"Внеурочная деятельность - средство развития личности обучающихся в свете ФГОС"
материал по теме

Дмитриева Ирина Валерьевна

«Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_26.04.2013.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

26 апреля 2013 г. День открытых дверей в гимназии.

Выступление Дмитриевой И.В.

Тема: "Внеурочная деятельность - средство развития личности обучающихся в свете ФГОС"

  Эпиграф.

«Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.»

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (такие задачи ставятся перед современной школой в национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа»).

Внеурочная деятельность в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Чем же еще вызвана необходимость обращения к внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования?  Есть и другие проблемы:

* расслоение населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности (у одних родителей есть возможность оплачивать развивающие занятия своего ребенка, у других нет);

* плотная работа  различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерная индустрия с сознанием ребёнка;

*резкое снижение уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

* ограниченность общения со сверстниками;

* отсутствие детских и подростковых общественных организаций;

* нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений

 Именно в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения в рамках организации внеурочной деятельности учащиеся 1-2-х классов вовлекаются в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.  

 К организации внеурочной деятельности  школьников предъявляются следующие требования стандарта:

- на внеурочную деятельность в каждом классе отводится 10 часов в неделю.

- Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

- Аудиторных занятий не должно быть более 50%  общего времени

- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

-Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса.

На современном этапе внеурочная работа - прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребенку и его родителям.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Общеобразовательное учреждение   самостоятельно разрабатывает программы курсов в соответствии с данными направлениями внеурочной деятельности, которые являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности, являются основанием для построения соответствующих образовательных программ общеобразовательного учреждения

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении  используется программа внеурочной деятельности, как нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения.

 Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезная практика, социальное проектирование и т.д.

План внеурочной деятельности  позволяет осуществлять программу воспитания и социализации обучающихся через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как в результате этих занятий ребенок научится понимать, какой вид деятельности ему более интересен.

 Актуальность данного проекта обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

фото: дети в разных ситуациях

(бегают, рисуют, поют...)

Национально-образовательная инициатива

"Наша новая школа"

ФГОС

фото детей

ФГОС

*Требования стандарта:

1.10 часов в неделю

2.Виды внеурочной деятельности - на усмотрение ОУ

3.Больше двигательных занятий.

4.Реультаты воспитательной деятельности.

* фото разных видов занятий

Направления внеурочной деятельности:

-духовно-нравственное,

-социальное,

-общеинтеллектуальное,

-общекультурное,

-спортивно-оздоровительное

Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы

Схема «Формы организации внеурочной деятельности»

фото занятий

Виды внеурочной деятельности

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительная деятельность

«Подвижные игры на свежем воздухе"

Аэробика для малышей.

Занятия  на свежем воздухе, забавы,соревнования, игры

Двигательные упражнения, снимающие напряжения учебного дня, разучивание танцевальных движений в зале хореографии

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, пластичности движений, готовность к выступлениям в концертах.

Общекультурное

"Веселый этикет"

"Хоровой час"

Занятия в  хоровом кружке, экскурсии, участие в концертах и праздниках, создание творческих проектов, практикумы по правилам этикета

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Духовно-нравственное

Основы православной культуры

Беседы,  просмотр фильмов,  подготовка творческих проектов

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, уважения к истории народа

Общеинтеллектуальное

Проектная деятельность,

Шахматы.

Занятия клуба "Умники и умницы"

Исследовательская деятельность, экскурсии ( в т.ч. заочные) по родному краю, в историко-художественный музей; интеллекту-альные турниры, олимпиады.

Познавательные, социальные проекты, исследователь-ские работы, конкурсы, конференции, выставки

Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.

Социальная

«Умелые ручки»»,

«Жизненные навыки"

"Театр"

Творческие занятия, создание произведений искусства своими руками

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, формирование креативности, навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах.

Организация внеурочной деятельности во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, поэтому в нашей гимназии внеурочная деятельность учащихся 1-2-х классов строится следующим образом.
1. Спортивно-оздоровительное направление (2 часа в неделю в каждом классе) . Программный материал сгруппирован по подвижным, народным и спортивным играм и танцам. Подбор игри танцев связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, психическим развитием, игровым опытом. Занятия проводят учителя - специалисты.
2. Основы православной культуры ведет учитель музыки, прошедший специальную подготовку. Учителем используются следующие формы работы: беседы, конкурсы рисунков, экскурсии, просмотр кинофильмов. На занятиях преподаватель предоставляет детям возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края. Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.
3. Социальная деятельность (1 час в неделю) кружок «Учимся вместе. Вместе переживаем». Работа кружка строится на инициативном участии ребенка в    социально-моделирующих играх (ведет специалист, имеющий психологическое образование и переподготовку по этому курсу).

(1 час) -"Умелые ручки", в процессе занятий на которых у обучающихся развивается творческое воображение и мелкая моторика Ведет уроки учитель обслуживающего труда, "Почетный работник общего образования".

"Театр" - (1 час), в процессе занятий с детьми проводятся ролевые игры, разыгрываются театральные этюды, готовятся мини-спектакли.
4.
Проектная деятельность(1 час в неделю) - перед школьниками ставятся познавательные и практические задачи, для решения которых обучающиеся становятся исследователями.
5. Художественно – эстетическое направление  представлено хоровым часом, занятиями кружка "Веселый этикет", где происходит знакомство детей с музыкальными произведениями и правилами этикета, готовятся выступления на концертах, классных и общешкольных праздниках
6. Предметные кружки (1 час) – кружок «Шахматный час», влияющий на формирование мыслительных процессов обучающихся.

фото

Прежде, чем приступить к реализации этого плана, администрации гимназии и педагогам пришлось:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор обучающимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности :

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Для реализации поставленных задач в гимназии имеются необходимые  условия:

А)Педагогические ресурсы: педагоги гимназии (учителя физкультуры, ритмики, музыки, психологи, педагоги дополнительного образования,  социальный педагог гимназии).

Б) научно-методическое обеспечение проекта

Научно-методическую поддержку при реализации проекта  оказывают специалисты Управления образования, Информационно-методического центра, преподаватели Академии социального управления (повышения квалификации педагогов).

В) материально-техническое обеспечение.

Для реализации апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в гимназии  имеются необходимые условия: занятия  проводятся в одну смену,

- все кабинеты начальных классов располагаются на первом и втором этажах;

-имеется столовая, укомплектованная в результате победы в конкурсе образовательных учреждений современным оборудованием для приготовления пищи обучающимся, в которой организовано двухразовое питание, (фото оборудования)

 -имеется лецинзированный медицинский кабинет. (фото мед.каб)

Для организации внеурочной деятельности гимназия  располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, класс хореографии, актовый зал, библиотека, спортивная площадка. (фото спорт зал , библ, хореогр....)

Гимназия располагает 4 кабинетами начальной школы, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. Два кабинета с мультимедийным оборудованием. В лекционном зале имеются компьютер, мультимедийный проектор,  экран. В кабинетах начальных классов, группах продленного дня и в рекреации 2-гог этажа имеются телевизоры и DVD.

Г) информационное обеспечение

В библиотеке имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека», «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников), «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу).

Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

(фото)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:   общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...

Роль внеурочной деятельности в развитии личности

Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова. Здесь все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне у...

Влияние внеурочной деятельности на развитие личности ребенка

Статья о занятости внеурочной деятельностью детей учетных категорий (группы риска и СОП) из опыта работы...

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрывается суть применения коллективного способа обучения на уроках химии, как средство развития личностных качеств обучающихся....

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрыта суть применения коллективного способа обучения на уроках химии для развития личностностных качеств обучающихся....

Проект, как средство развития личности обучающегося

Статья посвящена проектной деятельности.Обозначены типы проектов, какие проекты были осуществлены в рамках урочной и внеурочной деятельности,а также дополнительного образования....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.

Аннотация: в статье говориться об организации исследовательской деятельности, как одной из успешных составляющих современного образовательного процесса. В ней отражены способы и приемы, необходимые дл...