Конспект выступления "Обучение чтению в начальной школе с помощью сети Интернет"
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Панова Юлия Александровна

На любом этапе обучения чтение должно быть понятно и интересно для ребенка, а также преследовать цель, направленную на формирование основных умений чтения: декодировать письменный язык, выделять общий смысл текста, находить запрашиваемую информацию, делать выводы о скрытом контексте текста и понимать намерения автора. Достичь этих целей помогут интернет-ресурсы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение чтению в начальной школе с помощью интернет – ресурсов

Сегодня многие дети растут в печатно-преобладающем мире, где чтение – жизненно-важное умение. По мере роста ребенка, умение читать становиться всё более необходимым для того, чтобы успешно учиться в школе. Посредством чтения на английском языке у детей развивается интерес к изучению английского языка, чувство собственных достижений и возможность получать знания. Чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Несомненно, что именно в начальной школе важно заложить прочный фундамент этого умения.

Чтение – это процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной в соответствии того или иного языка. Оно включает в себя комплекс знаний и умений: умение распознавать формы букв алфавита, графико-фонетические соответствия, зрительное узнавание часто встречающихся лексических единиц и морфем, распознание синтаксических образцов и порядка слов в предложении, понимание структуры и организации текста.

«Сложное интегрированное умение понимать прочитанное не означает простое декодирование информации, графически зафиксированной в тексте, а подразумевает активную мыслительную деятельность человека, включающую воображение, эмоции, имеющийся опыт и знания». (И.Колесникова, Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранного языка)  Поэтому, уже важным моментом будет знакомство детей с видами чтения: просмотровое, чтение с запрашиваемой информацией и общим пониманием.

Рекомендации по работе с текстом

На первой ступени обучения работы с текстом необходимым является чтение вслух. В данном случае хорошо подходит упражнение  Shared reading. Цель: учить читать  вслух текст, знакомить со стратегиями чтения текста, учить понимать контекст, структуру текста и перерабатывать смысл.

 1. Обсудить тему, попросить детей догадаться, о чём текст, ввести необходимую незнакомую лексику.

 2. Учитель читает  вслух текст, дети следят внимательно за каждым словом в тексте. Затем дети повторяют хором за учителем чтение текста по предложениям.

 3. Задается несколько вопросов направленных на понимание текста.

 4. Попросить детей высказать свое мнение о прочитанном тексте.

 5. Нежелательно просить ребенка читать текст остальным в классе, так как другие дети могут потерять интерес к чтению или просто не понять и не услышать чтение одноклассника. Лучше организовать чтение вслух, как парную работу или попросить отдельных детей читать текст в тот момент, когда остальные заняты другими заданиями.

Стратегия работы с тексом состоит из трех этапов:

 1.            Предтекстовый этап.

 2.            Чтение текста.

 3.            Послетекстовый этап.

Если дети еще плохо читают, то необходимо заинтересовать их перед чтением, ввести незнакомые ключевые слова, так как они легко могут испугаться сложного на их взгляд текста.

Предтекстовый этап

 1. Разделить класс на пары.

 2. Ввести детей в тему и раздать утверждения.

 The blue whale is the largest mammal in the world.

 A baby wale is five metres long when it is born.

 An adult blue whale can weigh more than 100 tones.

 The blue whale can stay under water for an hour.

 The blue whale has sharp teeth.

 The blue whale eats big fish.

   3. Дети в парах решают, какие из утверждений верные, а какие нет. Затем высказывают своё мнение: We think number one is false because the elephant is the largest animal in the world. Правильные ответы пока не сообщаются.

  Текстовый этап

 4. После дискуссии об утверждениях, дети читают текст и выясняют, на сколько вопросов они ответили правильно.

The blue whale is the largest mammal in the world. When it is born, a baby whale is about seven metres long and weighs nearly two tons. For about six months it feeds on its mother’s milk. By the time it is fully grown, the blue whale can be thirty metres long and weigh 130 tons. It can stay under water for about an hour before it comes to the surface to breathe.

 The blue whale has no teeth and is harmless to other fish. It eats very small sea creatures. In spring and summer it eats four tons of food a day.

  Послетекстовыйэтап

 5. В конце, дети проверяют ответы (1T, 2F, 3T, 4T, 5F, 6F) и сообщают, какие факты из текста о синем ките их удивили.

Данное упражнение стимулирует познавательную деятельность обучающихся и способствует развитию межпредметных связей.

Интернет-ресурсы для обучения чтению на начальном этапе

http://www.starfall.com

Удобен в пользовании, не требует регистрации. Дети с ним смогут работать даже самостоятельно. Здесь можно найти написание и произношение букв. Все это сопровождается красочными картинками по теме, что помогает учащемуся не только выучить алфавит, но и пополнить свой словарный запас новыми словами и запомнить их правильное чтение и написание. Далее следует небольшая обучающая игра. Это очень важно, такое обучение не должно быть долгим и утомительным, ведь на начальном этапе время, проведенное за компьютером не должно превышать 15 минут. И завершается все песенкой, которая так же дополнена яркими иллюстрациями.

http://busyteacher.org

На данном сайте можно найти огромное количество материала по всем видам речевой деятельности и для всех возрастных категорий. После простой регистрации все материалы сайта доступны для скачивания. Оформление сайта удобно для поиска. Большое количество заданий посвящено развитию навыков чтения. Тексты подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В заданиях четко прослеживаются все 3 этапа работы с текстом. Много заданий на подготовку учащихся к чтению текстов. Есть задания комбинирующие просмотр видеофрагмента и дальнейшего чтения.

http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/read-and-write

На сайте много различного материала по всем видам речевой деятельности. Требует предварительной регистрации. Удобен в поиске конкретной темы. Содержит тексты, видеофрагменты, игры. При работе над навыками чтения четко просматриваются все этапы работы с текстом. Удобен для работы в классе, если есть выход в интернет. Все задания можно распечатать. Есть озвученные тексты с титрами и без. Можно регулировать настрой при работе с видеофрагментами. Материалы представлены в красочной форме.

Заключение

На любом из этапов обучения чтение должно быть интересно и понятно для ребёнка, а также преследовать цель, направленную на формирование основных умений чтения: декодировать письменный язык, выделять общий смысл текста, находить запрашиваемую информацию, делать выводы о скрытом контексте текста и понимать намерения автора.

Возможности использования Интернет технологий безграничны. Однако не стоит забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, что появление этих инноваций в учебном процессе не должно отменить ни одну из норм или рекомендаций остальных блоков, а действовать совместно с ними. И никакие самые новейшие технологии не смогут заменить на уроке учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков произнесения, нет альтернативы работы в парах и группах на уроке для обучения общению в учебно-речевых ситуациях. Поэтому использование пусть самых удачных мультимедийных учебников и программ не может заменить живое общение на уроке. Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий и использование Интернета следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность. Для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать использование Интернет-ресурсов в процессе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения контроля навыков чтения в начальной школе

Размещённый материал содержит задание для проведения контроля навыков чтения по отдельным лексическим темам, изучаемым в курсе начальной школы....

Конспект урока в 6 классе "Поиск информации в сети Интернет"

Данная методическая разработка включает в себя конспект урока по теме "Поиск информации в сети Интернет", презентационный материал и раздаточный материал. Целевая аудитория: 6 класс....

Обучение аудированию и письму в средней и старшей школе, с помощью ресурсов Интернета

В статье даются приемы обучения аудированию и письму, с помощью Интернета, на примере использования их на уроке старшими школьниками. А также, предоставлены фрагменты уроков, с использованием приемов,...

Конспект открытого урока по информатике на тему "Глобальная сеть Интернет"

Тема:  Всемирная глобальная сеть Интернет Цели:Образовательная – познакомит учащихся с понятием «Интернет», IP-адресом;Развивающая – развитие у школьников навыков самостоятельной работы в Ин...

"Обучение чтению на начальном этапе" (в помощь молодому учителю)

Методические рекомендации «Обучение учащихся начальной школы чтению на немецком языке» составлены в помощь молодому учителю, начинающему работать в средней школе.  При составлении рекомендаций бы...

План-конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Консультирование родителей является важной составляющей работы учителя-логопеда...

Формирование УУД с помощью сети Интернет на уроках иностранного языка

Нескучная статья об УУД, или как использовать Интернет для их успешного формирования. К статье прилагается краткая презентация, которую можно дополнить на Ваш вкус и в соответствии с темой выступления...