ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Краткая аннотация работы

Обоснование выбора темы, ее актуальность

Проблема. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации. 

В современном образовательном пространстве особую значимость приобретают социально-психологические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны.  Важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность.  В обозначенных условиях Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования регламентирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника, что выражается не только в «готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку…, но и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания». Эти показатели позволяют оценивать результаты образования выпускника, его сформированных качеств, которые могут пригодиться на рынке труда. Особенностью коммуникативной компетентности является её способность формировать успешную деятельность личности в меняющихся условиях социального окружения.  Для различных сфер профессионального взаимодействия специалистов наличие коммуникативной компетентности является важным качеством.  Поэтому её изучение является одним из главных направлений в современном образовании, так как общество требует наличия высокого уровня коммуникативной культуры у человека.

Цель: выделить и проанализировать особенности развития коммуникативной компетенции у подростков.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению развития компетенции как качества способствующего взаимопониманию в общении;
  2. Охарактеризовать содержание общения как ведущей деятельности в подростковом возрасте;
  3. Выявить методы по изучению развития коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

Общение – это условие объединения людей для выполнения совместных действий; главный инструмент обучения и воспитания новых поколений, приобщения людей к цивилизации и культуре; средство эмоциональной поддержки, необходимое условие для счастья и здоровья человека; средство передачи жизненного опыта от одного человека к другому. Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.

Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.

Роль общения со сверстниками в жизни подростка, безусловно, очень велика. Но в то же время оно само, его формы и содержание, его характер и способы определяются отношениями, которые складываются у подростка со взрослыми. Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подростка – всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чём-то уже более взрослым. Но друзья подростка – это не только взрослые, но и сверстники, товарищи, одноклассники.

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

В социально-психологическом смысле коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю, процесс общения.

И.Н. Горелов выделяет шесть стадий общения: 1) ориентировка в окружающих условиях; 2) привлечение внимания собеседников; 3) поиск совместимости собеседников по объему общения, по темпам общения, по настроению, по позициям и дистанциям общения; 4) обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон темы общения; 5) возникновение проблемной ситуации, конфликта, столкновения мнений; 6) принятие решения.

У педагога-психолога Е.В. Руденского существует другая социально-психологическая характеристика коммуникативной компетенции, которая рассматривается как общение и имеет следующие составляющие: прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации; знания и эрудиция; средства общения (вербальные и невербальные); управление коммуникативной ситуацией; коммуникативная культура (общая и национальная); ориентировка на социального партнера; речевая компетенция.

Для развития у подростков коммуникативных навыков и эмоций, готовности к пониманию других людей и их поступков в своей работе я использую следующие методы. При воздействии на интеллектуальную сферу – метод убеждения. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение.

При воздействии на мотивационную сферу – стимулирование, в основе которого лежит формирование у подростков осознанных побуждений их жизнедеятельности.

В волевой сфере основное влияние оказывают методы требования и упражнения. Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека. Следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий и доведение их до автоматизма.

Для организации деятельности и поведения воспитанников в своей работе использую метод воспитывающих ситуаций. Педагог умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для подростка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование навыков физических и психических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, подросток часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Процессом размышления индивида о происходящем в его собственном сознании является рефлексия.

Вывод: работа над формированием коммуникативной компетенции должна осуществляться в комплексе, в системе уроков и внеурочных занятий. Успешность этой работы зависит от общей организации занятия, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение обучающихся в процессе работы.

Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить подростков знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире. Результатами этой работы будут являться: письменные и творческие работы обучающихся на различные темы, размещенные в портфолио; повышение самооценки и показателей психического благополучия (рисуночные тесты); умение выстраивать межличностные отношения; владение различными социальными ролями (наблюдение).

Список использованной литературы (основной):

  1. Петровская Л.А.  Компетентность в общении: социально-психологический тренинг/ Л.А.  Петровская.  М.:  Изд-во МГУ, 1982.
  2. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 256с.
  3. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Педагогика, 1978. - 424с.
  4. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под. ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внеурочная деятельность - средство развития личности обучающихся в свете ФГОС"

«Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою вол...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

«Английский – в мире сказок» Драматизация сказки как средство развития УУД во внеурочной деятельности младших школьников. (из опыты работы Ткачевой Л.А.)

В статье даны особенности подготовки драматизации сказок в начальной школе во внеурочной деятельности....

«Сетевой, телекоммуникационный проект как средство развития личности учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности»

Наше общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в гру...