Реализация системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы
статья

Семёнова Елена Ревокатовна

Формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из острейших проблем образования. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности и  основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_sistemno.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.

Марк Туллий Цицерон

Формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из острейших проблем образования. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности и  основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

Речевая деятельность ребенка начинается с вопроса, это продиктовано естественной необходимостью получения информации, помогающей воссоздать картину мира. Так до момента говорения ребёнок получает знания о мире, трогая предметы, пробуя их на вкус, проверяя на прочность. А в возрасте «почемучки» начинает задавать вопросы, тем самым устанавливая причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Получая базовые знания с помощью органов чувств, ребёнок активизирует мыслительную деятельность в процессе познания. По мнению А.Н.Леонтьева, речь, её развитие тесным образом связаны с развитием мышления, значит, коммуникативная компетенция предполагает получение и обработку информации, необходимой для обмена ею и применения в жизни.

Отсюда следует, что задача учителя – активизировать мыслительную деятельность, мотивирующую к познанию окружающего мира        , ведь, как гласит философское утверждение Рене Декарта: «Я мыслю – значит существую».

Потребность в познании заложена в человеке с рождения, однако «только регулярное общение даёт возможность корректировать формирование языковой личности ребёнка», по мнению Кармадоновой О.Ф.  В связи с этим задача ученика – овладеть коммуникативной компетенцией как необходимым условием для формирования социально активной личности.

Реализуя поставленные задачи, учитель сталкивается с проблемой: как создать условия для эффективного формирования коммуникативной компетенции в образовательной среде? Системно-деятельностный подход в обучении даёт возможность учителю найти её решение. Так, заложенная природой потребность в получении информации реализуется в процессе активной познавательной деятельности, нацеленной на создание речевой ситуации, в результате которой формируется коммуникативная компетенция.

Я вовлекаю учащихся в активную познавательную деятельность на уроках, факультативах, метапредметном курсе ОСЧ и РТ и на внеурочных занятиях в рамках работы журналистского клуба «Волна». Это позволяет системно и поэтапно направлять деятельность ребят, отслеживая их результаты и достижения.

Так, например, на уроке развития речи в 6 классе мои ученики писали сочинение «Дымковская игрушка». Помимо основных этапов урока я вовлекла ребят в практическую деятельность: описанию сопутствовало создание на уроке ИЗО игрушки из пластилина, раскрашивание, что позволило сравнить особенности изделия, цветовую гамму, форму, материал с традиционной дымкой. В процессе работы ученики записывали свои наблюдения, это позволило расширить представления учащихся о дымковской игрушке, а словесное описание -  в деятельности закрепить знания, свободно воспроизвести в сочинении свои наблюдения.

В 5 классе на уроке литературы изучение сказов «Хозяйка медной горы» и «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова ребята создали интерактивную гостиную «Добро пожаловать в гости к Бажову!». Материал, собранный в ходе урока и изучения дополнительных источников, был систематизирован и размещён в презентации так, чтобы каждый раздел был отдельной страницей для изучения, которую можно посетить, перейдя по гиперссылке. Например,  за дверью «Секреты Хозяйки» открывается литературоведческий анализ произведения, а дверь «Это интересно» ведет к интересным фактам жизни и творчества Бажова. «Малахитовое чудо» представляет фоторяд изделий из малахита. Там же собраны фотографии с урока, на котором ученица знакомит ребят с настоящим камнем, добытым когда-то её дедушкой-геологом. Все наблюдения и исследования, собранные в интерактивной гостиной стали результатом работы и материалом, пополнившим методическую копилку. Теперь ею могут пользоваться на уроках дети и учителя, изучающие творчество П.П.Бажова.

Таким образом, уроки русского языка и литературы перестают быть абстрактным изложением материала, а метапредметные результаты используются в учебной, познавательной и социальной практике. Самостоятельность планирования, сотрудничество педагога и ученика способствует формированию коммуникативной компетенции и построению индивидуальной образовательной траектории. В ходе урока обучающиеся получают возможность описать процесс и продукт прикладного, словесного и других видов творчества.

Наряду с уроком особое место в образовательном процессе занимает метапредметный курс «Основы смыслового чтения и работа с текстом». В своей работе я опираюсь на технологию продуктивного чтения. Она позволяет с помощью конкретных приёмов полноценно воспринимать и понимать текст читателем, формировать активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Например, при работе с рассказом И.С.Тургенева «Воробей» я предлагаю поэтапно осмыслить текст, фиксируя речевую деятельность в тетради. На первом этапе я провожу работу до чтения. Сначала дети получают домашнее задание: понаблюдать за воробьями, снять на видео их повадки. На уроке мы вспоминаем пословицы, которые помогают подготовить ученика к восприятию образа. Так актуализируются знания о птице, сформулированные в народной мудрости. На втором этапе при знакомстве с текстом осуществляется его аннотирование. Это необходимо для проверки предшествующих предположений и пониманию информации текста. Третий этап  помогает понять авторский замысел, «спрятанный между строк». С помощью Кубика Блума происходит осмысление текста, ученики проговаривают и записывают свои предположения, формулируют тезизы, отвечая на проблемный вопрос, что, безусловно, способствует формированию коммуникативной  компетенции.

При работе с текстом считаю необходимым визуализировать образ. Так, на этапе преобразования и интерпретации информации часто использую для создания зрительного ряда приём «Книжный натюрморт». На основе прочитанного текста ребятам предлагается создание «живой» иллюстрации книги или её эпизода с целью выявления имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации. Речевая деятельность при этом реализуется через осознание школьниками нового знания. Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотнося их с результатом, осознает приобретенный опыт.

Итогом освоения курса «ОСЧ и РТ» является теперь уже ежегодная читательская конференция, на которой ребята представляют прочитанные за год книги, не входящие в школьную программу, оценивая их художественное содержание, мастерство исполнения.

Особое место в образовательной среде занимает внеурочная деятельность, которая значительно расширяет границы возможностей. В рамках работы журналистского клуба «Волна», который ещё в 2012 году представлял собой школьный пресс-центр, осуществляется деятельность, основанная на принципах сознательности и активности, а также природосообразности. За каждой статьёй скрывается поэтапный систематизированный, реализованный на практике труд, результат которого освещён в статье.

Например, работе над статьёй «Огород на подоконнике» предшествовало полугодовое наблюдение за растениями, взращёнными пятиклассниками из семян «Акция Плантация», любезно предоставленных гипермаркетом «Лента». В марте на школьном подоконнике были посеяны семена садовых культур, за их ростом наблюдали члены клуба, самостоятельно осуществляли уход и записывали свои наблюдения вплоть до сбора урожая в августе. Это позволило ребятам осознать всю сложность процесса ухода за ростками и иначе взглянуть на труд своих родителей. Особый интерес вызвало наблюдение за экзотическим плодовым деревом личи, привезённым ещё семенем из Южного Китая. В настоящее время готовится ещё одна статья «Теплолюбивый иностранец хочет жить!», в которой юные журналисты размышляют о трудностях адаптации в чужих краях не только растений, но и людей, затрагивается проблему культурного взаимодействия.

На создание статьи и рассказа «Отведи меня к звёздам» участников клуба вдохновило посещение планетария и проведение урока внеклассного чтения по сказке-притче Антуана Де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В основу статьи легло размышление о мире детской фантазии, о месте человека во вселенной, о морально-нравственных ценностях человека. Знания о строении Вселенной побудили учеников к исследовательской деятельности. На урок был приглашён выпускник Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, увлекающийся астрономией. Он рассказал о своем увлечении и предложил ребятам рассмотреть космические тела с помощью телескопа. Сопоставление бесконечного космоса с маленьким миром в душе человека – стало началом для глубокой аналитической работы.

Статьи клуба опубликованы на сайте школы. Они являются результатом эмпирического познания и речевой деятельности, успешно формирующей коммуникативную компетенцию школьников. На работу клуба отводится 3 часа в неделю, но никакого времени не хватает, чтобы ответить на все детские вопросы. Мотивация возникает лишь тогда, когда ученик понимает что и для чего он делает. Готовясь к выступлению,  я задала шестиклассникам вопрос: «Для чего вы познаёте мир?». Все ответы сошлись к необходимости утоления жажды познания.

Так для меня сложилась формула успеха при реализации системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции:

  1. Обнаружение объекта познания.
  2. Мотивация к исследованию объекта.
  3. Восприятие (формирование целостного образа предметов окружающего мира, изучение теории).
  4. Практическое применение (опыт проявления компетенции).
  5. Рефлексия.

Каждый шаг очень важен для эффективной работы, которая преобразуется в ценный опыт. Следуя этой формуле, мы с моими учениками уже добились неплохих результатов, и продолжаем двигаться в нужном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

«Компетентностный подход во внеурочной деятельности» из опыта работы кружка «Юный жуковец»

 В данной работе рассказывается о возможностях кружковой работы в школе, о разнообразных приемах, которые можно использовать именно проводя заняти кружка патриотической направленности....

Формирование универсальных учебных компетенций в урочной и внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных компетенций в урочной и внеурочной деятельности...

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...

Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...

использование интегративно-герменевтического подхода во внеурочной деятельности. из опыта работы

Создавая группу, мы ставили перед собой разнообразные задачи, такие как:1)    Интеграция учителей, предметов, учащихся2)    Изучение и апробация различных инновационных п...