Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.
статья по английскому языку (10 класс) по теме

Листова Елена Геннадьевна

Статья отражает использование проектирования  для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.odt29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая Формирования профессионально-значимых качеств личности.

        

Лагутина А.А., Листова Е.Г., Матвеева М.А., Прокудина Ю.Б.,

Российский государственный педагогический университет  им. А.И.Герцена,

ГБОУ школа № 589 Колпинского р-на Санкт-Петербурга

ГБОУ школа № 546 Красносельского  р-на Санкт-Петербурга

Сегодня, когда в систему образования внедряются стандарты второго поколения, перед  современным учителем остро встаёт проблема, как работать по новым стандартам, так как они нацелены не на предметный, а на личностный результат. Развитие инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни  необходимы  для формирования и развития личности в непрерывном и целостном процессе общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовки на основе гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального и специального образования. В этой связи учителю требуется пересмотреть методику преподавания своего предмета, меняя методику обучения с объяснительного на деятельностный. Развитие способности ориентироваться и гибко, мобильно перестраиваться в условиях учебной деятельности, умения самоуправления и  конструирования и реализации ситуаций совместной учебной деятельности обучающих и обучающихся становится приоритетным направлением в работе все большего количества педагогов-исследователей.

В этой связи хотелось бы рассмотреть  проектную деятельность, как наиболее эффективный метод для освоения знаний в рамках новых образовательных стандартов.

  Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

     Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Метод проектов полностью реализуется в  мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех  мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Одной из форм организации  таких учебных занятий является  проведение учебных конференций. В процессе подготовки к ним учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с научно-популярной литературой, учатся анализировать и обобщать, отделять главное от второстепенного. Организуя работу учащихся в рамках конференций учитель ставит перед собой следующие цели:

•        Выявление и развитие у обучающихся профильных творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.

•        Формирование профессионально-значимых качеств личности и мотивации к практическому применению предметных знаний.

•        Научное просвещение и целенаправленная ориентация учащихся.

•        Распространение и популяризация научных знаний.

Являясь частью учебного процесса, конференции имеют некоторые общие черты с традиционными школьными уроками.  Они проводятся, как и уроки, со всем классом в часы, отведенные для предмета по расписанию, руководящая роль при этом сохраняется за учителем, работа класса в целом сочетается с индивидуальной работой учащихся.

 Говоря о принципиальных отличиях  в проведении традиционных уроков и конференций, нельзя не отметить, что новые знания учащиеся получают из литературы, с которой работали дома самостоятельно, и из докладов, с которыми выступают на конференции учащиеся.  Руководящая роль учителя на конференции сводится к  организации  выступления учащихся с докладами и их обсуждения. Учитель также может  внести дополнения и уточнения, если это не сделано учащимися во время обсуждения докладов, обобщить результаты конференции, оценить работу класса в целом и отдельных учащихся, выступавших с докладами и дополнениями к ним.

Рассматривая технологию подготовки конференции, необходимо выделить несколько  основных этапов:

1)        Учащимся объявляется тема конференции.

2)        Учитель знакомит учащихся с планом конференции, ее задачами.

3)        Предлагаются на выбор темы для докладов/проектов (при распределении докладов/проектов следует учитывать индивидуальные особенности учащихся: их склонности, интересы, способности, желание).

4)        Предлагается список рекомендованной литературы, но учащиеся могут выбрать для подготовки свои источники информации.

5)        Учитель знакомит учащихся с особенностями предстоящей самостоятельной работы по конкретной теме.

6)        Определяются сроки подготовки, время дополнительных консультаций.

На консультациях учитель подсказывает учащимся, на каких вопросах нужно сосредоточить внимание  при подготовке доклада/проекта. Это необходимо для того, чтобы ученик «не растекался мыслью по древу», а также в целях предупреждения нежелательных повторений в докладах. Вместе с тем докладчикам предоставляется самостоятельность в подборе иллюстративного материала, в определении его структуры.

Рассматриваемая образовательная деятельность соответствует требованиям к структурированию учебной информации с точки зрения новой образовательной парадигмы, в которой  учитель управляет процессом обучения школьника в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Лучшие работы каждого класса представляются на общешкольной конференции.  С учащимися, представляющими наиболее понравившиеся темы, продолжается подготовка к участию в районных, городских конференциях, а также конференциях организованных  высшими учебными заведениями. Так например,   ученики принимают участие в конференциях организованных кафедрой английского языка для естественных факультетов РГПУ им.А.И.Герцена.  Английский  язык - рабочий язык таких конференций, поэтому наряду с подготовкой  учащихся по общенаучным темам, предлагаемыми  университетом, необходимо представить текст, найти  информацию по данной теме на английском языке на англоязычных  сайтах. Таким образом,  итогом совместной работы учителей-предметников, учителей иностранного языка и учащихся старших классов становятся проекты на английском языке, которые представляются на школьную конференцию, одной из целей  которой является прохождение отбора для участия в научно-практической конференции РГПУ им.А.И.Герцена «Наука. Английский. Будущее».  Участие в мероприятиях более высокого уровня способствует повышению интереса к предметам естественно-научного цикла, к углубленному изучению  английского языка,        решению вопросов с профориентацией, выбором будущей профессии, а так же сплочению команды, класса.

Самым важным итогом проведенных мероприятий, можно считать не только то, что ребята осознают свой потенциал в научно-практической деятельности, но, что более важно, могут показать своим одноклассникам, что активная деятельность на уровне университета – это, не что иное, как вклад в их будущее, тот фундамент, который укрепляется и расширяется путем систематического углубления в заинтересовавшую их тематику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени

Материал содержит презентацию к выступлению по данной теме. Затрагиваются вопросы о современных педагогических условиях обучения в форме  элпективных курсов и факультативов....

Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени

Выступление к опубликованной на сайте презентации...

Программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» (реализация ФГОС основного общего образования)

   Разработанная программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции   школьников, ...

Из опыта работы по теме "Обучение иностранному языку на I ступени общего среднего образования".

Эта статья  о приёмах и методах обучения иностранному языку учащихся начальных классов . Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение ш...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Комплекс заданий по работе с аутентичными материалами при обучении иностранному языку на уровне основного общего образования

Комплекс разработан на основе УМК Spotlight 9 и современных федеральных образовательных стандартов....