Методическая разработка "Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка"
методическая разработка по английскому языку по теме

Пирогова Наталья Викторовна

Обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями. Как научить: понимать устные и письменные сообщения, правильно и самостоятельно выражать свое мнение, использовать справочную литературу и словари, работать самостоятельно и коллективно? в разработке представлены приемы работы с текстом и с картинками, со знаками и символами культуры, а также дан пример увлекательной викторины по страноведению Великобритании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranovedenie.docx129.52 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАНОВЕДЧЕСКОГО И ЛИНГВОСТРАНОВКДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Выполнила  Пирогова Н.В.

Учитель английского языка

МОУ лицей г. Фрязино Московской обл.

Одним из ведущих принципов процесса воспитания является принцип культуросообразности. Это значит, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Предмет «Иностранный язык» не только знакомит  с культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения содействует воспитанию учащихся в контексте диалога культур.

Как известно, для успешного общения необходимо не только владеть языком собеседника, но и общими знаниями о мире, так называемыми background knowledge. Не овладев фоновыми знаниями (в вербальной и невербальной  формах), нельзя исключить непонимание между собеседниками, принадлежащих к разным культурам. Например, для англичанина понятны такие языковые реалии как back woodsmen – члены Палаты Лордов, редко бывающие на заседаниях; или band of hope – старая дева, ищущая жениха. Для представителей другой культуры эти выражения непонятны, даже если известны значения отдельных слов. Или пример невербального общения: русский, останавливая проходящую машину, поднимает руку, а француз в той же ситуации поднимает большой палец.

Таким образом, обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями. При таком обучении не следует забывать о родных традициях и культуре, привлекая их для сравнения, так как только в этом случае учащийся осознает особенности восприятия мира представителями других наций.

Следовательно, учащиеся должны получить знания по основным темам национальной культуры США и Великобритании (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию и т.д.). Здесь перед преподавателями стоит ряд задач: научить

  1. Понимать устные и письменные сообщения;
  2. Правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной форме;
  3. Использовать справочную литературу и словари;
  4. Выполнять проектные работы и рефераты;
  5. Работать самостоятельно и в коллективе.

Основы обучения страноведению.

Сущность обучения в процессе взаимодействия ученика и учителя.

Дифференцированный подход осуществляется через:

- использование карточек (каждый получает возможность работать в соответствии с уровнем подготовки);

- разный объем знаний;

- разные способы контроля.

В работе над страноведческим материалом мной используется различная литература на английском языке, выпускаема в нашей стране и рекомендованная к изучению: лингвострановедческие словари «Великобритания» под редакцией  А. Рума, «США» под редакцией Г.Д.Томахина, «Австралия и Новая Зеландия» под редакцией В.В.Ощепковой, а также книги для чтения издательства «Лист»: «Кратко о Великобритании», «Кратко о США», другие актуальные и интересные материалы о жизни в этих странах, множество фотографий, подробные комментарии и тренировочные упражнения , которые делают эти пособия удачным дополнением к основным учебникам при изучении иностранного языка.

К формам реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов относятся:

- работа с текстом по страноведению;

- работа с картинками;

- работа с географической картой;

- работа с символами и знаками культуры;

-сообщения, рефераты, доклады;

- quiz-викторина.

Остановлюсь подробнее на некоторых из них.

Работа с текстами.

Важно – содержание должно быть значимым и вызывать интерес у учащихся. Контроль прочитанного – от вопросов и пересказа до выделения характеристик и разнообразных текстов. (Пример текстов дан в приложении 1).

Работа с картинками.

Способствует развитию коммуникативных навыков, а также:

- обогащает словарный запас;

- закрепляет грамматику;

- развивает воображение;

- помогает наглядно усвоить элементы культуры изучаемого языка.

Примерные задания:

  1. Look at the picture.
  2. Who (what) can you see there?
  3. What’s going on? What are they doing?
  4. Where is it situated?
  5. What can you see in the background? Etc.

(Пример картинок и упражнений к ним дан в приложении 2).

Работа со знаками и символами культуры.

Можно использовать на любом этапе изучения темы, чередуя различные формы работы с группой – фронтальную, парную, индивидуальную.

Пример при работе с темой «Западная демократия» (2 курс).

  1. Please, divide into two groups.
  2. In 5-7 minutes try to find out the most important political symbols of the UK (1 group), the USA (another group).
  3. Put your results on the paper (or blackboard).
  4. Find the similarities.

The UK – London, 10 Downing street, Magna Charta, Parliament, The House of Lords, The House of Commons, Union Jack, Big Ben.

The USA – Washington DC, White House, Bill of Rights, Congress, Senate, The House of Representatives, Stars and Stripes, The Statue of Liberty.

Работа с проектами и сообщениями.

Самая используемая мной форма при работе с учащимися групп 1-2 курсов, так как позволяет повторить пройденное и способствует вовлечению учащихся в диалог, а также привлекательна для них тем, что дает возможность хорошо подготовиться и, как следствие, получить высокую оценку. Кроме того, такая работа развивает творческие умения, как то излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию.

QUIZ – ВИКТОРИНА – одна из основных форм работы с материалом страноведческого содержания.

Квиз, или иначе опросник, викторина, - самая универсальная и любимая учащимися форма работы. Чаще всего это тест, иногда с несколькими вариантами. Алгоритм работы с квизом примерно следующий:

- 1 этап – фронтальный контроль ответов опросника;

- 2 этап – предъявление ключа, оценка работы учащихся;

- 3 этап – высказывание 2-3 учащихся в виде микромонолога по содержанию квиза.

При систематическом использовании данного вида работы учащиеся прочно усваивают реалии англоговорящих стран. (Пример викторины дан в приложении 3)

Итак, все вышеперечисленные формы способствуют передаче учащимся иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеобразовательные умения, творческие и познавательные умения учащихся, повышают интерес к предмету в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Работа с текстом.
  1. Read the text and answer the questions.

New York Tram

The aerial cable cars connect Manhattan Island with Roosevelt Island which is in the middle of the East River. It is a residential complex with its own schools, shops, banks, restaurants and recreation facilities. The people living in this ‘new town’ on the island welcomed the opening of the tramway which is 945 meters long. Red and white cars take them on Roosevelt Island and three and a half minutes later the people (passengers) are in Manhattan where they can get to their jobs by bus or underground.

   The cable car rises to its cruising height of 41 meters above ground and travels at a speed of 26 kilometers an hour. It moves over New York skyscrapers, the United Nations buildings, over the East River. Each car carries 125 passengers. The tramway operates from 6 a.m. daily. In the morning and evening rush hours cars run continuously and every 15 minutes at other times.

Roosevelt Islanders have now the best of city living – a pleasant, well-planned community with beautiful views of Manhattan’s skyline, yet just minutes from the city’s busiest streets.

(from Speak Out, abridged)

  1. Which parts of New York do the aerial cable cars connect?
  2. How long is the tramway?
  3. What colour are the cars?
  4. How long does a journey take?
  5. How fast is the tram?
  6. What is the maximum number of passengers?
  7. How high does the tram move above the ground?
  8. Is there anything similar in your country (city)?
  9. What other unusual kinds of transport can you name?

  1. Read the texts and match their numbers with the headings. One heading is additional.

  1. Mysterious Monuments
  2. The Lost Continent
  3. The Puzzle of the Ancient Stones
  4. Deadly Place
  5. Pictures in the Sand
  6. Visitors from the Skies
  7. Life Underwater

___1_ Off the coast of Florida is an area known as the Bermuda Triangle, where over 200 ships and planes have disappeared mysteriously. Some disappearances can be explained as the result of unusual weather, but the rest are a puzzle.  

___4_ The ancient Greek philosopher Plato described a vast island in the Atlantic known as Atlantis, which suddenly perished underwater. Huge undersea walls, from 9500 B.C., have been found in the Bahamas. Are they the walls of Atlantis? Or did the legend arise from the flooding of the island of Crete in 1950 B.C.?

__2__ In 1927, a pilot, flying a plane over the Nazca plains of Peru, looked down and saw thousands of lines drawn in the desert. The drawings included a spider, a monkey, and a hummingbird with a wingspan of 60 meters. Archeologists think they were created 1000-2500 years ago by the dark stones to expose the light sand underneath.

__5__ Stonehenge in England is a group of very large stones arranged in circles. It is a mysterious place. Scientists can not definitely answer the question what Stonehenge was used for. Some people believe that this is a great religious centre. Another theory is that the stones were placed at the crossing points of the magnetic energy lines that cross the Earth, to form the bridge to the sky.

__3__ On the slopes of Easter Island, in the Pacific ocean, stand dozens of giant stone statues. They were probably made in A.D. 1000-1500, in the quarries of the unfunctioning volcano Rano Raruku. They are believed to represent spirits of ancestors, people who inhabited these places a very long time ago. The spirits are believed to protect the islands.

_6___ In 1969, Erich von Daniken wrote a book called “Chariots of the God?”, in which he suggested that aliens had visited Earth 10,000 years ago. He wrote that they came from an advanced civilization and created many ancient wonders. He said that some old carvings and cave paintings were pictures of aliens. Early peoples worshiped the aliens and made up myths about them and their spaceships.

(from ‘Tests for English State Exams’, O.V.  Afanasyeva)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Работа с картинками.

ANSWER THE QUESTIONS:

  1. Who can you see in the picture?
  2. Where are the people? Are they in town or in the country?
  3. Where are the man and the girl going?
  4. Are they relatives?
  5. Where is the woman going from?
  6. What is her profession?
  7. Is the dog going to cross the road?
  8. What season is it?
  9. Can you describe the weather?
  10. What are the people wearing?

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Примерные вопросы для викторины – теста по страноведению Великобритании.

THE UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND

  1. What is the official name of the country whose language you are learning?
  1. Great Britain
  2. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland
  3. Scotland
  1. How many countries does the UK consist of?
  1. Four
  2. Tree
  3. Two
  1. What is the capital of Scotland?
  1. Manchester
  2. Edinburgh
  3. Liverpool
  1. What is the capital of Wales?
  1. Cardiff
  2. London
  3. Glasgow
  1. What is the capital of Northern Ireland?
  1. Dublin
  2. Belfast
  3. Brighton
  1. What is the state system of the UK?
  1. A parliamentary republic
  2. A constitutional monarchy
  3. A limited monarchy
  1. What is the symbol of the UK?
  1. A bald eagle
  2. A rose
  3. Britannia
  1. What is the name of the British national flag?
  1. The Union Jack
  2. The Saint Andrew’s Cross
  3. The Saint David’s Cross
  1. What is the emblem of England?
  1. A shamrock
  2. A daffodil
  3. A red rose
  1. What is the symbol of Scotland?
  1. A daffodil
  2. A thistle
  3. A dragon
  1. What is the emblems of Wales?
  1. A shamrock, a clover, a red hand
  2. A rose, the Saint George’s Cross
  3. A dragon, a daffodil, a leek and a dove
  1. What is the emblem of Northern Ireland?
  1. A shamrock
  2. A red rose
  3. A thistle
  1. What chambers does the British Parliament consist of?
  1. The Senate and the House of Representatives
  2. The House of Lords and the House of Commons
  3. The Cabinet of Ministers and the Shadow Cabinet
  1. Who presides in the House of Lords?
  1. The Lord Chancellor
  2. The Speaker
  3. The Prime-Minister
  1. Who presides in the House of Commons?
  1. The Lord Chancellor
  2. The Speaker
  3. The Chancellor of the Exchequer
  1. Where does the British Premier live and work?
  1. At 10 Downing Street
  2. In the House of Parliament
  3. In Buckingham Palace
  1. In what sector of the economy does the majority of the population work?
  1. In primary industries
  2. In secondary industries
  3. In tertiary industries
  1. What is the fastest way to cross the English Channel?
  1. Through the Channel Tunnel (the Channel)
  2. By boat
  3. By ferry
  1. What is the most important airport in Great Britain?
  1. Heathrow Airport
  2. Gatwick Airport
  3. Stansted Airport
  1. What is the most famous place of “pagans” sun worship in England?
  1. A temple to the goddess Minerva in Bath
  2. Stonehenge on Salisbury Plain
  3. Dartmoor National Park
  1. What is the main cathedral of the Anglican Church?
  1.  St. Paul’s Cathedral
  2. Canterbury Cathedral
  3. Salisbury Cathedral
  1. What is the official religion in the UK?
  1. Catholicism
  2. Orthodoxy
  3. Protestantism
  1. What is the school leaving age in the UK?
  1. 16
  2. 17
  3. 18
  1. Which of the following stages of British education is not obligatory?
  1. Nursery school
  2. Primary school
  3. Secondary school
  1. Which is the top secondary school in the UK?
  1. Criswick Community school
  2. Eton
  3. Harrow
  1. What is the highest mark of British schools?
  1. A
  2. C
  3. G
  1. Further education comprises…
  1. Comprehensive school
  2. Universities and colleges of higher education
  3. Work – related courses and colleges that do not provide higher education
  1. What do we call the following pattern of tuition: six months in college and six months in industry?
  1. “sandwich” courses
  2. Further education
  3. Full-time tuition
  1. What universities have the highest academic reputation in the UK?
  1. Oxford and Cambridge Universities
  2. London and Bristol Universities
  3. Red-Brick universities
  1. What is the first degree awarded by universities?
  1. A doctor’s degree
  2. A bachelor’s degree
  3. A master’s degree


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе

Данные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеуч...

«Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»

laquo;Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»...

Реализация регионального компонента на уроках английского языка (Методическая разработка)

Стандарты общего образования по иностранному языку предполагают изучение материала о родном городе, его истории, достопримечательностях, культуре, знаменитых людях. Данный урок  является заключит...

Статья по теме: "Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка".

Одним из ведущих принципов обновленного процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в...

Актуальность использования лингвострановедческого компонента в обучении английскому языку

В данной статье анализируется проблематика лингвострановедческого характера. Лингвострановедение включает в себя не только обучение языку, но и дает некоторые сведения о стране изучаемого языка. Лингв...

Лингвострановедческий компонент на уроках английского языка

Лингвострановедение обеспечивает языковую компетентность в вопросах общения посредством адекватного понимания  культуры речи собеседника.  Процесс воспитания в средней школе  основывает...