Кузовлев Владимир Петрович Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий.
статья по английскому языку по теме

Круглова Ольга Владимировна

Виды и технология составления памяток

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий.

Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

Значимость умения учиться возрастает в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. [1]

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета.

- Те УУ, которыми ученики овладели при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок иностранного языка (ИЯ) без соответствующей коррекции, а многие УУ должны быть сформированы заново. При обучении ИЯ второклассников формировать УУ как общеучебные, так и специальные приходится с нуля.

- Овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.

- Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.

Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение. [2, 3]

Для того чтобы воспитать выпускника, способного к автономному овладению ИЯ, в УМК должна быть разработана специальная программа развития УУ и УУД, позволяющая ученику пройти путь от овладения элементарными учебными умениями под руководством учителя до полной автономности.

К сожалению, в настоящее время в большинстве случаев учебный процесс строится таким образом, что УУ возникают «по умолчанию» и являются как бы побочным продуктом процесса усвоения ЗУНов. За уровень сформированности УУ у учащихся с учителя никто не спрашивает. ЕГЭ проверяет только ЗУНы по отдельным дисциплинам.

Новый ФГОС задает другие ориентиры. В рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием УУД, при этом ЗУНы и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих УУД, имеющих конкретный характер.

Начинать формировать УУ надо с самых первых уроков в начальной школе. Почему? Для ответа на этот вопрос давайте сравним двух человек: рядового рабочего и обычного младшего школьника.

О квалификации рабочего мы судим, прежде всего, по производительности труда, которой он добивается, стараясь выполнять каждую операцию как можно быстрее и лучше, не тратить времени зря, раскладывать свои инструменты так, чтобы они всегда были под рукой. О таком работнике говорят: «Умеет работать», «Он - мастер своего дела». Но согласитесь, что это мастерство возникло не само собой. Ведь рабочий сначала учился в профессиональном училище, затем у наставника, который показывал ему, как надо выполнять операции, изучал инструкции, в которых говорилось о том, что, как и в какой последовательности нужно делать, чтобы грамотно работать на станке. После того, как молодой рабочий освоил станок, его обучают приемам рациональной организации своего рабочего места, экономии времени и т.п.

А как организует свой труд школьник? Придя в начальную школу, он даже на одном уроке ИЯ встречается со множеством своих «станков», которые надо освоить в короткий срок: это и различные упражнения, и разнотипные задания для овладения четырьмя видами речевой деятельности, и система транскрипционных знаков, и справочники (лингвострановедческие, грамматические), и двуязычные словари, и электронные приложения к учебнику, и дополнительные упражнения в Интернет-поддержке и т.п. Вполне очевидно, что рабочему достичь мастерства на 1-2 станках значительно проще и легче, чем ученику на нескольких. К тому же ребенок и не кончал никаких профессиональных училищ, а наставник-учитель часто забывает показать, как надо выполнять упражнение или задание. Если и в учебнике нет для этого подробных инструкций, то ученик остается один на один с заданием, начиная осваивать его методом проб и ошибок.

Начни рабочий работать так же, как ученик, наугад, пробуя и ошибаясь, трудно даже представить себе, сколько брака он допустил бы, какой ущерб нанес производству. При такой организации дела брак совершенно неизбежен, что и наблюдается у школьника. Это касается , прежде всего, заданий, выполненных с ошибками, что ведет к не усвоению материала. Постепенно накапливаясь, ошибки оборачиваются большой бедой: ученик получает низкие отметки, постепенно теряет желание учиться. Именно здесь появляются симптомы будущей «болезни» - потеря интереса, мотивации к учению. А в результате - «брак», который больно бьет по интересам всего общества: оно теряет ученика как личность, стремящуюся к активному познанию окружающего мира, самосовершенствованию и самообразованию.

Отсюда возникает серьезное противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учебных умений, обеспечивающих успешное овладение иностранным языком.

Для развития умения учиться в УМК, реализующих новые ФГОС, следует разработать определенные средства?

Прежде всего, необходимо четко представлять себе, что значит понятие «уметь учиться» применительно к овладению ИЯ в начальной школе. Сказать о младшем школьнике, что он умеет учиться можно, по нашему мнению, только тогда, когда он правильно, в максимально короткое время и наиболее рациональным способом выполняет любое задание учителя. Арсенал заданий у учителя и в учебнике велик, поэтому умение учиться будет складываться из отдельных учебных умений. УУ могут быть двух типов: общеучебные умения (универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний) и специальные умения (способы выполнения деятельности, значимой для овладения конкретным учебным предметом).

Иностранный язык, наряду с другими образовательными дисциплинами должен внести свою лепту в развитие общеучебных умений (ОУУ) или (УУД). Наиболее полный перечень УУД можно найти в пособиях, сопровождающих ФГОС [1]. Несколько сложнее дело обстоит со специальными учебными умениями (СУУ). Как же можно определить состав и минимальное количество СУУ, обеспечивающих умение учиться?

Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев структуру учебной деятельности ученика. На уроке иностранного языка ученик, во-первых, общается с учителем, товарищами, учебником и т.д.; во-вторых, познает лингвистические закономерности ИЯ, и усваивает факты культуры; в-третьих, учится общаться и познавать. Таким образом, структура всей учебной деятельности учащегося включает в себя коммуникативно-учебную, познавательно-учебную и так называемую операционно-учебную деятельность. Владение этой последней как раз и соответствует сформированному умению учиться. Операционно-учебная деятельность является необходимым условием успешного достижения практических (коммуникативных) и общеобразовательных (познавательных) целей.

Известно, что цели обучения реализуются через заложенную в УМК систему упражнений. Поэтому для выделения номенклатуры (перечня) учебных умений необходимо провести анализ всех видов учебных заданий, упражнений и других средств обучения в УМК для начальной школы. Именно на основе такой процедуры был выявлен состав СУУ, развиваемых в УМК линии “Мир английского языка” для начальной школы. С полной номенклатурой ОУУ и СУУ, развиваемых в конкретном классе, учитель может познакомиться в Книгах для учителя, а также в Рабочей программе, которая размещена на сайте Интернет поддержки (www.prosv.ru/umk/we).

В УМК должны быть разработаны средства, предназначенные для целенаправленного развития умения учиться. Арсенал таких средств может быть достаточно велик. В данной статье хотелось бы подробнее остановиться на одном из них – а именно на таком средстве, как памятка. С её помощью учитель может эффективно управлять учебной деятельностью ученика. Памятка («узелок» на память) есть описание того, как следует выполнять какое-либо задание (упражнение) или использовать то или иное учебное средство. Иными словами, памятка есть вербальная модель приема учебной деятельности.

Памятки не представляют собой нечто совершенно новое. Они использовались в учебном процессе раньше (например, в учебниках немецкого языка И.Л. Бим, Е.И. Пассова), используются и теперь (в линии УМК «Мир английского языка» они используются с 90-х годов прошлого столетия). Опыт работы с памятниками освещался на страницах методической печати. [4, 5, 6]. Однако достаточного теоретического обоснования памятки как средство развития УУ еще не получили. Может быть, по этой причине памятки как учебное средство страдают серьезным недостатком: в большинстве случаев они составляются эмпирически, на основе собственного опыта их авторов. Очень часто памятки с рекомендациями о выполнении одного и того же учебного действия значительно отличаются друг от друга как содержанием, количеством входящих в них операций, так и их последовательностью. Указанного недостатка можно избежать, если при разработке памяток опираться не только на практический опыт, но и на научную основу. В качестве последней могут выступать научные представления о процессе (стадиях) формирования навыков и о развитии речевых умений. Например, памятка «Как работать над новыми словами в классе» нужна для того, чтобы скоординировать действия ученика и учителя в процессе овладения новыми словами. Поэтому в ее основу должен быть положен, прежде всего, сам процесс работы над словом. Этот процесс должен последовательно проходить следующие стадии: восприятие и осмысление новых лексических единиц; освоение их произношения; освоение значений данных лексических единиц в различных контекстах; освоение сочетаний с другими словами; употребление новых слов в различных речевых ситуациях.

Выделив из этого перечня действия учителя, легко определить, что должен делать в это время учащийся. Действия учителя и ученика должны быть соотнесены с основными компонентами объекта усвоения – в данном случае лексической единицы. Подробно рассмотрев действия ученика при работе над лексической стороной речи, можно легко составить соответствующую памятку. Ниже мы приводим ее как часть таблицы II, иллюстрирующей все выше изложенное.

Таблица

Технология составления памятки

Этапы работы над лексикой

Действия учителя

Действия ученика

Объект – лексическая единица

П а м я т к а

«Как работать над новыми словами в классе».

1. Предъявле-ние новых лексических единиц (ЛЕ)

(организация восприятия, осмысления и контроля понимания значения ЛЕ).

- Произносит новое слово;

- раскрывает значение новой ЛЕ (различными способами);

- показывает назначение (функцию) каждой их них;

- контролирует понимание значения ЛЕ.

- Слушает и запоминает слуховой образ нового слова;

- дифференци-рует от других похожих слов;

- осознает (различными способами) значение

слова;

- соотносит с

ситуацией, в которой употребляется ЛЕ;

- осознает ее функцию.

Форма ЛЕ

- слуховой образ;

- речедвигатель-ный образ;

- зрительный образ;

- моторно-графический образ.

Слушай и сравнивай! Когда учитель знакомит тебя с новым словом, внимательно вслушайся в его звуковой образ, сравни его с похожими словами, отметь для себя разницу - так ты никогда  не спутаешь их и не употребишь одно вместо другого.

Пытайся догадываться! О значении нового слова ты можешь догадаться сам. Поможет тебе в этом картинка в руках учителя или содержание всего рассказа. Поэтому главное во время знакомства с новыми словами - не отвлекаться! Подумай так же о том, почему оно появилось

в этой ситуации.

2.Освоение произношения

ЛЕ.

Организует овладение произношением ЛЕ.

- Произносит вслед за

учителем новую ЛЕ;

- запоминает ее речедвигатель-ный образ, соотносит его со слуховым.

2. Значение

2. Повторяй не ленись! Когда учитель просит произнести за ним новое слово, сначала сделай это шепотом, потом вслух столько раз, сколько попросит учитель.

3.Освоение значений лексических единиц в различных контекстах

3.Проводит вопросно-ответные упражнения

а) задает общий вопрос;



б) задает альтернативный

вопрос,



в) задает специальный вопрос.

3.Выполняет вопросно-ответные упражнения: а) отвечает, имитируя новую лексическую единицу и ее окружение;

б) отвечает, выбирая и имитируя новую лексическую единицу;

в) отвечает, обозначая предмет, явление, понятие новой лексической единицей.

3. Назначение

3. Научиться правильно произносить слово – это только начало. Главное хорошенько запомнить его и научиться правильно употреблять в речи. Путь к успеху лежит через упражнения. Внимательно выполняй их.

4.Освоение сочетаний с другими уже известными

лексическими единицами

4.Проводит вопросно-ответные упражнения, используя новую и уже известную лексику

4.Выполняет вопросно-ответные упражнения, осваивая сочетания новых лексических единиц с уже освоенными.

4. Старайся как можно чаще потреблять слова в сочетаниях с известными. Это верный путь к тому, чтобы запомнить их и без ошибок использовать в речи.

5. Когда первый раз ты встретишься со словом, написанным на доске или напечатанным в учебнике, внимательно рассмотри его написание, сравни написание и чтение, отметь для себя расхождения между ними. Обрати внимание на строение слова (его корень, суффиксы окончания и т.д.)

6. Впервые записывая слово в тетрадь, не списывай его по буквам, а лучше внимательно рассмотри его, а потом попробуй записать его по памяти.

Памятка по работе над лексикой дома будет иметь несколько иной вид. При составлении этой памятки надо учесть, что ученик дома должен сам постараться создать такие условия работы с новыми словами, которые были бы адекватны тем, которые создает в классе учитель. Эти условия непосредственно зависят от методических принципов, положенных в основу учебно-методических комплексов. В коммуникативной технологии иноязычного образования одними из наиболее важных принципов, непосредственно влияющих на процесс овладения лексической стороной речи, являются принципы функциональности и ситуативности. Именно они приобретают особую значимость для организации работы над лексикой дома. Таким образом, памятка по самостоятельной работе над лексикой дома будет иметь следующий вид:

Памятка. «КАК РАБОТАТЬ НАД НОВЫМИ СЛОВАМИ ДОМА»

… Всегда думай прежде всего не о том, чтобы запомнить форму слова, а о том, для чего, когда и как оно употребляется в речи.

Не только учи слово специально, а как можно чаще стараться употреблять его в своей речи. Ведь отдельно взятое слово - мертво! Живет оно только во фразе!

Всегда представляй себе ситуации, в которых можно использовать слова.

Работая над новым английским словом, сравни его с похожим русским словом, отметь для себя разницу - так ты никогда не спутаешь их, не употребишь одно вместо другого.

В учебном процессе можно использовать различные виды памяток. По жесткости управления действиями ученика, можно выделить следующие виды памяток.

  1. Памятка – алгоритм – последовательность операций строго фиксирована.

Памятка. «ВСЛЕД ЗА ДИКТОРОМ»

Ты, наверное, заметил, что в учебнике много упражнений, помеченных знаком (•). Это упражнения, в которых диктор показывает тебе образец высказывания. Как им воспользоваться?

Посмотри на следующую схему работы. Диктор делает четыре «шага», сделай вслед за ним свои «шаги».

Диктор:

Ты:

1. произносит фразу, вопрос, любую реплику

1. слушаешь его высказывания, обращая внимание на то, что нужно усвоить, и запоминаешь это

2. делает паузу

2. повторяешь за ним, отвечаешь, реагируешь и т.п. в зависимости от задания

3. произносит сказанное вторично или твою предполагаемую реплику        

3. сверяешь сказанное тобой с образцом

4. делает паузу

4. повторяешь правильный вариант

  1. Памятка – инструкция – предлагается определенная желаемая последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.

Памятка. «ЕСЛИ СПРАШИВАЮТ НЕ ТЕБЯ…»

Если спрашивают не тебя, не отключайся от работы, так как нельзя научиться общаться, говоря на уроке лишь несколько минут.

  1. Представь, что все сказанное учителем или учениками относится к тебе лично.
  2. Подумай, как бы ты сам прореагировал на сказанное.
  3. Скажи это (или повтори за говорящим) шепотом.
  4. Отдохни, если устанешь. Но потом обязательно продолжи.

Так ты сможешь упражняться в общении весь урок! Главное, не отступай, и успех придет!

  1. Памятка- совет – рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.

Памятка. «ЗАГАДОЧНЫЕ ЗНАКИ»

В английском языке не всегда одна буква передается одним звуком. Одному звуку не всегда соответствует одна буква. Для озвучивания напечатанных слов используется звуковой алфавит – транскрипция. Транскрипция записывается в квадратных скобках. Ударение обозначается знаком ['] или ["] и ставится перед ударным слогом. Запомнив все 44 транскрипционных знака, ты сможешь прочитать любое слово в словаре.

Чтобы легче запомнить транскрипцию, в учебнике на первых уроках под ней дается строчка на русском языке (транслитерация).

На с. 218-219 учебника ты можешь найти сводную таблицу соответствий английских и русских звуков.

Совет: на первых уроках главное внимание обращай на транскрипцию. К таблице соответствий английских и русских звуков, а также к строчкам на русском языке обращайся только в случае крайней необходимости. Прочитав слово с помощью транслитерации, проверь себя, сможешь ли ты прочитать это слово по транскрипции, а затем и без нее.

  1. Памятка – показ – ставит цель дать пример выполнения заданий.

Памятка. «НАПИСАТЬ ПИСЬМО – НАДО УМЕТЬ!»

  1. Памятка – стимул – стимулирует активность через раскрытие перспектив действий.

Памятка. «ТВОЯ ЦЕЛЬ - НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ»

Сейчас, когда ты только приступаешь к изучению иностранного языка, тебе, наверняка, интересно заглянуть в будущее, узнать, что это означает - уметь общаться.

Если будешь работать так, как тебе советуют памятки, то уже в ХI классе ты будешь уметь:

- беседовать с иностранцем на основные темы (о семье, о школе, о городе и т.д.), т.е. понимать его вопросы и высказывания, основные мысли и содержание его рассказов; спросить иностранца о том, что тебя интересует и кратко рассказать ему о себе и своих делах, о нашей Родине и т.д.;

- написать письмо своему зарубежному другу;

- прочесть  заметки из иностранных газет, чтобы найти то, что тебя интересует, или специально изданные для чтения рассказы английских писателей.

Если же ты захочешь научиться:

- понимать содержание радиопередач на английском языке, легко и быстро находить информацию в Интернете;

- понимать то, о чем поют различные ансамбли,

- читать книги английских и американских писателей,

- свободно рассказывать о чем угодно и высказывать свое мнение об этом,

тебе придется работать дополнительно и в школе, и после окончания ее.

Выбирай! Все - в твоих руках!

От вида памятки зависит методика работы с ней.

Выявить номенклатуру операций, которые составят содержание памятки - это еще не все. Необходимо позаботиться и о том, в какой форме «подать» это содержание.

- Важную роль играет заглавие памятки. Оно должно отражать ее суть и в то же время быть несколько необычным, интригующим, чтобы возбудить у учащихся желание обязательно прочитать памятку. Интригующее название позволит учащимся впоследствии легче вспомнить ее содержание.

- При оформлении содержания необходимо учитывать, что любая памятка должна начинаться со своеобразной «экспозиции», назначение которой - подготовить учащихся к восприятию основной части памятки (советов, инструкций и т.п.), показать необходимость данного учебного умения, дать определенный «эмоциональный заряд».

- Вся памятка (и экспозиция, и ее основная часть) должна быть написана живым, образным языком, доступным учащимся того возраста, которому она адресована. В памятках следует по возможности шире использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, которые хорошо запоминаются учащимися.

- Характерной особенностью памятки должна быть ее обращенность непосредственно к ученику, ее доверительный тон.

Следовательно, важным требованием, предъявляемым к памятке, является оформление ее содержания таким образом, чтобы ученик с интересом читал бы ее и с желанием следовал бы ее советами.

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. - М., Просвещение, 2008.

2. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель//ИЯШ 2001, №1, с.9-14.

3. Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // ИЯШ 2004, №2, 3.

4. Кузовлев В.П., Иванова М.А. Субъектная индивидуализация как средство формирования индивидуального стиля учебной деятельности при обучении иноязычному общению. В кн.: Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. Известия ВГПИ, т.226. - Воронеж, 1983.

5. Кузовлев В.П., Пассов Е.И. Коростелев В.С. Памятка как вспомогательное средство обучения. В кн.: Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. / Сост. Леонтьев А.А. - М.: Русский язык, 1991.

6. Кузовлев В.П. Autonomy in pre-service teacher training for learner autonomy. Workshop 13B «Language and culture awareness in language learning/teaching (L2 and L1) for the development of learner autonomy (age 11-18)». Final report. - Council for Europe Press, 1996.

7. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. УМК “English 2”, УМК “English 3”, УМК “English 4”. – М.: Просвещение, 2005-2009.

В.П. Кузовлев

Сведения об авторе: Кузовлев Владимир Петрович, профессор, ведущий автор линии УМК «Мир английского языка» для 2-11 классов общеобразовательных учреждений, зав. отделом авторского сопровождения учебной продукции издательства «Просвещение».

E-mail: prosv@lipetsk.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся.Статья.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию....

Театрализованная игра (драматизация) как метод развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий кадет при обучении иностранному языку

В статье рассматривается такая форма работы как театрализованная игра, которая способствует формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, анализируется опыт внед...

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...

Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений

Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...

Учебные умения и универсальные учебные действия: сущность и средства их формирования на уроках английского языка

Выступление на РМО учителей английского языка по теме Учебные умения и универсальные учебные действия: сущность и средства их формирования на уроках английского языка...