Из опыта работы по теме "Обучение иностранному языку на I ступени общего среднего образования".
учебно-методический материал на тему

Куц Елена Николаевна

 Эта статья  о приёмах и методах обучения иностранному языку учащихся начальных классов . Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение школьниками языковым материалом, но и готовность и желание детей участвовать в общении. Вызвать у детей желание общаться на иностранном языке помогает использование игровых приёмов, которые позволяют формулировать речевые задачи, включающие в себя как мотив, так и цель речевой деятельностиНа своих уроках, когда целью является тренировка в употреблении лексико-грамматического материала, мы часто используем сюжетно-ролевые игры, которые позволяют создать учебные речевые ситуации, сделать урок эмоциональным, увлекательным. Учащиеся выступают в роли персонажей сюжета. Вовлечение в общение всех детей – необходимое условие обеспечения эффективности урока
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение

иностранному языку

на І ступени общего

среднего образования»


Тема: Сюжетно-ролевые игры

и моделирование ситуаций общения

на уроке иностранного языка

Куц Елена Николаевна

учитель английского языка МОУ СОШ №4

с.Кочубеевское, Ставропольский край

 «Обучение иностранному языку на І ступени общего среднего образования»


Тема: Сюжетно-ролевые игры и моделирование ситуаций общения на уроке иностранного языка


Талантлив тот, кто смог в себе и в детях
Актерский дух увидеть и раскрыть,
Стремленье к творчеству, игра на сцене
Урок помогут в праздник превратить. (Е.М.Гербач)


Основная цель обучения иностранному языку в начальной школе – развитие способности школьника к иноязычному общению.

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено: 

  • на создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации детей и преодоления ими в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации;

  • на формирование элементарных коммуникативных умений в говорении, чтении, аудировании, письме с учётом возможностей и потребностей младших школьников;

  • на формирование представлений об общих чертах общения на родном и иностранном языках;

  • на ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным, сказочным фольклором, миром игр и развлечений;

  • на формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках.

Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение школьниками языковым материалом, но и готовность и желание детей участвовать в общении. Вызвать у детей желание общаться на иностранном языке помогает использование игровых приёмов, которые позволяют формулировать речевые задачи, включающие в себя как мотив, так и цель речевой деятельности. 
На своих уроках, когда целью является тренировка в употреблении лексико-грамматического материала, мы часто используем сюжетно-ролевые игры, которые позволяют создать учебные речевые ситуации, сделать урок эмоциональным, увлекательным. Учащиеся выступают в роли персонажей сюжета. Вовлечение в общение всех детей – необходимое условие обеспечения эффективности урока. Этому могут способствовать такие формы работы, как учитель – группа, группа - к одному, по цепочке, парная, разыгрывание ситуаций по ролям (театрализация). 
У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.

Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Сюжетно-ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

Сюжетно-ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Сюжетно-ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Сюжетно-ролевые игры выполняют воспитательную функцию.

Они также ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, сюжетно-ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Итак, я считаю сюжетно-ролевую игру одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Её особенности определяются следующим образом: 

1. Сюжетно-ролевая игра - это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.

2. Сюжетно-ролевая игра требует от участников полной отдачи, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В сюжетно-ролевой игре используются их знания и умения, как и за её пределами, то есть их общий запас знаний и умений.

3. Сюжетно-ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элементы игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающие видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении механических единиц и грамматических структур.

4. Сюжетно-ролевая игра даёт обучающимся лингвистическую "подсказку"- какими единицами и какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников.

5. Сюжетно-ролевая игра несёт в себе элемент " неожиданности", с которыми так часто встречаются учащиеся в процессе реального общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, так как они не знают заранее, что скажут их партнёры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.

6. Во время сюжетно-ролевой игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.

7. Сюжетно-ролевая игра имеет определённые преимущества. Во-первых, в ролевой игре гораздо легче создать такую ситуацию, когда ни один из её участников не сможет "отсидеться". Во-вторых, робким, не уверенным в себе ученикам легче высказывать своё мнение "под маской" какого-либо действующего лица.

Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.

Статья отражает использование проектирования  для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....

Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование коммуникативных УУД учащихся в изучении иностранного языка на разных ступенях образования"

Материал содержит теоритический материал по данной теме, рассмотрены основные технологии, используемые мной для формирования коммуникативных УУД,  упражнения, которые я применяю на своих уроках п...

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень) будет создаваться как модуль программы внеурочной де...

«Специфика формирования профессиональной речи будущего учителя иностранного языка (для ранней ступени иноязычного образования в средней школе)».

Профессиональная речь является одним из важнейших параметров профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, значимыми составляющими которой являются коммуникативная и психолого-п...

Справка "итоги преемственности между 1 и 2 ступенями общего среднего образования"

Данный файл содержит шаблон правки адаптации учащихся 5 классов....

Роль второго иностранного языка при получении общего среднего образования в школе

Знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющ...

Роль второго иностранного языка при получении общего среднего образования в школе

Знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющ...