Доклад на тему "Работа с детьми повышенной мотивацией в обучении английского языка"
статья по английскому языку на тему

В сообщении содержатся приёмы и методы повышения мотивации обучающихся у изучению иностранного языка, примеры форм работы с детьми повышенной мотивации на разных ступенях обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_rabty_s_odarnnymi_.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с. Ивантеевка

Ивантеевского района Саратовской области»

Доклад  на тему:

«Система работы с детьми с повышенной учебной

мотивацией в  обучении английскому языку».

(в рамках проведения РМО учителей филолого- лингвистических дисциплин (английский язык)).

 

учитель английского языка

 Афанасьева М.В.

                                           

                       

Ивантеевка 2012-2013 уч.г.

Урок иностранного языка - благоприятная межкультурная среда для развития одаренных детей.

                                        Одаренность человека – это маленький росточек, едва  

                                        проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого    

                                              внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за

                                             ним,   и сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал                          

                                                                                                                 обильный плод              

Сухомлинский   В.А.                                      

 

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.

Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми.

         

   В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа:  

  1. Необходимо использовать  разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.  
  2. Разрабатывать тесты по страноведению, грамматике.
  3.  Нужно привлекать  к разработке и проведению интеллектуальных марафонов.
  4.  Проводятся факультативные и индивидуальные задания с одаренными детьми, им даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и городским олимпиадам, конкурсам
  5. Для поддержания интереса к дополнительной работе по предмету учителя готовят с такими детьми КВН, инсценируют сказки,. выступают перед учащимися школы со спектаклями во время проведения предметных недель.

Не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в традиционной школе.    Поскольку в условиях нашей школы нет возможности развивать  способности, возможно действительно талантливых детей, то вся ответственность ложится на плечи учителя, которому в рамках урока  нужно удовлетворить запросы детей разного уровня успеваемости. А это очень сложно.

        Определив одаренных ребят, учитель должен  заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными  заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

Существует противоречие между возможностями, способностями творчески одаренной личности и теми образовательными услугами, которые предлагает ему обычная общеобразовательная школа.

В данной ситуации большая роль и ответственность ложатся на учителя, как основного субъекта дидактического процесса. По нашему мнению, систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:

1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;

2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.

Цели и задачи, направленные на работу с одаренными детьми:

  1. коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
  2. деление учащихся на группы, это позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.
  3. актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.

Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:

1 этап - мотивационный (2-4 класс)

На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.

Из опыта работы:

  1. 4 класс- сценка «Вини Пух и все Все Все.- результан внеклассной работы с сильными детьми. Показ как открытого мероприятия. Показ родителям на выпускном.
  2. Конкурсы стихов на уроках  «Образец»  прочтения. Сильные дети читают и оценивают одноклассников, анализируют. Соответственно сами стараются прочитать лучше и выразительнее других.
  3. 2 класс «Рассказ о питомце» мини-проект  создание открытки сначала задаю сильным детям в рамках урока, через урок всем остальным а сильные уже готовят вопросы «Интервью»
  4. Мини проект «Меню для питомца» 3 класс – создание открытки внеклассная работа выставка.
  5. Дифференцированный подход на уроке с разноуровневыми заданиями так во 2 классе при определении типа слога изготавливаю разные карточки и раздаю ученикам.  После тренировки (через 2-3 урока) сильные дети проверяют уже усложнённые карточки слабых учеников.
  6. Дифференцированное домашнее задание тоже использую. (нарисуй и опиши) (напиши в тетради 5 предложений, дай совет)
  7. Работа в парах «Угощение» -3 класс диалоги, мини-сценки . –мини- спектакли во время урока-это сильнейший стимул просто сказать слово»конкурс» лучший хозяин или хозяюшка. Дети очень стараются.

2 этап (5-7 класс)

Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

Из опыта работы:

  1. С данной возрастной группой целесообразна так же д индивидуальная работа
  2. Подготовка к конкурсам и олимпиадам – это тренинг, тестовые задания, разбор заданий различных форматов. Так в 7 классах при подготовке к конкурсу «Британский Бульдог» при выполнении заданий страноведческого характера пришлось пользоваться дополнительным материалом, Интернет-ресурсами, чтобы дать ответ на вопрос.

3 этап (8-11 класс)

Вовлечение в исследовательскую деятельность - групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.

Из опыта работы:

  1. Очень эффективна групповая работа. Пробовала делить ребят по-разному (Только сильные и только слабые или  разноуровневые дети) результаты были тоже разные, но эффективнее 2 вариант. Проводила задание «История из кармана»  Так при 1 варианте деления сильные дети должны были по очереди рассказывать свою историю не подглядывая в записи. Слабые прочитать по очереди. При 2 варианте  можно по разному организовать ответы ребят.
  2. Проектная работа «Реклама» 11 класс (презентация)
  3. Подготовка к ГИА и ЕГЭ консультации.

                     Учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, который должен иметь:

- соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с    одаренными детьми;

- умение распознать признаки одаренности;

- умение строить обучение в соответствии с результатами    диагностирования;

-  доброжелательность, чуткость, наличие чувства юмора;

- эмоциональная стабильность;

- умение координировать свои действия с действиями родителей.

- способность к самоанализу;

           Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.

             Важно также подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.