Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Даны советы и рекомендации по охране здоровья детей на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdor-sber._broshyura.doc791.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                     

                                                                               

  МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VII вида  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1 г.Кирова

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Методическая разработка

Автор – составитель: Дементьева Татьяна Алексеевна

Киров, 2011год

Организация урока с позиции  здоровьесбережения

Использование новых образовательных технологий, раннее начало систематического обучения способствуют росту числа заболеваний у детей. Без сомнения одной из важных задач сегодня является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор адекватных возрасту учеников технологий преподавания, которые устраняли бы перегрузку и сохраняли здоровье. Помните пословицу  “A sound mind in a sound body” - «В здоровом теле здоровый дух». И это действительно так. Если у тебя хорошее здоровье, ничего тебя не беспокоит, тогда ты весел и счастлив, активен и полон энергии, готов участвовать в любом виде деятельности  и, конечно же, ты более дисциплинирован.

   Именно поэтому правительства в разных странах уделяют особое внимание спорту и физическому воспитанию. Все школьники имеют  по крайней мере   три урока физкультуры в неделю. Во многих школах есть хорошо оборудованные спортзалы, бассейны и теннисные площадки, где учащиеся могут развиваться физически.

Английский язык – один из наиболее трудных предметов в школе: интенсивные занятия требуют от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Необходимо соотносить учебную нагрузку на уроках английского языка с возрастными и индивидуальными особенностями детей, чтобы способствовать укреплению здоровья.

При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:

  1. 5 – 25-я минуты – 80%
  2. 25 – 35-я минуты – 60-40%
  3. 35 – 40-яминуты – 10%.

С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются:

  1. продолжительностью
  2. объемом нагрузки
  3. характерными видами деятельности.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Этап урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап – вводный

(организационный момент, зарядка, вводная беседа)


5 минут


Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап – основной


20 – 25 минут

Максимальная работоспособность. Снижение на 15-й минуте

Продуктивная, творческая. Знакомство с новым материалом.

3-й этап – заключительный (актуализация пройденного материала)


10-15 минут

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная. Отработка узловых моментов пройденного

                    Причины и симптомы утомления учащихся на уроке

 

Всем известно, что урок является основной формой организации обучения в школе. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей. Утомление обычно проявляется снижением работоспособности, которая наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. О развитии утомления свидетельствуют следующие признаки:

  1. Снижение продуктивности труда: увеличение количества ошибок и времени выполнения задания
  2. Изменение почерка
  3. Ослабление внутреннего торможения: частые отвлечения, рассеянность внимания
  4. Шум в классе
  5. Вегетативные реакции6потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса
  6. Жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность.  Для этого учащимся следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

                                   

Физкультурные минутки как вид релаксации на уроке

Очень многое делается для решения этой проблемы. Валеологизация системы образования предполагает, что каждый урок, каждое школьное мероприятие должно содержать в себе оздоровительный эффект, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать   здоровье, а способствовать его развитию.    

Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.

Цель физкультминуток – предупреждение  утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Требования к организации и проведению физкультминуток:

  1. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15-20 –я минуты урока;
  2. Длительность физкультминутки составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 специально подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;
  3. Комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными, т.к. однообразие снижает интерес к ним, а значит, и результативность;
  4. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.    

Для того чтобы обеспечить позитивный эмоциональный настрой, необходимо:

           -отдавать предпочтение упражнениям для наиболее утомленных групп мышц,

           -для каждого класса выбрать 2-3 условных  вербально - поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

   На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия.

 Преподавая английский язык, я всегда привлекаю внимание учеников к проблеме здоровья и, как говорят англичане, “keeping fit”, то есть к поддержанию формы. Когда дети приходят в среднюю школу, им очень трудно сидеть прямо и спокойно, слушать учителя целый урок внимательно. Скоро им становится скучно, они устают и теряют интерес к предмету. Чтобы избежать этого, я провожу рифмованные физкультминутки в середине урока. Во-первых, все они на английском языке. Поэтому, выполняя эти упражнения, мы тренируем фонетику, учим новые слова и развиваем память. Кроме того, такие упражнения помогают ребятам  выплеснуть «излишки» энергии. Сначала рифмовки произносятся учителем, а школьники повторяют слова и действия. Но так как эти  “стихи”  короткие и легко запоминаются, дети их быстро заучивают,  и каждый урок  один из учащихся заменяет учителя и выполняет упражнения перед классом.

Рифмовки на уроках английского языка

Обычно я начинаю с самых простых рифмовок:

Hands up,

Hands down,

Hands on the sides,

Don,t sit down.

 Но далее  расширяется словарный запас учащихся,  и рифмовки становятся более сложными. Поэтому, когда ребята изучают тему «Части тела», лучше выполнять физминутки под следующие стишки:

My hands

Here’s my left hand,

And here is my right,

I clap them

With all my might.

***

My hands upon

My head I place,

On my shoulders,

On my face,

Then I put them

In front me,

And gently clap:

One, two, three.

***

Clap, clap, clap your hands,

Clap your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet,

Stamp your feet together.

Turn, turn, turn around,

Turn around together.

Clap, clap, clap your hands,

Clap your hands together.

***

Hands on your hips,

Hands on your knees,

Put them behind you,

If you please

***

Touch your shoulders,

Touch your nose,

Touch your ears,

Touch your toes,

Raise your hands high in the air,

To the sides,

On your hair.

Raise your hands

As before,

While you clap:

One, two, three, four.

***

Head, shoulders, knees, and toes, 
Knees and toes.  
Head, shoulders, knees, and toes,  
Knees and toes.  
Eyes and ears, and mouth and nose.

Head, shoulders, knees, and toes.  
Knees and toes.

Arms and legs, feet and hands,
Feet and hands.
Arms and legs, feet and hands,
Feet and hands.
Eyes and ears, and mouth and nose.
Arms and legs, feet and hands.
Feet and hands.

    Большое разнообразие рифмовок и упражнений позволяет поддерживать интерес учащихся к этому виду деятельности. Когда физминутка заканчивается, ребята становятся более организованными и дисциплинированными. На младшей ступени обучения я использую мяч при речевой зарядке или просто когда задаю вопросы. Группа встаёт в круг, учитель становится в центр и, задавая вопрос, бросает ученику мяч. Ученик  в свою очередь  бросает его назад и отвечает на вопрос. Этот вид деятельности лучше использовать с простыми вопросами, например: “Have you got a brother? What’s your father’s name? What time do you get up? Do you go to school on Sundays?”

    Далее,  во время обсуждения темы «Спорт и игры», дети учат наизусть стихи о различных видах спорта:

On a winter day

Skating, skating,

Boys and girls so gay

Like to skate together

On a winter day.

Skiing, skiing,

Boys and girls so gay

Like to ski together

On a winter day

***

Sports

Sport is fun for girls and boys

It’s much better than the toys.

You can sledge and ski and skate

And throw snowballs with Kate.

You can swim and play football,

Hockey, tennis, basketball.

You can jump and you can run,

You can have a lot of fun.

    Эти стихотворения не только развивают память, но и  помогают запомнить  новые слова, тренируют диалогическую речь  при ответе на вопросы учителя: “What sports do you go in for in winter and in summer? What do you prefer skating or skiing? Do you like skiing alone or with your friends? What summer/ winter sports are you good at?”  В рифмовке  «If It Snows» ребята также повторяют придаточные условия первого типа. И, конечно же, роль учителя состоит в том, чтобы сделать акцент на том, что спорт и физическая активность делают человека здоровым, более организованным и заставляют поддерживать форму.

   Кроме того, на уроках английского языка можно проводить и гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику (например, цвета, названия стран и т. д.), буквы, числа. Вы можете разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа) и попросить учащихся: “Look at the yellow/ red / blue flower, please! Find the letter “H” in our classroom, please!” А в средних классах: “Look at the map of Great Britain/the USA/ Australia / Etc.” При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву “G” / “F” / “S”» и т. д.

   В старших классах средней школы учащиеся обсуждают тему «Спорт и игры» уже более глубоко. Они знакомятся с различными видами спорта, популярными не только в нашей стране, но и за рубежом: футболом, баскетболом, плаванием, волейболом, хоккеем, теннисом, гимнастикой, легкой атлетикой, катанием на скейтборде, греблей, дайвингом, виндсёрфингом, борьбой, аэробикой, велоспортом, боулингом и т. д. Используя активную лексику  и высказывая аргументы “за”  и “против” участия в различных спортивных соревнованиях, ученики отстаивают своё мнение. Некоторые из них считают, что спорт это неотъемлемая часть развития людей, так как он формирует характер, учит побеждать и проигрывать с честью, учит быть дисциплинированным; спорт делает человека сильным, быстрым, терпеливым. Ребята также считают, что спорт  помогает   обрести настоящих друзей. Но есть группа учащихся, которые имеют совершенно противоположное мнение. Они считают, что спорт не так уж и полезен, а наоборот  занимает много времени и энергии. Кроме того, в спорте нет друзей – только соперники.

Таким образом, читая или слушая тексты, заучивая рифмовки или стихотворения, отвечая на вопросы на уроках английского языка,  ребята приобщаются к здоровому образу жизни, а разнообразные физминутки на английском языке помогают не только повторить лексику и грамматику, но и сделать урок интереснее.

Можно дать несколько советов для тех, кто только начинает работать с играми на английском языке:

  1. Объясняйте правила игры на английском языке, но короткими фразами, помогая себе жестами и мимикой
  2. Произносите достаточно медленно, ритмично, мажорно меняя высоту тона
  3. Дождитесь ответного жеста ученика как знака понимания: кивок головы, взмах рук, хлопки в ладоши, движения друг к другу.

  Таким образом, мы видим, что урок иностранного языка, как никакой другой позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, функциональным, динамичным, а главное полезным.

                                 

Литература

Голышкина И. В.Изучаем английский язык играя. 5-6 классы.-  Волгоград.:Учитель,2007

Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья  учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2001

Кауфман. УМК Английский язык.5 класс – М.: Просвещение, 2010

Кауфман УМК Английский язык.6 класс – М.: Просвещение, 2010.

Кауфман  УМК Английский язык.8 класс – М.: Просвещение, 2007.

Открытые уроки праздники на английском языке  / Миронова В. Г.- Ростов-на- Дону / Феникс, 2006.

Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии // Завуч. – 2002. - №2. – С.120

Интернет- ресурсы

www.EnglishFirst.ru/child

www.english.language.ru

www.native-english.ru

www.lessons.study.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Работа содержит теоретический и практический материал о применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....