«Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»
статья по английскому языку по теме

Аникушина  Лариса Ивановна

 

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,  а не памятью» Л.Н.ТОЛСТОЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»
 

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено

усилиями своей мысли,

  а не памятью»

Л.Н.ТОЛСТОЙ

 Введение.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества  связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

    Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения.    Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Данная задача предполагает не только наличие у школьников практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на уроке. А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

     Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. использование педагогической технологии.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

 Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

 по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности),

по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

 по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Основные педагогические технологии

Традиционное обучение                             Феноменологический подход

Интерактивные подходы                             Эвристическое обучение

Программированное обучение                    Контекстное обучение

Активное обучение                                       Дидактическая эвристика

Авторские педагогические технологии       Эмоционально-смысловой подход

Компьютерные технологии обучения          Разноуровневое обучение

Метод проектов                                                Учение через обучение

Технология парного обучения                         Конструктивное обучение

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося.                                                       Использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных) приобретает большее значение на среднем этапе обучения, так как в основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Виды проектов.

Учебный образовательный проект – организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.

Проект – это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Часто ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

 Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

 Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение, презентация.

 В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой.

Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта,  в конечном счете, может определить  успешность и результативность проектной работы в целом.

Начальный этап (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:

1. разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что младшие школьники очень загружены в школе и быстро утомляются)

2. продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся

3. обсудить способы сбора и вид информации

4. выбрать оптимальную форму презентации результатов

5. составить и обсудить примерный план работы.

Выполнение проекта

 Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

 Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу  над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать где лучше добыть нужную информацию, как записать ее и как представить.

 Именно здесь происходит основная работа учителей с учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.  

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по  каждому  конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

При работе над проектом необходимо хорошее знание материала всеми учащимися исследовательской, проектной группы. Обучение в сотрудничестве по американскому варианту направлено на достижение именно этой цели. В ходе выполнения проекта приходится систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения проблемы, выстраивать логику исследования. Деятельность в малых группах по методу сотрудничества дает возможность подготовить учащихся именно в этом направлении, сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения.

Следует отметить, что обучение с использованием метода проектов является полезной альтернативой классно-урочной системы, но она не должна полностью ее вытеснять. Данный метод следует использовать как эффективное дополнение к другим видам обучения, как на уроке, так и во внеклассной работе с целью повышения эффективности обучения устной речи учащихся.

 Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению  и позволяющей детям испытывать чувство успеха. Метод проектов является интегрирующим, включающим в себя мультимедийные технологии, ролевые игры, обучение в сотрудничестве.

Проектная деятельность в сочетании с новыми мультимедийными  технологиями  дает высокий эффект обучения иностранному языку. При подготовке к презентации проекта учащиеся могут использовать анимацию, изменения и выделения наиболее значимой информации при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы, таблицы. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.

Применение компьютера на уроках иностранного языка позволяет использовать ресурсы глобальной сети Интернет, где можно найти много аутентичной информации на любую тему, вступить в контакт с носителями языка.

Презентация.

 На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. 

Актуальность проекта заключается в следующем:

-продуктивный способ сбора, изучения и анализа дополнительной, интересующей информации.

-эффективный путь развития и совершенствования устной речи (монологической и диалогической).

-самостоятельное изучение.

-обучение происходит в сотрудничестве, что способствует развитию навыков взаимопомощи, взаимовыручки.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:

-связь идеи проекта с реальной жизнью;

-наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников.

Достоинства метода проектов:

-отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации);

-развитие навыков самообразования и самоконтроля;

-развитие навыков групповой деятельности;

-повышение информационной культуры – развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;

-создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя – не в иностранном языке, так в рисовании;

-повышение мотивации;

-развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;

-интеграция различных предметов.

Недостатки метода проектов:

-проблема субъективной оценки творческой работы;

-переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки;

-психологические коммуникативные проблемы: деление группы на “работяг” и “балласт”;

-технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат.

Несмотря на некоторые недостатки, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время так называемый компетентностный подход к обучению, который включает в себя развитие у учащихся трех компонентов:

-умение работать с различными источниками информации;

-умение работать в группе;

-умение работать самостоятельно.

Умение работать с информацией развивается через использование различных источников (книги, Интернет, другие люди), учащиеся вынуждены искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, делать оценку, письменно оформлять информацию, выходить из положения при недостатке языковых средств.

Как правило, проекты рассчитаны на групповую работу. Такая работа особенно эффективна в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью является общение: с одной стороны дети удовлетворяют свою потребность в общении, с другой – развивается второй компонент компетенции – умение работать в группе.

Проектирование – это большая работа, поэтому каждый участник самостоятельно разрабатывает свою область (развивается умение работать самостоятельно). Поскольку эта область является частью целого, и успех группы зависит от каждого участника, каждый из них стремится сделать свою часть работы как можно лучше.

В процессе работы над проектом учащиеся имеют возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей (истории, географии, музыки, кино, компьютерных технологий, дизайна и т.д.).

В итоге создается реальный продукт: график, диаграмма, плакат, листовка, буклет, рекламный проспект и т.д. – который можно увидеть и потрогать. Это может быть классическая “бумажная версия”, выполненная карандашами, фломастерами или красками на листе бумаги. Однако дети предпочитают компьютерные технологии. Они используют пакет Microsoft Office. Дети, освоившие текстовый редактор, могут набирать текст в Word’е, вставить картинки и распечатать – это тот же “бумажный” вариант, но чуть более современный. Более “продвинутые” используют имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций PowerPoint. Многие оформляют работы в виде сайта в HTML.

При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.

Заключение.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и  открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только  общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.

Проекты ориентированы на групповую работу, в которой даже ученик, неуверенно владеющий английским языком, может проявить себя как фотограф или компьютерщик, приобрести уважение товарищей и почувствовать себя способным решать сложные задачи. Кроме того, ученики приобретают навыки владения различными компьютерными программами, что необходимо для современного человека. Работа над проектами побуждает учащихся самостоятельно искать необходимую информацию, проводить анкетирование, анализировать полученную информацию, строить диаграммы и графики. Проекты инициируют самостоятельное мышление школьников, заставляют задуматься над проблемой и попытаться найти адекватное решение. Никто из участников работы не может остаться равнодушным к поставленной проблеме. Соревновательный момент является дополнительной мотивацией. Проектная деятельность связана с изучением разных предметов, таких как информатика, экология, граждановедение, история и др. Проекты невозможно создавать, не опираясь на знания культуры, экономики, возможно экологии, географии и истории предмета исследования. Интеграция реализует принципы развивающего обучения. Поэтому интеграция на уроках при создании проектов неизбежна и необходима. Таким образом, ученики самостоятельно приобретают знания в различных областях учебных предметов и мы достигаем главной цели: учим детей учиться.

Приложение 1

Критерии оценки учебного проекта

Оценка работы по подготовке проекта

Оценка результата проекта

Оценка презентации проекта

Обоснованность выбора темы

Практическая направленность проекта (наличие результата)

Соответствие представленного материала проблеме проекта

Полнота раскрытия темы, самостоятельность, завершенность деятельности по проекту

Качество оформления отчета:

  1. эстетичность оформления,
  2. структурированность информации,
  3. соответствие стандартным требованиям

Качество подачи материала (полнота раскрытия темы, самостоятельность, аргументированность)

Структурированность информации

Анализ проделанной работы, наличие независимой рецензии

Степень осмысленности владения информационными технологиями (соответствие выбранных технологий поставленным задачам по проекту, дизайну, форме подачи материала)

Новизна в раскрытии темы

уровень владения проблемой, темой (ответы на вопросы)

Степень актуальности

Степень доступности восприятия материала аудиторией

Ссылки на источники информации (цитируемость используемой литературы), Интернет-ресурсы

Ссылки на источники информации, Интернет-ресурсы и ресурсы школьной сети.

Разнообразие форм деятельности - экскурсия, встреча, выставка (фото-, видеоотчеты, письменный анализ полученной информации)

Соблюдение регламента

Список литературы

  1. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ М.Е Бершадский., В.В. Гузеев; М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  2.      Душеина Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка». ИЯШ, 2003, №5.
  3.     ГалиулинаТ.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
  4.    Кочетурова Н.А. «Метод проектов в обучении иностранному языку». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С.Полат.- М.: «Дрофа», 2000.
  6. Павленко И.Н. «Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста». ИЯШ, 2003, №5.
  7.  Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/Н.Ю Пахомова. -М.:АРКТИ, 2003.
  8. Салихзянова, Л.Г. Первые шаги в науку (пособие для начинающего исследователя)/ Л.Г. Салихзянова.- г. Нижнекамск, ЦДТ им. И.Х. Садыкова, 2005.
  9. Сиденко, А.Г. Проекты и исследования в деятельности школы/ А.Г. Сиденко.- М.: АПК и ППРО, 2007.
  10. Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. «Использование новых информационных технологий обучения в школе». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....

Доклад по теме "Современные педагогические технологии на уроках английского языка"

Применение  современных технологии на уроках английского языка...

Презентация"Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Этот материал собран для выступления на семинаре в г.ТУРКУ(Финляндия). Имея колосальные электронные ресурсы и талантливых учеников можно сделать многое.Спасибо всем,кто принимал участие в создании про...

"Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка из опыта работы....

Современные педагогические технологии на уроках английского языка

В данной статье отражены методические аспекты моей работы по применению современных педагогических технологий. Применяя данные технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку...

Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.Приоритетным на...

«Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка»ийского языка»

Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.Актуальность проектной работы обусловлена необходимостью продолжения внедр...