Обучение чтению в начальной школе
статья по английскому языку по теме

Баскова Надежда Геннадьевна

 

Многие считают, что работать учителем английского языка в начальной школе легко, просто и интересно. Но никто не задумывается над тем, что на плечи учителя младших классов ложится огромная ответственность, ведь начальная школа это фундамент знаний.Несмотря на пятилетний стаж опыта работы, меня до сих пор мучают вопросы: как заинтересовать детей к изучению английского языка, что предпринять для того, чтобы дети преодолели языковой барьер и свободно без страха могли говорить на иностранном непонятном для них языке, как научить детей читать на английском «незаметно для себя», как сделать  английский язык доступным?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_v_nachalnoy_shkole.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению в начальной школе

Многие считают, что работать учителем английского языка в начальной школе легко, просто и интересно. Но никто не задумывается над тем, что на плечи учителя младших классов ложится огромная ответственность, ведь начальная школа это фундамент знаний.

Несмотря на пятилетний стаж опыта работы, меня до сих пор мучают вопросы: как заинтересовать детей к изучению английского языка, что предпринять для того, чтобы дети преодолели языковой барьер и свободно без страха могли говорить на иностранном непонятном для них языке, как научить детей читать на английском «незаметно для себя», как сделать  английский язык доступным?

Почти все дети очень довольны, когда начинают изучать иностранный язык. Они чувствуют в этом неповторимую магию и очарование.

Во многих «неязыковых» школах, детей в первый год учат в первую очередь английскому алфавиту, при этом пытаясь научить звуку, обучая букве. Дети проходят весь алфавит букву за буквой в течение года, заполняют прописи, выполняют различные упражнения, не начиная при этом читать и писать.

Опыт работы показывает, что время, посвященное изучению алфавита, приносит мало пользы: буквы путаются, дети забывают название буквы практически сразу же после того, как ее «прошли», не знают, как эта буква читается, и не могут читать знакомые слова. Для детей английский язык теряет свое очарование - магия иностранного языка разрушена.

Интерес ребенка – вещь очень хрупкая, и на мой взгляд, им лучше не рисковать!

Чтению должен предшествовать подготовительный этап. Конечно, хорошо, если на момент начала обучения чтению ребенок уже разговаривает на иностранном языке, но это скорее из ряда фантастики, нежели правды. Тем не менее, прежде чем приступать к чтению и письму, нужно создать необходимую базу: научить ребенка артикулировать и распознавать английские звуки, чтобы буквам было, что обозначать, и обучить его минимуму английских слов: чтобы было, что прочитать и что записать.

Необходимо  объяснить детям, как образуются звуки.

Что есть у нас во рту? При помощи чего мы может произносить звуки? До чего мы может дотрагиваться во рту языком? До чего мы можем дотрагиваться губами?

Как мы произносим звуки? Попросите, например, детей объяснить, как мы произносим звуки [м] (смыкаем губы), [л] (дотрагиваемся языком до неба), [а] (открываем рот), [у] (вытягиваем губы).

Дети должны понимать, что в английском языке есть такие звуки, которые похожи на русские, и те, которые совсем не похожи или же  которых в русском языке нет.

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что ребенок стесняется и думает, что он выглядит смешно и занимается ерундой, важно рассеять эти опасения. Поэтому не скупитесь на похвалу. Ребенок должен чувствовать себя абсолютно раскованно, понимать серьезность происходящего, иначе его артикуляция будет невнятной, он не будет экспериментировать, и результат ваших занятий фонетикой будет менее радостным, чем вам бы хотелось.

Ребенку важно понять, что он в принципе способен научиться выговаривать новые звуки. То, что у ребенка не получаются какие-то звуки, его обычно не смущает, главное, чтобы получился хотя бы один, желательно, первый. Умение произносить один или несколько звуков дети часто воспринимают как способность научиться разговаривать на английском языке.

Наконец, ребенок знает, что английские звуки нужно произносить «по-английски», «правильно». Понимает, почему его исправляют, если он подменил звук на русский или невнятно произнес звук.

Научиться читать – сложно. Вопрос, скорее, в другом: хватит ли у нас деликатности и терпения, чтобы ребенок начал читать на английском языке «незаметно для себя».

Практика свидетельствует о том, что владение языком, знание иностранного языка, хотя и являются необходимыми для учителя, не могут обеспечить требуемый уровень преподавания этого предмета. Нужны знания технологии обучения иностранному языку. Для овладения, которой нужно, чтобы каждый учитель осознавал ее важность и значимость для рационального и целенаправленного обучения учащихся иностранному языку.

Нельзя довольствоваться лишь усвоением опыта, нужно осознать этот опыт и стремиться обогатить его. Не редки случаи, когда учитель, используя тот или иной методический прием, не может объяснить, почему он это делает, какой навык конкретно формирует у учащихся. Например, обучая чтению вслух, он сам читает слова, предложения, текст, а учащиеся повторяют за ним, часто даже не глядя в книгу. В этом случае им не приходится активизировать свои знания для решения конкретной задачи: прочитать самостоятельно слово, предложение, текст. При повторении за учителем ученик запоминает скорее звуковой образ слова, нежели его графический образ. Поскольку на начальной ступени материал для чтения не труден и знаком (т.к. он отработан в устной речи), то учащиеся лишь озвучивают слова, предложения, текст, а не читает их. Создается иллюзия, что ученики читают, но она  исчезает, когда на средней и старших ступенях обучения обнаруживается, что большинство читает плохо, а некоторые вообще не умеют читать.

Для ускорения процесса овладения чтением нужно условие, при которых активно работал бы зрительный анализатор: учащийся должен всматриваться в напечатанный текст, вспоминать буквы, буквосочетания, и соотносить их со звуками. Ученик должен вначале сам прочитать текст под контролем учителя, за тем предлагается образцовое чтение учитель или звукозапись. Повторение в этом случае корректирует и закрепляет то, что учащийся прочтет сам. Данный методический прием позволяет лучше и быстрее формировать умение читать.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

При работе над чтением отдельных слов, обеспечивающих учащимся установление графического образа слова на основе принципа сознательности, необходимо развивать и быстроту и реакции на графический образ слова, т.е. обращать внимание на темп прочтения слов.

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции чтения слова следует пользоваться карточками (flash cards) с написанными на них словами. В этом случае возможное постепенное сокращение времени на экспозицию карточки.

Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов из представленного в учебнике упражнения.

Для развития скорости чтения отдельных слов помогает также следующий прием: учитель из букв составляет слово и просит кого-либо из учеников прочитать его, затем меняет буквы в слове, и учащиеся читают новые слова, например, five – nine, five – life, pen – ten.

 Успех в обучении чтению отдельных слов будет определятся тем, насколько сознательно, самостоятельно ученик читает ключевое слово; «видит» в нем правило, которое позволяет ему читать другие слова с опорой на него; умеет узнать и правильно прочитать слово среди других, подчиняющихся усвоенным ранее правилам.

Контроль чтения слов осуществляется вслух, индивидуально и в быстром темпе. При этом сформированность навыка с опорой на правило устанавливается на чтении незнакомых слов.

Минимальной единицей обучения чтению на английском языке является слово, которое и позволяет учащимся овладеть техникой чтения. Чтение словосочетаний обучает детей не только озвучиванию слов, но и расстановке ударения на словах. Обучение интонационному оформлению читаемого происходит на предложениях.

При обучении чтению предложений важна последовательность действий учащихся: сначала ученик должен внимательно всмотреться в предложение, как бы прочитать его про себя и стараться понять, о чем оно, и тем самым подготовиться к воспроизведению образцового чтения диктора или учителя.

Затем он слушает, как нужно правильно читать, т.е. следит за образцовым чтением, понимает его и повторяет за диктором или учителем при хоровом чтении.

При обучении чтению предложений образцовое чтение диктора или учителя обязательно, т.к. интонационное оформление усваивается путем подражания.

Контроль чтения предложений осуществляется вслух и индивидуально.

Чтение вслух способствует совершенствованию произносительных навыков учащихся; оно используется как средство владения овладения лексикой и грамматикой английского языка.

Чтение текстов является важным средством, способствующим оформлению умений в говорении. Читая тексты, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения писания, повествования, рассказа, видят, как текст начинается и как он заканчивается. Они овладевают логикой построения высказывания.

Контроль чтения про себя можно осуществлять с помощью после текстовых заданий, например, ответить на вопросы, найти в тексте и прочитать вслух два-три предложения, в которых дается описание чего-либо, или перевод и т.д.

Чтение способствует развитию как монологической, так и диалогической речи, а также становлению аудирования и письма. Поэтому обучение чтению через развитие речевой компетенции учащихся позволяет не только функционально использовать изучаемый язык как средство общения и познавательной деятельности, но и овладевать новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими), тем самым осуществлять  развитие языковой компетенции.

Литература:

  1. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения

                                                                                                             английскому языку на начальном этапе

                                                                                    в средней школе. П, 2008
                                                                                                                   2.     http//www.englishhobby.ru Обучение чтению на

                                                                        уроках английского.

                                                                                                                                                                 Надежда Геннадьевна Баскова,               учитель английского языка школы №20,

г.Пласт Челябинской обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных УУД при обучении чтению в начальной школе.

В презентации представлент теоретический материал и практическая часть (система упражнений)....

Теоретические основы технологии обучения чтению учащихся начальной школы .

Необходимо уделять особое внимание обучению младших школьников таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение.             Чтение на иностранно...

Обучение чтению на начальном этапе обучения

Немного об обучении чтению на начальном этапе и схема упражнений по обучению технике чтения....

План-конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Консультирование родителей является важной составляющей работы учителя-логопеда...

Презентация. Выступление на родительском собрании 2012-2013 "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."

Выступление на родительском собрании в 2012-2013 учебном году. "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."...

Конспект выступления "Обучение чтению в начальной школе с помощью сети Интернет"

На любом этапе обучения чтение должно быть понятно и интересно для ребенка, а также преследовать цель, направленную на формирование основных умений чтения: декодировать письменный язык, выделять общий...

Трудности обучения письму и чтению в начальной школе

План выступления:Предпосылки для овладения чтением. Взаимосвязь чтения и письма.Освещение типичных ошибок на письме, их причины.Определение системы взаимодействия между учителем-логопедом и родителями...