Методика работы со словарями
статья по английскому языку по теме

В работе описаны виды словарей,приведены типы структур некоторых словарей и даны рекомендации по работе с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_raboty_so_slovaryami.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ

Усердней с каждым днем гляжу в словарь,

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

С.Маршак

        Что же такое словарь?

        Словарём называется источник (книга), содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык.

        Словари выполняют множество функций. Общая функция всех словарей – фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний о мире и о национальном языке, передача знаний о мире и о национальном языке, передача этих знаний от поколения к поколению.

        Лексикографическая компетенция – умении пользоваться словарями и извлекать из них необходимую информацию – предполагает:

  1. осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач;
  2. умение выбрать нужный словарь в зависимости от конкретных познавательных задач;
  3. умение воспринимать текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о слове.

         Чаще всего приходится обращаться к двуязычным переводным словарям, без которых не возможно изучение любого языка.

        Согласно примерным программам по учебным предметам (иностранный язык 5-9 класс) в результате изучения учебного предмета дети должны уметь пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами).


        
Виды словарей:

энциклопедические

филологические (лингвистические)

монолингвистические

билингвистические

толковые

аспектные

  1. антонимов, омонимов,
    синонимов, паронимов
  2. фразеологические
  3. сборники крылатых слов
  4. этимологические
  5. орфоэпические

орфографические


справочные


пояснительные

  1. словообразовательные словари
  2. словари, ориентированные на практическое использование языка
  3. иностранных слов
  4. обратные словари
  5. словари сокращений
  6. частотные словари
  7. лингво-страноведческие

Электронные словари: Lingvo компании Abbyy и Мульти Лекс компании Media Lingva.

        Школьные программы и учебники ориентируют учащихся на использование словарей в учебном процессе, поэтому работе со словарями должно быть уделено самое серьёзное внимание не только на уроках, но и во внеклассной работе, на факультативных занятиях. Цель такой работы – познакомить учащихся с разными типами словарей, сформировать у них основные умения и навыки рационального пользования словарями.

        Все словари можно также разделить по объему указанной в них лексики. Это словари  большие (unabriged), включающие более 100 000 единиц; словари средние (semi-abridged), в которых представлено от 40 000 до 100 000 единиц, и словари малые (abridged, pocket size dictionaries), имеющие в своем составе от 10 000 до 40 000 единиц.

        Знакомство с любым словарем осуществляем обычно по такому плану: а) назначение словаря; б) содержание словника; в) порядок расположения слов; г) структура словарной статьи; д) система пометок; е) система иллюстраций; ж) правила пользования словарем. Непосредственной работе со словарем должно предшествовать тщательное изучение предисловия к нему.

        


Структура словаря

        Независимо от того, каким словарем вы пользуетесь, вы должны быть осведомлены о его структуре, которая подскажет вам, как с легкостью найти необходимую вам информацию и по максиму использовать возможности этой книги. Структура словаря включает в себя такие позиции: введение или предисловие; раздел «как использовать этот словарь»; перечень обозначений, используемых в транскрипции; список сокращений и объяснений; основной список слов, какие-либо дополнительные материалы и библиографический список (список использованной литературы). Например, структура The Oxford Russian Dictionary такова:

  1. Содержание (Contents).

  1. Предисловие (Preface).

  1. Как использовать словарь (Guide of the dictionary).

  1. Ключ к транскрипции (Phonetic symbols used in the dictionary).

  1. Список сокращений и объяснений (Abbreviations used in the dictionary).

  1. Основной список слов (русско-английский, затем англо-русский словник).

  1. Дополнительный материал: таблицы русских склонений и спряжений (Tables of Russian deciensions and conjugations); список английских неправильных глаголов (English irregular verbs), русский и английский алфавит (The Russian alphabet and the English alphabet).

         В словарных статьях хорошего большого словаря к каждому слову помимо перевода этого слова еще может быть указана такая информация:

  1. синонимы к этому слову и отличия в их значениях (synonyms)

  1. антонимы к этому слову (antonyms)

  1. словосочетания с этим словом (collocations)

  1. произношение и его варианты (pronunciation), а их у слова может быть два, и три

  1. использование слова в определенных примерах, конструкциях, образцах и т.д. (usage)

  1. указание на то, употребляется ли слово по отношению к людям или неодушевленным предметам.

         Если вы пользуетесь онлайн-словарями, например, ресурсом www.multitran.ru, вашему вниманию также представляется кладезь полезной информации по какому-либо слову английского языка. В этом словаре также перечислены все части речи, которыми может быть ваше слово, указаны все его возможные значения, но самое важное – это распределение значений по категориям и областям знаний. Например, слово call в качестве имени существительного в области бухгалтерии будет переводиться «сделка с премией», в религиозной тематике как «долг», а в юридическом английском языке как «вызов в суд».

        Работу со словарями необходимо организовать таким образом, чтобы ею заинтересовались учащиеся. Для первоначального ознакомления учащихся со словарями желательно вкратце охарактеризовать им содержание вводных статей, у которых излагаются принципы и основы построения словаря, отбора лексики и правила пользования словарем.

        Для эффективности работы со словарем представляется необходимость:

  1. Знания учениками алфавита наизусть.

Все слова в словаре расположены в порядке английского алфавита: для справок английский алфавит приводится в начале словаря.

Для того, чтобы успешно пользоваться словарем и быстро находить нужное слово, надо твердо знать английский алфавит в порядке расположения его букв.

Для начала можно рекомендовать написать алфавит на вертикальную полоску бумаги и положить ее рядом со словарем при работе.

Далее следует учесть, что слова, начинающиеся на одну букву, расположены в словаре не бессистемно, а в порядке последующих букв.

Поэтому, например слово white расположено в словаре до слова write, т.к. вторая буква первого слова h стоит в алфавите впереди второй буквы слова write – r.

При отыскивании слов нужно учесть, что словарь дает слова в исходных (основных) формах, тогда как в тексте они встречаются большей частью в производных формах.

Следовательно, прежде чем обращаться к словарю, необходимо восстановить исходную форму слова.

  1. Знания учеников о способах словообразования.

  1. Знания учениками многозначности слов.

  1. Понимания того, что синонимы не всегда замещают друг друга.

  1. Знания того, что слова имеют разные антонимы в разных областях.

  1. Знания того, что сложные слова английского языка не переводятся отдельно.

  1. Знания того, что объем значений слов английского и родного языка не одинаков.

  1. Знания того, что конверсия является одним из способов словообразования.

  1. Знания того, что слова английского языка произносятся по-другому и пишутся иначе.

         Словари составлены по алфавитно-гнездовой системе. Словосочетания и фразеология приводятся внутри словарной статьи под опорным (стержневым) словом, тогда как сложные и производные слова, а также префиксальные образования даны в виде отдельных статей в алфавитном порядке.

Словарная статья в словаре Мюллера состоит из:

  1. Заголовочного слова или вокабулы.

  1. Фонетической транскрипции слова.

  1. Грамматической пометы (часть речи).

  1. Пометы о происхождении или области применения слова (амер., исп, рус, техн., мор.).

  1. Стилистической пометы (разг., книж., поэт., груб.).

  1. Перевода слова на русский язык.

          Использование словарей в качестве справочного и учебного пособия дает учителю возможность применять их как на различных уроках, так и на разных этапах урока. Лингвистические словари могут быть также использованы при объяснении непонятных и трудных слов на уроках литературы, на различных дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях (на кружковых занятиях, на олимпиадах, викторинах, при подготовке наглядных пособий и т.п.). Главное заключается в том, чтобы выработать у учащихся потребность в необходимых случаях обращаться к справочной литературе, научиться самостоятельно добывать новые знания.

        Работа со словарями в школе должна проходить двояко. Во-первых, это работа непосредственно со словарями, изданными специально для школы, имеющимися на руках у учащихся или в школьной библиотеке. Во-вторых, работа в школе может проводиться со словарями общего типа: в зависимости от конкретных условий, от уровня развития класса учитель подбирает по этим словарям необходимый дидактический материал, составляет посильные для учащихся задания по приведенным образцам. Потенциальные возможности работы со словарями в школе огромны, вот почему методика использования словарей в учебном процессе, предложенная нами, чрезвычайно важна. Использование школьных лингвистических словарей, а также других типов словарей на уроках языка и во внеурочное время повышает интерес школьников к изучаемым лингвистическим явлениям, а также способствует всестороннему развитию личности школьника.

        Следует отметить еще одно обстоятельство. Со временем появятся новые типы словарей. Большие надежды в словарном деле возлагается на компьютеры, которые способны накапливать огромный объем информации о словах и по заданным критериям печатать списки слов или их составных частей. Через несколько лет станет возможным производство словарей по индивидуальным заказам-заявкам, т.е. произойдет качественный скачок в практической лексикографии. Хочется верить, что близко то время, огда словари смогут ответить на все вопросы читателя.

        Словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка, а так жжет это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Работа со словарями в начальных классах"

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей превратиться в необходимость....

Практическая работа «Компьютерные словари и системы машинного перевода текста»

Практическая работа«Компьютерные словари и системы машинного перевода текста»1.       Открыть Электронный словарь на сайте www.ver-dict.ru или по выбору.2....

Работа со словарями

По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтоб...

Методика создания звукового словаря.

Пользуясь этой инструкцией вы с лёгкостью создадите ззвуковой словарь для ваших учеников по любой теме....

Работа со словарями. Умение работать со словарём, интерес к слову, исследовательская и поисковая работа очень важны и нужны на уроках русского языка.

Работа со словарями. Данный материал основан на работе с одним словом  по  различным толковым словарям....

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Методика перехода от информационно – коммуникационных технологий на уроках математики к методике работы с сайтом.

Материал показывает то, что изучая ИКТ, а затем, применяя их на уроке математики, приобретаешь опыт, который можно использовать в другом направлении, т.е. создавая сайты....