Применение инновационных технологий в преподавании английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Алексеева Марина Сергеевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnyy_potencial_pedagoga1.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

Василий Александрович Сухомлинский

Алексеева Марина Сергеевна,

учитель английского языка ГБОУ СОШ № 547

За последнее время многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Ребенок приходит в 1-ый класс с огромным желанием учиться. Как же надолго удержать в нем чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами познания, которые его там ждут? И важно иметь богатую палитру приемов, которые помогли бы учителю научить ребят мыслить, докапываться до сути, делать выводы и понимать то, как эти знания могут помочь им в жизни. Ведь целью современного образования является воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно.

В поисках новых идей я обратилась к инновационным формам обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, информационно-коммуникационные технологии.

Важно понимать: в основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Склонность к творчеству вообще присуща ребёнку. По утверждению психолога Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Однако, принимая участие в творческой деятельности, ребенок может из многих предложенных вариантов решений выбрать самостоятельно для своих действий один из них, или придумать, создать качественно новое. Вот это новое и есть творческая деятельность. Каждый ученик на определённом этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени.

Цель моей научно-методической работы заключается в выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей школьников на уроках английского языка.

Изучение иностранного языка – трудоемкий процесс. Учащийся должен приложить усилия, чтобы понять иноязычную речь, управлять вновь изученными словами и фразами и использовать целый ряд языковых структур в устной и письменной речи.

В преподавании иностранных языков особое внимание уделяется использованию театрализованных постановок, которые служат не только развлечением для детей, но и средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений, открывают детям возможность развития творчества и воображения в интересных, увлекательных формах - действиях.

Поэтому ценность применения технологии «Ролевые игры и драма» состоит и в том, что помогает преодолеть пассивность тех детей, для которых изучение языка само по себе является трудной (по их мнению) задачей. Во время подготовки драматического действия-игры такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, стремясь внести свой вклад в общее дело.

Использование ролевых игр и драмы при обучении иностранному языку школьников разного возраста решает комплекс задач:

  1. формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке;
  2. умение пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств, в реально возникающих ситуациях общения;
  3. воспитание активно-творческого и эмоционально-эстетического отношения к слову через подготовку и постановку спектаклей.

Педагог ставит перед собой задачу погрузить детей в атмосферу театра, развивая при этом их речевые и познавательные способности, опираясь на речевой опыт, как в родном, так и в иностранном языке, создать положительную установку на дальнейшее изучение иностранных языков, пробудить интерес к жизни и культуре других стран.

Алгоритм применения технологии «Ролевые игры и драма»: на уроках домашнего чтения мы с учащимися выбираем произведение, пишем сценарий, не только используя лексику той или иной книги, но и лексические и грамматические структуры основного учебника. Выбираем для постановки произведения, в которых раскрываются волнующие старшеклассников нравственные вопросы: любви, дружбы, верности, честности, взаимопомощи.

Отличие драмы от урока заключается в изменении роли ученика, который обретает новый статус актера, а учитель-статус режиссера. И уже не учитель исправляет ученика, а режиссер помогает актеру научиться правильно говорить на иностранном языке.

Хотелось бы отметить: психологически важным моментом является то, что дети, играя определенную роль, допускают ошибки в речи, но не теряются, ссылаясь на тот факт, что ошибка допущена не ими, а теми персонажами, которых они играют.

Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не только в результате и в продукте творчества, но и в самом процессе. В настоящей детской постановке все – от завязки до развязки драмы – должно быть сделано в сотрудничестве детей и взрослых, их руками и воображением, и тогда только драматическое творчество получит видимый результат и удовлетворение от проделанной работы.

Опыт показал, что использование драмы на занятиях английского языка способствует повышению уровня знаний и навыков, полученных детьми в процессе обучения. Театрализованные постановки повышают мотивацию школьников в усвоении содержания учебного материала, помогая создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно опережает языковые возможности детей, создавая тем самым исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых речевых единиц в речи. Участвуя в спектакле, дети слушают, слышат и понимают друг друга. Сценическое действие помогает понять смысл происходящего, и в результате у зрителей развивается языковая догадка.

Увлекательный мир спектаклей, песен, игр, импровизаций может оказать учителю неоценимую помощь в формировании и развитии языковой компетенции учащихся, в решении задач эстетического воспитания, творческих способностей детей. Драма близка ребенку, так как динамична, действенна и напоминает мир игры, в котором он живет. Драматизация превращает учебу в приятное занятие и освобождает изучающих язык от оков страха. Занимаясь одним общим делом, учитель и его ученики становятся единомышленниками.

Использование информационно-коммуникационных технологий.

Стремясь оптимизировать процесс обучения иностранным языкам, провожу занятия с использованием компьютерных технологий. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. В этих программах предусмотрен и контроль знаний по каждой теме. Опрос обучающихся показал, что наибольшее предпочтение они отдают урокам, проводимым с новыми средствами наглядности, с применением компьютерных технологий.

Проектная технология.

Возможно использование мини-проектов, рассчитанных на один урок, или больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. В 5 классе мы обычно начинаем проектную деятельность с весьма простых проектов (например, коллаж или альбом “Мое фамильное дерево”, “Школа моей мечты”). Кабинет превращается в творческую мастерскую, когда дети приносят клей, ножницы, бумагу и незаметно для себя дети начинают говорить по-английски. В старших классах я стараюсь использовать групповые проекты (“Что такое стресс, и как с ним справиться?”, “Проблемы подростков”). Так как учащиеся старшей школы уже могут не только творчески подойти к работе, но и аргументировать свой ответ перед одноклассниками.

Технология разноуровневого обучения.

Также на уроках английского языка в старших классах я часто обращаюсь к технологии разноуровневого обучения чтению. Использую подборку текстов разных жанров и форм описаний, коротких рассказов, заметок, психологических тестов. Это обеспечивает учащимся возможность выбора материала в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями.

Я ориентируюсь на 3 группы учащихся:

  1. Группа учащихся, которая имеют высокий уровень обученности, читает рубрику «Это интересно», тексты с афоризмами, изречениями, а затем знакомит присутствующих с наиболее оригинальными из них.
  2. Группа учащихся, имеющая средний уровень, знакомится с программой телевидения Великобритании и составляет «свою» программу и т. п.
  3. Ученикам с низким уровнем обученности можно предложить подобрать запись любимого английского певца и передать по-русски содержание песни. Учащиеся старших классов знают наизусть полюбившиеся им песни на английском языке и, выполняя это задание, узнают, о чем поется в песнях, а также смогут в дальнейшем использовать новую лексику.

Внеклассная работа.

Одним из ведущих направлений моей работы как учителя-предметника является внеурочная деятельность по предмету, так как она оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей учащихся и повышение уровня знаний. Недели иностранного языка, фестивали культур, Дни Британии стали традиционными. Важным моментом в развитии произношения и фонематического слуха является использование музыки и песен. Ребята с удовольствием принимают участие в фестивалях песен на иностранных языках. Разучивание песен с частыми повторами помогает ученику закрепить не только слова, но и правильную артикуляцию, правильное произношение звуков, ударения, ритм. А сцена приучает детей к четкой, правильно оформленной грамматически, интонационно и фонетически речи.

Игры, проводимые мною на уроках английского языка - «Кто хочет стать миллионером?» и «Сто к одному», стали любимы учениками нашей школы. Ведь ребята могут не только принять участие в аналоге телевизионных игр на иностранном языке, найти ответы на непредсказуемые вопросы и проверить свои знания, но и еще получить необычные призы. Также я являюсь организатором открытых уроков с носителем языка для учащихся, которые с удовольствием готовят сообщения к таким урокам.

Около 30 моих учеников ежегодно принимают участие в городских, региональных, всероссийских, международных конкурсах и олимпиадах по английскому языку.

Результатом применяемых инновационных технологий стали следующие достижения учащихся.

Вывод: участие моих учеников в различных творческих мероприятиях дает им возможность почувствовать красоту слова, развивает правильную речь, способствует совершенствованию умения держаться на сцене, готовит их к публичному выступлению, что является одной из задач моей работы.

Я и в дальнейшем буду использовать инновационный подход к обучению, потому что он позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Ведь мой предмет вносит значительный вклад в общее развитие ребенка, помогает строить «мосты» через языковые барьеры, объединять людей, следуя призыву Н. Рериха – «Мир через культуру».

Алексеева Марина Сергеевна, учитель английского языка ГБОУ СОШ № 547.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий при обучении английскому языку в начальной школе

Плюсы раннего начала систематического изучения иностранного языка не сводятся к существенному повышению качества владения языком учащимися, оканчивающими среднюю школу. Важен весомый интеллектуальный,...

Применение инновационных технологий на уроке английского языка

Использование на уроках английского языка компьютерных презентаций является  эффективным методом представления и изучения любого материала. При представлении материала в графиках, картинках, табл...

К урокам английского языка - Инновационные технологии в преподавании английского языка

Инновационные технологии в преподавании английского языка: Новые информационные технологии в обучении английскому языку Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета  Са...

Применение инновационных технологий на уроках английского языка с целью повышения качества обучения

uml;В современном обществе возрастает роль иностранных языков.¨Знание иностранного языка даёт возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресу...

Применение инновационных технологий на уроках английского языка

Выступление на педагогическом совете.Какие инновационные технологии я использую на уроке....

методические рекомендации по применению инновационных технологий на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования

Применение инновационных технологий, разноформатных упражнений для развития всех четырех видов речевой деятельности на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования...

Инновационные технологии в преподавании английского языка

Доклад об использовании сети Интернет на уроках иностранного языка....


 

Комментарии