Исследовательская деятельность учащихся
методическая разработка по английскому языку (6 класс) по теме

Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n-i_rabota.doc82.37 КБ

Предварительный просмотр:

   Исследовательская деятельность учащихся в пространстве урока английского языка.   

 

«Без стремления к научной работе учитель       элементарной школы неизбежно попадает под власть  трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается … . Без постоянного стремления к науке его деятельность теряет ту одухотворенность, без которой все обучение превращается в натаскивание и дрессировку».

                                                                                         À. Äèñòåðâåã.

Известна точка зрения: дело учителя - практическое преподавание, а не научные изыскания. Есть даже традиционное выражение - «учитель-практик». Если вдуматься, то такое утверждение покажется весьма странным, как будто в наше время учителями становятся на основе одного практического опыта, без специального образования, и как будто преподавать основы наук можно без теории. Распространённость такой позиции можно объяснить общепризнанной перегруженностью учителя, поглощённостью повседневными заботами, которые иногда не дают поднять головы, осмыслить сделанное, заглянуть вперёд.

Современные ученики – кто они? Какие стремления у наших школьников?   Что они могут, на что способны? Это очевидно, когда наблюдаешь за их образом жизни со стороны. Во-первых, современные ученики обладают совсем отличным от нашего набором ценностей, они более эгоцентричны, требуют, чтобы уважали их интересы и практически не задумываются о том, что в век ИТ они теряют одну из самых главных составляющих в жизни – это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения аргументировано, практически не владеют набором слов, логически связывающих предложения в беседе, используя просторечные выражения. Кругозор у учащихся развивается на уроках, при чтении дополнительной литературы, но в основном их кругозор ограничен тем, что предлагает им телефон и компьютер – это общение в социальных сетях, компьютерные игры и другие возможности. Анализируя данное состояние вещей, становится очевидным необходимость организации исследовательской работы с учащимися и введение элементов исследования на различных предметах.

Я стала заниматься научно- исследовательской работой с ребятами по собственному желанию, даже по любви к поиску, к открытию. Увлечённость - это для меня самое реальное средство борьбы с повседневностью. Мне интересно - ребятам интересно. Каждая тема - это что-то загадочное, неизведанное не только для ученика, но и для меня. В процессе поиска, в процессе работы возникает единство учителя и ребёнка, начинается самый приятный момент-  творчество, а творческий дух- это основа успеха в любом деле. Самое приятное в моей работе видеть, как ученик самостоятельно начинает делать первые шаги в науку, как он делает первые открытия.

Âîçìîæíîñòè àíãëèéñêîãî ÿçûêà êàê øêîëüíîãî ïðåäìåòà î÷åíü øèðîêè. Îí ìîæåò ñëóæèòü îñíîâîé, ôóíäàìåíòîì äëÿ äàëüíåéøåé ñïåöèàëèçàöèè îáó÷åíèÿ, íàïðèìåð, ñ îðèåíòàöèåé íà áîëåå ðàçíîîáðàçíûå, âîçìîæíî, áîëåå âîñòðåáîâàííûå ñïåöèàëüíîñòè: æóðíàëèñòà - ìåæäóíàðîäíèêà, ðåäàêòîðà èíîÿçû÷íûõ ãàçåò, ñïåöèàëèñòà â îáëàñòè ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèé, òàìîæåííîãî äåëà, âíåøíåé òîðãîâëè è òóðèçìà. Ýòî ñâÿçàíî ñî ñïåöèôèêîé èíîñòðàííîãî ÿçûêà êàê ó÷åáíîãî ïðåäìåòà, à èìåííî, ñ åãî ìåæïðåäìåòíûì õàðàêòåðîì, ñïîñîáíîñòüþ èíòåãðèðîâàòüñÿ ñ äðóãèìè ïðåäìåòíûìè îáëàñòÿìè.

Исследовательская работа на уроках английского представляет собой, в основном, умение анализировать и узнавать языковые единицы в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их использования в тех или иных лексико-грамматических формах.

Я считаю, что исследование по английскому языку является одним из видов эвристических заданий, способствующих самореализации школьника, развития его творческих способностей, способностей к самостоятельному мышлению, способности использовать полученные знания на практике, в ходе которого он создаёт новый образовательный продукт. Например, если ученик исследует происхождение идиом, он может приготовить его в форме брошюры с иллюстрациями, которую будут использовать другие учащиеся при изучении языка. Тема, выбранная обучающимся, должна быть актуальна. Должен быть дан качественный анализ состояния проблемы. Ученик использует известные результаты и факты, знания сверх школьной программы, он владеет специальным и научным аппаратом, делает собственные выводы и обосновывает их. Необходима практическая значимость исследования, чёткие выводы, обобщающие исследования.

Инновационная деятельность проходит в различных формах и проявлениях: проблемные уроки и мини- проекты, индивидуальные творческие сочинения и рассуждения, поисковая работа, интеллектуальные игры , конкурсы научных проектов. Любой учитель иностранного языка согласится, что исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом учащимся необходимы хотя бы минимальные языковые знания. Исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям.

Во-первых, работа учащихся на уроке, где оценка играет немаловажную роль. В качестве творческих заданий ребятам предлагаются следующие виды работ:

  • Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу;
  • Напиши открытку другу из-за границы;
  • Поработай в парах и составь диалог на предложенную тему;
  • Поделись мнением или идеями;
  • Вырази собственное мнение согласия и несогласия;
  • Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу;
  • Разработай и защите свой ответ по грамматическому явлению;
  • Напиши, используя картинку или сюжет;
  • Нарисуй услышанное;
  • Вообрази, что ты_____ и составь рассказ;
  • Какие твои действия будут в случае….
  • Опиши ситуацию прошлого и свои чувства ,т.д.

    Многолетняя практика учебников издательства Кембриджа и Оксфорда и разнообразная методическая литература дают нам громадный творческий потенциал для разработки творческих заданий и инновационной деятельности учителей английского языка.

Во-вторых, это внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: рефераты; проектная работа по интересам; учебно-исследовательские работы; научные работы;  интеллектуальные олимпиады; олимпиады по английскому языку.

       В конечном итоге можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и  заинтересованное отношение к предмету.  (презентация ученицы 6 класса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....