Ролевая игра как средство повышения эффективности урока
статья по английскому языку по теме

Ботвинникова Александра Игоревна

Ролевые игры на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolevaya_igra_kak_sredstvo_povysheniya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.И. Леонова,

             учитель английского языка

Ролевые игры как средство повышения эффективности урока

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К ее основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной емкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда.

Классно-урочная система в обозримом ближайшем будущем будет занимать ведущее место, т.к. другие системы еще не достаточно полно разработаны и не представлены в учебных пособиях, учебниках. Поэтому задача состоит в том, чтобы искать пути усиления развивающей направленности классно-урочной системы.

Сегодня роль учителя огромна. Ее значимость заключается не только в самом процессе обучения, но и в том, как этот процесс будет организован, как будут распределены роли между учителем и учеником, насколько самостоятельным и активным будет сам ученик, насколько интересы и личные мотивировки совпадут с интересами и установками учителя, школы, общества.

Скука на уроке – один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят выучить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого, даже самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого учителя. Поэтому одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранным языкам является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям.

Нами предлагается использование игрового метода обучения как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование данного метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игрового метода стали для учащихся приятным занятием. Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации таких уроков.

Однако, хочется отметить, что использование игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.

Психологическая теория деятельности в рамка воззрений А.С. Выготского выделяет три основных вида человеческой деятельности: трудовую, игровую и учебную.  Дидактическое значение игры доказывал еще К.Д. Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др. Ценными являются и практические исследования таких ученых, как Н.П. Аникеев, О.С. Анисимов, В.В. Петрусинский и др. Следует отметить, что К.Д. Ушинский, Дж. Сели, К. Бюллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии и связывали игру с развитием мышления.

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток, вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои психофизические, интеллектуальные способности, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций учащегося. Школа игры такова, что в ней обучаемый – и ученик, и учитель одновременно.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  1. развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  2. коммуникативную (освоение диалектики общения);
  3. диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
  4. игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
  5. самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);
  6. межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
  7. социализации (включение в систему общественных отношений);
  8. эстетическая (наслаждение, которое испытывается от игры).

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;
  2. как элементы (иногда весьма существенные) какого-то другого метода;
  3. в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);
  4. возможно использование игры по организации внеклассного мероприятия.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

  1. игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе;
  2. обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащегося, носящей характер особого вида практики;
  3. игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора и самовыражения;
  4. игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели;
  5. в игре все участники равны;
  6. состязательность, неотъемлемая часть любой игры, притягательна для учащихся;
  7. в игре всегда есть некое таинство, неполученный ответ;
  8. игра синтетична, так является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению следующих методических задач:

  1. создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
  2. обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  3. тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент.

Говоря о классификации игр, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, соотнесенные с этапами развития ребенка: игры-упражнения, символические игры, игры с правилами. Психолог П.П. Блонский выделил следующие игры: мнимые, подражательные, драматизации, подвижные и интеллектуальные. По виду деятельности игры также делят на: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: обучающие, познавательные, репродуктивные и коммуникативные.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

  1. предметные;
  2. сюжетные;
  3. ролевые;
  4. деловые;
  5. имитационные;
  6. игры-драматизации.

В настоящее время большой интерес вызывает использование именно ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упражнения типа «прочитайте по ролям, инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, а подобные инструкции можно встретить во всех учебниках иностранного языка. Следует отметить, что в ролевой игре происходит существенная перестройка поведения ученика – оно становится произвольным. Это значит, что ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, он раскрепощен и свободен. Этим и объясняется секрет популярности ролевых игр среди учителей и учеников. Место игры на уроке и время, выделяемое игре зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15 и даже 20 минут. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением материала.

Для реализации игрового метода ролевого характера на уроках иностранного языка мною часто используются следующие тематические каркасы и ситуации, которые можно с легкостью применять на любом этапе обучения, внося необходимые поправки для конкретной возрастной группы, включая дополнения, требуемые лексическим грамматическим материалом.

Тема

Ситуации для речевого проигрывания

Речевые роли

Семья

Игры в дочки-матери, представление членов семьи(имена, фамилии, возраст, род деятельности, хобби), озвучивание ситуации каждодневной жизни семьи (завтрак, обед, ужин, сервировка стола, помощь по дому, обсуждение проблем, школы, выбора будущей профессии и т.д.)

Мама, папа, дочка, сын, тетя, дядя, бабушка, внезапный гость, близкий друг и т.д.

Самоопределение учащихся, выбор будущей профессии

Беседа с другом, старшим наставником о своих планах на будущее, обсуждение плюсов и минусов разных профессий; собеседование при приеме на работу и т.д.

Учитель, друг, интервьюер, родители

Праздники

Обсуждение праздников стран изучаемого языка, рассказ о праздниках твоей страны, сравнение, выражение собственного мнения, поход в магазин за подарками к празднику, выбор украшений

Ученики, иностранные друзья, друзья, которые хотят больше узнать о стране твоего иностранного языка, продавец в магазине

Любимое домашнее животное

Обмен информацией о домашних питомцах, их описание, привычки, неординарные способности, любимая еда, заболевания, разговор на прогулке с собаками и т.д.

Ученик, учитель, друг, иностранный друг, ветеринар, друг, не имеющий питомца

Транспорт

Проезд в транспорте, оплата проезд, беседа с целью узнать маршрут или направление движения, обсуждение темы «Транспорт» в глобальном масштабе

Водитель, кондуктор, пассажир, иностранец, участники конференции, директор транспортного предприятия, житель мегаполиса

Мировые языки

Обсуждение проблемы исчезновения языков на нашей планете, проблема глобализации, усиление влияния языков сверхдержав, как отрицательный фактор - конференция

Участники конференции: человек, говорящий на языке меньшинства, американец, ученый, занимающийся проблемами мировых языков, современный студент и т.д.

И все это – всего лишь примеры моделирования ролевых игр на уроках английского языка. Как следует из приведенных примеров, для любой изучаемой темы можно смоделировать ситуацию непосредственного общения в рамках имеющихся умений и навыков. Но, следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода ролевого характера необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Также не следует забывать, что игра не растворяется ни в одном из известных методов, а сохраняет свою самостоятельность и специфику, представляя собой из своеобразный синтез.

В заключении, следует остановиться на положительных и отрицательных сторонах ролевых игр.

Положительным в проведении ролевых игр мне видится следующее:

  1. создается благоприятный психологический климат на уроке;
  2. учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет высокую мотивацию;
  3. урок происходит на высоком эмоциональном уровне;
  4. в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует умения и навыки, а также способствует применению своих знаниях комплексно;
  5. учащиеся учатся лучше слушать друг друга и реагировать на реплики собеседника, показывая тем самым, что коммуникация говорящих состоялась;
  6. в речи учащихся появляются фразы-клише повседневного обихода;
  7. послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

К сожалению, в ходе подготовки и проведения ролевых игр были выявлены также и отрицательные стороны:

  1. высокая трудоемкость подготовки к уроку для учителя;
  2. трудности с заменой участников игры;
  3. некоторая неопределенность и непредсказуемость результатов игры;
  4. возможное скрытое сопротивление отдельных участников.

Подводя итоги сказанному, хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом.

Поэтому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогая сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всех этапах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"

•    Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучен...

Дифференцированное обучение на уроках биологии как средство повышения эффективности урока.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную рабо...

Ролевая игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.Для того чтобы ученик мог уверенно чувст...

Игры и игровые приёмы как средство повышения эффективности урока иностранного языка (из опыта работы)

Игра занимает особое положение в педагогическом процессе и даёт возможность детям проявить свою активность и самостоятельность, воображение, реализует представления об окружающем....

"Дидактическая игра как средство повышения эффективности усвоения учебных знаний".

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее ...

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания ино­ст­ранных языков является организация обучения детей разных возрастов с по­мо­щью игр. Ролевая игра является инст...