Интегрированный урок "Национальные традиции празднования Рождества и Нового года в России и Великобритании"
план-конспект урока (английский язык, 5 класс) по теме

Кириллова Раиса Петровна

Интегрированный урок по английскому языку и литературе. Тема урока позволяет расширить и углубить представления учащихся о национальных традициях и обычаях страны изучаемого языка и России.  Соавтор урока - Ковальская Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

г. Узловая Тульской области

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК

по английскому  языку  и  литературе

в  5 А  классе

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ

РОЖДЕСТВА И НОВОГО ГОДА

                                                     В  РОССИИ  И  ВЕЛИКОБРИТАНИИ

               УЧИТЕЛЯ:             КИРИЛЛОВА  Р.П., учитель английского языка,

                                               

                                                КОВАЛЬСКАЯ  Е.Н., учитель русского языка и литературы,

                                               

                                           

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование целостного представления о культуре, традициях разных   народов мира на примере празднования Рождества и Нового года в Великобритании и в России.

ЗАДАЧИ УРОКА НА УРОВНЕ НАБЛЮДАЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  • Квалифицируют и выявляют исторические и культурные связи народов мира.
  • Сравнивают традиции празднования Рождества и Нового года в России и в Великобритании.
  • Рассказывают о национальных традициях на русском и на английском языках.
  • Демонстрируют учебные компетенции на русском и английском языках:

  • в монологической и диалогической речи;
  • в чтении вслух и про себя;
  • в составлении плана к прочитанному;
  • в переводе небольшого текста с английского языка на русский;
  • в оформлении рождественской открытки.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:

  • воспитание у учащихся интереса и уважения к культуре и традициям страны изучаемого языка и родной страны;
  • развитие навыков общения в группе, толерантного понимания других людей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ УРОКА:

  1. Исследовательская сравнительная таблица национальных традиций празднования Рождества и Нового года в Великобритании и в России.
  2. Поздравительная рождественская открытка.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: компьютерная презентация к уроку, проектор, дидактический   материал о Рождестве, алгоритм для рождественской открытки, аудиозапись   песни « Jingle

Bells», некоторые символы Рождества и Нового года ( ёлка, гирлянды, открытки, игрушки).      

  1. Начало урока. Приветствие  учащихся. Краткая беседа о теме урока. Учитель читает стихотворение, что помогает догадаться, о чём пойдёт речь.

     Santa Clause стучится к нам в дверь:

    “Open, open поскорей!”

      Ему дети говорят:  «Please, come in”.

      Он очень рад.

      Видит он a Christmas tree,

      И гирлянды, и шары.

      А на самом на верху

      Видит он a star- звезду.

      «Do you like it? – Yes, I do!”

       Merry Christmas you and you!”

  1. Уровень знаний учащихся.
  • Фонетическая зарядка.

Christmas. Christmas is a favourite holiday for English people.

The 25th of December. They celebrate Christmas on the 25th of December.

Christmas cards. The people give and receive many Christmas cards.

Christmas tree. They usually have a Christmas tree in the corner of the room.

Santa Clause. The small children believe in Santa Clause.

  • Речевая зарядка.

What do you know about Christmas?

Примерные ответы учеников:

  • I  know  that Christmas is a favourite  holiday for British people.
  • Christmas is a religious holiday. We celebrate the birth of Jesus Christ.
  • I  think that Christmas is a family holiday. Family gather for traditional Christmas dinner, give presents and congratulate each other.
  • The people send and receive many Christmas cards. They read on the cards: “Merry Christmas”.
  • Most families decorate their houses with holly. They usually have a Christmas tree in the corner of the room.
  • The small children believe in Santa Clause. He puts presents into the stockings.

( демонстрация соответствующих слайдов презентации)

  1. Уровни понимания и применения знаний в работе в группах.
  • Группа  « Историки»  Тема исследования: история возникновения праздника.

Задания группе: 

  • Узнайте, почему праздник называется  РОЖДЕСТВО.
  • Найдите легенду о рождении Иисуса Христа.
  • Выясните, почему Рождество празднуется в России  7января, а в Великобритании  25 декабря.
  • Объясните, что такое   СОЧЕЛЬНИК и когда он празднуется. Узнайте, как называются дни, следующие за Рождеством.          

На уроке группа историков отвечает на данные вопросы, знакомит класс с результатами  исследовательской работы.

Чтение текста “ Christmas in Great Britain”( см. ПРИЛОЖЕНИЕ) и составление плана к тексту на русском языке.

Примерный план:

- Канун Рождества.

- Традиции, связанные с Рождеством: дарение подарков; праздничный обед; послание британской королевы;  монетка на счастье; рождественские гимны; украшение дома и  рождественской ёлки.

- Boxing Day.

   Беседа учителя и учащихся по содержанию текста:

   How many days do the British celebrate Christmas? Do you know them?

    Read and translate the passage about  Boxing Day.

  • Группа  “Культурологи» Тема исследования: празднование Рождества в России  и в Великобритании.

           Задания группе:

  • Узнайте, как готовятся к Рождеству в Великобритании и в России.
  • Выясните, как проходит сочельник.
  • Выделите основные символы Рождества и поясните их значение.
  • Найдите информацию о народных обрядах и гуляниях в канун Рождества и Святок на Руси и в Великобритании.

Группа знакомит класс с результатами своей работы.

Мини-инсценировка калядок в России.

  • Группа «Литераторы» Тема исследования: легенды и мифы любимых рождественских персонажей.

Задания группе:

  • Выясните, являлись ли прообразами Деда Мороза и Санта Клауса реальные люди.
  • Как формировались и менялись образы рождественских волшебников с прошлого до наших дней.
  • Узнайте, где живёт российский Дед Мороз и где родина Санта Клауса.
  • Приведите примеры литературных произведений, в которых встречаются образы Деда Мороза и Санта Клауса.

               Группа знакомит одноклассников с результатами своей работы.

               Выполнение учебных упражнений урока:

- расшифровка «волшебного» послания Санта Клауса по азбуке    

  Морзе ( прилагается).

  Ответ: «Merry Christmas and happy New Year!”

  1. HАБЛЮДАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ   СРАВНЕНИЯ.

Отличия Деда Мороза и Санта Клауса.

              ДЕД МОРОЗ                                                                     САНТА КЛАУС

  1. Проживание

Великий Устюг                                                    Лапландия, Финляндия

  1. Путешествуют

В санях, на тройке лошадей                            В санях, на 8 оленях

                                                        с)    Семейное положение

Внучка Снегурочка                                             Есть миссис Санта Клаус,

                                                                                 но её никто не видел

                                                          d)Появляются

Когда 3 раза позовут                                         В дом приходит незаметно

                                                                                                через каминную трубу

  1. Подарки

Кладёт под ёлку                                                  кладёт   в чулок

                                                                                  f)Внешность

Расшитая шуба с атласным                             Куртка-камзол, широкий

кушаком, расшитые рукавицы,                      кожаный ремень, кожаные

Шапка-боярка, сафьяновые                           сапоги, белые перчатки, колпак

сапоги.      Посох .                                               с кисточкой.

Мешок с подарками.                                        Мешок с подарками.

Отличное зрение                                                Носит очки «велосипед».

  1. Это  главное  действующее лицо  праздника.
  • Группа «Дизайнеры» Тема исследования: оформление дома, подарков, Рождественского  стола.

           Задания группе:

  • Узнайте, какими рождественскими украшениями принято оформлять ёлку в России и в Великобритании.
  • Выясните, какие традиционные элементы оформления помещений используются в нашей стране и в Великобритании.
  • Узнайте  о рождественском меню и о праздничном оформлении стола.
  • Узнайте, как оформляют подарки к Рождеству.

                       Группа сообщает о результатах своей исследовательской работы.

  1. НАБЛЮДАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ ТВОРЧЕСТВА:            

                           оформление приветственной рождественской открытки .

     Dear  Santa  Claus,

     Thank  you for your  message.

      We were glad to read it.

      How are you?

       We wish you all the best.

       Yours truly,

       5A  Form

     

SANTA    CLAUS

94610    ARCTIC    POLE

F I N L A N D

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДИСКУССИИ.

Образовательный продукт урока.

Сходства и различия в национальных традициях празднования Рождества и Нового года.

                                               

                                                  С х о д с т в а

  1. История праздника  о д и н а к о в а я.
  2. Радостные приготовления к празднику: праздничный  стол, украшение жилища.
  3. Обмен  подарками и поздравлениями.
  4. Гуляния. Обычно это шумное веселие с фейерверком.
  5. Широкая благотворительная деятельность: в рождественские дни стремятся сделать   д о б р о   другим: подать милостыню, приютить бездомного, накормить голодного.
  6. Колядования: прославление Рождества Христова  и добрые пожелания.
  7. Символы: ёлка, открытки, свечи, колокольчики, рождественская звезда, Дед Мороз/ Санта Клаус – главное действующее лицо.

                            О т л и ч и я

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ                                                                                     РОССИЯ

  1. Шире отмечают Рождество                                        1) Шире отмечают Новый год

     Дата:  25 декабря.                                                             Рождество -  7 января

Подготовка

  1. Ёлку украшают до Рождества.                                   2) Ёлку украшают до Нового года

  Украшают дворы и улицы.

Празднование

 3)Главный семейный праздник:                                   3)Обмен подарками и поздравле-

    рождественский обед,                                                     ниями в Новый год. Хороводы                                              

    обмен подарками и поздравлениями                             вокруг ёлки с карнавальными                                                                                      

    в основном 25-26 декабря.                                              масками. Во многих семьях отмечают

                                                                                               Старый Новый год.

                                                                                                   Рождество как государственный                  

                                                                                                   праздник  отмечается церковными    

                                                                                                   службами и благотворительной

                                                                                                   деятельностью. С 8-17 января-

                                                                                                   святки: раздольное святочное

                                                                                                   веселье с молодёжными игрищами

                                                                                                   и гаданиями.

ЕДА

4)Жареный индюк, пудинг,                                              4)Салаты, гусь с яблоками, рыба,

    сладкое  печенье.                                                               солёные огурцы, печенье для

                                                                                                    участников калядок.

ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО

5) Санта Клаус                                                                      5) Дед Мороз.

     Живёт в Лапландии,                                                          Живёт в Великом Устюге, приез-

     приезжает на 8 оленях,                                                     жает на тройке лошадей, появ-

     появляется незаметно,                                                     ляется в сопровождении Снегу-

     кладёт подарки в чулок.                                                   рочки, когда трижды позовут,

                                                                                                      кладёт подарки под ёлку.

   

       В беседе с учителем дети отвечают на вопросы: чего больше: различий или сходства? Почему? Почему есть сходства и различия?

ГЛАВНЫЙ ВЫВОД УРОКА

История праздника одинаковая, а традиции разные.

Великобритания и Россия имеют много общего в культуре и в обычаях празднования самых любимых праздников. Знание особенностей культурной жизни народов обогащает и развивает  знания о стране изучаемого языка и помогает взаимопониманию наших народов.

( дети поют песню Jingle Bells)

  1. Окончание урока. Комментирование оценок.

Домашнее задание:

  • Узнать, как называют Деда Мороза в других странах.
  • Рассказать по-английски о праздновании Нового года и Рождества в своей семье.

                                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

  • CHRISTMAS IN GREAT BRITAIN
  • This is the most important festival of the year for the most British families.This is a day when many people are travelling home to be with their families on Christmas Day. If you try to catch a train on 24th December you may have difficulty in finding a seat. On this day everybody is very busy and in a hurry. On Christmas Eve  the people like to light candles and sing carols.
  • There are a lot of traditions connected with Christmas but the most important one is giving of presents. The family members wrap up their presents and leave them  under the Christmas tree or in the Christmas stocking.
  • On Christmas Day, 25th December, the family will sit down to a big turkey dinner followed by Christmas pudding. Children often put holly on the pudding. Traditionally a coin is place into the pudding. It brings good luck to a person who finds it.
  • In the afternoon they may watch the Queen on the television when she sends her traditional Christmas message to the United Kingdom. On Sunday before Christmas the people go to the churches where special hymns are sung.
  • Sometimes the singers can be heard on the streets: they collect money for charity.
  • The most families decorate their houses with holly. They usually have a Christmas tree in the corner of the room decorated with coloured  lights, toys, stars, crackers with a joke in it.
  • The small children believe in Father Christmas or Santa Claus. They say he comes from the North Pole. He brings presents for children. The children wait for Santa Claus on Christmas Eve and hang their Christmas stockings on the beds.
  • 26th December is also a public holiday, called Boxing Day. The people don’t go to work. They visit friends or relatives, go to the theatre. Everybody gives and receives Christmas cards and Christmas boxes with presents.
  • Everyone in Great Britain is waiting and enjoying this holiday very much!

                                       Алгоритм для открытки

  • Dear  Santa  Claus,
  • Thank you for your message. We were glad to read it.
  • How  are  you?
  • We  wish you all the  best.
  • Yours  truly,
  • 5 A Form.
  • SANTA  CLAUS
  • 94610  ARCTIC  POLE
  • F I N L A N D

  •                                     Шифр к посланию Санта Клауса
  • Look at the Morse code. Then read Santa’s message and write what it says.
  • --/./.-./.-./-.-
  • -.-./…./.-./../…/-/--/.-/…
  • .-/-./-..
  • …./.-/.--./.--./-.-
  • -././.---
  • -.--/./.-/.-.

    A  .-

    B  -…

    C  -.-.

    D  -..

    E  .

    F  ..-.

   G   --.

    H   ….

    I    ..

    J   .---

    K   -.-

    L   .-..

    M  --

    N  -.

    O  ---

        P  .--.

    Q  --.-

    R  .-.

    S  …

    T  -

    U  ..-

    W  .-

    X  -..-

    Y  -.-

    Z  --..

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая книга Рождества. Составитель: Наталья Будур, Иван Панкеев. Москва. Издательство «ОЛМА-ПРЕСС».2000г.,стр. 221.
  2. ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  « Я познаю мир».  « Праздники народов мира». Москва. Изд. «АСТ». 1999г.
  3. ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  « Я познаю мир». «Русский народ. Традиции и обычаи.» Москва. « АСТРЕЛЬ». 2007 г.  Глава « Дед Мороз и Снегурочка»,

Стр. 328.

  1. Материалы из серии  « 100 праздников народов мира».
  2. Информация и картинки для презентации с сайта «Архив учебных программ и презентаций»  http// RusEdu.ru,    http//pedsovet.su/



Предварительный просмотр:

                                ТЕЗИСЫ / краткий анализ/

                                  интегрированного урока

 « Традиции празднования Рождества и Нового года  в России и в Великобритании»

Методический замысел урока строится на основе межпредметных связей иностранного языка с литературой, системно-деятельностного подхода в образовательном процессе и ключевых образовательных компетенций учащихся: коммуникативной с ярко выраженной социокультурной составляющей, информационной, учебно-познавательной, общекультурной.

Содержание урока составляют учебные материалы  УМК по английскому языку для 5 класса авторов В.П.Кузовлева, Н.П. Лапа ( Москва, Просвещение, 2009 год), детская энциклопедия «Я познаю мир»: «Праздники народов мира»( Москва. «АСТ» 1999г.), главы «Дед Мороз и Снегурочка», «Русский народ. Традиции и обычаи»( Москва. «АСТРЕЛЬ» 2007г.), Интернет, учебные материалы школьной программы предмета  «Литература» для 5 класса, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации, дидактические пособия для индивидуальной и групповой работы. Таким образом, включён большой объём дополнительного теоретического материала, расширяюшего кругозор учащихся и активизирующего познавательную  деятельность.

Цель урока: формирование целостного представления о культуре, традициях разных народов мира на примере празднования Рождества и Нового года в Великобритании и в России.

Тип  урока  -  комбинированный с элементами исследовательской работы.

Интегрированный подход проявляется в привлечении научных знаний по истории, географии, литературе, музыке, изобразительному искусству, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления.

Тема урока позволяет расширить и углубить представления  учащихся о национальных традициях и обычаях страны изучаемого языка и России, позволяет создать благоприятный режим для практического применения английского языка как интегратора знаний.  

           

            Особенность данного урока  заключаются  в следующем:

  • Коммуникативная компетентность учащихся  проявляется не только в навыке взаимодействия в группе. Дети вовлечены в игровую ситуацию:

они « получают» волшебное послание Санта Клауса по азбуке Морзе.   Следующий этап урока предполагает отправку ответной рождественской открытки.

  • Социокультурная  составляющая  проявляется в создании страноведческой мотивации, в знаниях учащихся  национальных особенностей любимых в народе праздников, в умении квалифицировать и выявлять исторические и культурные связи народов мира, в готовности представлять свою страну / свой край/ и её культуру, в готовности решать проблему на иностранном языке.
  • В контексте ноосферологии данный урок  -  урок-проект. Конечным результатом является образовательный продукт урока – исследовательская сравнительная таблица традиций празднования Рождества и Нового года в Великобритании и в России.
  • Урок спланирован по технологии « постановка целей на уровне наблюдаемых действий учащихся», с позиций системно-деятельностного подхода к современному уроку,  развивающего обучения и проектной деятельности. На уроке совершенствуются такие универсальные учебные действия учащихся, как умение публично выступать, самостоятельно искать, отбирать, сравнивать и обобщать полученную информацию, делать выводы, аргументировать полученный результат.

Созданная игровая ситуация соответствует  возрасту детей, вызывает их интерес, увлечённость проблемой, способствует развитию коммуникативных умений на английском языке.

В ходе урока используются разные методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, проектная работа. Применяются такие формы обучения, как рассказ, беседа, исследование, игра, групповая работа; виды учебной деятельности: чтение, этикетный диалог, аудирование на английском языке, письмо, стимулируются дискуссия, свободный обмен мнениями.

Таким образом, данный урок расширяет знания, развивает познавательную деятельность, раскрывает потенциальные возможности каждого ребёнка, что соответствует личностно-ориентированному обучению и современным требованиям к уроку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АВТОРЫ: КИРИЛЛОВА Р.П., УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КОВАЛЬСКАЯ Е.Н., УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИЯ Г. УЗЛОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК « ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА И НОВОГО ГОДА В РОССИИ И В ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Празднование Рождества и Нового года в разных странах

Внеклассное мероприятие расширяет кругозор учащихся, знакомит с традициями, с  наличием праздничных блюд, сплачивает коллектив....

Конспект урока по английскому языку в 5 классе «Традиции празднования Рождества в Великобритании и Нового года в России» с мультимедийной презентацией

Формирование целостного представления о культуре, традициях разных народов мира на примере традиций празднования Рождества в Великобритании и Нового Года в России....

Открытый урок Тема: «Празднование Рождества и Нового года в Англии». 6 класс

Знакомство учащихся с лексикой по теме: «Подготовка к празднованию Рождества» и обеспечение её первичной отработки в серии языковых и речевых упражнений....

Методическая разработка лингвистического внеаудиторного воспитательного мероприятия "Празднование Рождества и Нового года в Великобритании, Германии и России"

Методическая разработка направлена на формирование кросскультурной компетенции, знакомит обучающихся с национальными праздниками Великобритании, Германии и России «Рождество и Новый год», традициями и...

«Поле чудес: особенности празднования Рождества и Нового года в англоязычных странах», внеклассное мероприятие

Данное мероприятие направлено на развитие социо–культурной компетенции обучающихся посредством ознакомления с традициями Великобритании и России на примере празднования Рождества и Нового года....

Круглый стол, 10 класс. "So many countries, so many customs" (Празднование Рождества и Нового года)

Разработка урока английского языка  в 10 классе  (УМК О.Л. Гроза «New Millennium English» 10 класс, издательство «Титул», 2012)...