Ролевая игра при изучении английского языка для развития устной речи учащихся.
статья по английскому языку по теме

Купрашвили Ирина Левановна

На уроках школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или отвергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. Игра дает возможность робким учащимся говорить и преодолевать барьер неуверенности. Каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

У учащихся возникает чувство удовлетворения-"оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ролевая игра при изучении английского языка для развития устной речи учащихся.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать

беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. В игре все равны. Игра дает возможность робким учащимся говорить и преодолевать барьер неуверенности. Каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении

Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство

удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».  

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство

общения.

На уроках английского языка в разных классах используются все виды ролевых игр –

фонетические, грамматические, лексические, орфографические, творческие в зависимости от степени подготовленности и уровня знаний.  Внизу приводится описание некоторых игр, применяемых на уроках английского языка для развития устной речи учащихся.

Грамматические - создают возможность для перехода к активной речи учащихся ( применяла в 5 и 6 классе). Грамматические игры применяются, в основном в средних классах 6-8 класс. Для 9-10 классов грамматические игры представлены в виде различных таблиц.

Изображение действия.  Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.

Играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

Игра в мяч. Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.

Образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом.  Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д. 

Подарки.  Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

Образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок.

Лексические - логически продолжающие  «строить» фундамент  речи. Лексические игры также могут применяться во всех классах. Примеры некоторых применяемых лексических игр:  

Цифры. Цель: повторение количественных числительных.

Образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски.

Числительные. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

Образуются две команды. Преподаватель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

Пять слов. Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных уроков.

Обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель второй

команды должен  назвать пять слов по данной теме.

Цвета.  Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

Больше слов. Цель: активизация лексики по изученным темам.      

Образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд записывают слова на доске. В этом случае при подведении итогов учитывается не только количество слов, но и правильность их написания.

Озвучивание картинки. Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.

Играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.

Найди слово Цель: развитие лексического навыка.

Один из играющих называет любое слово желательно короткое. Второй участник должен назвать слово, рифмующееся с первым, третий – добавить еще слово в рифму и т.д..

Подготовительные игры  способствуют формированию  речевых навыков

Фонетические предназначаются для  корректировки произношения на  этапе формирования речевых навыков и умений. Применяются во всех классах с 6 по 10. Примеры фонетических игр:

Слышу – не слышу.  Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ученики делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет

слово, в котором есть долгий гласный  или  краткий звук,  ученики поднимают левую руку. Если в названном слове есть также  согласные звуки все поднимают обе руки. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

Правильно – неправильно.

Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха.

Преподаватель называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Ученики поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определенные звукосочетания, слова, фразы и предложения. При правильном чтении звук обучаемые поднимают руку с зеленой карточкой , при неправильном – руку с красной карточкой.

Какое слово звучит?  Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.

Обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:

Вариант 1. Найти в списке слова произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.

Вариант 2. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены преподавателем.

Кто быстрее?  Цель: формирование и совершенствование навыков установления звуко-буквенных соответствий и значений слов на слух..

Ученикам раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на иностранном языке, во второй – их транскрипция, в третьей – перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку. Как только преподаватель произносит то или иное слово, необходимо поставить его номер рядом с соответствующими транскрипцией и переводом на русский язык (или соединить все три соответствия непрерывной чертой).

Кто правильнее прочитает?  Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

На доске записывается небольшая считалка, скороговорка. Преподаватель читает, объясняет значение слов, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается учениками. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и ученики должны прочитать его наизусть. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко.

Орфографические - основная цель – освоение правописания изученной лексики – в 6-7 классе. Примеры Орфографических игр.

Буквы рассыпались.  Цель:  формирование навыков сочетания букв в слове.

Преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слова и, не показывая его, разрезает на буквы, Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигравший придумывает свое слово. 

Из двух – третье.  Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков.

Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры. Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая часть слова. 

Вставь букву.  Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.

Доска разделена на две части для каждой команды. Записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: англ. c…t, a…d, p…n, r…d, t…n, t…a, f…x, e…g. (cat, and, pen, red, ten, tea, fox, egg,). 

Картинка.  Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического

материала.

Каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как обучаемый написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку.

Творческие игры - способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений.  Творческие игры применяются во всех классах, меняется  только содержание той или иной игры.

В сюжетных ролевых играх использовались фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки. Темы речевого общения - разговоры о членах семьи, о профессиях, об одежде, режиме дня и т.п.

Игровые дискуссии, раскрывающие отношения школьников к разным жизненным ситуациям. Самостоятельное обсуждение проблемы, независимо от сюжета и обменивались своими мыслями.

Имитационные игры - в целях формирования у школьников социально-политической зрелости, нравственных знаний и убеждений.

В ролевой игре «У книжной полки» ученикам предлагалось делиться впечаталениями о прочитанном. Им предлагалось использовать самостоятельно найденные сведения о книгах и писателях.

Деловая позволяла имитировать ситуации, которые могли возникать в будущей профессиональной деятельности.».

Ролевая игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в   активном

речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.

Большую значимость имеет умение учителя установить контакт с ребятами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Role playing games (RPG) at the English lessons for the development of spoken skills

Слайд 2

RPG is primarily a speech activity, games and education at the same time . Ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно Game is a specifically organized activity requiring the students to concentrate emotional and intellectual forces. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил RPG is a conventional reproduction of real hands-on activities of the people by RPG participants. It creates conditions for real communication. Ролевая игра - условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения RPG teaches to be sensitive to the social use of the foreign language. Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка.

Слайд 3

Е ducational Воспитательная Compensatory K омпенсаторная Teaching Обучающая Motivational Мотивационно - побудительная Steering O риентирующая RPG Functions Функции ролевой игры

Слайд 4

The game most fully and at times unexpectedly reveals the abilities of the child. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка Playing the games, students acquire such elements of communication as the ability to initiate and/or support a conversation, interrupt your partner, agree with his/her opinion at the right moment or refute it, active listening skills and ability to ask for clarification, etc. В играх школьники овладевают такими элементами общения , как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. The effectiveness of using games in teaching process Эффективность использования игр в процессе обучения The game always implies a decision – what to do, what to say, how to win? Willingness to address these issues intensifies the thinking process . Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих .

Слайд 5

The game encourages students to communicate with one another and with the teacher, creates a favorable environment of equal voice partnership, destroys a traditional barrier between the teacher and the student. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. In the game, everyone is equal. The game allows shy students to talk and overcome the barrier of timidity. Everyone gets a role and should be an active partner in communication. В игре все равны . Игра дает возможность робким учащимся говорить и преодолевать барьер неуверенности . К аждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении It becomes apparent for students that language can be used as means of communication. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Language material is softly digested, and the sense of satisfaction comes along – “apparently, I can already talk equally with everyone". Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Слайд 6

Requirements to role playng Требования к ролевым играм 6. RPG is organized in such a way that the students can use the language material in intense communication activities in the most effective manner . Ролевая игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал. The matter of great importance is the teaches’ ability to develop rapport with the class. Большую значимость имеет умение учителя установить контакт с ребятами . The teacher necessarily believes in the RPG and its effectiveness themselves . Учитель непременно сам верит в ролевую игру , в ее эффективность 2. The game should stimulate the motivation to exercise, cause interest and desire of the students to do well. Игра должна стимулировать мотивацию учения , вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание. 3. RPG is well prepared in terms of both the content and the form . Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы. 4. RPG should be accepted by the entire group. Ролевая игра должна быть принята всей группой . 5. RPG is conducted in a friendly, creative atmosphere. Ролевая игра проводится в доброжелательной творческой атмосфере.

Слайд 7

Classification of games Классификация игр Preparatory games assist in speech skills formation Подготовительные игры способствуют формированию речевых навыков Creative activities lead to further development of speech skills and communication Творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Spelling activities The main objective – the development of spelling skills on the basis of learned vocabulary Орфографические основная цель – освоение правописания изученной лексики Grammar games form a chance for an active student’s speech Грамматические создают возможность для перехода к активной речи учащихся Lexical games logically contribute into speech basis formation Лексические логически продолжающие «строить» фундамент p ечи Phonetic activities are intended for correction of pronunciation at the stage of speech skills formation Фонетические предназначаются для корректировки произно - шения на этапе форми - рования речевых навыков и умений .

Слайд 8

RPG forms at different age stages Формы РИ на разных возрастных этапах. Business games allowed imitation of situations that might arise in future professional activities of the students. Деловая позволяла имитировать ситуации, Которые могли возникать в будущей Профессиональной деятельности.». In story-based RPGs, they used photo albums, book and magazines, illustrations, domestic articles. Conversational topics - family, trades, clothes, daily routines, etc. В сюжетных ролевых играх использовались фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения . Темы речевого общения - разговоры о членах семьи, о профессиях, об одежде, режиме дня и т.п. . Imitation games develop students‘ socio-political maturity, moral knowledge and believes Имитационные игры - в целях формирования у школьников социально-политической зрелости, нравственных знаний и убеждений. RPG “Bookshelf" suggested students to share their impressions from the books they had read. They were supposed to use independently found information about the books and the authors В ролевой игре «У книжной полки» ученикам предлагалось делиться впечатлениями о прочитанном. Им предлагалось использовать самостоятельно найденные сведения о книгах и писателях. . Discussion games revealing students’ attitudes to different life situations. Independent discussion of the problem, regardless of the story, and sharing of thoughts and ideas . Игровые дискуссии , раскрывающие отношения школьников к разным жизненным ситуациям. Самостоятельное обсуждение проблемы, независимо от сюжета и обменивались своими мыслями.

Слайд 9

Showing an action Aim: to automate the use of verbs in spoken language. Изображение действия. Цель:автоматизация употре - бления глаголов в устной речи . Ball game. Aim: to automate the use of verb forms in spoken language . Игра в мяч . Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи. Grammar activities Грамматические игры . . Dice Aim : to automate the use of structures in spoken language. K убики Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи. Presents Aim: to consolidate the topical vocabulary, to automate the use of learned future verb forms in spoken language Подарки Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

Слайд 10

Vocabulary games Лексические игры Colors. Aim: to consolidate the topical vocabulary learned. Цвета. Цель: закрепление лексики по пройденным темам. More words. Aim : to enhance the topical vocabulary learned. Больше слов. Цель: активизация лексики по изученным темам . Articulating the picture. Aim: to enhance topical vocabulary learned, to develop dialogic speech skills. Озвучивание картинки. Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи. Find the word. Aim : to develop lexical skills Найди слово . Цель: развитие лексического навыка . . Numbers. Aim: to revise quantitative numbers. Цифры. Цель: повторение количественных числительных . Numerals. Aim: to consolidate qualitative and ordinal numbers. Числительные . Цель: закрепление количественных и порядковых числительных. Five words. Aim : to consolidate topical and/or lesson vocabulary. Пять слов. Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных уроков .

Слайд 11

Phonetic games Фонетические игры What word sounds? Aim: to develop the skill of establishing adequate sound-to-letter correspondences Option 1. Find the words pronounced by the teacher in the list and put a sequential number next to each word as they are being pronounced by the teacher. Option 2. Note only those words from the list that were pronounced by the teacher. Какое слово звучит? Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий. Вариант 1. Найти в списке слова произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем. Вариант 2. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены преподавателем. Who is better to read? Aim: to develop an ability to pronounce a comprehensive text. Кто правильнее прочитает? Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста. Hear - not hear. Aim: to form phonemic hearing skills Слышу – не слышу. Цель: формирование навыков фонематического слуха Right-wrong. Aim: to form better phonemic hearing, sensitive to distortions Правильно – неправильно. Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха Who is faster? Aim: to form and improve the skills of establishing a sound-to-letter correspondences and word meanings by ear ... Кто быстрее? Цель: формирование и совершенствование навыков установления звуко-буквенных соответствий и значений слов на слух..

Слайд 12

Spelling games Орфографические игры Letters are scattered. Aim: to develop an ability to combine letters in a word. Буквы рассыпались. Цель: формирование навыков сочетания букв в слове. From two - the third. Aim: to develop word formation and spelling skills. Из двух – третье. Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков. Insert a letter. Aim: to check the comprehension of spelling within learned lexical material. Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Picture. Aim: to check the comprehension of spelling within learned lexical material. Картинка. Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала . Stand-by letter. Aim: to develop the skill of letter positioning in a word. Дежурная буква. Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.

Слайд 13

RPG motivates speech activities. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность. Through games pupils acquire communication elements, ability to initiate and/or support a conversation. В играх школьники овладевают элементами общения, умением начать беседу, поддержать разговор . Games encourage children’s desire to make contacts with one another and with the teacher, create the environment for equality in speech partnerships, remove the traditional barrier between the teacher and the student. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Games positively influence the cognitive interests, promote learning of a foreign language. They aid the development of self-reliance, initiative, team spirit. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию самостоятельности, инициативности, воспитанию чувства коллективизма. Conclusion Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры в изучении англицского языка

При изучении английского языка очень важно для учащихся преодолеть языковой барьер, а это возможно только создав на уроке благоприятную психологическую обстановку. Наиболее привычной для учащихся ( ос...

Речевые опоры как средство развития устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса

Речевые опоры на уроке – это карточки учебного раздаточного материала с ключевыми словами, записанные в неопределенной формы и раскрывающими суть темы, проблемы, идеи рассказа, “подсказкой” сюжетной к...

сюжетно-ролевые игры при изучении английского языка

презентация - представляющая опыт использования сюжетно-ролевых игр при изучении английского языка в 4-5 классах...