Интернет-технологии как фактор повышения мотивации к обучению английского языка
статья по теме

Онищенко Наталья Геннадьевна

Компьютерные технологии в образовании в течение ряда лет вызывают нескончаемые споры, порождают новые теории и концепции. Информационные технологии, в первую очередь, Интернет, дают возможность изменить качество образования. Многие годы разрабатывались теории, посвящённые разным индивидуальным стилям обучения. Некоторые лучше воспринимают материалы на слух, другие – зрительно и пр. Компьютер позволяет представлять информацию в разных формах. Поскольку человек имеет склонность к активному изучению реальности, именно компьютерные технологии дают возможность превратить обучение в процесс, приближенный к жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет-технологии

как фактор повышения мотивации к обучению английского языка

Онищенко Наталья Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19

х. Коржевского Славянского района Краснодарского края

onischenko_natalia@mail.ru

Компьютерные технологии в образовании в течение ряда лет вызывают нескончаемые споры, порождают новые теории и концепции. Информационные технологии, в первую очередь, Интернет, дают возможность изменить качество образования. Многие годы разрабатывались теории, посвящённые разным индивидуальным стилям обучения. Некоторые лучше воспринимают материалы на слух, другие – зрительно и пр. Компьютер позволяет представлять информацию в разных формах. Поскольку человек имеет склонность к активному изучению реальности, именно компьютерные технологии дают возможность превратить обучение в процесс, приближенный к жизни [2].

Несомненно, всё вышесказанное относится к образованию в целом, но особо актуальны и эффективны компьютерные технологии в обучении английскому языку.

Все большее число людей осознает значимость Интернета в нашей жизни, в том числе в системе образования, и не в последнюю очередь при изучении английского языка. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образованияИнтернет со всеми своими возможностями и ресурсами — средство реализации этих целей и задач [8].

Поэтому, прежде всего, следует определиться, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранным языкам могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет Всемирная сеть.

Основная цель — формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию [3].

В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной любыми категориями учащихся, изучающих английский язык. Даже если дальнейшая специализация выпускника не связана с зарубежными поездками, контактами с иностранными специалистами, пользование всемирной сетью Интернет становится все более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Образованный человек, который только и может быть востребован в условиях стремительно развивающихся технологий развитых стран мира, должен владеть информацией в своей области.

На сегодняшний день существует множество методов обучения английскому языку: коммуникативный, проблемный, проектный, интенсивный и др. Все эти методы имеют свои преимущества, я хотела бы остановиться более подробно на роли Интернет - технологий, как факторе повышения мотивации к обучению английскому языку. Интернет уверенно отвоевывает свое жизненное пространство у других средств распространения и обмена информацией.

По окончанию обучения в средней общеобразовательной школе учащиеся должны уметь осуществлять коммуникацию, как на родном, так и на иностранном языке. Как учителя средней общеобразовательной школы мы должны формировать у учащихся информационную компетенцию. Наши учащиеся должны уметь находить необходимую для них информацию, анализировать ее, выбирать главное и использовать выбранное для решения своих собственных целей и создания нового продукта. Мы также должны развивать навыки самообразования у наших учащихся так, как сегодня, как никогда, от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию и переквалификации. Мы должны создавать условия для развития сотрудничества между учащимися, умения работать в группах неоднородного состава [1].

Задания на основе ресурсов Интернета и международные Интернет проекты одни из самых эффективных способов достижения вышеперечисленных целей. Они способствуют развитию самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Дети учатся проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Они учатся планировать, осуществлять мониторинг и давать оценку своей деятельности. Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах неоднородного состава, чувства личной ответственности, а также развитию толерантности – терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения. Учащиеся могут общаться с носителями языка с помощью чатов, видеоконференций, форумов и электронной почты. Они узнают больше о жизни, ценностях и культуре людей, чей язык они изучают. Это особенно ценно для России, где все еще существуют очень маленькие возможности для живой коммуникации с носителями языка.

Разрабатывая задание нужно помнить, что оно не должно просто интерпретировать то, что можно было сделать и без Интернета. Учащиеся выиграют, в том случае, если упражнение тренирует различные стили учения, дает реальную возможность для коммуникации и способствует взаимодействию и сотрудничеству, как местному, так и международному. Задания должны давать учащимся возможность оценивать, рецензировать, публиковать, сравнивать, договариваться, моделировать, создавать, исследовать, выдвигать гипотезы, организовывать, рассчитывать, спорить, брать интервью, слушать, смотреть, наблюдать, пересказывать, экспериментировать, играть, проводить опрос и делать доклады. В этом случае задания данного типа будут способствовать повышению мотивации к изучению английского языка.

Использование Интернет-технологий предполагает увеличение контактов, дает возможность обмениваться социокультурными ценностями, усиленно изучать английский язык, преодолеть коммуникативный барьер, развивать творческий потенциал [5].

Итак, ресурсы Интернет можно применять:

- для поиска необходимой информации учащимися в рамках проектной деятельности;

- для самостоятельного изучения английского языка;

- для развития творческого потенциала учащихся (участие в различных конкурсах, викторинах, конференциях);

- для самостоятельной подготовки к ГИА, ЕГЭ;

- для дистанционного изучения английского языка под руководством педагога;

- для поиска необходимого материала во время подготовки к уроку, внеклассному мероприятию.

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

— формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

— совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети;

— пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, специализированной лексикой.

— знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка [7].

Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектом. Преподаватель может поискать различную, подчас даже противоречивую информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. Предлагая подобные материалы учащимся в малых группах, преподаватель может поставить задачу — отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, согласиться с ней, принять к сведению в работе над проектом, либо, напротив, оспорить ее, разумеется, аргументирование, для чего также необходимы факты, информация. Причем каждой группе, работающей над своей проблемой, можно предложить соответствующий материал по проблеме обсуждения. Его может подбирать преподаватель с помощью некоторых учащихся, достаточно грамотных пользователей сети, либо вообще передать в качестве задания студентам, но, разумеется, определив сферу поиска [4].

Отсюда основными видами деятельности на занятиях должны быть не столько выполнение трансформационных упражнений, сколько дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность, т.е. те виды деятельности, которые побуждают учащихся к самостоятельности, а также и к мотивации обучения английскому языку.

Список литературы

1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М., 2001.

2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ. – 2007. – №8.

3. Маслыко Е.А. Проблемы организации компьютерного обучения иноязычной речи // Методика обучения иностранным языкам. – Минск, 2000.

4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – № № 2, 3.

5. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. – М., 2000.

6. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство/Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

8. Сердюков П.И. Компьютер в обучении иностранным языкам «взгляд в будущее» // Иностранные языки в школе. – 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Работа с детьми повышенной мотивацией в обучении английского языка"

В сообщении содержатся приёмы и методы повышения мотивации обучающихся у изучению иностранного языка, примеры форм работы с детьми повышенной мотивации на разных ступенях обучения....

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке ...

Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.

Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...

Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении английскому языку

Материалы краеведческого характера являются важным источником стимулирования интереса к изучению английского языка. Изучение родной культуры есть ключ к пониманию культуры иностранной....

Способы повышения мотивации при обучению английскому языку школьников.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят д...

Современные формы контроля как способ повышения мотивации при обучении английскому языку

              В статье  описывается  в основном о происхождении слова "тест" о его значении, роли, о функциях проверки и   форма...

Использование краеведческого материала как средство для повышения мотивации при обучении английскому языку в школе

Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью ...