, внешняя мотивация 40%, отрицательное отношение 0%. Из представленной диаграммы виден рост уровней познавательного интереса  учащихся к урокам технологии.

    Анализ результатов уровня познавательного интереса  показывает, что  в результате введения в практику обучения учащихся метода проектов активизировал познавательный интерес.

    Актуальность  моей программы определялась задачами российской образовательной политики, внедрение профессионального стандарта «Педагог». Одной из функций являлась: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса.  на протяжении последних трех лет в нашей школе были созданы условия для повышения познавательной активности и качества знаний школьников, что дало мне возможность достигнуть цели моего профессионального развития и самосовершенствования, повышение компетентности в профессиональной деятельности для реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО.

    Итоги качества образования по предмету технология за период с 2014 по 2017 года в МБОУ «СШ № 25» г.Нижневартовска.

    2014-2015

    2015-2016

    2016-2017

    успевае-мость

    1 четв.

    -

    100%

    100%

    2 четв.

    100%

    100%

    100%

    3 четв.

    100%

    100%

    4 четв.

    100%

    100%

    год

    100%

    100%

    качество

    1 четв.

    -

    81%

    82%

    2 четв.

    68%

    67%

    89%

    3 четв.

    64%

    82%

    4 четв.

    67%

    82%

    год

    68%

    82%

     На основании данных, приведенных в таблице, мы видим, что за период с 2014 по 2017 год качество образования по предмету технология выросло с 68% до 89 %.

    Анализ результатов уровня качестваобразования по предмету технологии  показывает, что  в результате введения в практику обучения учащихся метода проектов также активизировал познавательный интерес.

    На основе вышеизложенного, можно сделать вывод -  использование метода проектов на уроках технологии активизировал познавательный интерес учащихся и повысил качеству образования по предмету технологии.

    Приложение 1

    Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)

    Инструкция.

    Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, поставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++), пожалуй, верно (+), пожалуй, неверно (-), неверно (-). Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

    Благодарим за участие в опросе.

    1. Изучение данного предмета даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
    2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
    3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках.
    4. Учебные задания по данному предмету мне интересны, я их выполняю, потому что это требует учитель (преподаватель).
    5. Трудности, возникшие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.
    6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
    7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
    8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
    9. На уроках по данному предмету, у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
    10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
    11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками, друзьями.
    12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают.
    13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
    14. Считаю, что все задания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
    15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
    16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
    17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с этим предметом.
    18. Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
    19. Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
    20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

    Обработка результатов по диагностике направленности учебной мотивации

     Дубовицкой Т.А.

    Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да»  означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).   Ключ:

    Да

    1

    2

    5

    6

    8

    11

    12

    14

    17

    19

    нет

    3

    4

    7

    9

    10

    13

    15

    16

    18

    20

    За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

    Анализ результатов.

    Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается так:

    0 – 10 баллов – внешняя мотивация

    11 – 20 баллов – внутренняя мотивация.

    Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

    0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации

    6 – 14  баллов – средний уровень  внутренней мотивации

    15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

    Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:

    1. Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1, 11, 14, 17 (максимальное количество баллов 8).
    2. Самостоятельность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 6, 8, 12 (максимальное количество баллов 6).
    3. Пассивность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 7, 10, 13 (максимальное количество баллов 6).
    4. Трудность в изучении предмета – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2).
    5. Интерес к предмету – положительные ответы по суждениям 2, 5, 19 (максимальное количество баллов 6).
    6. Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3, 4, 9 (максимальное количество баллов 6).
    7. Негативное отношение к предмету – положительные ответы по суждениям 15, 16, 20 (максимальное количество баллов 6).

    Степень данных проявлений : 0-25 % - низкая

                                                        30% - 70% - средняя

                                                        75% - 100% - высокая

    Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.

    Приложение 2

    Анкета

    «Отношение учащихся к предмету «Технология»

    Цель: выявление отношения  учащихся класса к урокам технологии

    Класс:  «»                        Дата_________

    Инструкция. Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению.

    1. С каким настроением ты посещаешь уроки технологии?

                    2 - с радостью

    1. - моё настроение не зависит от урока

                     0 -  с неохотой и раздражением

    1. Всегда ли ты доволен своим результатом работы на уроке?

           2 - иногда недоволен, но стараюсь улучшить

           1 - всегда

      0 - часто недоволен, но мне это безразлично

    1. Интересуют ли тебя работы одноклассников?

          2 - всегда

          1 – иногда

          0 – никогда

    1. Хотел бы ты заниматься в кружке по «Творчество и фантазия»?

    2 - да

    1 - не знаю

    0 – нет

    1. Как часто ты завершаешь работу дома?

    2 - часто, чтобы улучшить

    1 -  иногда, когда в классе не успеваю

    0 -  никогда, даже если работа незакончена

    1. Всегда ли ты готов к уроку технологии?

    2 - всегда

    1 - иногда бываю не готов

    0 - часто не готов

    1. Тебе важны отметки по технологии?

    2 - да

    1 - лишь бы не «2»

    0 - лучше бы их не было

    1. Ради чего ты стремишься получить высокую отметку?

    2 - приятно самому

    1 - порадовать  родителей

    0- чтобы не портить успеваемость

    9.Стремишься ли ты участвовать в олимпиадах, конкурсах, выставках?

    1. - да

        1- иногда

         0- нет

    10. В чём для тебя польза уроков технологии?

    2 - дают знания, которые пригодятся в жизни

    1 – для развития творческих способностей

    0 - можно отдохнуть, расслабиться


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

    Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в ус...

    «Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"

    Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

    Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных ...

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

    В презентации кратко освещаются возможности использования ИКТ на уроках технологии, даются название программ, которыми удобно пользоваться при проведении уроков....

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

    Одним из требований нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования является введение информационно-коммуникационных техноло...