Формирование коммуникативных УУД в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы).
статья по русскому языку (9 класс)

Сёмкина Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД  в урочной   и во  внеурочной деятельности (из опыта работы).

     Коммуникативные УУД – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания высказываний собеседника, создания собственных высказываний в соответствии с  целями и особенностями общения.

     Коммуникативные УУД формируют социальную компетентность обучающихся; поддерживают умение слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении, планировать учебное сотрудничество в нахождении и сборе информации; способствуют интегрированию в группы.

     Какие коммуникативные УУД должны усвоить обучающиеся?

  • Умение развернуто обосновывать свою точку зрения
  • Адекватно воспринимать устную речь, передавать содержание прослушанного текста (подробно, сжато)
  • В зависимости от цели выбирать вид чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее)
  • Работать с текстами разных стилей
  • Вступать в речевое взаимодействие, участвовать в диалоге
  • Пользоваться различными источниками информации

     Одним из средств формирования коммуникативных УУД является групповая работа. Преимущества работы в группе:

  • формирование навыков общения, сотрудничества, взаимопомощи
  • контроль за своим поведением, уважение чужого мнения, умение отстаивать свою позицию
  • равные возможности

Урок русского языка.

Тема : «О-Ё после шипящих в корне слова»

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков

Цель: ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по закреплению правила написания гласных О-Ё после шипящих в корне слов.

Образовательная: создать условия для совершенствования умения находить и объяснять изученную орфограмму.

Воспитательная: формирование культуры поведения при фронтовой, групповой и индивидуальной работе.

Развивающая: способствовать развитию умения обобщать полученные знания.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить правописание слов с О-Ё после шипящих в корне.

Регулятивные: осуществлять контроль и взаимоконтроль, определять успешность выполнения работы.

Познавательные: учиться наблюдать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: строить коммуникативное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем.

Личностные: совершенствовать коммуникативные навыки.

УМК под редакцией В.В.Бабайцевой

Ход урока (фрагменты):

Этап организации познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые коммуникативные УУД

  • организует работу в группах, мотивирует личностный интерес повторить и закрепить орфограмму «Правописание О-Ё после шипящих в корне слов»
  • каждая группа читает свои тексты (см. Приложение 1 и 2), ученики объясняют орфограмму, создают опорную запись, закрепляют способ действия
  • анализируют правильность выполнения задания, уточняют, корректируют
  • повторяют учебный материал, консультируются в процессе групповой деятельности

  • инициативное сотрудничество в решении задания
  • сообщение  в устной форме своего  мнения
  • умение слушать и понимать мнение других
  • использование  речевых средств для аргументации своей точки зрения
  • управление поведением партнера

 Этап подведения итогов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • проводит диагностическую работу по пройденному (закрепленному) материалу
  • организует проверку
  • предлагает провести самоанализ
  • выполняют диагностическую работу
  • сверяют с эталоном
  • соотносят свои представления с реальными результатами
  • самоконтроль и самооценка

Приложение 1. Тексты.

Группа 1.

     Котелок сердится и бормочет на огне. Мы говорим ш_потом – боимся спугнуть рассвет. Со свистом проносятся тяж_лые утки. Туман клубится над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце.(К.Паустовский)

Группа 2.

     Ш_лковую нить прядет гусеница бабочки, которую зовут тутовым ш_лкопрядом. Почему ш_лкопрядом – понятно, а почему тутовым? Оказывается, гусеница тутового ш_лкопряда ест только листья тутового дерева.  (М.Константиновский)

Группа 3.

     Однажды я ш_л на лыжах. Торчащие из снега ч_рные кусты обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла тишина. Вдруг легкий ш_рох привлек мое внимание. (А.Тамбиев)

Группа 4.

     И вот однажды встречаю медведицу с тремя медвежатами. Медведи копаются в земле. Я быстро щ_лкаю затвором фотоаппарата. Первыми на меня уставились медвежата. Но для их глаз я просто сош_л за пень. Потом на меня посмотрела мамаша. Но и у неё я не вызвал интереса. (Н.Сладков)

Приложение 2. Задания.

Группа 1. Распределить слова в два столбика: первый с буквой Ё после шипящих в корне, второй с буквой О после шипящих в корне.

     Уч_ный, пч_лы, ж_луди, ш_ры, ш_рты, трущ_ба, щ_тка, ч_рный, ш_рстка, реш_тка, ш_фер, ш_пот.

Группа 2. Графически объяснить написание слов.

     Шёпот, крыжовник, жонглёр, шорох, пчёлка, чащоба, причёска, щёголь, шёрстка, щётка, щёчки.

Группа 3. Составить словарный диктант из 10 – 12 слов  (слова с орфограммой «О-Ё после шипящих в корне слова»)

Группа 4. Составить небольшой текст, используя слова  капюш_н, ч_рный, ш_фёр,  ш_рох, ш_ссе.

работа на занятиях курса способствует повышению качества устной и письменной речи учащихся. Форма организации работы – групповая и индивидуальная.

Внеурочное занятие. Курс «Основы журналистики»  

     Школьная газета, на мой взгляд, - лучший способ развития коммуникативных УУД. На занятиях внеурочного курса «Основы журналистики» создаю условия для развития способностей  разновозрастных детей, умения вступать в контакт с любым собеседником, поддерживать общение, соблюдать нормы и правила общения. Каждый учащийся может создать личностно значимую для него продукцию: публикацию, фотографию. Кроме того, работа на занятиях курса способствует повышению качества устной и письменной речи учащихся. Форма организации работы – групповая и индивидуальная.

Тема: « Берем интервью. Практикум.» (7-9 классы)

Тип занятия: закрепление знаний, умений, навыков

Цель: закрепление представлений об интервью как о жанре публицистики

Образовательная: создать условия для развития умения  брать интервью

Воспитательная: формирование культуры поведения при групповой и индивидуальной работе.

Развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь анализировать текст, осуществлять его информационную переработку

Регулятивные: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: строить коммуникативное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем.

Личностные: совершенствовать коммуникативные навыки.

Этап организации познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые коммуникативные УУД

  • организует и корректирует  работу в группах.

группа 1 «Интервью как жанр публицистики».

группа  2 «Виды интервью»

группа  3 «Секреты успешного интервью»

  • каждая группа работает с раздаточным материалом
  • готовит выступление с учетом мнения всех членов группы
  • учащиеся слушают, задают вопросы, обсуждают, делают выводы
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • управление поведением партнера
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 Этап «Информация о домашнем задании»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые коммуникативные УУД

  • организует обсуждение и запись домашнего задания (предлагает написать интервью с последующим опубликованием в школьной газете)

  • слушают домашнее здание, уточняют, записывают
  • понимание речи других
  • управление поведением партнера

Приложение. Рубрика «Страничка школьной истории». Интервью с ветеранами школы.

       О значимости школьной библиотеки в жизни каждого человека может рассказать даже первоклашка. Ведь то количество знаний, которое там хранится, не сравнится ни с чем. В рамках праздника Международного дня  школьных библиотек я встретилась и побеседовала с Людмилой Николаевной Остенковой, проработавшей библиотекарем в нашей школе более 20 лет.

Р.В. Сколько лет Вы посвятили профессии библиотекаря и что Вам больше всего нравится?

Л.Н. Я посвятила своей профессии 22 года. Работала с самого открытия школы. За это время поняла, что библиотекарь – это многофункциональная профессия. Он и учитель, и наставник, и психолог, а в некоторых случаях и «мама». Люблю работать с книгами, учащимися, с ними вечно молодая. Все к нам идут, начиная с 1 класса и заканчивая 11. Мы всех любим.

Р.В. Почему Вы выбрали эту профессию?

Л.Н. Я не совсем выбрала именно эту профессию. Закончила факультет культурологии и искусствоведения. Сначала пришла работать в школу учителем. Но уже тогда начала зарождаться любовь к библиотеке.

Р.В. Можете ли Вы назвать свою любимую книгу?

Л.Н. Нет, наверное. Появляются новые писатели, новые произведения. Что-то нравится, что-то нет. Но я очень люблю читать, поэтому каждая книга приносит мне радость.

Р.В. Какой Вы видите профессию в будущем?

Л.Н. Книга на бумажном источнике необходима, электронная библиотека – это, конечно, хорошо, но маленький ребенок может приобщиться к чтению только после того, как он книжку полистал, посмотрел. Школьная библиотека должна выполнять одну из главных задач – учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение. Библиотека является информационным центром, поэтому я вижу ее процветающей.

Р.В. Людмила Николаевна, что сегодня Вы пожелаете своим коллегам?

Л.Н. От своего имени поздравляю всех школьных библиотекарей района. В нашей нелегкой работе хочется, чтобы наш труд был по достоинству оценен. Здоровья всем , успехов в работе и всяческих благ.

Р.В. Спасибо, Людмила Николаевна. Очень приятно было с Вами побеседовать. Я поздравляю Вас с профессиональным праздником, желаю Вам крепкого здоровья и всего самого наилучшего.

Интервью записала школьная журналистка Рубцова Виктория, 11 класс

(опубликовано в газете «Школьные вести» (МАОУ «СОШ №40» г. Новоуральск) в ноябре 2022 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии: "Применение метода проектов в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности" - обобщение опыта работы

В статье представлен теоретический материал по изученной современной педагогической технологии -  метод учебных проектов. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способс...

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

ВысткплениеПамятка для учителяпо формированию и развитию универсальных учебных действий...

Реализация системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы

Формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из острейших проблем образования. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности и  осно...

Формирование у обучающихся компетенции самостоятельной образовательной деятельности (из опыта работы учителя математики)

      Самостоятельная работа - важное условие развития личности, ее творческих  возможностей, путь воспитания самостоятельности. Но, самостоятельная работа вызывает у некото...

Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке английского языка (из опыта работы)

Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников....